Панно, перегородчатой эмали, круглое, в деревянной раме. Китай. Вторая половина XVIII века. ГЭ. Панно парное, (второе также хранится в Эрмитаже), оба панно украшали стены особняка Половцовых. Вероятно, в Китае они являлись столешницами круглых деревянных столов, однако сохранились только рамы самих столешниц, а ножки утрачены. Большой круглый пласт выполнен из перегородчатой эмали. В центре — круг, в котором изображено дерево цветущей сливы, двенадцать сорок сидят на ветках дерева и летают вокруг. У корней дерева растет бамбук. Центральное изображение обрамлено ободком с чередующимися летучими мышами и облаками. По краям — восемь больших декоративных сегментов с растительными мотивами, оживленными насекомыми: стрекоза над цветущими лотосами; вьюнок и два жука на ветке; богомол и бегония; цикада и пион; богомол и хризантема; два сверчка, грибы и горец; цикады и лотосы; кузнечик, вьюнок и хризантема. Сюжет композиции восходит к одному из китайских сказаний о Пастухе и Небесной ткачихе, полюбивших друг друга, но разлученных по воле небесного правителя, разлившего между ними небесную реку — Млечный путь. Им разрешено встречаться один раз в год — 7 числа 7 месяца по лунному календарю, когда сороки составляют мост, по которому влюбленные могут перейти через Небесную реку и встретиться. Чтобы земные силы не мешали влюбленным встречаться, обычно в этот день небо покрыто тучами и идет дождь. Возможно поэтому сороки в Китае являются вестниками радостных событий: когда птиц двенадцать — они приносят двенадцать видов счастья. Слива являлась символом зимы (начала весны). Словосочетание: сороки (си), бамбук (чжи) и слива (мей) — является ребусом-омонимом, который по-китайски может быть прочитан как пожелание: «Пусть муж и жена радуют друг друга». Подобные большие круги перегородчатой эмали были популярны в Китае в оформлении мебели во внутренних покоях, т.к. являлись знаком благопожелания

Панно, перегородчатой эмали, круглое, в деревянной раме. Китай. Вторая половина XVIII века. ГЭ. Панно парное, (второе также хранится в Эрмитаже), оба панно украшали стены особняка Половцовых. Вероятно, в Китае они являлись столешницами круглых деревянных столов, однако сохранились только рамы самих столешниц, а ножки утрачены. Большой круглый пласт выполнен из перегородчатой эмали. В центре — круг, в котором изображено дерево цветущей сливы, двенадцать сорок сидят на ветках дерева и летают вокруг. У корней дерева растет бамбук. Центральное изображение обрамлено ободком с чередующимися летучими мышами и облаками. По краям — восемь больших декоративных сегментов с растительными мотивами, оживленными насекомыми: стрекоза над цветущими лотосами; вьюнок и два жука на ветке; богомол и бегония; цикада и пион; богомол и хризантема; два сверчка, грибы и горец; цикады и лотосы; кузнечик, вьюнок и хризантема. Сюжет композиции восходит к одному из китайских сказаний о Пастухе и Небесной ткачихе, полюбивших друг друга, но разлученных по воле небесного правителя, разлившего между ними небесную реку — Млечный путь. Им разрешено встречаться один раз в год — 7 числа 7 месяца по лунному календарю, когда сороки составляют мост, по которому влюбленные могут перейти через Небесную реку и встретиться. Чтобы земные силы не мешали влюбленным встречаться, обычно в этот день небо покрыто тучами и идет дождь. Возможно поэтому сороки в Китае являются вестниками радостных событий: когда птиц двенадцать — они приносят двенадцать видов счастья. Слива являлась символом зимы (начала весны). Словосочетание: сороки (си), бамбук (чжи) и слива (мей) — является ребусом-омонимом, который по-китайски может быть прочитан как пожелание: «Пусть муж и жена радуют друг друга». Подобные большие круги перегородчатой эмали были популярны в Китае в оформлении мебели во внутренних покоях, т.к. являлись знаком благопожелания



На исходную страницу иллюстрации: Искусство Китая в коллекциях Половцовых (покровителей музея и Училища)


Культура | История | Искусство | журнал "Наше наследие"