Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 101 2012

Юрий Герчук

Галерея журнала «Наше наследие»

 

Юрий Герчук

 

Мир, оправданный изнутри

 

«Сначала думаешь, что самое главное в живописи — это научиться мастерству, но потом понимаешь — совершенное можно создать, только разучиваясь, теряя, а не приобретая».

Эти слова художницы, начало ее краткой авторской декларации из старого (полтора десятка лет с тех пор прошло) каталога, мне уже пришлось однажды цитировать, говоря о ней, но теперь я обращаюсь к ним снова, потому что без этого трудно было бы передать строй и смысл ее искусства, столь элементарного с виду и такого непростого по сути. Впрочем, и сама ее несколько парадоксальная фраза тоже не однозначна, не без лукавства. Ведь разучиться можно лишь тогда, когда успел кое-чему научиться. И чтобы освобождение от ненужных уже цепей пройденной школы оказалось действительно плодотворным, научиться надо бы успеть основательно.

Училась Люба Жуховичер в Училище памяти 1905 года, и не свободному творчеству, а скрупулезному делу реставрации живописи. Но, тем не менее, вышла из этой школы художником. Начинала она с живописи маслом, в которой выявлялись уже основные черты ее творческого мира: камерность, сосредоточенность взгляда, сжатость осваиваемой зрением и кистью среды. И главное — способность проникать сквозь внешность модели в человеческую глубину ее скрытой внутренней жизни.

В небольших работах художницы не ощущаешь какого-либо специально избранного приема или нарочитой манеры, ничего наигранного. Между тем, это живопись весьма острая по колориту и пластике, не боящаяся ни решительных обобщений, ни деформаций. Однако любые отклонения от послушного следования натуре в ней вовсе не произвольны — они порождены и оправданы образным смыслом целого.

«Разучиться» — это, видимо, значит избежать привычных, заранее заданных пройденной школой схем и приемов, чтобы дать в полную силу развернуться живому чувству, раскрепостить творческую интуицию. С годами работы Любы все меньше выглядят «произведениями искусства», законченными и отделанными, чтобы предстать перед каким-то чужим глазом, для чьей-либо холодной оценки. Скорее перед нами плоды свободных размышлений художника наедине с собой, но, разумеется, с кистью в руке. Мгновенные отпечатки мыслей о жизни, чаще всего невеселых.

В соответствии с этим трансформировалась и художественная техника. Обычно это беглые наброски акварелью с белилами, иногда на цветной бумаге, гармонии глуховатых, застенчиво-неброских тонов. Иногда пастели, тоже на небольших листочках, набросанные непринужденно, легко, совсем без подробностей, теряющихся в рыхловатых штрихах. Подвижная цветовая среда слегка затуманена, не фон, а сгустившееся вокруг одного или небольшой группы персонажей эмоционально напряженное живое пространство.

Пространство людей, одухотворяемое их присутствием, и без них не имеющее смысла. Здесь не совершаются события, простые ситуации не конфликтны и не ведут к какой-либо кульминации. Но время не стоит, а течет. Время длится, увлекая с собой персонажей, которые тихо живут в нем. Обыденное, житейское время, отнюдь не историческое. Живут ли они сейчас, рядом с нами (и, может быть, совсем рядом, за стеной?), существовали ли когда-то давно, в прошлом, возможно, в позапрошлом столетии?

Я не знаю. Какая-то непереходимая граница отделяет любимых героев художницы от зрителей, допуская молчаливое с ними общение, но не позволяя нам вступать в их замкнутый круг. Между нами полупрозрачная завеса какой-то душевной тайны, которую они деликатно, без всякого недоброжелательства, оберегают.

Эти люди мне не кажутся победителями в жизненных схватках. Жуховичер уважает в них, скорее, слабость, чем силу. Они просто верны своему малому пространству, клубящейся белесоватой среде, замыкающей их в себе, отделяя от жестокого мира. Верны себе и друг другу, если их в композиции двое или несколько. Это члены одной семьи, проникнутые одним настроением, понимающие своих без слова, даже без жеста. Люди из какого-то гетто, вероятно, только духовного. Они могут быть некрасивы и немощны, стары, больны. Могут уходить в себя, прятаться от случайного глаза. Но почему-то не дают зрителю себя миновать, остаться к их жизням и судьбе равнодушными. В них, правда, не чувствуешь силы, однако уважаешь достоинство. От стариков до детей, все они ощущаются людьми с биографиями, с отблесками каких-то уже давних переживаний, хотя определенных сюжетов художница никогда не предлагает. Мы вправе лишь примысливать их от себя, на собственную свою ответственность.

С годами скупость живописного и графического почерка Жуховичер выступает острее, ее минимализм демонстрирует свою принципиальность. Едва ли не основным жанром оказывается экспрессивный набросок. Если удалось поймать жест, нет ведь смысла прорисовывать лицо: с ним лист станет не лучше, а хуже, утонет в подробностях (хотя их, вроде бы, почти и не прибавилось). Почувствована связь персонажей — и роль каждого из них достаточно чуть наметить. И облик, и характер человека можно передать одной точно взятой чертой — прищуром глаза, поворотом и посадкой головы, пластичным абрисом массивной фигуры.

Но важно, что предельная лаконичность многих работ нигде не оборачивается схематизмом, сухостью, жесткостью. Художественный язык остается живописным и подвижным. Кисть мягка, краски текучи, лепка формы непринужденно свободна.

Свобода вообще ключевое слово для этого искусства. Художница ищет в творчестве именно свободы. От учителя, объяснявшего, «что нужно» и «чего нельзя» в живописи или графике. От зрителя, претендующего на результат, интересный и понятный именно ему, доведенный до общепринятого уровня завершенности и доходчивости. Может быть, от коллеги, оценивающего верность направлению, почерку группы.

Умение быть в искусстве самим собой и больше никем — дело нелегкое. Дается оно не сразу и не всем, талантливым даже, художникам. Мне кажется, что несомненная творческая свобода Любови Жуховичер в значительной степени состоит в этом умении быть собой. От времени она, впрочем, не свободна. Его ритмы и дух ощутимы в этих непринужденных набросках подвижным штрихом и мягким цветом, проявляются в них непредвзято, не потому, что так было задумано, но в результате того, что художница «слышит» время, органически живет в его ритмах.

В небольшом зале «Нашего наследия» она показала рисунки и акварели, сделанные за рубежом, главным образом в Египте. Как всегда беглые, они лишены притом какой-либо туристической экзотики, коллекционирования этнографических, архитектурных или природных красот, и привлекают характерным для нее умением вчувствоваться в быт, в атмосферу чуждой среды, передать медлительное течение ее традиционной жизни. Восточные одеяния, характерный типаж, точно переданные позы и жесты — все это не вредит ощущению безмолвной беседы художницы с теми, кто оказался на этот раз в круге ее доброжелательного внимания. И столь же не экзотичным, скорее обыденным, предстает в ее лаконичных рисунках суровый горный пейзаж, отара овец.

О том же, что значит для нее такая перемена натуры и о месте новых работ в ее творчестве Любовь Жуховичер ясно и искренне сказала сама, предваряя эту выставку: «Унылое наследие школы социалистического реализма на долгое время отвратило меня от рисования с натуры, заставило глубоко погрузиться в себя, искать свой, неповторимый, оправданный изнутри мир. Долгие годы затворничества в мастерской, самоуглубленное, медитативное творчество в какой-то момент исчерпали себя. Мне захотелось насыщаться пространством, цветом, формами, запахами, ветрами. Мир внешний, видимый глазами, бесконечно разнообразный, божественный ворвался в мою жизнь мощной необходимостью и предъявил свои права. Путешествуя в этих двух дорогих для меня мирах, я пытаюсь найти золотую середину, "средний путь", который воплотил бы мою юношескую мечту о бесконечном, блаженном искусстве».

Люба Жуховичер

Люба Жуховичер

Мальчик в кипе. 2008. Бумага, гуашь

Мальчик в кипе. 2008. Бумага, гуашь

Портрет Ольги Яблонской. 2003. Бумага, гуашь

Портрет Ольги Яблонской. 2003. Бумага, гуашь

Бессонница. 1997. Холст, масло

Бессонница. 1997. Холст, масло

Галина Прокопьева. 2005. Бумага, гуашь

Галина Прокопьева. 2005. Бумага, гуашь

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru