Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 103 2012

Александр Смирнов. Священной памяти Двенадцатого года

Александр Смирнов

 

Священной памяти Двенадцатого года

 

Наконец-то в Москве открывается Музей Отечественной войны 1812 года. Мысль о его создании витала в воздухе почти два столетия, пережила две мировые войны, гибель Российской империи, две революции, семь десятилетий Советской власти, распад СССР, чтобы в начале XXI века воплотиться в новой России в современную экспозицию, насыщенную реликвиями, раритетами, произведениями искусства, повествующими о символическом времени российской истории — битве с Наполеоном. Созданный на основе коллекций Государственного Исторического музея, Музей Отечественной войны 1812 года — это памятник победе России в жестокой борьбе за независимость с вооруженными силами почти всех европейских государств, памятник всем воинам — от рядового до генерал-фельдмаршала, вставшим на защиту Родины в священной памяти 1812 году.

Об истории создания Музея Отечественной войны 1812 года и некоторых реликвиях, представленных в экспозиции, рассказывает военный историк, научный сотрудник ГИМа, один из создателей нового музея А.А.Смирнов.

 

Мысль о создания Музея Отечественной войны 1812 года была связана с открытием в 1839 году главного памятника на Бородинском поле. При этом памятнике имелась сторожка, где посетителям предлагалась книга для записи их имен. Сюда же присылали, привозили и приносили различные предметы, связанные с событиями той войны. Именно частные дары послужили позднее основой экспозиции возобновленной Кутузовской избы в Москве и музея на железнодорожной станции Бородино.

В начале 1902 года было предложено образовать «Военный музей в память войны 1812 года» в Санкт-Петербурге. Но в следующем году по инициативе москвичей начался сбор средств на сооружение помещения для Музея Отечественной войны 1812 года в Москве. В 1907 году идею создания музея в Москве поддержала печать, а также ряд научных и общественных организаций. Создание Музея Отечественной войны 1812 года именно в Москве не вызвало сомнений в обществе, ибо древняя столица пожертвовала собой ради спасения России.

Шли годы, и со временем уменьшалось количество подлинных памятников войны, распыленных по России и зарубежью. Надо было собирать все уцелевшее, сохранять для следующих поколений. С этим мог справиться только музей.

Наконец 26 января 1908 года в ответ на ходатайство группы ученых и военных последовало Высочайшее решение об утверждении в Москве Особого комитета по устройству «Военно-исторического музея в память Отечественной войны 1812 года».

В комитет были включены представители армии, городских властей, различных сословий, некоторых министерств, Румянцевского и Исторического музеев, Археологического института, Военно-исторического общества и лица, «известные по своим заслугам по истории 1812 года». Всего в комитет вошли 38 человек, в том числе: генерал от инфантерии В.Г.Глазов, председатель комитета; полковник В.А.Афанасьев, инициатор создания комитета, единогласно избранный его секретарем; статский советник Ю.В.Арсеньев, хранитель Московской Оружейной палаты; мануфактур-советник А.А.Бахрушин, известный меценат и коллекционер; действительный статский советник С.А.Белокуров, делопроизводитель Архива Министерства иностранных дел; коллежский советник И.С.Беляев, старший делопроизводитель Архива Министерства юстиции; полковник П.А.Воронцов-Вельяминов, будущий создатель первого здания для демонстрации «Бородинской панорамы» Ф.А.Рубо на Чистых прудах; капитан Г.С.Габаев, автор ряда работ о Российской императорской армии 1812 года; шталмейстер князь В.Д.Голицын, директор Румянцевского музея; генерал-майор В.Ф.Джунковский, московский губернатор; мировой судья И.Х.Колодеев, известный коллекционер различных предметов, связанных с Отечественной войной 1812 года; статский советник М.Н.Литвинов, смотритель храма Христа Спасителя; генерал-майор в отставке В.А.Петров, будущий хранитель Музея 1812 года; полковник Н.П.Поликарпов, заведующий Московским отделением Архива Главного штаба; действительный статский советник Л.М.Савелов, заведующий Московским архивом Министерства Императорского двора; генерал-майор П.Н.Симанский, представитель Императорского русского военно-исторического общества; надворный советник А.И.Успенский, директор Московского Археологического института; граф С.Д.Шереметев, член Государственного совета; князь Н.С.Щербаков, товарищ председателя Императорского российского Исторического музея; действительный статский советник П.И.Щукин, меценат, подаривший Историческому музею свое огромное музейное собрание; генерал от инфантерии П.П.Яковлев, председатель Кружка ревнителей памяти Отечественной войны 1812 года; московский городской голова Н.Н.Гучков; директор Московского Археологического института А.И.Успенский и др. В 1912 году в составе Комитета состоял 41 человек, в том числе и иностранные члены-корреспонденты — барон А. де Бай от Франции, О.Кунке от Германии, Г.Ван Зон от Бельгии и Нидерландов.

Комитету было предоставлено право проведения на всей территории России сбора средств на постройку здания музея, а также розыска исторических материалов для организации выставки, рассказывающей о событиях и героях Отечественной войны 1812 года.

Первая выставка из фондов Музея 1812 года была развернута в двух залах Исторического музея и продолжалась почти два месяца, в феврале – апреле1909 года. На ней были представлены свыше 1000 предметов, в том числе печатный станок, брошенный неприятелем в Кремле, сабля генерал-фельдмаршала М.Б.Барклая де Толли, французская походная кухня, четки М.М.Тучковой, автографы Наполеона, его первой жены Жозефины, генерала А.А.Жомини.

В том же году в здании Потешного дворца в Кремле было организовано открытое хранение фондов, сегодня иногда называемое выставкой. И с этого времени до 1914 года по вторникам и четвергам организовывались экскурсии по фондам Музея 1812 года для всех желающих. Музей издавал каталоги, годовые отчеты, брошюры, почтовые открытки и т.п. печатную продукцию.

Вскоре после учреждения Комитет начал рассылку по России Подписного листа на сооружение в Москве здания Музея 1812 года. Лист украшало изображение памятной медали А.Н.Оленина «Мы все в одну сольемся душу». На третьей странице Подписного листа помещалось обращение Комитета: «По мысли императора Александра I-го воздвигнут в Москве храм Христа Спасителя в память Двенадцатого года, но до сего времени не осуществлена мысль и положение того же императора воздвигнуть другой памятник, имеющий вещественную связь с событиями Отечественной войны.

Ныне с Высочайшего его императорского величества соизволения в Москве учрежден Комитет по устройству Музея 1812 года. Музей этот будет посвящен памяти Отечественной войны. Все относящееся до участников и свидетелей этой войны, все относящееся до пребывания французской армии и все связанное с могучим подъемом народных сил в эту знаменательную в жизни России годину, все это должно найти себе место в Москве, в стенах нового хранилища народной славы. Предки наши принесли в 1812 году беспримерные жертвы для блага и спасения Родины. Наши жертвы должны явиться данью уважения памяти их великих деяний для увековечения славнейших событий Русской истории.

К близящемуся столетию Двенадцатого года желательно видеть музей оконченным, заполненным и открытым.

Помощь нужна всяческая. Нужны и деньги прежде всего, дорога всякая копейка доброхотная, но и нужна помощь в собирании всяких вещей, книг, записок участников войны, картин во всех их видах и всего имевшего касательство до Отечественной войны. Если у кого лично ничего не найдется, то он может быть укажет Комитету, где у кого, что сохранилось.

Комитет покорнейше просит все посылки и сообщения направлять непосредственно по указанному ниже адресу, туда же просит он направлять и денежные пожертвования. Для удобства жертвователей деньги могут вноситься и во все местные казначейства, отделения Государственного банка и Государственные сберегательные кассы, на имя Комитета.

Сведения о пожертвованиях будут публиковаться Комитетом ежемесячно.

Комитет помещается: Москва, Чернышевский переулок, дом Московского Генерал-Губернатора».

На четвертой странице Подписного листа помещался «Перечень предметов, особо желательных для Музея 1812 года в Москве:

1)                      Портреты героев, военачальников и деятелей 1812 года русских и иностранных.

2)                      Бюсты, статуи отдельных лиц, боевые группы и другие скульптурные произведения.

3)                      Военные карты и планы полей сражения и похода.

4)                      Картины: масляные, акварели, рисунки, эстампы, гравюры, литографии сражений и отдельных эпизодов, а также виды местности.

5)                      Манекены воинов двенадцатого года русских и иностранных.

6)                      Боевое оружие и снаряды.

7)                      Трофеи разного рода и модели памятников.

8)                      Вещественные памятники: ордена, медали, мундиры, предметы снаряжения, деньги и другие предметы.

9)                      Различные воззвания, афиши и объявления. Ассигнации Наполеона.

10)                  Рукописи, мемуары, письма, документы и записки, принадлежащие участникам эпохи.

11)                  Книги, брошюры, газеты русские и иностранные, атласы и вообще печатные издания эпохи.

12)                  Каррикатуры, лубочные издания, игральные карты, посуда, стекло, фарфор с изображениями лиц 1812 года и прочие предметы, не вошедшие в предшествующие пункты, но имеющие отношение к эпохе приснопамятного года».

Обращает на себя внимание последняя фраза Перечня: «В Музей также принимаются предметы, относящиеся к годам 1811, 1813 и 1814 и имеющие непосредственную связь с Отечественной войной 1812 года».

Следовательно, задумывая музей, Комитет не обособлял события 1812 года, а намечал показать их в контексте общеевропейских дел периода наполеоновских войн. На первом заседании Комитета 19 марта 1908 года были определены его задачи и цели, а также утверждено «Положение о Музее 1812 года в Москве».

На следующем заседании 8 мая 1908 года Комитет начал обсуждение вопроса о помещении для будущего музея. Первоначально для музея предполагалось построить здание возле храма Христа Спасителя со стороны Лесного переулка (ныне — Саймоновский проезд). На втором этаже музея должны были размещаться экспозиционные залы, на первом этаже — библиотека с читальным залом, архив и фондохранилище. В оформлении здания рекомендовалось ориентироваться на классический стиль начала XIX века — ампир или так называемый псевдостарорусский стиль, использованный К.А.Тоном для храма Христа Спасителя. Напротив музея предполагалось построить здание для демонстрации панорамы Ф.А.Рубо «Бродинская битва», чтобы объединить в общий мемориальный комплекс памяти 1812 года музей, панораму и храм.

В качестве других мест размещения музея предлагались Сухаревская башня, дом Игумновых на Якиманке, дом на углу улиц Моховой и Воздвиженки. Однако большинство членов Комитета считали, что для музея необходимо построить специальное здание, а самым подходящим для него считалась территория, прилегающая к храму Христа Спасителя как главному российскому памятнику 1812 года, напротив западных храмовых врат. Архитектор храма и член Комитета И.И.Поздеев считал, что из-за перепада рельефа на площадке предлагаемого размещения здания музей должен иметь два входа на разных уровнях — со стороны храма и с Лесного переулка, т.е. со стороны храма здание должно выглядеть одноэтажным (со входом на второй этаж), а со стороны Лесного переулка — двухэтажным (со входом на первый этаж). Центром главного (восточного) фасада должна была стать монументальная башня с бойницами под высоким кирпичным шатром, покрытым зеленой черепицей. Башня своим видом напоминала главные башни Московского Кремля. Фасад со стороны Лесного переулка включал серию арочных оконных проемов, опиравшихся на монументальную колоннаду. Перед главным входом в музей Поздеев предлагал установить статуи генерал-фельдмаршалов М.Б.Барклая де Толли и М.И.Голенищева-Кутузова, а также устроить фонтаны, окруженные цветниками. Напротив нижнего фасада предполагалось установить гранитные обелиски, посвященные главным сражениям Отечественной войны. Верхний и нижний уровни здания связывала широкая каменная лестница с балюстрадами.

От музея должен был быть парадный спуск, по бокам которого возвышались две триумфальные колонны из трофейных орудийных стволов.

Архитектор И.И.Поздеев, представивший Комитету первый эскизный проект здания музея, предлагал также ходатайствовать о перенесении в Москву могилы М.И.Кутузова и о передаче музею реликвий Отечественной войны 1812 года, собранных в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а Лесной переулок переименовать в Улицу 1812 года. Император Николай II в феврале 1910 года утвердил место постройки Музея 1812 года не рядом с храмом Христа Спасителя, а невдалеке от него. Однако это не нарушило идеи единого мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года.

11 ноября 1909 года специально образованная Комиссия по сооружению Музея 1812 года в Москве во главе с инженер-генерал-майором в отставке А.П.Воронцовым-Вельяминовым объявила всероссийский конкурс эскизных проектов музейного здания. В жюри конкурса вошли известные архитекторы Л.Н.Бенуа, Г.Д.Гримм, И.С.Китнер, А.Н.Померанцев, П.Ю.Сюзор, А.В.Щусев и др. По условиям конкурса здание музея должно было иметь два этажа и общую площадь не менее 1620 квадратных метров.

На втором этаже следовало «сосредоточить главные помещения музея, в которых будут находиться картины выдающихся событий и подвигов, портреты военных деятелей и лиц, причастных к событиям 1812 года, бюсты, статуи, манекены, коллекция оружия, снаряжения, трофеи, реликвии и вообще предметы, относящиеся к этой эпохе». В центре второго этажа должен был находиться главный большой «Зал Славы 1812 года», от которого расходились боковые анфилады разных залов меньшей величины. Архив, размещавшийся на первом этаже, должен был вобрать все дела и документы 1812 года. Нельзя не заметить, что создатели музея даже тогда не смогли правильно оценить объем этих документов, рассредоточенных ныне почти по всем центральным и территориальным архивам, поэтому даже весь объем намечаемого здания, превращенного исключительно в архивохранилище, не смог бы вместить всех документов, относящихся к Отечественной войне 1812 года.

В жюри поступили 17 проектов, рассмотрев которые оно 14 декабря 1910 года присудило первую премию под девизом «Героям» проекту инженера Л.А.Ильина. В основу проекта он положил трехчастную классическую композицию, в которой центральную часть (над главным залом) закрывал купол, а центральную часть восточного (главного) фасада украшал портик дорического ордера с двенадцатью спаренными колоннами. Зданию был придан автором облик усадебного дома конца XVIII – начала XIX века, характерный для того времени. Планировка здания полностью отвечала заданным условиям.

Второй премии удостоился проект под условным названием «Партизан» инженера А.А.Алексеева, а третьей — проект архитекторов И.А.Фомина и Е.Шреммера под девизом «Афина Паллада». Предложенное ими здание во многом напоминало парижский Дом инвалидов с размещенным в нем Музеем армии, или Военным музеем.

Были рассмотрены дополнительные проекты, один из которых предусматривал постройку здания музея с включенной в него панорамой «Бородинская битва» на участке между Остоженкой и Пречистенкой. Причем, центральный круглый зал отводился для панорамы, а анфилады других залов расходились вдоль улиц. Другой проект предусматривал постройку музея на Волхонке, рядом со строящимся Музеем изящных искусств, основатель которого И.В.Цветаев поддержал данное предложение, желая превратить Волхонку в музейную улицу Москвы.

Московская городская дума усомнилась в правильности выбора места для музея вблизи храма Христа Спасителя, считая, что это нарушит архитектурно-художественное решение соборной площади, и это вынудило Комитет вернуться к вопросу о месте музея. Однако ни один из проектов постройки нового музейного здания реализовать не удавалось из-за нехватки средств, бюрократических проволочек, разногласий специалистов и устроителей.

Это заставило обратиться к варианту приспособления одного из имеющихся подходящих зданий под Музей 1812 года. Поскольку вдоль фасада Кремлевского Арсенала, выходящего к Сенату, с 1839 года были уложены 875 стволов трофейных орудий, захваченных в 1812 году и переданных в фонды Музея 1812 года, да и в Арсенале были уже выделены помещения под хранилище экспонатов музея, а 14 апреля 1912 года Военное министерство согласилось передать часть Арсенала для перестройки, архитектор И.А.Иванов-Шиц предложил проект превращения здания Арсенала в Музей 1812 года, который был высоко оценен зодчими Ф.О.Шехтелем, Р.И.Клейном, Л.А.Бенуа и принят, а сам архитектор вошел в Комиссию по сооружению Музея 1812 года. Формально-композиционные поиски архитектора, основанные на интерпретации классики, оказались в русле ведущего направления в архитектуре второго десятилетия XX века и воплотились в незавершенном архитектурном убранстве Арсенала как Музея 1812 года. Иванов-Шиц разработал подробные чертежи вплоть до устройства в здании системы парового отопления и вентиляции помещений, составил смету на все виды работ. Однако и эти работы не были завершены, ибо начавшаяся Первая мировая война не позволила военному ведомству освободить целиком здание Арсенала под музей.

Тем временем музей продолжал собирать различные предметы, относящиеся к Отечественной войне 1812 года и Заграничным походам русской армии 1813–1814 годов. Комплектование велось главным образом за счет частных пожертвований, что было характерно для народных музеев. Но были случаи покупки Особым комитетом по созданию музея на собранные средства произведений искусства, как, например, двадцати портретов военачальников 1812 года кисти П.Гесса в Мюнхене за 2000 марок. Так постепенно в музее накапливались портреты участников войны и их современников, как российских, так и иностранных; изобразительный материал на военные сюжеты (картины маслом, акварели, карандашные рисунки, эстампы, гравюры, литографии); статуи, бюсты, барельефы; карты, атласы, планы, кроки;  модели и манекены; вооружение, боеприпасы и средства боевого обеспечения; снаряжение и обмундирование; деньги и ценные бумаги; награды; предметы декоративно-прикладного искусства; издания, рукописи, документы; периодика и т.д., и т.п., т.е. все, что имело хоть какое-либо отношение к военным событиям 1812–1814 годов. К 1910 году фонды музея насчитывали около 1000 предметов. Основным источником комплектования музейных коллекций, как мы уже отмечали, являлись безвозмездные дары. Реликвии дарили император Николай II, великие князья Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и другие члены царской семьи, представители дворянства и купечества (так И.А.Колесников пожертвовал в 1909 году 50 тысяч рублей на строительство здания музея) и других сословий. Дарителями выступали не только частные лица, но и музеи (Эрмитаж, Оружейная палата и др.), военные организации (Интендантское управление и музей в Санкт-Петербурге, передавший в 1911 году около 800 предметов обмундирования и снаряжения, арсеналы и т.п.), архивы (Министерства иностранных дел и др.), различные общества и кружки. Так Донской кружок ревнителей памяти Отечественной войны 1812 года подарил в 1911 году 25 живописных портретов генералов Донского казачьего войска. Среди дарителей были и иностранцы — барон де Бай, маркиз Жирарден, капитан Мартен, и др. С 1910 по 1914 год в музей поступили вещи, зарегистрированные по 5900 инвентарным номерам. Однако их точное количество определить трудно, т.к. под одним номером зачастую записывались несколько предметов, поступивших от одного лица или организации, в том числе сани Наполеона, сбруя его лошади и прядь его волос, оружие генералов И.С.Дорохова и М.И.Платова, 20 картин В.В.Верещагина, портреты братьев генералов Тучковых, бюсты маршалов М.Нея и Л.Н.Даву, серия литографий А.Адамова, французская походная кухня, гравюры И.Г.Мансфельда «Пожар Москвы» и Ф.М.Дюпрессуара «Переход французской армии через Березину», автографы Кутузова, П.И.Багратиона, М.А.Милорадовича, М.И.Платова, Н.Н.Раевского, М.Б.Барклая деТолли, Д.В.Давыдова, Д.С.Дохтурова, А.П.Ермолова, П.П.Коновницына, Я.П.Кульнева, Наполеона I, Д.А.Бертье и много другого ценнейшего исторического материала.

Наконец летом 1911 года Военное министерство, в ведении которого находился московский Арсенал, предложил занять под музей оба этажа выходящей на Сенатскую площадь части здания.

В ноябре 1911 года Техническая комиссия Комитета доложила, что для ремонта, приспособления и отделки помещения Арсенала потребуется не менее полутора лет. Несколько вариантов реконструкции здания были представлены для рассмотрения в Техническо-строительный комитет Департамента общих дел. Отметив, что устройство Музея 1812 года в Москве следует признать художественный задачей первостепенной важности Комитет в июле 1912 года просил Академию художеств высказать свое мнение о переустройстве Арсенала под музей. В результате обсуждения было решено сохранить внешний вид исторического здания, но увеличить освещенность внутренних помещений сверху. К этому времени денежные пожертвования составили 203 393 рубля 68 копеек. В списках тех, кто жертвовал средства на постройку музея, можно встретить представителей всех состояний и сословий разных народов России. Для хранения растущих фондов музея был полностью выделен Потешный дворец в Кремле, тем более что Арсенал надо было освобождать для планируемых в нем работ.

Большой объем ремонтно-строительных работ в Арсенале, слабая их организация и недостаток средств не позволили подготовить помещения под музей к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Поэтому юбилейная выставка собранных музеем свыше 3500 экспонатов была развернута в пяти залах Исторического музея на Красной площади.

Залы были перенасыщены экспонатами — портреты, картины, гравюры размещались на стенах в три-четыре ряда, мундиры, витрины с мелкой пластикой, оружием, пулями, монетами и т.п. предметами плотно прижимались друг к другу и зачастую не давали возможности рассмотреть все детально.

Часть предметов была передана владельцами лишь временно, для выставки, по окончании которой их пришлось вернуть. Поэтому, знакомясь с огромным каталогом экспозиции, следует обратить внимание на пометки о владельцах каждой вещи, чтобы не создалось впечатления о бессрочной принадлежности всего выставленного богатства Музею 1812 года, а позднее Историческому музею.

Начавшаяся вскоре активная подготовка России к Первой мировой войне, а затем и открывшиеся военные действия положили конец всяким работам в Арсенале. До наших дней лишь частично сохранились на стенах фасада здания лепные украшения в виде военных атрибутов — следы начавшейся отделки кремлевского Арсенала под музей.

К 1916 году собрание музея насчитывало свыше 24000 предметов: более 6000 произведений живописи, графики, скульптуры; около 1000 нумизматических памятников (монет, медалей и жетонов); более 600 предметов обмундирования и снаряжения, знамен и штандартов; около 1200 единиц оружия; почти 14000 книг; свыше 200 карт и планов; более 700 различных юбилейных предметов; около 900 документов (воспоминаний, записок, дневников, приказов, донесений, диспозиций, писем, формуляров, автографов участников и др.). Коллекция музея хранилась в зданиях Потешного дворца в Кремле, в Оружейной палате, Историческом музее, Музее изящных искусств, храме Христа Спасителя, в доме московского генерал-губернатора, в Угличе, Санкт-Петербурге и даже в музее на Бородинском поле.

Октябрьский переворот 1917 года и отношение к войне 1812 года как к «империалистической» заставили вообще исключить вопрос о Музее 1812 года из программы культурного строительства в СССР.

Начавшееся безвластие, произвол, разграбление, Гражданская война привели к утрате большого числа мемориальных предметов, временно переданных на юбилейную выставку в Историческом музее, но возвращенных владельцам, у которых затем эти вещи были изъяты насильно, проданы, обменены, вывезены из страны, уничтожены. Лишь малую часть этого богатства удалось спасти и сохранить, отреставрировать и показать при нашей извечной нехватке средств на культуру, а значит и на сохранение в музеях памяти о прошлом, не зная которого, бессмысленно думать о будущем.

В 1919 году фонды несостоявшегося музея были переданы Отделу по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса. Через два года началась их постепенная передача новому Военно-историческому музею, а после его ликвидации в 1926 году — Историческому музею, продолжавшаяся почти 7 лет. В результате Исторический музей стал хранителем собрания предметов по истории Отечественной войны 1812 года, которое он приумножал по мере скромных возможностей и показывал в своей постоянной экспозиции и на тематических выставках.

Интересы Исторического музея столь разнообразны, что он не может тратить все выделяемые на закупку музейных предметов средства только на пополнение коллекции по Отечественной войне 1812 года. В преддверии ее 200-летия предложения в различной форме значительно превзошли государственные возможности. Значит, уникальные предметы российской истории снова уйдут за рубеж, хотя их общая стоимость не превышает тех, что тратятся богатеями на строительство, например, поля для гольфа…

Однако, идея создания Музея Отечественной войны 1812 года не покидала музейщиков, историков и всех тех, кому не безразлична героическая история Отечества. Эта идея получила поддержку с созданием демократической России, с разрастанием движения исторической реконструкции, с увеличением числа военно-исторических клубов и обществ, с расширением международных связей и сфер деятельности трех имеющихся в Российской Федерации музеев по отдельным аспектам истории Отечественной войны 1812 года: Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, Музея-панорамы «Бородинская битва» и Военно-исторического музея 1812 года в Малоярославце. Именно они стали средоточием развития научной мысли последнего 20-летия благодаря ежегодным конференциям, привлекающим ученых ближнего и дальнего зарубежья и изданию их трудов, пользующихся большой популярностью и спросом не только в России, но и за ее пределами. Но эта научно-просветительская деятельность нуждалась в едином центре, способном объединить ученых и энтузиастов, занимающихся изучением различных аспектов Отечественной войны 1812 года. И такую попытку предпринял Исторический музей, начав с 2002 года выпуск ежегодного сборника материалов под названием «Эпоха 1812 года: Исследования. Источники. Историография», ставшего трибуной обнародования трудов ученых разных стран мира, первой публикацией многих обнаруженных документов и новых взглядов на вопросы, связанные с Отечественной войной 1812 года. Вокруг этого сборника сплачивались те, кто решил посвятить свою жизнь священной памяти Двенадцатого года. Первым результатом их совместной деятельности стало издание энциклопедии «Отечественная война 1812 года», увидевшей свет в 2004 году.

Приближавшееся 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года ускорило решение вопроса о создании музея. В октябре 2005 года от лица историков и музейщиков к президенту Российской Федерации первыми обратились с предложением о достойной встрече 200-летия академик А.О.Чубарьян, директор Института всеобщей истории Академии наук, член-корреспондент РАН М.Б.Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа и президент Союза музеев России, и тогдашний директор (ныне президент) Государственного Исторического музея А.И.Шкурко. Одним из главных юбилейных мероприятий предусматривалось создание Музея Отечественной войны 1812 года на основе фондов Исторического музея.

Наконец 2 ноября 2009 года Правительство Российской Федерации утвердило «План основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года», первым пунктом которого предусматривалось строительство двухэтажного экспозиционного павильона между зданиями бывшей Городской думы и присутственных мест для размещения экспозиции Музея Отечественной войны 1812 года Государственного Исторического музея.

Таким образом, завершается давняя и длинная история создания в Москве Музея Отечественной войны 1812 года. Выполнен завет предков, начертанный на одном из памятников на Бородинском поле: «Доблесть родителей — наследие детей. Всё тленно, всё преходяще, только доблесть никогда не умирает. Она бессмертна».

Открытие Музея Отечественной войны 1812 года, хоть и спустя 200 лет после победы, это долг потомков своим предкам, отдавшим жизни за независимость Отчизны. Как написал проницательный М.Е.Салтыков-Щедрин: «Двенадцатый год — это народная эпопея, память о которой перейдет в века и не умрет, покуда будет жить русский народ».

 

Автор выражает глубокую признательность доктору исторических наук Ф.А.Петрову, чьи материалы использованы при написании данной статьи.

Список с иконы Божией Матери Смоленской «Одигитрия», предназначавшейся для подарка М.И.Кутузову смолянами после присвоения ему титула «Смоленского».

Список с иконы Божией Матери Смоленской «Одигитрия», предназначавшейся для подарка М.И.Кутузову смолянами после присвоения ему титула «Смоленского».

Знак отличия Военного ордена (лицевая и оборотная стороны). Санкт-Петербургский монетный двор. Начало XIX века. Серебро, штамповка, чеканка

Знак отличия Военного ордена (лицевая и оборотная стороны). Санкт-Петербургский монетный двор. Начало XIX века. Серебро, штамповка, чеканка

Гренадерка (головной убор солдата) Павловского гренадерского полка. Россия. 1802–1812.

Гренадерка (головной убор солдата) Павловского гренадерского полка. Россия. 1802–1812.

Генерал-фельдмаршал светлейший князь М.И.Голенищев-Кутузов-Смоленский. 1-я четверть XIX века. Холст, масло. Копия неизвестного художника с портрета кисти И.И.Олешкевича. 1813

Генерал-фельдмаршал светлейший князь М.И.Голенищев-Кутузов-Смоленский. 1-я четверть XIX века. Холст, масло. Копия неизвестного художника с портрета кисти И.И.Олешкевича. 1813

Наградная труба. Россия, Петербург. Начало XIX века. Серебро, серебряная нить, ткань, эмаль, гравировка.

Наградная труба. Россия, Петербург. Начало XIX века. Серебро, серебряная нить, ткань, эмаль, гравировка.

Барабан с барабанными палочками. Россия. 2-я половина XVIII века. Латунь, дерево, кожа, шнуры, чеканка

Барабан с барабанными палочками. Россия. 2-я половина XVIII века. Латунь, дерево, кожа, шнуры, чеканка

Знак ордена Святого Благоверного князя Александра Невского, принадлежавший Александру I. Россия. 1811. Золото, эмаль, стекло

Знак ордена Святого Благоверного князя Александра Невского, принадлежавший Александру I. Россия. 1811. Золото, эмаль, стекло

Сабля парадная офицерская легкокавалерийская, преподнесенная Наполеону Бонапарту Конвентом после Египетского похода в конце 1799 года. Клинок — мануфактура Коло. Эфес — Версальская оружейная мануфактура. Франция. Конец XVIII века. Булатная сталь, серебро, дерево, перламутр, золочение, ковка.

Сабля парадная офицерская легкокавалерийская, преподнесенная Наполеону Бонапарту Конвентом после Египетского похода в конце 1799 года. Клинок — мануфактура Коло. Эфес — Версальская оружейная мануфактура. Франция. Конец XVIII века. Булатная сталь, серебро, дерево, перламутр, золочение, ковка.

Дж.Доу. Портрет императора Александра I. 1825. Холст, масло

Дж.Доу. Портрет императора Александра I. 1825. Холст, масло

Увеличительное стекло в серебряной оправе императора Александра I. Россия. Начало XIX века

Увеличительное стекло в серебряной оправе императора Александра I. Россия. Начало XIX века

Опасная бритва императора Александра I. Москва. 1818. Золото, серебро, сталь, перламутр

Опасная бритва императора Александра I. Москва. 1818. Золото, серебро, сталь, перламутр

Мундир офицера лейб-гвардии Преображенского полка, принадлежавший императору Александру I. Россия. 1805–1807. Сукно, кашемир, золотая нить

Мундир офицера лейб-гвардии Преображенского полка, принадлежавший императору Александру I. Россия. 1805–1807. Сукно, кашемир, золотая нить

Медаль в память 1812 года на Андреевской ленте (лицевая и оборотная стороны). Санкт-Петербургский монетный двор. Медальер К.Леберехт. 1813–1814. Серебро, штамповка, чеканка.

Медаль в память 1812 года на Андреевской ленте (лицевая и оборотная стороны). Санкт-Петербургский монетный двор. Медальер К.Леберехт. 1813–1814. Серебро, штамповка, чеканка.

Фельдмаршал М.И.Кутузов в походе. Гравюра С.Карделли по рисунку А.Г.Орловского. 1812–1813

Фельдмаршал М.И.Кутузов в походе. Гравюра С.Карделли по рисунку А.Г.Орловского. 1812–1813

Походный столовый прибор М.И.Кутузова. Франция. Конец XVIII века. Сталь, бронза, литье, золочение.

Походный столовый прибор М.И.Кутузова. Франция. Конец XVIII века. Сталь, бронза, литье, золочение.

Подзорная труба М.И.Кутузова. Париж, мастер Планьоль. Конец XVIII века. Латунь, оптическое стекло, гравировка

Подзорная труба М.И.Кутузова. Париж, мастер Планьоль. Конец XVIII века. Латунь, оптическое стекло, гравировка

Портфель М.И.Кутузова. Начало XIX века. Тисненая кожа, металл, золочение

Портфель М.И.Кутузова. Начало XIX века. Тисненая кожа, металл, золочение

Походный самовар («бочонок») М.И.Кутузова. Россия. Начало XIX века. Медь, резьба

Походный самовар («бочонок») М.И.Кутузова. Россия. Начало XIX века. Медь, резьба

Генерал от инфантерии князь П.И.Багратион, главнокомандующий 2-й Западной армией. 1830-е годы. Холст, масло. Копия неизвестного художника с портрета кисти Р.Волкова. 1810–1812

Генерал от инфантерии князь П.И.Багратион, главнокомандующий 2-й Западной армией. 1830-е годы. Холст, масло. Копия неизвестного художника с портрета кисти Р.Волкова. 1810–1812

Настольная печать П.И.Багратиона. Россия. Начало XIX века. Хрусталь

Настольная печать П.И.Багратиона. Россия. Начало XIX века. Хрусталь

Ополченский крест, пришивавшийся на головной убор. Россия. 1812. Латунь, штамповка

Ополченский крест, пришивавшийся на головной убор. Россия. 1812. Латунь, штамповка

Генерал от кавалерии А.П.Тормасов, главнокомандующий 3-й обсервационной армией. Портрет работы Ф.Я.Рейхеля. 1813. Холст, масло

Генерал от кавалерии А.П.Тормасов, главнокомандующий 3-й обсервационной армией. Портрет работы Ф.Я.Рейхеля. 1813. Холст, масло

Генерал от инфантерии М.Б.Барклай де Толли, главнокомандующий 1-й Западной армией. 1883. Холст, масло. Копия Н.Яша с портрета кисти Дж.Доу. 1819–1825

Генерал от инфантерии М.Б.Барклай де Толли, главнокомандующий 1-й Западной армией. 1883. Холст, масло. Копия Н.Яша с портрета кисти Дж.Доу. 1819–1825

Знак ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия 3-го класса, принадлежавший шефу Гродненского гусарского полка генерал-майору Я.П.Кульневу. Россия. Начало XIX века. Золото, эмаль.

Знак ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия 3-го класса, принадлежавший шефу Гродненского гусарского полка генерал-майору Я.П.Кульневу. Россия. Начало XIX века. Золото, эмаль.

Табакерка с портретом М.И.Кутузова. С.-Петербург. Мастер И.В.Кейбель. 1-я четверть XIX века. Золото, кость, акварель, гуашь, бумага, гильошировка

Табакерка с портретом М.И.Кутузова. С.-Петербург. Мастер И.В.Кейбель. 1-я четверть XIX века. Золото, кость, акварель, гуашь, бумага, гильошировка

Офицерский знак подпоручика. Россия. 1806. Посеребренная латунь.

Офицерский знак подпоручика. Россия. 1806. Посеребренная латунь.

Медаль «За любовь к отечеству. 1812» (лицевая и оборотная стороны). С.-Петербургский монетный двор. Медальер К.Леберехт. 1813. Серебро, штамповка, чеканка

Медаль «За любовь к отечеству. 1812» (лицевая и оборотная стороны). С.-Петербургский монетный двор. Медальер К.Леберехт. 1813. Серебро, штамповка, чеканка

Пуля, которой был ранен в Бородинском сражении подпоручик лейб-гвардии Егерского полка И.Е.Хлопов, в серебряной оправе. 1-я половина XIX века. Серебро, позолота, свинец, чеканка.

Пуля, которой был ранен в Бородинском сражении подпоручик лейб-гвардии Егерского полка И.Е.Хлопов, в серебряной оправе. 1-я половина XIX века. Серебро, позолота, свинец, чеканка.

Надгробие на могиле А.И.Остермана-Толстого. 1815–1820. Мраморная уменьшенная копия работы С.И.Гальберга.

Надгробие на могиле А.И.Остермана-Толстого. 1815–1820. Мраморная уменьшенная копия работы С.И.Гальберга.

Сюртук генерал-лейтенанта графа А.И.Остермана-Толстого, в котором он был тяжело ранен в сражении при Кульме. Россия. 1813. Сукно, галун, стамед.

Сюртук генерал-лейтенанта графа А.И.Остермана-Толстого, в котором он был тяжело ранен в сражении при Кульме. Россия. 1813. Сукно, галун, стамед.

Кубок, подаренный А.И.Остерману-Толстому чешскими женщинами в память о сражении при Кульме. Прага. Мастер И.Форстнер. 1813. Золото, серебро, алмазы.

Кубок, подаренный А.И.Остерману-Толстому чешскими женщинами в память о сражении при Кульме. Прага. Мастер И.Форстнер. 1813. Золото, серебро, алмазы.

Иоахим Мюрат, король Неаполитанский, маршал Французской империи, зять Наполеона I. Скульптор А.Канова. 1800-е годы. Мрамор.

Иоахим Мюрат, король Неаполитанский, маршал Французской империи, зять Наполеона I. Скульптор А.Канова. 1800-е годы. Мрамор.

Артиллерийская готовальня. Лондон, мастер Т.Райт. XVIII век. Серебро, сталь, дерево, гравировка.

Артиллерийская готовальня. Лондон, мастер Т.Райт. XVIII век. Серебро, сталь, дерево, гравировка.

Фальшивая 25-рублевая ассигнация Государственного банка России. Франция. 1811. Бумага.

Фальшивая 25-рублевая ассигнация Государственного банка России. Франция. 1811. Бумага.

Походная кухня французской армии («Кухня Наполеона»). Франция. 1811–1812. Дерево, медь, железо, ковка.

Походная кухня французской армии («Кухня Наполеона»). Франция. 1811–1812. Дерево, медь, железо, ковка.

Орел (навершие знамени) 3-го линейного пехотного полка французской армии. Франция. 1804–1814. Латунь, позолота, дерево, чеканка

Орел (навершие знамени) 3-го линейного пехотного полка французской армии. Франция. 1804–1814. Латунь, позолота, дерево, чеканка

Каска офицера армейских драгун французской армии. Франция. 1804–1806. Мех, латунь, конский волос, перо.

Каска офицера армейских драгун французской армии. Франция. 1804–1806. Мех, латунь, конский волос, перо.

Уланка (уланская шапка) генерала улан французской армии. Франция. 1812–1814. Сукно, картон, кожа, серебряная нить, латунь

Уланка (уланская шапка) генерала улан французской армии. Франция. 1812–1814. Сукно, картон, кожа, серебряная нить, латунь

Мундир маршала Французской империи, по легенде принадлежавший маршалу Л.Н.Даву. Франция. 1805–1811. Сукно, холст, шерсть, шелк, золотая нить, канитель, блестки

Мундир маршала Французской империи, по легенде принадлежавший маршалу Л.Н.Даву. Франция. 1805–1811. Сукно, холст, шерсть, шелк, золотая нить, канитель, блестки

Гренадерская шапка Старой императорской гвардии Наполеона. Франция. 1810–1815. Мех, кожа, латунь, перо

Гренадерская шапка Старой императорской гвардии Наполеона. Франция. 1810–1815. Мех, кожа, латунь, перо

Маршальский жезл Л.Н.Даву. Франция. 1807–1811. Золото, серебро, бархат, дерево, золотая нить, вышивка.

Маршальский жезл Л.Н.Даву. Франция. 1807–1811. Золото, серебро, бархат, дерево, золотая нить, вышивка.

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru