Памятник,
оставшийся в идее
Жизнь Бонифатия Михайловича
Кедрова (1903–1985), едва ли не равна веку, конгениальна этому веку. Ее можно
представить как две жизни: жизнь в обществе и жизнь в науке.
Сын профессионального
революционера, Б.М.Кедров — делатель истории своей страны, участник Гражданской
и Отечественной, создатель и редактор журнала «Вопросы философии»,
заступник-защитник «безродных космополитов», гуманный интернационалист,
яростный спорщик с «народным академиком» Лысенко, учитель молодых философов.
А во второй его жизни видятся и
поныне: история науки, философия естествознания, психология творчества, логика
развития научного знания, теория познания, системный анализ науки. Все это
области, в которых Б.М. был вполне своим: компетентным, пытливым, вовлекающим в
свой длительный и продуктивный поиск новых учеников — сначала верных адептов, а
потом оппонентов и полемистов.
Так длились многие десятилетия
эти две, казалось бы, разные жизни.
Он верил стертым словам о дружбе
народов (пишет М.А.Суслову письмо против антисемитизма), о социальной
справедливости, верил в советскую власть чистосердечно и простодушно. Жил в
опоре на все эти правильные слова, которые, между прочим, никто не отменял и
опереться на которые бывало небесполезно.
Это его первый урок, сполна
преподанный нам.
Верность жизни, складывающей
самоё себя, доверие к жизни, противящейся насилию над собой. Это удивительное
свойство ума и души Б.М. сделало его собственную жизнь естественной.
И это — его второй урок, тоже
преподанный нам. Надо лишь воспользоваться этим уроком — самим прожить и
пережить такое.
Его младшая дочь Дина
Бонифатьевна вспоминает: «Мне кажется, у Б.М. была черта характера, которая
помогала ему преодолевать трудности, беды и трагедии — гибель близких,
предательства друзей, опалу, унижение, многие другие, — это неиссякаемый
интерес познания мира. Причем, когда он лишался возможности двигаться в одном
направлении, он не останавливался, а искал и находил другие возможности для
движения (мысли), поиска, открытия, осмысления, анализа. Так было, когда из-за
туберкулеза ему запретили заниматься экспериментальной химией и он занялся
теорией, историей, философией химии, взаимосвязями ее с другими науками.
В разгар антикосмополитической
кампании он был снят с должности главного редактора созданного им журнала
«Вопросы философии», а заодно и с других должностей в Институте философии АН
СССР. Проводились показательные заседания с показательными отречениями
показательных друзей. Газеты печатали показательные статьи обвиняющих и
показательные раскаяния обвиняемого. Рассказывали, что в начале пятидесятых все
ждали ареста Кедрова. Трудно сказать, арестовали бы его или нет, если бы не
умер Сталин. Его запугивали и ломали, но внутренняя сила мысли, сила интереса
познания, стремление двигаться вперед, искать не дали ему сломаться. И в этом
ему очень помог Д.И.Менделеев.
В этом ужасном межвременьи он
начал разбирать архив великого ученого, который хранился в Ленинграде у дочери
Дмитрия Ивановича М.Д.Менделеевой. (Бумаги, по папиным словам, находились в
большой корзине). В результате возникла книга Б.М. «День одного великого
открытия».
Эта книга об открытии Менделеевым
Периодического закона — шедевр Мастера.
Минута за минутой, час за часом
пытливый ученый Б.М.Кедров, историк и философ купно, ведомый любовью к своему
герою и одержимый страстью выведать, как оно было на самом деле в
знаменательный день 17 февраля 1869 года — в день великого открытия, по беглым
записям, маргинальным пометам, случайным наброскам повторяет последние шаги
Д.И.Менделеева в точке окончательной ясности — оформления закона во всеоружии
специально подготовленного «химического пасьянса» (список атомных весов,
карточки элементов). Затем — расклад пасьянса и его итог.
Теоретико-практический его итог.
Так состоялась реконструкция
открытия с включением исследователя (Кедрова-реконструктора) в эту реконструкцию,
в самое ее строящееся тело вместе с его субъектом, то есть автором, отобравшим
у Природы таимую ею закономерность, по которой и выстроена таинственная до поры
природа. А что было до сего дня и что после — также изучено и ляжет в основу
проективной мысли Кедрова: соорудить памятник не автору закона (со всеми
предшественниками и развивателями), а самому закону, его идее в ее почти
формульном обличии, в котором воплощена дерзость классификаторского замысла на
все будущие века.
Д.Б.Кедрова, работая с архивом
отца и приводя его в порядок, нашла и ознакомила меня с рукописью его статьи
«Идея памятника открытию Периодического закона Д.И.Менделеева», опубликованной
с купюрами в журнале «Природа» в 1970 году (№ 10). Однако в «Природе», если
сравнить с рукописным оригиналом, изъяты два содержательных абзаца. Восстановлю
их.
Это рассказ Кедрова о памятнике
первой Советской конституции, воздвигнутом в Москве во времена Ленина.
Бонифатий Михайлович пишет: «Памятник изображал женщину-революцию — свободную
Россию с протянутой рукой у огромного обелиска. На медных досках по бокам
пьедестала были выгравированы статьи конституции. Сейчас этот чудесный памятник
заменен тяжелой фигурой князя Юрия Долгорукого». И второй абзац: о знаменитой
кривой поглощения солнечной энергии хлорофиллом на пьедестале памятника
К.А.Тимирязеву у Никитских ворот.
Все это — внешние скульптурные
воплощения вербально-мыслительных конструкций (идеологем, научно-формульных
абстракций) без проникновения в суть мысли, в ее движение, в честь и во имя
которых быть монументу.
В случае Периодического закона и
идеи памятника ему — иначе. Кедров вслед за Менделеевым прожил в своем проекте
самоё мысль этого величайшего открытия.
В.Л.Рабинович,
доктор философских наук
Публикация
Д.Б.Кедровой