Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 103 2012

Татьяна Долгодрова. В ореоле Наполеона

Татьяна Долгодрова,

фото Вадима Некрасова

 

В ореоле Наполеона

 

Редкости из Российской Государственной библиотеки

 

Конец XVIII — начало XIX века — время, когда продолжало славиться искусство роскошно декорированного книжного переплета. В Париже тогда работали знаменитые мастера: Жан-Жозеф Тессье, Франсуа-Поль Брадель — наследник знаменитого переплетчика Николя-Дени Дерома, умершего в 1790 году, Жозеф Бизьо, Курневаль и братья Бозерьян, Жан-Клод и Франсуа. Жан-Клод Бозерьян с 1790 по 1810 год и стал самым прославленным французским переплетчиком периода революции и Первой Империи. Переплеты работы Бозерьяна, наряду с переплетами семейства Дером, были самыми знаменитыми. Его называли отцом переплета эпохи ампир, столь излюбленного его современниками — с простыми линиями декора, с рамками на крышках, сделанных ролями, с растительными мотивами, явно навеянными современной ему французской архитектурой. Бозерьян нарисовал два образа для ордена Почетного легиона — галльского петуха и орла с пучком молний в лапах. Последний и был использован Наполеоном в качестве герба ордена.

«Baute monde» — клиентуры Бозерьяна включал, кроме семьи Бонапарта, русского императора Александра I и австрийский двор. Его переплеты легко идентифицировать: они разнообразно и эффектно подписаны мастером — золотым тиснением внизу на корешке. Эта манера подписывать свои переплеты была тогда новинкой во Франции. В его переплетах часто встречается также золотое тиснение и по краям крышек, и на корешке, а изредка и на дублюрах из шелка, которые он стал применять первым.

С 1805 года Бозерьян возглавил императорскую переплетную мастерскую, же стал работать вместе с Лефевром (имя его до нас не дошло) — племянником жены, которому он оказал поддержку и принял в свою мастерскую не только потому, что он был его родственник, но и потому, что Бозарьян лишился своего единственного сына и дочери, умерших в детстве. В случае совместной работы с Лефевром некоторое количество книг, сделанных в его мастерской, имеют имя одного Лефевра, хотя в очевидна, рука Бозерьяна.

В РГБ хранится книга, происходящая, как считается, из походной библиотеки Наполеона (4). Вероятно, книга была взята в качестве трофея во время Отечественной войны 1812 года. Это “Canty militari” — сборник «Военных песен», изданный в Бресшиа печатником Никколо Беттони в 1808 году. Издание поступила в РГБ из Библиотеки Генерального штаба (Ленинград) в 1920-е годы, о чем свидетельствует экслибрис. На титульном листе и странице 9 — печати Военного сектора Библиотеки СССР имени В.И.Ленина. Книга насчитывает всего 25 страниц, то есть состоит из 13 листов и напечатано на пергамене отличной выделки, хорошо выбеленном, без утрат и швов, что говорит о том, что данный экземпляр сделан «по высшему разряду». Титульный лист украшает ритуальная военная эмблема — знамена, копья, щиты. На листе 2 напечатано “ai Prodi/ soldati Italiani/ un Italiano” — «храбрые итальянские солдаты единой Италии», и далее следуют тексты 18-ти песен на итальянском языке, которые называются: «Народный хор», «Хор солдат», «Солдат», «Все солдаты и народ» и т.д.

На экземпляре нет никаких записей или экслибрисов, указывающих на принадлежность библиотеке Наполеона, но есть его суперэкслибрис. Это была книга из личного собрания Наполеона — она заключена в роскошный переплет (297х210х15 мм) из красного марокена с аппретурой — спецмалисты относят его к так называемой эпохе красного марокена. Переплет имеет золотое тиснение — орнаментирован гербами Наполеона I в центре (клише 93х70 мм) и пышными рамками в стиле ампир: это так называемый стиль armorial — или геральдический. Герб представляет собой одноглавого орла с молниями в лапах в окружении цепи ордена Почетного Легиона и в обрамлении мантии из горностая. По сторонам от орла — скипетр и «перст благословляющий — Божья десница», над гербом — корона. Здесь все указывает на императорскую власть Наполеона. Такое оформление переплетов является самым репрезентативным декором, представленным на переплетах, изготовленных для императора. Декорирование на обеих крышках идентично — это рамка золотого тиснения из крупного роля (15 мм) в центре — в виде гирлянды из ветвей лавра, символизирующих славу. С внешней стороны — роль веревочного орнамента, с внутренней стороны — роль в виде балясин и звезд. По углам рамки — инициал Наполеона N”, составленный из связок листьев. Дополнительную роскошь переплету придает дублюра из зеленого муара с золотым тиснением, сделанная в виде двух рамок, на подвертке из марокена — роль в виде гирлянды из чередующихся виноградных листьев и гроздей винограда и рамка из двух ролей — мелкий из пальметок (вошедших в моду после египетского похода Наполеона), средний роль в виде гирлянды из цветов, листьев и ленточного орнамента. Рамка на муаре — также ленточный орнамент с цветами и листьями. Обрезы золотые. Закладка из шелковой ленты зеленого цвета, которая вторит дублюре.

Особого внимания заслуживает корешок переплета, также украшенного золотым тиснением, — на фоне “semé” (“засеянный”) из мелких штемпелей в виде пчелы (пчела, как известно, входила в родовой герб Бонапарта.) На их фоне использованы штемпели и более крупные — также в виде пчелы, лавровых венков, лиры и звезды. Можно сказать, что это «говорящий» переплет — “parlant” и изображенные на нем предметы имеют символические значения, сопряженные с содержанием книги. Лавровые венки символизируют славу, лира — воспевание победителя, звезды — намек на счастливую звезду, под которой был рожден Наполеон. На корешке внизу надпись, сделанная золотым тиснением с указанием имени переплетчика “Rei.[ié] P.[ar] Lefebvre” — “Переплетено Лефевром”.

Лефевр работал как переплетчик, в том числе и императорский, с 1805 по 1835 год. Его переплеты имели дублюры и рамки золотого тиснения в стиле ампир на крышках. Полностью идентичный переплету из РГБ подписной переплет работы Лефевра, но из марокена зеленого цвета и с дублюрой из муара красного цвета, имеется в Британской библиотеке.

Кроме книжных переплетов о вкусах наполеоновской эпохи свидетельствуют набивные ткани, которые дают возможность детального знакомство с этой эпохой, помогают узнать, как выглядели стены домов, оклеенные ситцевыми обоями, чем обшивались стены карет и какие картины из набивных тканей украшали интерьеры. По сюжетам в тканях видно, что тогдашняя культура распространялась не только через печатные издания и произведения искусства, но и через многие другие вещи, в частности — упомянутые набивные ткани, которые окружали человека повсюду.

Дух времени ощущался в них во всем, находили здесь свое отражение и события на злобу дня, в том числе и связанные с Наполеоном. Свидетельство тому уникальное собрание тканей с набойкой немецкого коллекционера и учёного Роберта Форрера (1866–1947). Эта коллекция поступила в Государственную библиотеку СССР им. В.И.Ленина (ныне Российская государственная библиотека) весной 1946 года после окончания Второй мировой войны в составе перемещенных культурных ценностей. До того времени коллекция являлась действующей экспозицией в Немецком музее книги и шрифта (Лейпциг).

Одним из характерных направлений в работе ситценабивных мануфактур являлось воспроизведение на ткани картин и литографий известных мастеров. Примером может служить набойка «Наполеон I у гробницы Фридриха Великого» (имеющая рукописную надпись: “Napoleon I. am Grabe Friedrichs des Grossen”). Это коричневая печать по белому ситцу, так называемая гризаль, по художественному исполнению имитирующая рисунок пастелью. Сделана она во Франции, предположительно между 1806–1813 годами, и воспроизводит популярную в то время литографию этого сюжета. Известна также картина маслом берлинского художника Генриха Далинга, посвященная этому событию и находившаяся некогда в гарнизонной церкви Потсдама (после Второй мировой войны ее местонахождение неизвестно). Вероятнее всего, здесь дана сцена пребывания Наполеона в Потсдаме 25 октября 1806 года. На надгробии надпись “Friedrich. II” — «Фридрих II». В композиции, выполненной в стиле ампир и отличающейся определенной монументальностью, очень удачно выделена в центре обособленно стоящая фигура Наполеона Бонапарта — «погруженного в глубочайшую думу». Это как бы молчаливый диалог двух императоров — Наполеона, смотрящего на гробницу, и Фридриха, заключенного в гробницу. Четкий светлый профиль Наполеона дан на темном фоне, и должен нам напоминать о профилях римских императоров. Справа от Наполеона — довольно многочисленная свита, среди них одна женщина, видимо Жозефина, слева — два немца в штатском с ключами от гробницы. Интересна игра света и тени, она явно имеет здесь свой подтекст. Гробница Фридриха описана: «Останки этого великого человека сокрыты в деревянном гробу, обитом медью, который поставлен в подземельном склепе и не отличается никакими украшениями, напоминавшими бы подвиги великого»1. В такой трактовке фигуры Наполеона угадывается провидческое предчувствие его будущей судьбы.

Интересен немецкий платок 1813–1814 годов «Падение Наполеона». В центре профильные изображения кайзера Франца, русского императора Александра и короля Фридриха Вильгельма — их бюсты наложены один на другой, как в античных монетах. Овал с их изображениями обрамлен лавровой и оливковой ветвями — понятно, что это олицетворения Славы и Мира. По углам платка — гербы императоров. Платок с указанием имени гравера: “K.K.Pr. Cosmanoser. Zitz et Cotton fabriсk” — «Рис. Козманозер. Cитценабивная фабрика». А вот английский платок 1815 года, имеющий надпись: “Battle of Waterloo” — «Битва при Ватерлоо» мог бы служить иллюстрацией в учебнике истории — он содержит карту сражения: “Plan Battle of Waterloo”, панораму сражения, сцену нападения на кортеж Наполеона, который произошел около церкви в Ватерлоо. Показаны вышки наблюдения обеих сражающихся сторон с надписью: “Explanation of the Battle of Waterloo”. Сюжеты этого платка, дающего иллюзию самоличного участия зрителя в событии, пронизаны героической патетикой, напряженностью и страстью битвы.

На платке, произведенном в Эльзасе в октябре 1818 года и имеющем указание на имя гравера: “Hartmann & fils, Munster H. Rhin” — «Хартманн и сыновья, Мюнстер, Верхний Рейн» дано многословное название сюжета — “Оккупационные войска союзников”. В названии указаны все страны-участницы в следующем порядке: “Besatzungstruppen der Verbündeten. Irlander, Englander, Schotten, Sachsen, Hessen-Casselaner, Pommern, Preussen, Schlesier, Hannoveraner, Dänen, Ungarn, Osterreicher, Böhmen, Badenser, Württenberger, Livonier, RUSSEN, Crimäer, Pfalzer und Bayern”. В центре платка изображение оливкового дерева — символа мира, которое оплетают ленты с этим текстом, дерево окружают торжествующие военные стран-победителей. От центра лучами, придавая событиям динамику, расположены сцены с изображениями войск.

Сюжеты набоек имели налет карикатурности и производились явно в расчете на союзников по антинаполеоновской коалиции, как, например, в одном из английских платков, около 1813 года. Печать здесь произведена красной краской по желтоватой хлопчатобумажной ткани. В центре платка — большая композиция с Наполеоном, просящим пощады у союзников. Сцена разыгрывается на театральных подмостках, её сопровождает (как, впрочем, и все другие 8 сцен) надпись на двух языках — английском и немецком: “Stage of Europe Dec. 1812. / Europaische Schaubuhne in December 1812” — «Подмостки Европы в декабре 1812». Все действующие лица снабжены надписями в порядке изображения фигур слева направо: “Sweden. Schweden” («Швеция»), “Russia. Russland” («Россия»), “Napoleon” («Наполеон»), “Prussia. Preussen.” («Пруссия»), “Jerome” («Жером»2), “Confederation of the rhine. Das Rheinischen Bundniss” («Рейнский Союз»), “Austria. Oestreich.” («Австрия»). При этом Наполеон очень красноречиво роняет шпагу, прусский император вынимает свою из ножен, а русский император уже занес свою шпагу над головой Наполеона. Венчает эту центральную композицию аллегорическая сцена, происходящая в храме Славы, где представлен русский герб с двуглавым орлом, по сторонам от него фигуры Славы победно трубят. В центре композиции — аллегория победы в виде Афины Паллады, указующей на русский герб, под ней надпись: “Victory” — «Победа». По сторонам — коленопреклоненные фигуры с надписями: “Europe” и “History”. Слева и справа от композиции — свитки с надписями, воспевающими победу русских, внизу же от центральной сцены — изображена публика, восторженно приветствующая действующих лиц, один из персонажей держит в руках брошюры “Bulletine 49-me” («Бюлетень 49-й»), другой — “Dispatches from ld cathcart” — «Депеши лорда Каткарта»3.

На верхнем поле платка в центре — сценка с двуязычной надписью: “Bonaparte after a mock trial ordering/ the Duke DEnghein to be shot” — («Бонапарт, по приказу которого по ложным обвинениям был расстрелян герцог Энгиенский»4).

В левом углу верхней части платка сценка имеет надпись: “Bonaparte destroying the/ Patriotic but infortunate/ Tousaint LOverture”. («Бонапарт губит несчастного патриота Туссен-Лувертюра»5)

В правом углу верхней части платка сценка имеет надпись: “Bonaparte meanly betraying / his officers and cowardly deserting/ his Troops in Egypt” («Бонапарт подло предает офицеров и трусливо оставляет свои войска в Египте»).

На нижнем поле платка в центре — сценка также с двуязычной надписью: “Bonaparte receiving Josephine the cast off Mistress of Barras with the command of the army of Italy” («Бонапарт вместе с назначением на должность командующего итальянской армией получает и Жозефину, бывшую любовницу Барраса»)6. В надписи на немецком языке добавлено слово “verworfene” («подлая, развратная») для характеристики Жозефины.

В левой нижней части платка сценка имеет надпись: “Bonaparte and the infamous Godoy defrauding / Ferdinand the VII of his just rights at Bayonne” («Бонапарт и бесчестный Годой обманом лишают в Байонне Фердинанда VII его законных прав»7).

В правой нижней части платкасценка с надписью: “Bonaparte ordering his Soldiers to fire/ upon the Turkish Prisoners at Jaffa.” («Бонапарт приказывает своим солдатам расстрелять турецких пленных в Яффе»).

В левом нижнем углу платка сцена сопровождается надписью: “ Bonaparte wiekedly and ungrate/ fully depriving his holiness the Pope of/ his territorial possessions” («Неблагодарный Бонапарт, наделенный властью и полностью лишивший его Святейшество Папу его земельных владений»). Ниже в углу платка портрет с надписью фамилии “Schill” (Шилл8).

В правом нижнем углу платка сцена подписана: “Bonaparte in Egypt professing/ himself a Mohametan, and/ trampling on the bible” («Бонапарт открыто признавшийся в Египте в своем магометанстве и топчущий Библию»). В руках «магометанина» открытая книга, на которой написано “Koran”.

Платок имеет части бордюра в виде виноградной лозы с гроздьями — мотив, излюбленный в эту эпоху, уже потерявший свою былую религиозную символику и служащий намеком на виноделие.

Интересен мужской носовой платок «Большой пожар Москвы» (Англия 1812) с трехцветной печатью — коричневой, рыже-коричневой и красной по белому ситцу. Сцена явно сделана с натуры — изображен Кремль с существующими тогда постройками на фоне горящей Первопрестольной. Она снабжена надписью “Conflagration of Moscow seen from the Kremlin on the entrance of the French army the 14 Sept. 1812”. Which caused their disastrous flight. (The View taken on the spot.) («Большой пожар Москвы (вид из Кремля), при вступлении в нее французской армии 14 сентября 1812 года (!)9. В нижней части слева — фигура казака на коне, не бьющего врага и опустившего свое копье в сопровождении надписи “A Сossack” («Казак»), справа — фигура британского солдата, смело повергающего врага, с надписью “British lancieri” («Британский улан»). Эти сценки сопровождает большой печатный текст “Explanation” («Обьяснение»): отдельные постройки Кремля и три объекта за его стенами обозначены восемью цифрами, и в тексте «Обьяснения» дано обозначение этих восьми объектов.

На набивных мужских носовых платках часто появлялись сюжеты ироничные, карикатурные, с двусмысленными сопроводительными надписями, эта позволительность объясняется некоторой несерьезностью, приватностью подобных «произведений искусства», которые одновременно были и средствами гигиены. Из-за того, что на платках часто напечатано много текста, они кажутся сродни газетам, и это ощущение тем более усиливается, когда сюжеты содержали важные исторические события и даты.

 

Примечания

1 Лаурент Р. История Наполеона. СПб., 1842. С. 306-307.

2 Жером Бонапарт (1784–1860), король Вестфалии, младший брат Наполеона

3 Георг Каткарт (1794–1854) — младший сын Вильяма Каткарта. В 1813–1814 гг. находился в главной квартире союзников и собранные при этом интересные наблюдения изложил в сочинении "Commentaries on the War in Russia and Germany in 1812 and 1813" (London, 1850).

4 Бурбон-Конде, Луи Антуан Анри де, герцог Энгиенский — последний потомок знаменитого рода Бурбонов, внук принца Конде, родился 2 апреля 1772 г. По приказу Наполеона герцога выкрали из его имения в Эттенхайме и расстреляли по ложному обвинению во рву у крепостной стены Венсенского замка в ночь с 21 на 22 марта 1804 г.

5 Франсуа-Доминик Туссен-Лувертюр (1743–1803) — один из руководителей борьбы гаитянского народа против англичан и французов, благодаря которой Гаити стало первым независимым государством Латинской Америки. Его победа вызвала всплеск патриотизма во Франции. С 1801 г. — пожизненный правитель о. Гаити. По приказу Наполеона арестован и вывезен во Францию, где и умер, заключенный в замок Фор-де-Жу.

6 Поль де Баррас (1755–1829) — один из выдающихся деятелей Французской революции, член Директории.

7 Годой, Мануэль де и Фариа, Альварес де (1767–1851) был премьер-министром в Испании с 1801 по 1808 г.

8 Фердинанд фон Шилл (1776–1809) — прусский офицер, который вывел из Берлина 2-й Бранденбургский гусарский полк и попытался поднять восстание против французского владычества в Пруссии. Восстание не получило развития, и 31 мая 1809 г. полк был окружен, а Фердинад фон Шилл убит.)

9 Дата ошибочная. Военный совет в Филях вечером 1 сентября решил оставить Москву, которая была занята Наполеоном 3 сентября.

Суперэкслибрис Наполеона. Переплет работы Лефевра на книгу «Canti militari» (сборник «Военные песни»). Брешиа, печатник Никколо Беттони, 1808. Марокен, золотое тиснение. Собрание РГБ

Суперэкслибрис Наполеона. Переплет работы Лефевра на книгу «Canti militari» (сборник «Военные песни»). Брешиа, печатник Никколо Беттони, 1808. Марокен, золотое тиснение. Собрание РГБ

Дублюра переплета работы Лефевра на книгу «Canti militari» (сборник «Военные песни»). Брешиа, печатник Никколо Беттони, 1808. Марокен, золотое тиснение. Экслибрис Библиотеки Генерального штаба. Собрание РГБ

Дублюра переплета работы Лефевра на книгу «Canti militari» (сборник «Военные песни»). Брешиа, печатник Никколо Беттони, 1808. Марокен, золотое тиснение. Экслибрис Библиотеки Генерального штаба. Собрание РГБ

Переплет работы Лефевра на книгу «Canti militari» (сборник «Военные песни»). Брешиа, печатник Никколо Беттони, 1808. Марокен, золотое тиснение. Собрание РГБ

Переплет работы Лефевра на книгу «Canti militari» (сборник «Военные песни»). Брешиа, печатник Никколо Беттони, 1808. Марокен, золотое тиснение. Собрание РГБ

«Наполеон I у гробницы Фридриха Великого». Фрагмент мужского платка

«Наполеон I у гробницы Фридриха Великого». Фрагмент мужского платка

«Наполеон I у гробницы Фридриха Великого». Коричневая печать по ситцу. Мужской платок. Франция. Предположительно, между 1806–1813 годами. Собрание РГБ

«Наполеон I у гробницы Фридриха Великого». Коричневая печать по ситцу. Мужской платок. Франция. Предположительно, между 1806–1813 годами. Собрание РГБ

Переплет работы Бозерьяна-младшего на книгу Корнелия Непота «Жизнеописания знаменитых полководцев». Венеция, печатник Николай Йенсон, 1471. Марокен, золотое тиснение. Собрание РГБ

Переплет работы Бозерьяна-младшего на книгу Корнелия Непота «Жизнеописания знаменитых полководцев». Венеция, печатник Николай Йенсон, 1471. Марокен, золотое тиснение. Собрание РГБ

«Наполеон I у гробницы Фридриха Великого». Фрагмент мужского платка

«Наполеон I у гробницы Фридриха Великого». Фрагмент мужского платка

«Подмостки Европы в декабре 1812 года». Красная печать по хлопчатобумажной ткани. Мужской платок. Англия. Около 1813 года. Собрание РГБ

«Подмостки Европы в декабре 1812 года». Красная печать по хлопчатобумажной ткани. Мужской платок. Англия. Около 1813 года. Собрание РГБ

«Подмостки Европы в декабре 1812 года». Фрагмент мужского платка

«Подмостки Европы в декабре 1812 года». Фрагмент мужского платка

«Большой пожар Москвы 1812 года». Трехцветная печать по ситцу. Мужской платок. Англия. 1812. Собрание РГБ

«Большой пожар Москвы 1812 года». Трехцветная печать по ситцу. Мужской платок. Англия. 1812. Собрание РГБ

«Большой пожар Москвы 1812 года». Фрагмент мужского платка

«Большой пожар Москвы 1812 года». Фрагмент мужского платка

«Французы в гарнизоне». Фрагмент мужского платка

«Французы в гарнизоне». Фрагмент мужского платка

«Французы в гарнизоне». Красная печать по ситцу. Образец обоев. Франция. Около 1800 года. Собрание РГБ

«Французы в гарнизоне». Красная печать по ситцу. Образец обоев. Франция. Около 1800 года. Собрание РГБ

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru