Галерея журнала «Наше наследие»
Формула пространства
В письме, адресованном своему учителю и другу Франческо Петрарке, Джованни Донди приводит слова некоего скульптора, восхищавшегося в Риме античными статуями: «Если бы этим образам не недоставало дыхания жизни, они превосходили бы живые существа, ибо природа в них не столько имитировалась, сколько была побеждена...». Сказанные во второй половине XIV века, слова эти сохраняют свой глубокий смысл и по сию пору. Проблема «художник и модель», то есть творческого переосмысления предмета изображения, будь то реальность или свободная «игра» формами, не только не снимается, но остается основополагающей и для современного искусства, несмотря на всю сложность и неоднозначность его развития.
Уже в ранних пейзажах и натюрмортах Галины Кулаковой, традиционных, но любимых живописных жанрах художницы, которым она отдает предпочтение в своем творчестве, можно проследить, пишет ли она городской пейзаж или стоящий у раскрытого окна букет в вазе, тенденцию к ясной пространственной организации композиции, к пластической завершенности, определенности изображаемых форм. На этом пути целенаправленного отказа от всего случайного, сиюминутного художница в работах последнего десятилетия приходит к качественно новым решениям.
Натюрмортам и пейзажам Галины Кулаковой присущ своеобразный минимализм, проявляющийся в скупости, немногословности мотива: несколько собранных в букет цветов в натюрмортах, обобщенные, суммарно трактованные пейзажи. Связанные тематически, оба жанра соотносятся друг с другом как Малое и Большое, сосуществуя в творчестве Галины Кулаковой как разные грани ее видения природы, соединяющего в себе склонность и к анализу формы и к ее обобщению.
Помещенные в условное интерьерное пространство или написанные на сдержанных, спокойных фонах, цветы вместе с листьями, стеблями превращаются в натюрмортах художницы в хрупкие, построенные на тонких цветовых отношениях букеты-структуры, обнаруживая за внешней прихотливостью логику своих форм. Структурной определенности природного мира натюрмортов Галины Кулаковой противостоит живописно-пластическое напряжение ее пейзажей. Сохраняя связь с конкретным мотивом, художница одновременно преображает, трансформирует пейзаж. Высоко поднимается линия горизонта, пространство уплощается, глубина создается за счет чередования больших цветовых пятен неба, полей, сведенных воедино крон деревьев... Сложно тонально разработанные, эти пятна цвета обогащаются и благодаря использованию фактуры, придающей им пластическую выразительность. Мотив дороги, лестницы, введенный в общую живописную стихию, становится композиционным и образным стержнем пейзажа. Дорога словно упирается в небо, лестница со многими ступенями, ниоткуда возникающая и никуда не ведущая, как будто вставлена в подвижную массу крон. Определенные, геометрически правильные, эти дороги, лестницы в качестве структурных элементов пейзажей обостряют наше переживание красоты свободного движения цвета, пластики растительных форм, но одновременно — они отчуждают от нас Природу, вызывая ощущение и ее пространственной бесконечности, и ее жизни по своим не ведомым нам законам.