О.М.Серебренникова
Вам не видать
таких сражений!
История Музея-панорамы «Бородинская битва» началась в те дни, когда в России шли приготовления к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812
года. Среди мероприятий, приуроченных к дате, одним из самых главных стало открытие в Москве панорамы «Бородино», монументального произведения,
воспевающего великий подвиг русских солдат. Создателем этого непревзойденного шедевра панорамного искусства был академик живописи Ф.А.Рубо.
Родился Франц Алексеевич Рубо 15 июня 1856 года в Одессе, куда переселился в середине XIX века его отец, небогатый французский коммерсант. Первоначальное
образование будущий баталист получил в Одесской художественной школе, а в 1878 году поступил в Баварскую Академию художеств в Мюнхене, где учился в течение
пяти лет. Ежегодно на каникулах он приезжал в Россию, много путешествовал по Кавказу, Средней Азии, Украине. Итогом этих поездок стали многочисленные
рисунки и живописные работы.
Благодаря знанию истории, быта людей, природы юга России даже ранние работы художника очень колоритны, удивительно выразительны. Выполняя сравнительно
небольшие по размерам произведения, Ф.А.Рубо применял различную технику — работал акварелью и гуашью («Всадник с гитарой на лошади», «Кабардинец»), маслом
по дереву («Всадник на белой лошади»). Великолепный анималист, он мастерски передавал красоту движения и пластику животных.
В 1885 году Рубо начинает работу над серией картин для Военно-исторического музея в Тифлисе. Одна из них — «Взятие штурмом Ахульго 22 августа 1839 года»
стала основой для его первой одноименной панорамы «Штурм аула Ахульго». Тематически к этой серии батальных полотен примыкают многочисленные живописные
работы 1880–1890-х годов, среди которых и знаменитый «Живой мост». На создание этого полотна художника вдохновил подлинный эпизод Русско-персидской войны
1804–1813 годов, когда русские войска, уступая превосходящим силам противника, вынуждены были отойти к крепости Мухрат, но на пути возникла промоина, через
которую невозможно было переправить орудия. Несколько солдат подставили плечи, и импровизированный мост был готов. Впечатляющее зрителя полотно,
посвященное жертвенному мужеству русских воинов, быстро нашло своего покупателя: «Его Величеству Государю Императору [Николаю II] благоугодно было
приобрести, для помещения в Зимнем Дворце, батальную картину художника Франца Рубо — “Живой мост”, находящуюся на весенней выставке 1898 года в
Императорской Академии Художеств».
В 1903 году Рубо был избран профессором, руководителем мастерской батальной живописи Высшего Художественного училища при Императорской Академии художеств в
Санкт-Петербурге. В 1908 году он стал академиком, а через два года — действительным членом Императорской Академии художеств. Высокий профессионализм,
реалистическая направленность — вот те качества, которые Ф.А.Рубо прививал своим ученикам. У него учились те, кто позже составил славу советской батальной
живописи — М.Б.Греков, М.И.Авилов и многие другие. Франца Алексеевича высоко ценил И.Е.Репин, называвший его «заслуженным деятелем в искусстве»1
.
Основную художественную задачу панорамы «Бородино» Ф.А.Рубо определил так: «У зрителей должно возникнуть чувство сражения, а не парада». По
военно-историческим вопросам, расположению войск и их действиям Ф.А.Рубо консультировался с генерал-майором Б.М.Колюбакиным, помогал автору и известный
историк — полковник В.А.Афанасьев. Большое значение художник придавал правильности изображения обмундирования, вооружения и снаряжения обеих армий. Рубо
интересовали малейшие детали. Так, например, он просил Колюбакина: «Не откажите сообщить, какой масти были сто лет назад лошади Кирасирского полка ее
величества…», «…как стояла французская гвардия у Шевардино — “вольно” или “под ружье?”»2.
17 марта 1911 года Военное министерство заключило с Ф.А.Рубо контракт на написание панорамы, а 1 апреля Рубо совершил первую поездку на Бородинское поле.
Была определена общая круговая ориентировка панорамы и позиция осмотра ее зрителями — деревня Семеновская.
Тема героизма российского воинства, бесспорно, была близка художнику. Несмотря на иностранную фамилию, сам Ф.А.Рубо исчерпывающим образом определил свою
национально-культурную принадлежность: «…я родился и жил более двадцати двух лет в России, где получил свое образование, я всегда пишу картины из русского
быта и русской боевой жизни, и по всем этим признакам меня следует считать русским художником»3.
Огромное полотно отображает события одного дня — 7 сентября 1812 года, когда развернулось грандиозное сражение, повлиявшее на судьбу всей войны. Автор
совершил творческий подвиг, создав в Мюнхене, где у него была мастерская, произведение за необычайно короткий срок — одиннадцать месяцев.
29 августа 1912 года в Москве на Чистопрудном бульваре, в присутствии императора Николая II, состоялось торжественное открытие панорамы «Бородино».
Экспонировалась она в деревянном, мало приспособленном помещении скорее как необычный аттракцион, а не как уникальное произведение искусства. В начале 1918
года павильон пришел в ветхое состояние, живописное полотно было демонтировано. Долгие годы оно хранилось свернутым, на валу, к сожалению, не всегда в
благоприятных условиях, и серьезно пострадало. Лишь в 1939 году группа художников-реставраторов Государственной Третьяковской галереи во главе с академиком
И.Э.Грабарем обследовала состояние холста. Панорама произвела удручающее впечатление. Вся верхняя часть с изображением неба превратилась в лохмотья. В
своем заключении комиссия констатировала аварийное состояние картины и невозможность ее реставрации. Однако было трудно смириться с мыслью о том, что
прекрасное творение Рубо погибло безвозвратно.
После Великой Отечественной войны, 29 сентября 1948 года было принято решение о восстановлении произведения Ф.А.Рубо. Группу реставраторов возглавил
талантливый, выдающийся художник П.Д.Корин. К лету 1962 года многолетняя кропотливая работа была завершена.
Музей-панорама возобновил свое существование 18 октября 1962 года в специально построенном для него здании на Кутузовском проспекте, близ Поклонной горы и
других московских мест, связанных со священной памятью двенадцатого года. Экспонирование батального шедевра Ф.А.Рубо было едва ли не главным событием в
праздновании 150-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Известный бразильский писатель Ж.Амаду так писал в книге почетных посетителей
Музея-панорамы: «Эта великая исполинская картина, где смелость и сила русского народа предстали во всем своем величии, бесспорно грандиозное произведение.
Здесь живопись становится голосом самого русского народа в битве и победе, народа непобедимого, этот голос воссоздан для нас красками Рубо».
Еще до открытия нового музея в печати постоянно появлялись материалы о нем; по Всесоюзному радио прозвучало обращение с просьбой передать или предложить на
закупку в музей хранящиеся в семьях реликвии, связанные с событиями 1812 года. Из частных владельцев первым откликнулся на это обращение артист Московского
театра оперетты И.Гедройц: он передал в музейную коллекцию живописную работу польского художника К.Пулацкого «Отступающий драгун», сюжет которой связан с
бегством наполеоновской армии из России. Прием экспонатов для будущей экспозиции и фондов поначалу происходил в помещении «Кутузовской избы», являвшейся в
те годы филиалом Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника. Оттуда в августе 1962 года в наше собрание поступили 19 произведений
живописи. В их числе был эскиз к картине Н.С.Самокиша «Атака лейб-гвардии Литовского полка в Бородинском сражении».
Музейные предметы поступали в фонд живописи и графики панорамы разными путями. Необычная история связана с приобретением другой работы Н.С.Самокиша «Подвиг
солдат Раевского под Салтановкой». Вскоре после открытия в панораме побывал ленинградец П.Ф.Иванов, участник боев на Бородинском поле осенью 1941 года. Он
и сообщил, что в запаснике Ленинградского Дома офицеров находится картина, связанная с именем генерала Н.Н.Раевского, прославленного героя войны 1812 года.
В начале 1963 года сотрудники фондов отправились в командировку в Ленинград, где по указанному адресу действительно обнаружили картину, принадлежащую кисти
замечательного художника-баталиста Н.С.Самокиша, которая не значилась ни в одном каталоге его произведений. Впоследствии было установлено, что художник
создал ее к 100-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Начальник Дома офицеров согласился уступить картину «Бородинской панораме», выдвинув
встречное условие: взамен музей должен был приобрести для Дома офицеров живописную работу художника А.И.Костюченко «Выступление В.И.Ленина перед бойцами
Красной армии», что и было исполнено.
Из города на Неве пришла еще одна работа, без которой невозможно представить сейчас нашу экспозицию. В Музее А.В.Суворова, на выставке, посвященной
150-летию Заграничного похода русской армии 1813–1814 годов, была выставлена работа из частного собрания под названием «Подвиг батареи полковника
А.П.Никитина в сражении под Красным». Полотно было выполнено учеником Академии художеств М.О.Микешиным по заказу дочери полковника Никитина. В 1854 году на
Академической выставке в Петербурге полотно привлекло всеобщее внимание, и автор получил Большую серебряную медаль. Затем след картины затерялся.
М.О.Микешин стал известным скульптором, автором памятника 1000-летию России, иллюстратором произведений А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. Свою раннюю картину он
больше на выставках не экспонировал. Вначале она хранилась у дочери Никитина, затем находилась в частных собраниях и, наконец, перешла к большим
почитателям таланта Микешина — сестрам Шелаховым-Ремизовым, сохранившим картину в суровые дни блокады Ленинграда. Полотно было приобретено у владельцев и
после реставрации помещено в экспозицию, где оно неизменно вызывает интерес посетителей.
Ценным приобретением музея стала работа руководителя «баталическим» классом Петербургской Академии художеств Б.П.Виллевальде. Его картина «Отступление
французов из России» входит в серию полотен, созданных на тему Наполеоновских войн 1805–1815 годов, сюжеты некоторых заимствованы из рассказов участников
событий о бедствии многотысячной армии неприятеля, потерпевшей поражение в России: «Видя над собой явную кару Господню, обессиленные голодом, усталые
форсированным походом, оборванные и в худой обуви, не защищавшей их от сильных тогда наступивших морозов, они старались прикрыть свою наготу всем, что
только могли: награбленные юбки, капоты, салопы, скатерти, ноги в телячьих ранцах и т.п. В таком жалком маскараде тянулись остатки некогда победоносной
армии, la Grand Armee de Napoleon (Великой армии Наполеона), как толпа нищих, с отмороженными носами, ушами, дикими и отчаяние выражавшими лицами и с
проклятиями на полумертвых устах!»4
Хочется отметить помощь, оказанную нашему музею коллегами и коллекционерами Санкт-Петербурга. В Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и
войск связи наши сотрудники, что называется, «положили глаз» на картину художника В.В.Мазуровского, ученика Виллевальде, «Дело казаков Платова под Миром».
И не на нее одну. В результате переговоров руководство музея вынесло решение передать в «Бородинскую панораму», помимо картины В.В.Мазуровского, живописную
работу художника Ф.А.Чирка «Преследование русскими конногвардейцами французских конных егерей под Полоцком». От известного ленинградского
коллекционера-нумизмата В.В.Бартошевича к нам поступила картина П.И.Бабаева с редким сюжетом, увековечившим героический поступок одного из нижних чинов
русской армии: «Подвиг гренадера Леонтия Коренного под Лейпцигом в 1813 году». В коллекции знаменитого петербургского коллекционера Павла Викентьевича
Губара было немало материалов, связанных и с Наполеоновскими войнами: так в нашем собрании оказались шесть замечательных рисунков неизвестного автора,
запечатлевшего важнейшие события Отечественной войны 1812 года, являвшегося, судя по всему, их участником.
Сегодня невозможно представить экспозицию нашего музея без щедрого дара, поступившего из Казанского собора (в советские годы — Государственного музея
религии и атеизма), — портрета М.И.Кутузова, выполненного художником Р.М.Волковым сразу же по окончании Отечественной войны 1812 года. На портрете, который
по праву считается лучшим прижизненным изображением великого полководца, Кутузов представлен в парадном мундире, с наградами, заслуженными им за 52 года
военной службы. Глядя на этот портрет, невольно вспоминаются строки А.С.Пушкина:
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов
5
.
Впрочем, и в Москве представлялись случаи для пополнения коллекции ценными предметами живописи. Так, в 1975 году с базы Госфонда «Москомиссионторг» в музей
поступил «Портрет Императора Александра I» Г.Кюгельхена с забавной пометкой на верхней части подрамника: «картина красками». Интересна судьба и самого
художника.
Герхард Кюгельхен вместе с братом близнецом Карлом, художником-пейзажистом, в 1798 году приехал в Ревель (современный Таллин), где писал заказные портреты
старшей дочери барона Вильгельма Мантейфеля. Барон, человек вполне просвещенный, заметив у дочери художественное дарование, упросил Кюгельхена, не
склонного в молодые годы к педагогической деятельности, заниматься с Хеленой рисованием и живописью. Молодые люди, красивые и полные жизненной энергии,
увлеченные искусством, полюбили друг друга. Но породниться с художником-эмигрантом не входило в семейные планы барона. Только слезы дочери и мольбы жены
заставили его дать согласие на брак, если жених, как в народной сказке, выполнит три условия: Кюгельхен должен добиться признания в художественных кругах
Петербурга; составить капитал в 20 тысяч рублей, чтобы на проценты с этой суммы содержать семью; восстановить утраченное его родителями дворянство.
Последнее условие было самым легким — немецкие архивы всегда отличались сохранностью и полнотой. Через несколько месяцев художник получил подтверждение
своего дворянского происхождения и право на прибавку к своей фамилии частицы «фон». Теперь он стал Франц Герхард фон Кюгельхен. С рекомендательными
письмами барона он и его брат Карл в декабре 1799 года отправились в русскую столицу. Письма помогли художнику, и вскоре Герхард стал придворным художником
императора Павла I, а 2 сентября 1800 года женился на баронессе Хелене. В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Михайловском замке Павел I был убит. Кюгельхен
остался при дворе. Ему первому из художников довелось выполнить портрет нового императора Александра I и его супруги императрицы Елизаветы Алексеевны.
Портрет императора понравился царской чете, и Кюгельхена просили повторить его масляными красками, пастелью и в миниатюре. Всего он написал пять портретов
Александра I в рост, 10 погрудных вариантов и 55 миниатюр для табакерок, которые монарх жаловал придворным и послам. За два года, проведенных при дворе
Александра I, художник написал 164 портрета и получил за них 46 тысяч рублей. На нашем портрете император изображен в первые месяцы своего царствования.
Мягкие, немного женственные черты лица, кроткий взгляд голубых глаз, стройная подтянутая фигура — именно такой облик был у царя в тяжелые годы
Наполеоновских войн.
Немалый вклад в формирование нашей коллекции внесли потомки героев достопамятных событий. В канун празднования 150-летия славной даты они объединились в
Общество потомков героев Отечественной войны 1812 года. Носители славных фамилий стали частыми гостями и преданными друзьями музея, увековечившего память
об их предках.
Портрет Я.А.Потемкина выполнен рукой французского живописца немецкого происхождения. Анри-Франсуа Ризенер — мастер парадного светского портрета, создатель
натурных портретов Наполеона и Александра I. В 1816 году по приглашению великого князя Константина Павловича художник приезжает в Санкт-Петербург, где
работает до 1823 года. Наш портрет написан в 1815 году, когда много русских офицеров находилось в Париже. Портрет Потемкина напоминает лучшую пору его
жизни. Он, моложавый и оживленный, изображен в мундире Семеновского полка. «Стан его был примечательный, одевался он, как кокетка», — сообщал А.Е.Розен 6 об этом любимце солдат. В числе преданных почитателей музея были и сестры Арнольди — Ксения Львовна, Зоя Львовна, Варвара Львовна и Ирина
Львовна. От них поступили в нашу коллекцию бесценные семейные реликвии — живописный портрет и собственноручный рисунок их прадеда генерала Ивана Карловича
Арнольди.
Почти двадцати изображениям участников войн с Наполеоном, поступившим к нам как «Портреты неизвестных», в стенах музея были возвращены имена. Благодаря
методике, разработанной признанным специалистом по атрибуции и иконографическому определению портретов военных, бывшим научным сотрудником «Бородинской
панорамы» А.В.Кибовским, восстановлены многие имена и биографии.
Среди них — портрет неизвестного генерал-адъютанта Свиты его императорского величества, поступивший в музей от известного коллекционера, основателя музея
В.А.Тропинина и московских художников его времени Ф.Е.Вишневского. Если лицо генерала тщательно прописано, то его мундир и ордена переданы короткими
частыми мазками. Лицо генерала очень характерно — большой нос с горбинкой и большие миндалевидные глаза делают его внешность весьма примечательной и
индивидуальной. Пожилой и увенчанный сединами, он изображен в однобортном темно-зеленом мундире с белой выпушкой по борту и до фалд. На плечах золотые
генеральские эполеты с серебряными вензелями Николая I, которые указывают на то, что он пожалован в Свиту именно этим императором. С правого плеча к борту
мундира спускается золотой генерал-адъютантский аксельбант. Золотой крест, повторяющий форму Георгиевского, и на георгиевской ленте награда весьма
примечательная и легко узнаваемая — это знак отличия офицеров-участников кровопролитного сражения с французами 26-27 января 1807 года при Прейсиш-Эйлау. Во
второй четверти ХIХ века эта награда встречалась уже довольно редко, так как была изготовлена на Санкт-Петербургском Монетном дворе в количестве всего 900
штук, и в составе Свиты Николая I ее имели лишь немногие. Наличие у генерала медали «За взятие приступом Варшавы», учрежденной 31 декабря 1831 года,
позволяет определить нижнюю временную границу портрета — 1832 годом. Опираясь на эти данные, Кибовский внимательно изучил награды всех генерал-адъютантов с
1831 по 1855 год включительно. Из довольно обширного числа генерал-адъютантов, лишь двое имели Золотой крест, а именно Павел Христофорович Граббе и Карл
Густавович Гербель, оба пожалованы в Свиту в 1839 году. Несмотря на то что их награды весьма похожи между собой, различия все-таки имеются. П.Х.Граббе не
имел прусского ордена «За заслуги», но зато имел шведский орден Меча, который у изображенного отсутствует. Кроме того, П.Х.Граббе не имел знака отличия
беспорочной службы, так как с начала 1822 года «за явное несоблюдение порядка военной службы» был отправлен в отставку. Зато у К.Г.Гербеля обнаружилось
полное совпадение наград.
Имена трех участников былых походов и сражений определил А.М.Горшман. По протоколу закупочной комиссии в 1973 году музей приобрел у того же Ф.Е.Вишневского
«Портрет неизвестного штаб-офицера в форме Гродненского гусарского полка». На портрете, написанном масляными красками, работы неизвестного художника,
изображен молодой человек, одетый в гусарский доломан темно-синего цвета со светло-синим воротником, шнурками и пуговицами серебристого цвета и такого же
цвета бахромой, которой обшит ряд шнурков с боков и сверху. Изображенный офицер, по-видимому, имеет чин полковника, поскольку на воротнике у него нашит
широкий серебряный галун с ярко выраженным зигзагообразным рисунком. Временем написания портрета считают конец 1809 года и начало 1812 года, ибо именно с
11 ноября 1809 года были введены пышные султаны из петушиных перьев на гусарские кивера, которые отменены с 25 января 1812 года. Можно даже установить
более точную дату написания портрета, не позднее 2 февраля 1810 года, с этого времени кокарды на офицерских киверах стали делать гораздо меньшего размера.
В промежуток времени с конца 1809 года до начала 1810 года в Гродненском гусарском полку служили три полковника: Л.А.Турский, который был полковым
командиром, затем И.С.Горголи — флигель-адъютант, состоявший в должности старшего штаб-офицера, и А.Л.Давыдов, состоявший полковником сверх вакансии. Шефом
полка был Я.П.Кульнев, генерал-майор, будущий герой Отечественной войны 1812 года. Если бы на портрете был изображен Л.А.Турский, то у него должны были
быть показаны орден Св. Анны 2-го класса, носившийся на шее, и орден Св. Владимира 4-й степени с бантом; если же портрет был написан с И.С.Горголи, то были
бы изображены Георгиевский крест и орден Св. Владимира 3-й степени. И только у А.Л.Давыдова были награды, которые не носились на груди. Орден Св. Анны 3-го
класса, если награждался кавалерист, носился на эфесе холодного оружия. Таким образом, на портрете изображен полковник Александр Львович Давыдов, один из
адресатов стихотворений А.С.Пушкина. Судьба его такова. В 1810 году он вынужден был уволиться из армии «за болезнью с мундиром». Однако в октябре 1812 года
был назначен в авангард генерала М.А.Милорадовича. Сражался под Тарутином, Малоярославцем, Вязьмой, Красным, где за командование кирасирской бригадой
получил орден Св. Владимира 3-й степени. В 1813 году Давыдов — командир Лубенского гусарского полка, сражался с французами под Люценом, Бауценом, Дрезденом
(награжден орденом Св. Георгия 4-го класса), Кульмом. В боях получил ранения в щеку, в грудь осколком гранаты и два сабельных удара в руку. Закончил войну
у стен Парижа. Чин генерал-майора А.Л.Давыдову пожаловали при увольнении со службы «за полученными ранами» 4 июня 1815 года.
Конечно же, в фонде наличествует и особый вид живописи — миниатюра. Особую ценность представляет работа известного французского художника-миниатюриста,
акварелиста, придворного художника Наполеона I Жан-Батиста Изабе (1767–1855) «Портрет великой княжны Екатерины Павловны» (1788–1819), четвертой дочери
императора Павла I и императрицы Марии Федоровны. Любимая сестра императора Александра I, сформировавшая на свои средства батальон лейб-гвардии Егерского
полка впоследствии говорила: «Если я о чем-то жалела в 1812 году, так это о том, что не родилась мужчиной». Портрет выполнен в Вене в 1815 году, во время
Венского конгресса, куда Екатерина Павловна сопровождала своего брата Александра I. Работы Изабе были модны и популярны среди современников. В 1814–1815
годах он писал портреты многих русских, главным образом военных, участников Отечественной войны и кампании 1812–1814 годов.
О памятных событиях той эпохи напоминает миниатюра «Наполеон в Тильзите награждает солдата Преображенского полка орденом Почетного легиона» художника Эмиля
Валеско. Она исполнена по мотивам оригинальной композиции французского художника Л.-Н.Руайе (1852–1826). В основе произведения лежит известный исторический
факт — встреча Наполеона и царя Александра I в Тильзите в 1807 году с целью подписания мирного договора, когда во время парадного приветствия войск
Наполеон лично наградил русского солдата Александра Лазарева орденом Почетного легиона.
Традиции плодотворного сотрудничества музея с коллекционерами продолжаются в наши дни. В 2010 году музей приобрел миниатюру неизвестного художника, где
изображены британский фельдмаршал герцог А.У.Веллингтон (1769–1852) и прусский генерал-фельдмаршал Г.Л. фон Блюхер (1742–1819), одержавшие победу над
Наполеоном I в битве при Ватерлоо в 1815 году. Они представлены с российскими наградами, как дань уважения России к своим союзникам.
В преддверии 200-летнего юбилея частью музейной коллекции стала живописная работа «Портрет кавалерийского штаб-офицера в экипаже» (из собрания Сергея и
Татьяны Подстаницких), которая неоднократно демонстрировалась на выставках и воспроизводилась в каталогах. Портрет выполнен академиком Петербургской
Академии художеств А.О.Дезарно в 1810-х годах. Сам художник участвовал в «русском походе» в составе армии Наполеона, был взят в плен во время отступления и
остался в России навсегда. Из живописного собрания М.В.Цапкина в фонд живописи поступил портрет императора Александра I работы известного художника
А.И.Ладюрнера. Тип изображения императора близок к портрету работы Г.Кюгельхена — император изображен в мундире Преображенского полка с орденом Андрея
Первозванного.
Создание музейной коллекции — процесс длительный, требующий подлинной заинтересованности и знаний. Чем дальше от нас события Отечественной войны 1812 года,
тем с большим вниманием мы относимся к памятникам той незабываемой для России эпохи.
Примечания
1
Музей-панорама «Бородинская битва». Ф. 23. Оп. 1. Л. 8.
2
Музей-панорама «Бородинская битва». М., 1973. С. 24.
3
Федорова О
. Франц Рубо. М., 1982. С. 73.
4
Бедственная переправа французской армии через р. Березину при бегстве Наполеона из Москвы в 1812-м году // 1812 год в воспоминаниях современников. М.,
1995. С. 137-138.
5
Пушкин А.С.
Перед гробницею святой // Пушкин А.С. Собр. соч. в 10 т. Т. 2. М., 1959. С. 337.
6
Розен А.Е.
Записки декабриста. СПб., 1907. С. 17.