Обдория — край полуночный
Золотая баба (Slata baba), т. е. Золотая старуха, это идол,
стоящий при устье Оби в области Обдора (Obdora) на том (ulterior, jenig)
берегу. По берегам Оби и по соседним рекам расположено повсюду много крепостей,
правители (domini) которых, как говорят, все подчинены князю Московскому.
Рассказывают, а выражаясь яснее, баснословят, будто идол Золотой cтарухи — это
статуя в виде старухи, держащая на коленях (in gremio) сына, а там уже снова
виден ребенок, про которого говорят, что это ее внук. Более того, будто бы она
поставила там некие инструменты, издающие постоянный звук вроде труб. Если это
так, то я полагаю, что это происходит от сильно и постоянно дующего на эти
инструменты ветра.
Сигизмунд
Герберштейн «Записки о Московии»
«…самое название Обдорской земли внесено в титул московского
царя в 1554—55 гг. вместе с внесением царств Казанского и Астраханского.
Известна же была русским людям эта земля, должно быть, довольно рано, еще при
заселении ее зырянами, на языке которых Обдор значит низовье реки Оби. Эта
самая крайняя, ближайшая к Уралу, страна в Сибири, доходившая до Ледовитого
океана, вмещала устье Оби. Урал в северном конце своем от этой страны назывался
у русских Обдорскими горами. Начинаясь от них, граница Обдора доходила на
восток до Енисея, а на юг — до Кондийской земли. Главное место был Обдорск,
вероятно построенный на месте более раннего зимовья на р. Полуе, впадающей в
Обь, севернее Березова почти на 300 верст.
В этой землице, хотя и мало имевшей жителей, были свои
князья, вероятно потомки Вымских, из которых Лугуй, на Оби владевший городками
(в смысле простых становищ): Куноват, Илч-ма, Ляпин, Мункос, Юйла и Березовой,
прислал в 1586 году своего человека с предложением подданства. Вероятно, сделал
он это уже по случаю хозяйничанья на Конде, и тогда-то на него наложен ясак: 7
сороков соболей с обещанием царской охраны от недругов, прописанный в грамоте
на его имя. Едва ли не последним Обдорским князем следует нам считать Ермака
Мамрукова, в 1663 году повешенного в Березове за составление заговора против
русских, которых хотел он перебить здесь, подговорив остяков и самоедов.
При Алексее Михайловиче мы знаем и имена природных остяцких
князей (1679 г.): Гинду Моликова и Игычея Алачева. Род князей Алачевых (от
Али-Джан) был, впрочем, другой, татарский».
П.Н.Петров «История
родов русского дворянства»
Статьи, подготовленные научными сотрудниками
Музейно-выставочного комплекса им. И.С.Шемановского в Салехарде, дают возможность
прикоснуться к сокровенным памятникам искусства, хранимым ямальской землей, к
биографиям самоотверженных первопроходцев, подвижников изучения и просвещения
Ямальского Севера.