Галерея журнала «Наше наследие»
Елена Пашутина
Из глубины культуры
В год 20-летнего юбилея журнала «Наше наследие» в нашем доме
состоялась выставка, в которой приняли участие 75 художников, в разные годы
экспонировавшихся в нашей галерее. Выставочная деятельность «Нашего наследия» с
самого начала задумывалась как форма живого, непосредственного взаимодействия
со всеми, кому небезразлично состояние российской культуры, кому интересны
процессы, происходящие в современной художественной жизни. Активная позиция
журнала по сохранению культурного и исторического наследия, равноправное
представление на его страницах различных направлений искусства, открытость к
сотрудничеству с музеями, государственными учреждениями культуры, — все это
способствовало созданию вокруг выставок журнала «Наше наследие» атмосферы
доверительного общения профессионалов, художников, искусствоведов, музейщиков,
коллекционеров, историков культуры.
Думается, что прошедшие за минувшие годы в стенах нашего
дома выставки, а их было более 250-ти, вряд ли могли бы состояться без
завоеванной журналом популярности в культурном сообществе. Это были выставки не
только современных художников, скульпторов, сценографов, фотографов из Москвы,
Петербурга, Екатеринбурга, Владимира, Пскова, Новосибирска, Красноярска,
Челябинска, Саратова, Ульяновска, Дубны и Махачкалы, но и показы личных
коллекций российского и западноевропейского искусства, охватывающие период с XV
по XX век, экспозиции забытых и недавно ушедших художников, совместные
мероприятия с представительствами ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ в России и выставки
художников и фотографов из Великобритании, Германии, Финляндии, Франции,
Беларуси, Грузии, Украины.
Не имея возможности в настоящей публикации представить
творчество всех наших экспонентов за многие годы, мы заранее приносим свои
извинения, но с благодарностью помещаем отклики на деятельность галереи и
журнала «Наше наследие».
За двадцать лет Ваш журнал сделал широко доступными
множество ценностей культуры, прежде затерянных, несправедливо забытых, а пуще
всего сознательно из нее изгонявшихся. Поэтому его комплект стал неоценимым
сводом драгоценных словесных и изобразительных материалов.
Ваши выставки, при всей их камерности, осуществляли
необходимую связь культурных ценностей с живым художественным процессом наших
дней.
Я благодарен журналу за лестную для меня возможность не
только выступать на его страницах, но и участвовать в его экспозициях.
Юрий Герчук
В редакцию журнала «Наше наследие»
Прошу принять в дар мою работу — блюдо «Осень в горах», в
знак признательности за Вашу деятельность — по-настоящему просветительскую.
Мария Фаворская-Шаховская
Силы, приводящие в движение нашу художественную жизнь, могут
быть естественными и искусственными. «Не вокруг творцов нового шума, — вокруг
творцов новых ценностей вращается мир; он вращается неслышно», — писал Ф.Ницше.
Редакция «Нашего наследия» предпочитает делать именно такую работу, свободную
от внешних шумов и восклицаний. Дело в данном случае не в консерватизме одних и
радикализме и декларируемом новаторстве других. Движения культуры вообще не
бывают слишком резкими. Эволюция всегда предпочтительнее революционных
неистовств.
Привлекательно уже то, что, занимаясь непосредственно нашим
отечественным культурным прошлым, то есть буквально «наследием», журнал не
отворачивается от происходящего здесь и сейчас. Скромные размеры выставочного
зала не мешают организовывать и пропагандировать живую пластическую культуру
московских и, шире, российских художников. Слухи о смерти этой культуры сильно
преувеличены недобросовестными бегунами-прогрессистами, жаждущими
по-большевистски всех ниспровергнуть и самоутвердиться.
Журнал показывает искусство художников разных поколений и
направлений по принципу развития этих художников ИЗ ГЛУБИНЫ культуры, а не по
принципу мусорного суммирования всего и вся, что громко дребезжит. Не буду
упоминать конкретных имен. Они на слуху, в том числе и по родственной
деятельности одной из лучших московских галерей — «Ковчег». Скажу лишь
зрительское и профессиональное спасибо моему «Нашему наследию» и его
сотрудникам за последовательность и веру в Тишину, в глубине которой только и
может рождаться искусство.
Вильям Мейланд
На фоне многочисленных российских изданий по культуре,
ежегодно возникающих и вскоре уходящих в небытие, журнал «Наше наследие»
поражает своей стабильностью вопреки всему и верностью своему высокому служению
русской культуре. Журнал той же редкой, увы, очень редкой породы, что и «Мир
искусства» и «Аполлон».
20 лет, и каких лет, для журнала возраст солидный, но по
человеческим меркам — молодой, возраст дерзаний и надежд. И дай Бог
замечательному журналу и его замечательному коллективу идти дальше по этому
светлому пути.
Валерий Бабин
Я не могу назвать себя завзятым книгочеем. Я просто люблю
читать журнал «Наше наследие» за то, что он, подобно археологу, вскрывает
забытые пласты отечественной культуры.
Многогранная деятельность журнала касается различных
направлений культуры: история, искусство, религия, философия – все они находят
здесь свое место.
Для меня, как художника, особенно ценны не только публикации
о наиболее значимых выставках, проходящих в российских музеях, но и уникальные
материалы о малоизвестных или полузабытых отечественных представителях изобразительного
искусства.
Подкупает изобретательность оформления журнала, что
доставляет истинную радость и предвкушение встречи с каждым следующим номером.
Замечательная инициатива – это выставки современных
художников и последующее их обсуждение на страницах журнала с привлечением
ведущих искусствоведов.
И еще. Без ложной скромности могу сказать, что многие
сотрудники журнала стали настоящими друзьями моей семьи.
Юрий Ларин
Огромная благодарность всем, кто проводит экспозиции в
выставочном зале журнала «Наше наследие». Мне было очень важно ваше
внимательное и доброе отношение.
Особенно потому, что это была моя первая персональная
выставка, и у меня не все получалось. Организация выставок художников разных
поколений — это очень актуально! Хочется пожелать счастливого продолжения вашей
работе.
Ирина Казеева
Ни на что не похожий удивительный журнал в этом море попсы и
дилетантизма, наглой рекламы и агрессии дурного вкуса на каждом шагу. Не говоря
уже об архитектуре «новых русских» в «новой Москве».
«Наше наследие» — это словосочетание греет душу потому, что
сразу возникает перед глазами старомосковский ампирный дом, в котором не
работают — живут замечательные люди, делающие журнал и устраивающие в гостиной
прекрасные камерные выставки московских художников. Эти выставки — как камертон
современной московской художественной культуры.
Идя на вернисаж в «Наше наследие», знаешь, что подвоха не
будет, что тебя ожидает маленький праздник высокого искусства. Это не пир во
время чумы — каждый такой праздник вселяет надежду, что культура не умрет, как
не умерла она в страшные лета России, она жива и будет жить.
Евгений Казарянц
Для меня «Наше наследие» не название журнала, не учреждение,
а имя теплого радушного дома в чудесном, небывалом для столицы саду, в десяти
минутах ходьбы от другого дома, моего родного.
Прежде в центре Москвы немало было теплых и приветливых
домов. Во многие можно было прийти без звонка, с уверенностью, что встретят
тебя радостной улыбкой. Теперь дома такие перевелись — их разрушили, а хозяева
переселились кто куда. И дом «Нашего наследия» чудесным образом унаследовал
тепло, уют и приветливость множества исконно московских, интеллигентных,
канувших в Лету домов.
Мне повезло — с домом №4 по 1-му Неопалимовскому переулку я
чувствую родственную связь с тех пор, как он приютил под своим кровом работы
самых близких моих людей: отца — Алексея Айзенмана, и бабушки — Ольги
Бари-Айзенман.
И обитателей дома номер четыре, работающих здесь ныне и
работавших прежде: Наташу и Марину, Александра Алексеевича с Леной, Владимира
Петровича, Дмитрия Константиновича, Сашу, Ваню, Веру Павловну, Алечку, Олю с
Валей (клянусь, я ни о ком не забыла, просто места маловато) в первую очередь
ощущаю добрыми людьми, друзьями, и только во вторую профессионалами, каждого
асом в своем деле.
А так как друзья моих друзей и мои друзья, то и художники,
на протяжении двух десятилетий пользующиеся неопалимовским гостеприимством,
люди мне не чужие, все они одного со мной профсоюза (если возможно употребить
это казенное слово в высоком смысле). Причем люди отменно талантливые, ведь сам
по себе факт выставки в «Нашем наследии» это уже знак качества. Таким образом,
круг друзей и добрых знакомых продолжает расти и расширяться — ведь в «Нашем
наследии» радуются не одним только столичным художникам, но и мастерам из
российской провинции.
Много лет в преддверии Нового года я усердно вырезаю из
разноцветной бумаги множество новогодних зверюшек (изображения очередного
символа грядущего года) и традиционно дарю их своим друзьям. В их числе все без
исключения обитатели славного дома в Неопалимовском.
Ольга Вельчинская