Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 87 2008

Татьяна Долгодрова, фото Вадима Некрасова

Часовники — домашние молитвенники для мирян

 

Статья продолжает публикации на тему перемещенных культурных ценностей («Наше наследие», №№ 32, 42, 49, 55, 61, 69, 73). В собрании Российской государственной библиотеки среди трофейных книг есть и Horae, как назывались на латинском языке Часовники, самые распространенные книги позднего Средневековья. Это книги из Дрезденской и Берлинской государственных библиотек, из библиотеки Бреслау и т.д.

В истории западноевропейской книги — как рукописной, так и печатной — Часовники занимают особое место изысканностью своего оформления: обилием миниатюрной живописи или раскрашенных акварелью гравюр, цветным письмом или печатью текста, применением многоцветных инициалов, наличием множества красочных бордюров. Никогда не похожие один на другой, Часовники всегда отличаются по составу текста, по своим иллюстрациям, иллюминированию. Печатные Часовники, как никакие иные печатные книги, дольше всего сохранили влияние книги рукописной в своем оформлении. Поэтому Часовники представляют богатый материал для изучения истории миниатюры и гравюры, различных художественных школ, позволяют проследить смену стилей в декоре рукописей и обнаружить взаимовлияния рукописной и печатной книги, а также ее взаимодействия со станковым искусством.

 

XV век можно назвать «веком Часовника» — столь распространенной была эта книга, которую современные исследователи называют бестселлером того времени. Часовник — это персональный домашний молитвенник для мирян, по которому читались молитвы по часам дня, свое название эта книга получила от Часов Девы Марии — наиболее важной части книги. Именитое дворянство имело их по несколько экземпляров, так до наших дней уцелело 6 Часовников из библиотеки бургундского герцога Филиппа Доброго, а всего в его библиотеке их было 26. Не отставало от знати и ее окружение, и зажиточные горожане, да и просто бюргеры. Владение Часовником считалось делом престижным, все грамотные и даже некоторые из неумеющих читать стремились приобрести эту книгу. Поэтому в XV веке Часовник был традиционным свадебным подарком невесте. Не таким уж дешевым, если учесть, что рукописный Часовник мог достигать цены половины каменного городского дома. Но все же Часовник может являться свидетельством демократизации рукописной книги. Это книги, которыми пользовались каждодневно и, видимо, рассматривали их как домашние аналоги церковных богослужебных книг. Самым ранним Часовником считается появившийся в Англии в середине XIII века HOURS ad Sarum — Часовник, хранящийся в Британской библиотеке в Лондоне. Первый же печатный Часовник принято связывать с парижским издателем и гравером Антуаном Вераром — это выпущенный им в 1485 году молитвенник, прекрасно орнаментированный гравюрами на дереве. Хотя на самом деле печатные Часовники появились в Италии еще в середине 70-х годов XV века, но они не были роскошно украшены гравюрами и поэтому не приобрели такую известность. Так из Берлинской государственной библиотеки происходит итальянское издание Horae, вышедшее в Сиене в 1581 году у печатника Луки Бонетти. Этот Часовник напечатан на бумаге, украшен гравюрами на дереве и имеет цветную — красную печать, которой напечатаны целые абзацы, делая тем самым страницу, наряду с гравюрами, очень эффектной. Еще один итальянский Часовник — на греческом языке, выпущенный прославленным венецианским издателем Альдом Мануцием в 1497 году, также имеющий гравюры на дереве и двухцветную печать, происходит из библиотеки колледжа монастыря св. Магдалины в Бреслау.

Из Дрезденской государственной библиотеки происходит печатный Часовник на французском языке — Livre d’Heures, изданный в Париже в 1503 году печатником Жаном Пихором. Этот Часовник полностью уподоблен книге рукописной — напечатан на пергамене и имеет раскраску гравюр темперой и золотом — так называемую «миниатюризированную» гравюру, когда раскраска гравюр превращается в настоящую миниатюру. В раскраске использовано как пластинчатое, так и твореное золото. Раскрашены не только гравюры, но и инициалы и рубрики — они традиционно красные, синие и проработаны золотом. Гравюры даны на всю страницу и заключены в рамки, сделанные в форме обрамления окна по моде того времени. Все страницы с текстом украшены черно-белыми рамками бордюров, сделанных в технике гравюры на меди, пoлучившей французское название «сrible» — «изрешеченный», когда черный фон гравюр покрыт мелкими белыми точками, чем достигался особый художественный эффект. Рамки эти были составные, их варьирование позволяло разнообразить декор страниц. Выполнены они в стиле ренессанс и содержат изображения ваз, гирлянд, рогов изобилия, множества гротескных фигур. Сочетание многоцветной раскраски и черно-белых рамок бордюров, сделанных в технике гравюры на меди, придает книге торжественность и изысканность.

«Эффект окна» использован при обрамлении гравюр и в другом Часовнике, происходящем из Берлинской государственной библиотеки. Он был напечатан в Париже Шарлем Ланжелье в 1544 году. Часовник на двух языках — латинском и французском, украшен гравюрами на дереве и имеет цветную печать. Гравюры в ренессансных рамках с колоннами и медальонами с барельефами. Инициалы в тексте разнообразные — от простых красных, напечатанных шрифтом антиква, до причудливых букв, данных на фоне «сrible».

Из коллекции барона Виктора фон Клемперера, находящейся на хранении в Берлинской государственной библиотеке, происходит Часовник, изданный в Париже Жерменом Ардуэном около 1508 года. Он напечатан на пергамене и имеет раскраску синей, красной краской и золотом инициалов и рубрик, гравюры же остались нераскрашенными. Его наборные бордюры отличаются необыкновенным разнообразием и причудливостью компановки декора. Все рамки содержат разные сюжеты и изображения — это ветхозаветные сценки, такие как «Иосиф и его братья», «Царь Давид и Вирсавия», новозаветные сюжеты — страстной цикл, сценки евангельских притч с выдержками из текста Евангелий, сопровождающими их, агиографические (посвященные житиям святых) сюжеты — изображения святых Анны и Марии, Архангела Михаила, Марии Магдалины, Франциска Ассизского,

св. Себастьяна и др. Они даны в сочетании с дидактическими сюжетами (а надо отметить, что назидательный подтекст этого Часовника очень ощутим), — изображение самоубийцы, за спиной которого стоит дьявол, мужчины и женщины, также ведомых дьяволом, — намек на грех прелюбодеяния и т.д. В рамках есть знаки Зодиака, изображения цветов, сделанные не без влияния рукописных Часовников, гротесковые фигурки и разные сочетания сценок с путти — элементов ренессансного стиля.

Тексты Часовников можно разделить на три категории: основные, второстепенные и дополнительные. Основные тексты — экстракт Бревиария (книги, используемой при богослужении в церкви): Календарь, Часы Девы Марии, Покаянные псалмы, Литании, Заупокойная месса и Поминовения святых. Второстепенные тексты — выдержки из Евангелий, два специальных гимна Богоматери «Obsecro Te…» («Молю Тебя…») и «O’ Intemerata…» («О, Несравненная…»), Страстные Часы, Часы Св. Духа и, очень часто, Часы Св. Троицы. Дополнительные тексты содержат выдержки из Псалтири и разнообразные молитвы. Служба, посвященная какому-то одному святому, чаще всего это Часы св. Варвары, встречается очень редко как в рукописных, так и в печатных Часовниках. Иногда в календарях бывают Альманахи с указанием дней празднования Пасхи на несколько лет вперед, тогда можно датировать Часовник первым годом альманаха.

Тексты Часовников, при всей их традиционности, разнообразно варьируются — это связано с тем, что в выборе разделов допускалась определенная свобода. Разнообразие текстов в Часовниках было и внутри разделов — таких как Часы Девы Марии, Заупокойная Месса. Часы Девы Марии — наиболее важная часть Часовника, делятся в свою очередь на Часы Matines и Laudes — Заутреня (до 6 час. утра), Prime — Первостатейные часы (с 6 час. утра до 9 час. утра), Tierce — Третьи часы (с 9 час. утра до полудня), Sexte — Шестые часы (с 12 час. до 3 час. дня), None — Девятые часы (с 3 час. дня до 6 час. вечера), Vespere — Вечерня (с 6 час. вечера до 9 час. вечера), Completor — Завершение (с 9 час. вечера до полуночи).

Часовники делались для мужчин и для женщин — об этом свидетельствуют мужские или женские окончания глаголов в молитвах «Obsecro Te» и «O’ Intemerata». Поэтому, если внимательно читать тексты молитв в этих книгах, можно узнать, для кого она была написана, если это рукописная книга. Каждый Часовник начинается с календаря — элемента, взятого от Бревиария (богослужебная католическая книга с нотными песнопениями). Календари часто содержат в рукописных книгах миниатюры, а в печатных Часовниках — гравюры с интересными жанровыми сценками — занятия по временам года, знаки Зодиака. Так в миниатюрах самых старых Часовников в январе часто изображался Янус с двумя или тремя головами, закрывающий одной рукой дверь года и открывающий другой дверь новому году. Позднее — это персонаж, который пьет или ест, пребывая около огня. Потом сцена повторяется, и он ест, сидя за столом, спиной к камину. Наконец, Янус настолько очеловечивается, что он приглашает друзей за свой стол. В феврале — это сцены у огня, довольно часто это персонаж, который греется, сняв один из своих башмаков и подставив огню голую ногу, иногда также он держит свою обувь в руке. Нередко можно увидеть у огня мужчину и женщину.

В марте почти всегда изображался виноградарь, обрезающий лозу. Для характеристики месяца апреля миниатюристы имели выбор между довольно большим количеством сюжетов, которые олицетворяют радость весны. Это молодой человек или девушка, прогуливающиеся на природе пешком или на лошади, с цветами в руках. Иногда это охотник, скачущий по полям с соколом в руках. Май символизировался чаще всего соколиной охотой или изображением молодых людей, водящих хороводы. Июнь изображался со сценами сенокоса, жатвы, стрижки овец и даже боронования. Июль — обычно изображение жатвы, довольно часто сенокоса, редко стрижки овец. В августе — сцены молотьбы зерна, реже — просеивания зерна и жатвы.

В сентябре чаще встречаются сцены выжимания винограда в чане, но также изображался сбор гроздей винограда, иногда — сев, сбор яблок. Октябрь — изображение человека, который бросает семена в землю; этот месяц характеризуют сев и пахота. Довольно часто встречается выжимание винограда, реже его сбор. Ноябрь — сцена сбора желудей — персонаж в дубовом лесу, сбивающий желуди большими шестами, а на земле изображались толкущиеся свиньи. Декабрь — наиболее часто это сцена забоя свиньи топором, а также сажание в печь хлебов. Иногда, это пиршество, очень редко у огня.

Следует подчеркнуть особую иконографическую ценность этих книг, так как в них можно найти редкие сюжеты, проследить эволюцию иконографии миниатюр и гравюр.

На протяжении XV века она менялась следующим образом. Часто вслед за календарем идут выдержки из Евангелий, открываемые страстями от св. Иоанна. Раздел этот обычно украшался одной миниатюрой. Если в первой половине века это изображение «Св. Иоанн на Патмосе», то позднее — сцена мученичества св. Иоанна, которая затем прочно войдет в печатные Часовники, как например в Часовнике, напечатанном в Париже издателем Жаком Керве в 1515 году. Маленькая миниатюра с изображением св. Иоанна, употреблявшаяся в разделе Поминовений святых или в разделе Евангельских выдержек, имеет строго устоявшуюся иконографию — это св. Иоанн, изгоняющий дьявола из причастия. Сюжет этот, появившись в рукописных книгах, затем переходит в печатные, например, он есть в Часовнике, напечатанном в Париже издателем Жерменом Ардуэном в 1508 году.

Часы Девы Марии, как самый большой из разделов Часовников, имели, как правило, и большее количество миниатюр — от 8 и более: это сцены детства Христа. Страстные Часы украшались по-разному — от одной миниатюры «Распятие» до целого страстного цикла из 8 миниатюр. Заупокойная месса сопровождалась миниатюрой «Похоронная служба», «Воскрешение Лазаря» или «Взятие души в рай». Во второй половине века часто стал употребляться сюжет «Иов на гноище». Сюжет этот затем переходит в печатные Часовники. Наиболее интересный пример миниатюры к Заупокойной мессе — когда при миниатюре «Взятие души в рай» на полях даются четыре медальона, в которых изображено последнее причастие, зашивание покойника двумя монахами в пелену, отпевание в храме и погребальная служба. В разделе Заупокойной мессы рукописных Часовников появляются «Пляски смерти», обычно на полях, которые затем были заимствованы печатными Часовниками. С полей рукописных Часовников пришел этот сюжет и в иллюстрации книг — он появился в большой гравюре Михаэля Вольгемута в самой знаменитой книге XV века — «Всемирной хронике» Гартмана Шеделя в 1493 году, и неоднократно тема «Плясок смерти» будет использована Лукасом Кранахом-младшим. Но справедливости ради стоит напомнить, что сюжет «Пляски смерти», столь убедительно повествующий о бренности человеческой жизни, не важно, кто ты — король, римский Папа или простой крестьянин, — был заимствован миниатюристами Часовников из монументальной живописи. Взять хотя бы фреску XIII века с этой тематикой в приделе церкви св. Николая в Берлине. Вообще, этот сюжет очень занимал зрителя — о чем свидетельствует немецкая ксилографическая книга XV века с тем же названием — «Пляски смерти» или, как ее иногда называют, «Танец смерти».

Раздел Гимнов Деве Марии сопровождался изображениями на тему поклонения — или одной миниатюрой, изображающей донатора — заказчика книги, коленопреклоненного перед Девой Марией, или — «Поклонение кресту», где изображены Богоматерь и апостолы, поклоняющиеся голгофскому кресту; или же каждая молитва имела отдельную миниатюру. Часы Св. Духа чаще всего украшались миниатюрой «Сошествие Св. Духа».

Раздел Покаянных псалмов в Часовниках первой половины XV века открывался обычно изображением царя Давида в юности: это сцена победы над Голиафом. Позднее этот сюжет сменяется изображением Давида уже царем, коленопреклоненного в покаянии — сцена эта дается или в его дворце, или же в пейзаже. Во второй половине века появляется сцена с царем Давидом, смотрящим на Вирсавию. Именно этот сюжет был унаследован печатными Часовниками и неизменно присутствует в них, в изданных в Париже печатником Жерменом Ардуэном в 1508 году и печатником Жаком Керве в 1515 году. Известны случаи, когда раздел Покаянных псалмов открывался миниатюрой «Страшный суд». Раздел Поминовения святых декорировался по-разному: миниатюрами, чаще всего маленькими, украшающими каждую молитву раздела, или миниатюрами, изображающими только некоторых святых. Иногда миниатюрой украшалась всего одна молитва, по-видимому, наиболее важная для заказчика. Часовники, не имеющие миниатюр — редчайшее исключение, как в рукописной книге, так и в печатной.

В таком случае начало разделов отмечено крупными инициалами и бордюрами.

Часовники изготовлялись, как правило, небольших размеров, удобные для обращения: обычно это был формат in-octavo — в восьмую часть листа. В конце XV века в моду вошли маленькие Часовники, миниатюрного размера in-duodеcimo — в двенадцатую долю листа. Разнообразие в Часовниках обнаруживается в количестве строк, в письме, инициалах, в тех росчерках пером, которые продолжают буквы верхней и нижней строк, в декорировке полей рукописей и, наконец, в самих миниатюрах: это могла быть миниатюра во весь лист, обычно с рамкой-заставкой, миниатюра на ѕ листа, под которой идет начало текста главы. Особенно интересны Часовники, имеющие в рамках-заставках при больших миниатюрах маленькие миниатюры, вписанные в круглые медальоны или в квадратные клейма, иногда сочетание и того, и другого. В эти клейма вписывались обычно сюжеты, поясняющие или дополняющие сюжет основной миниатюры.

Иногда производством рукописных Часовников занимались специальные мастерские, особенно много их было во Фландрии. Методы работы в них сохраняли время и обеспечивали настоящую серийную продукцию. Иллюминаторы имели приспособления, позволяющие воспроизводить много раз данную модель. Эти «эскизы» представляли для них несомненную помощь в работе. Некоторые миниатюристы создавали в довольно большом количестве сюжеты сценок для Часовников, всегда одни и те же, посвященные иллюстрированию великих литургических праздников, в то время как копиисты писали разные календари сообразно епископствам. Особенно известной была мастерская Виллема Врелана в Брюгге, специализировавшаяся на изготовлении Часовников. Хотя в творческой манере Врелана есть некий униформизм и единообразие, но его влияние на других мастеров по изготовлению Часовников было огромно. Причем, под его влияние подпадали даже такие прославленные нидерландские миниатюристы, как Симон Мармион, мастерская которого по производству Часовников существовала в Валансьене с 1458 года и имела связь с мастерской Врелана. Экспорт брюггских Часовников в Испанию способствовал экспансии фламандского искусства, в частности, исследователи отмечают сильное влияние Врелана на испанскую миниатюру. Сколь велики были эти мастерские по изготовлению Часовников можно судить по тому, что ателье Врелана имело 60 мастеров. Врелан особенно любил писать гризайли с синим фоном, оттененные коричневой краской и имеющие проработку золотом. В мастерских, подобных той, что возглавлял Виллем Врелан, главный мастер руководил работой, давал инструкции, сам делал миниатюры в Часовниках, на которые обращалось большее внимание, а остальные сцены делались подмастерьями.

Чаще всего, написанные или напечатанные на латыни, Часовники могли иметь вставные молитвы на национальных языках, которые выделялись киноварью или синей краской. Бумага редко использовалась в изготовлении этих книг до начала печатания Часовников в конце XV века, даже печатные Часовники во Франции почти всегда печатались на пергамене, хотя в Нидерландах их печатали и на бумаге. Мастерские по производству рукописных Часовников являлись предприятиями мануфактурного типа, работающие как на заказ, так и для свободной продажи. Распределение работ в них позволяло делать сразу много экземпляров Часовников, то есть они как бы издавались в современном смысле этого слова, только «издание» делалось не с помощью печатного станка, а вручную. Любопытные сведения обнаружил Г.И.Лифтинк в одной рукописи Лейденского университета, написанной в 1437 году в Голландии. Рукопись эта — распоряжение по-фламандски от частного лица главе мастерской, где дается заказ на изготовление большого числа копий различных текстов: 200 экземпляров «Семи покаянных псалмов», 200 экземпляров двустиший Катона на фламандском языке, 400 экземпляров маленьких молитвенников, то есть в данном случае можно говорить о настоящем издании этих произведений. Так работа копиистов подготавливала работу печатников, тем более что часто инкунабулы печатались очень небольшим тиражом, порой всего в нескольких экземплярах, а обычно их тираж колебался от 100 до 200–300 экземпляров.

Большое разнообразие элементов декора Часовников — миниатюра или гравюра в печатных книгах, бордюры, рамки-заставки, инициалы и рубрики, последние ставились в важных местах текста и писались красными, синими, зелеными чернилами, золотом или серебром — все это перешло и в печатные книги. В Часовниках как нигде часто имеет место практика сплошных цветных текстов — особенно в голландских рукописях, когда целые страницы текста или большие его куски могли быть написаны цветными чернилами, так же как и применение цветных текстов при печати. Бордюры или, как их еще называют, — рамки-заставки очень разнообразны, так как было принято для каждой миниатюры делать рамку не похожей одна на другую. Часто рамки-заставки для миниатюр и для текста делали разные мастера. Отсюда такое разнообразие в декоре страниц как рукописных, так и печатных Часовников.

Часовник. Издатель Жан Пихор. Париж, 1503. Пергамен. Гравюра на меди. Раскраска темперой  и золотом. Гравер неизвестен. Собрание РГБ

Часовник. Издатель Жан Пихор. Париж, 1503. Пергамен. Гравюра на меди. Раскраска темперой и золотом. Гравер неизвестен. Собрание РГБ

Часовник.  Издатель Жермен Ардуэн. Париж, 1508. Собрание РГБ

Часовник. Издатель Жермен Ардуэн. Париж, 1508. Собрание РГБ

Часовник. Издатель Жан Пихор. Париж, 1503. Пергамен. Гравюра на меди. Раскраска темперой и золотом. Гравер неизвестен. Собрание РГБ

Часовник. Издатель Жан Пихор. Париж, 1503. Пергамен. Гравюра на меди. Раскраска темперой и золотом. Гравер неизвестен. Собрание РГБ

Часовник. Издатель Жан Пихор. Париж, 1503. Пергамен. Гравюра на меди. Раскраска темперой и золотом. Гравер неизвестен. Собрание РГБ

Часовник. Издатель Жан Пихор. Париж, 1503. Пергамен. Гравюра на меди. Раскраска темперой и золотом. Гравер неизвестен. Собрание РГБ

Часовник. Издатель Жан Пихор. Париж, 1503. Пергамен. Гравюра на меди. Раскраска темперой и золотом. Гравер неизвестен. Собрание РГБ

Часовник. Издатель Жан Пихор. Париж, 1503. Пергамен. Гравюра на меди. Раскраска темперой и золотом. Гравер неизвестен. Собрание РГБ

Часовник. Издатель Жан Пихор. Париж, 1503. Пергамен. Гравюра на меди. Раскраска темперой и золотом. Гравер неизвестен. Собрание РГБ

Часовник. Издатель Жан Пихор. Париж, 1503. Пергамен. Гравюра на меди. Раскраска темперой и золотом. Гравер неизвестен. Собрание РГБ

Часовник. Издатель Жермен Ардуэн. Париж, 1508. Пергамен. Гравюра на меди. Раскраска темперой и золотом. Гравер неизвестен. Собрание РГБ

Часовник. Издатель Жермен Ардуэн. Париж, 1508. Пергамен. Гравюра на меди. Раскраска темперой и золотом. Гравер неизвестен. Собрание РГБ

Часовник. Издатель Жан Пихор. Париж, 1503. Пергамен. Гравюра на меди. Раскраска темперой и золотом. Гравер неизвестен. Собрание РГБ

Часовник. Издатель Жан Пихор. Париж, 1503. Пергамен. Гравюра на меди. Раскраска темперой и золотом. Гравер неизвестен. Собрание РГБ

Часовник. Издатель Лука Бонетти. Сиена, 1581. Гравюра на дереве. Гравер неизвестен. Собрание РГБ

Часовник. Издатель Лука Бонетти. Сиена, 1581. Гравюра на дереве. Гравер неизвестен. Собрание РГБ

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru