Мария
Меньшикова
Искусство Китая в коллекциях
Половцовых
В конце XIX —
начале XX века музей Училища Штиглица был самым крупным собранием прикладного
искусства в России. Значительной частью музея являлась коллекция искусства
Востока, включавшая китайские изделия, большинство из которых были
первоклассными по художественному уровню. Никакое другое собрание в России, за
исключением, вероятно, царского, не могло конкурировать с музеем Училища. Этим музей, помимо прочего, был обязан и образованности, вкусу, чутью
и интересу к Востоку семьи Половцовых, игравших ведущую роль в формировании
музея. Основная часть восточной коллекции, оказавшаяся в музее Училища,
позднее была передана в Эрмитаж, с тех пор эти произведения являются гордостью
собрания и постоянной экспозиции «Искусство и культура Китая», каждый из
предметов коллекции заслуживает отдельного исследования.
Увлечению Китаем в Европе и
России во второй половине XIX века способствовали
международные политические события. Большой поток вещей из Китая стал поступать
в Европу после так называемых «опиумных войн» 1839–1842 годов и в 1860-х годах.
В 1861 году совместными усилиями европейских держав (без участия России) было
подавлено Тайпинское восстание в Пекине. Когда войска вошли в Пекин, был занят
и разрушен знаменитый парк и Летний дворец китайских императоров, находившийся
к северу от столицы — Юаньминъюань, построенный в XVIII веке по проектам
европейских архитекторов и в европейском стиле для императоров Канси
(1622–1722) и Цяньлуна (1736–1795). Дворец, являвшийся летней резиденцией, был
переполнен великолепными произведениями прикладного китайского искусства.
Вывезенные из Китая первоклассные коллекции оказались в богатых домах и дворцах
правителей Европы. На их основе открывались музеи, посвященные Китаю или
содержавшие большие экспозиции искусства Востока. Это такие знаменитые
собрания, как дворец Фонтенбло, куда в 1863 году была инкорпорирована коллекция
Наполеона III (Musée Chinois),
с 1889 года — Музей Виктории и Альберта, в который королева Виктория передала
часть своего китайского собрания прикладных вещей. До сих пор многие изделия
украшают Букингемский дворец и интерьеры других зданий. Привезенные трофеи не
всегда оставались в руках новых владельцев, большинство предметов поступало на
различные аукционы Европы, и в результате продаж
памятники оказались и в России.
Другим фактором,
способствовавшим интересу к китайскому прикладному, промышленному искусству,
были Всемирные выставки. Почти на каждой из них, начиная с первой английской
1851-го, и вплоть до выставки 1925 года, был представлен павильон Китая,
главным образом предметами прикладного искусства — фарфором, перегородчатой
эмалью, шелками, резной слоновой костью, серебром. Выставки сыграли огромную
роль не только в пополнении коллекций Лондона, Парижа, Амстердама, но и в
создании новых музеев прикладного искусства и школ при них: в Лондоне
(Кенсингтонского), Вене, Гамбурге. При формировании музеев, направленных на
изучение ремесел, ручного труда, и создании художественных промышленных училищ
невозможно было обойтись без китайского прикладного искусства, особенно в
областях, связанных с тем, что подарил миру или усовершенствовал Китай, —
фарфор, шелк, бронза и многое другое.
В Россию китайских вещей
поступало меньше, чем в Европу или Америку. Половцовы много путешествуют,
особенно летом, оказываются в Лондоне, Париже и других городах Европы. Именно
во время знакомства с европейскими коллекциями формируются восточные интересы
четы Половцовых. Надежда Михайловна увлекалась фарфором, Александр Александрович
–другими видами прикладного искусства. Во время
путешествий Александр Александрович и Надежда Михайловна каждый раз приобретают
китайские вещи. Известны некоторые постоянные адреса, например, на многих
памятниках до сих пор сохранились наклейки с названиями магазина: «Langweil.
Chinois et Japon. Paris, Pl.St.George, 26».
Важную роль в формировании
интереса семьи к китайскому искусству, в создании восточных коллекций музея и
собственного дома Половцовых на Большой Морской, 54, (ныне — 52, Союз архитекторов)
сыграл А.Г.Влангали.
Александр
Георгиевич (Егорович. — М.М.) Влангали (1823–1908), грек, работал в Министерстве
иностранных дел, исполнял обязанности посла (посланника) в нескольких странах,
был товарищем министра иностранных дел. Он состоял в близких отношениях с
графами П.С. и Г.С. Строгановыми, имевшими значительные собрания китайского
искусства в Петербурге и в Риме, с китаеведами, например, с П.А.Дмитриевским.
После открытия представительства в Китае в 1860 году А.Г.Влангали в течение 10
лет служил русским посланником и находился в Пекине во время Тайпинского
восстания. А.Г.Влангали был близким другом А.А.Половцова, они были знакомы с
50-х годов. Во время пребывания А.Г.Влангали в Петербурге они виделись
практически каждый день: вместе завтракали, осматривали частные собрания.
Намереваясь приобретать китайские коллекции, Половцов часто консультировался у
А.Г.Влангали, брал его с собой. Вот характерная запись в дневникеот 10 апреля
1883 года: «Завтракаю у Гагарина с Влангали, осматриваем вместе вещи,
привезенные из Китая Бюцовым, покамест еще нет ничего
хорошего»1. (Евгений Карлович Бюцов был русским
посланником в Китае в 1873–1883 годах. — М.М.) . Самая важная для
нас информация зафиксирована в дневнике: «В Пекине он
(Влангали. — М.М.)
собрал ту замечательную коллекцию, которую потом продал мне»2.
Очевидно, это произошло не позднее 1891 года, когда Влангали был отправлен
послом в Рим.
Немаловажным фактором для
А.А.Половцова была возможность, отчасти благодаря его связям, сравнивать свои и
музейные китайские памятники с тем, что хранилось в Гатчине и Царском Селе, в
других императорских дворцах, а также с тем, что собирал у себя в Аничковом
Александр III. Еще в молодости, будучи великим князем, он увлекся
коллекционированием, создал “Мой музей” в комнатах дворца, где находились и
восточные вещи. Особенно будущий император любил перегородчатую эмаль.
Первоклассные китайские изделия украшали интерьеры: лестницы, кабинет и другие
помещения. Половцов был дружен с цесаревичем, с великими князьями и постоянно
бывал в их дворцах. С 1883 года он оказывается на приемах и по долгу службы в
качестве Государственного секретаря. Александр III показывал
А.А.Половцову свои новые приобретения обсуждал с ним их достоинства.
Ученикам Училища позволялось заниматься, рисовать в дворцовых коллекциях: в
Ораниенбауме в 1890-х годах были сделаны акварели, фиксировавшие интерьеры
Китайского дворца, в Эрмитаже и других музеях были созданы рисунки китайских
вещей и их орнаментов.Так, 1 февраля 1887 года
А.А.Половцов записывает:
«В 1 час еду в Аничков
дворец. На лестнице скороход проводит меня в так называемый музей, где,
дожидаясь, четверть часа имею время насмотреться на посредственность
вещей, сбытых пронырливым Григоровичем (!)»3. Царь прислушивался к
рекомендациям Александра Александровича по покупке коллекций и для Эрмитажа (об
этом имеются не только записи в дневнике Половцова, но и в архиве Эрмитажа
сохранились письма Половцова о необходимости покупок коллекций Базилевского,
Шлимана, Сабурова и др.). Интересовалась императорская семья и тем, что
происходило в Училище, а затем в музее Училища.
2 января 1885 года во время
посещения их Величеств и двух великих князей Рисовального училища А.А.Половцов
записывает: «Подношу императору ружье и пару пистолетов хорошей тульской работы
прошлого столетия; императрице — китайскую вещицу (курсив М.М.);
цесаревичу — французскую книгу начала XVIII века <...>; Великому
князю Георгию — фаянсовое блюдо (майолику), особенно понравившееся государю»4.
Семья Половцовых постоянно
приобретает все новые и новые восточные вещи. Не всегда из дневника и
сохранившихся записей о передаче в Училище и позднее в его музей можно понять,
для музея или домой покупались, кому принадлежали предметы: училищу и музею или
непосредственно семье. «1886. 2 февраля — в 10 часов у <князя
А.М.>Дондукова-Корсакова в Европейской гостинице. Покупаю китайскую вазу в
хорошей старинной французской бронзовой оправе,
которая будто бы была похищена из султанского дворца»5. Очевидно
одно: большие, значительные коллекции восточных вещей были и дома и в Училище.
В фотоархиве Эрмитажа
сохранились два снимка фотографа Императорской Академии наук В.Клазена,
относящиеся к 1880-м годам, зафиксировавшие верхний холл и кабинет
А.А.Половцова. Верхний холл украшен изделиями китайской перегородчатой эмали:
два больших парных блюда, две большие парные столешницы в деревянных рамах
висят на стенах, большие вазы установлены на полках камина. Эти предметы легко
узнаются, к счастью, они находятся сейчас в Эрмитаже. Этипредметы, имеющие
императорские марки, могут происходить только из ограбленных в 1861 году
китайских императорских дворцов. Так как они находились в комнатах дома на
Большой Морской уже в начале 1880-х годов, возникает предположение, что именно
эти произведения ранее были в «замечательной» коллекции Влангали и ими
восхищались гости особняка, понимавшие толк в Востоке.
На другом снимке — кабинет6 владельца дома, он просто «забит» китайскими
вещами: на стенах, разделенных дубовыми рамами на простенки, прикреплены
деревянные консоли, на которых стоят фарфоровые китайские вазы. На фотографии
видны только две стены, и можно насчитать не меньше пятидесяти восточных
предметов. На полу — две большие китайские ширмы на ножках (лак?), служащих
каминными экранами. Полочка, расположенная по периметру комнаты над дубовыми
панелями, уставлена «мелочами» — бронзой, фигурками, и, самое главное, —
узнаются те замечательные изделия из резного камня, которые сейчас являются
гордостью коллекции Эрмитажа: цветы из аметиста, жезлы «жуи» из нефрита,
нефритовые и халцедоновые сосуды и вазы. На переднем плане фотографии —
письменный стол, на нем — пять предметов алтарного набора из расписной эмали
(?), курильницы, ножи — все китайского производства. Удивляет то, что в
кабинете стоит и китайская мебель: у стен два письменных деревянных стола
«ученого», стулья и столики из бамбука — типичные образцы мебели, которую
привозили из Китая в Европу в первой половине XIX века; на столах —
деревянные резные шкатулки. К сожалению, мебель, по-видимому, не сохранилась в
музеях, далеко не все вещи можно найти сейчас в современных коллекциях
Петербурга.
Восточное влияние сказалось
и на многих деталях интерьера, китайские ткани использовались для обивки
мебели. На портрете кисти Э.О.Ш.Каролюс-Дюрана 1876 года (ныне в Эрмитаже)
Надежда Михайловна сидит в кресле, покрытом чехлом из шелковой красной
китайской ткани с голубой вышивкой с цветочными медальонами.
Можно сделать вывод, что
интерьеры, включавшие большое количество китайских предметов, сформировались к
80-м годам XIX века в доме на Большой
Морской, 54. Подтверждается это и записью в дневнике. Два француза, пять лет
путешествовавших по Азии, а также геолог, путешественник и исследователь
Центральной Азии В.А.Обручев обедали дома у Половцовых в октябре 1883 года. Они
«чрезвычайно восхищаются моей китайщиною, утверждая, что в Китае невозможно
найти такие вещи»7.
Увлечение Китаем и
дальневосточным искусством не ограничивалось собирательством. Многие интерьеры
создавались в «китайском» стиле. Ванная комната в доме на
Большой Морской была выложена кафельной плиткой с
изображением журавлей и цветущих деревьев. В Петербурге сохранились несколько
таких ванных комнат, например в доме Елисеевых на углу Невского проспекта и
Мойки — на стене можно видеть гору Фудзи и летающих над волнами чаек. Вероятно,
ванные комнаты, украшенные расписной японской плиткой, были популярны на рубеже
XIX–XX веков, плитку могли заказывать и приобретать в
японском магазине на Невском проспекте в доме 40/42.
К моменту открытия музея
Училища и в годы его существования в его счетах и документах постоянно
встречаются записи о приобретении больших коллекций от частных лиц в России и в
Европе. В Германии в 1886 году у Я.Краута была приобретена большая коллекция
тканей и вышивок, в том числе китайских. В 1899 году в Монте-Карло от Hellendall
(?) за 450 франков были приобретены три бронзовые вазы.В
1899 году от Евгения Федоровича Гильдебрандта в дар музею Училища были получены
144 предмета из Кореи, Китая и Японии. Была составлена
довольно подробная опись8, включавшая «50 украшений китайских
костюмов: кисти, кошельки, туфли, футлярчики, кисеты», несколько изделий из
слоновой кости, в том числе «собака, взобравшаяся на шар». Также были переданы: серебряная коробка овальной формы, свертки
обоев с белыми журавлями, из материи с разными изображениями, одна — старец с
ланью; вышивки, веера, флаконы, вазочки, простые и лаковые ларцы, камышовые
изделия, две завесы из трубочек стекла и бамбука.
В 1900 году у московского
собирателя Звягинцева была куплена коллекция на сумму 19465 франков9. В описи указывается, что это — бронза и фарфор
Китая, однако из описаний следует, что в коллекцию входили китайские предметы
из других материалов, а также японская бронза. Одно такое описание привлекло
наше внимание, в нем узнаются экспонаты, ныне выставленные на постоянной
экспозиции Китая в Эрмитаже: «Два отшельника. Ушедшие от мира людей, питающиеся
только растениями и фруктами. Статуэтки, резанные из дерева. Китай». В
инвентаре музея Училища (МШ №13303, 13304) сказано также, что у одного из них в
руках — корзинка. Это фигуры двух даосских бессмертных, вырезаны они из очень
редкой породы дерева, имеющего приятный аромат и ценившегося наравне с золотом.
Покупали вещи также у уже
упоминавшегося А.М.Дондукова-Корсакова, у В.А.фон Дена и многих других частных
лиц.
В счетах есть
топографические пометки: приобретения помещали в лоджию, называемую в бумагах
училища «китайскою», и во II кладовую китайского
фарфора.
Чаще других записей о
передачах в музей попадаются бумаги о принятии восточных вещей от семьи самих
Половцовых. Большинство списков имеют пометки: «присланы на время», «присланы
для выставления», «переданы в дар», иногда — «возвращены по желанию»
(Александра Александровича или Надежды Михайловны). Так, несколько раз с 1885
до 1909 года упоминаются «890 маленьких китайских чайников» — Надежда
Михайловна отдавала их в Училище несколько раз и забирала обратно, пока они не
были, по-видимому, приобретены музеем после их оценки в 1909 году в 2000
рублей. Сейчас эта коллекция (правда, чайнички переатрибутированы, в основном
как японские) почти полностью в Эрмитаже. Несколько чайников было передано в
годы Советской власти в различные музеи страны.
На время, для выставок, для
штудий по рисованию, передавались в музей веера: Надежда Михайловна дала пять
штук, за два –позднее предложено 40 рублей, три —
возвращены. Александр Александрович «для выставления присылает шесть разных ваз
китайских, фарфоровых, monochrome», в 1901 году «одна
возвращена по желанию Половцова». Многие вещи, попав в музей,
остаются в нем: китайская бронза (в 1898 году в дар от Надежды Михайловны
переданы — китайский медный дракон, курильница, китайский кувшин «старинной
работы»), фарфор, слоновая кость (Лао-цзы, 1901), коробка с цветами красного
резного лака (от Надежды Михайловны в 1896 году, инв. № МШ-12425), корзины из
тростника японской работы (от нее же в 1909 году), шелковые китайские ткани
(три куплены в 1897 году за 73 рубля)10 и т.д.
С 1896 года все чаще
встречается в документах Училища и музея имя А.А.Половцова-младшего, сначала
как действительного члена Совета Училища, а с 1914 года — как председателя. В
1896 году он передает в музей китайские вещи, а также персидские. Его усилиями покупают в музей такие шедевры, как ширма
коромандельского лака второй половины XVII века (инв. № МШ-5826; была приобретена в 1910 году за
огромную по тем временам сумму в 7659 рублей 57 копеек у антиквара Паркенгорфа
в Англии); столик резного красного лака XVI века (инв. № МШ-21357) подарен им в 1914 году;
настенный экран черного лака с инкрустацией перламутром XVIII
века (инв. № МШ-21062), большое количество перегородчатой эмали с
императорскими марками и очень высокого качества.
Половцов-сын поддерживал
контакты и покупал вещи в Европе у тех же антикваров, что и отец. Выбор у него
был очень значительный: рынок китайских редкостей пополнился и в Европе, и в
России после 1901 года в результате подавления еще одного восстания в Китае —
Боксерского — и новой трофейной добычи из различных дворцов Пекина и тех мест,
где проходили “объединенные” войска европейских держав.
После смерти
А.А.Половцова-старшего в 1909 году большая часть его художественного собрания
была продана с аукциона в Париже. Но китайские памятники, в основном, остались
в Петербурге. Надежда Михайловна коллекционировала и любила их, и интерьеры
дома с восточными вещами почти не изменились до 1918 года. Многие китайские
произведения сохранялись в семьях у детей.
Каменноостровская дача по
завещанию принадлежала Александру Александровичу-младшему. На втором этаже
нового дома, перестроенного в 1911–1912 годах архитектором И.А.Фоминым,
располагалась “китайская” гостиная с большим количеством китайских предметов, с
китайской мебелью, привезенной из путешествий и полученной в дар после
окончания строительства Китайско-Восточной железной дороги. Вещи
также находились: в буфетной — стенные шкафы, украшенные сверху китайской
бронзой; в гостиной — вышитая шелком ширма с изображением бамбука (хранится в
Эрмитаже), на столе — китайская ваза с драконами с красной подглазурной
росписью медными окислами (хранится в Эрмитаже); в парадных залах на пристенных
консолях и столиках — наборы ваз из фарфора и перегородчатой эмали.
Единственное, что сохранилось сейчас на даче, — деревянные, покрытые лаком
панно с изображением резных драконов, играющих жемчужинами. Однако и они
неоднократно в советское время при перестройках дома перемещались с места на
место и сейчас находятся не в том помещении, для которого они предназначались,
(используются как двери и межкомнатные перегородки). Отдельные фотографии
интерьеров комнат 1920-х годов хранятся в ГИОПе. Судьба большинства памятников
после революции и передачи дома под пансионат и профилакторий нам неизвестна,
лишь незначительное количество предметов можно найти сейчас в государственных
коллекциях. Ныне дача сильно обветшала и, возможно, сдана в аренду частным
лицам или учреждениям на длительный срок.
Вероятно, интересно было бы
выяснить, какие китайские вещи находились в доме А.А.Половцова-младшего в
Ташкенте. Особняк был отстроен в “мавританском” стиле из резного дерева, раскрашен,
интерьеры выполнены в “персидском” вкусе с большим количеством ковров, тканей,
керамики, различных ближневосточных предметов искусства, находились в нем и
китайские вещи. Сейчас в здании расположился музей, интерьеры переделаны под
экспозиции, но отдельные памятники сохранились, в том числе деревянная кровать,
инкрустированная перламутром, — возможно, единственный образец “спальной”
китайской мебели в коллекциях бывшего Советского Союза.
Дочь Половцовых Надежда была
замужем за Александром Александровичем Бобринским — председателем
Археологической комиссии, отдельные китайские вещи поступали от них
(перегородчатая эмаль), хотя их коллекционирование было сосредоточено на
археологии Крыма, Кавказа и т.д.
В доме на Большой Морской
улице, 54, вместе с матерью жила дочь Анна, вышедшая замуж за Александра
Дмитриевича Оболенского. Они также делали подарки в музей Училища, например,
ими были подарены два больших экрана резного красного лака с инкрустацией
нефритом XVIII века (ГЭ ЛН-64, 65). Но в целом, коллекция
китайских изделий в доме сохранилась без изменений до начала 20-х годов XX века.
Судьба дома не сильно отличалась от участи других дворцов Петербурга: и дом, и
все имущество было конфисковано, художественные ценности поступили в
Государственный музейный фонд. Большинство из них все же не было продано, а
передано в музей Училища в 1922–1924 годах, откуда они и попали в основном в
Эрмитаж в 1926 году. Пугающе красноречивы одинаковые даты смерти четы
Оболенских : 1917 год.
В архиве
музея найдена опись китайских вещей, конфискованных из дома, там же хранятся
отдельные старые семейные документы11. В список входят
первоклассные образцы перегородчатой эмали (около 20 инв. номеров), в том числе
одна ваза XV века (инв. № МШ-5606), многое из того, что видно на
фотографиях 1880-х годов, можно узнать. От Половцовых поступила коллекция из 38
нефритов и резных камней, небольшое, но уникальное собрание китайского стекла XVIII
века, редкие лаки, бронза, дерево и другие замечательные памятники. О некоторых
из них имеются записи, касающиеся истории их поступления. В частности, о парных
чашах-горшках из нефрита с цветами из резных камней записано, что они были
«подарены Великим китайским посланником». Имеется в виду Ли
Хун-чжан, приезжавший в 1896 году в качестве официального представителя
императора Китая, правившего под девизом Гуаньсюй (1875–1908), на коронацию
Николая II и посетивший многие дома богатых петербуржцев —
Юсуповых, Половцовых, Витте.
Восточные собрания семьи
Половцовых были и остаются одними из лучших в России.
Даже коллекции Общества поощрения художеств или семей Строгановых, Кочубей,
Юсуповых не могли с ними сравниться. Будем надеяться, что имя Половцовых, так
много сделавших для русской истории и культуры, отныне
не будет предано забвению.