Из писем Бориса и
Елизаветы Григорьевых.
Печатаемые письма супругов Григорьевых 1918 года не прошли
мимо внимания искусствоведов — исследователей творческого наследия художника1.
Тем не менее в указанных трудах эти письма цитировались лишь выборочно. Здесь
они впервые публикуются целиком.
В комментарии к очерку «О новом. IV» уже шла речь об
адресате первого и третьего писем данной подборки — В.П.Полонском, который еще
до октября 1917 г. получил в столице России известность как публицист и критик
(причем не только литературный, но и художественный).
Обстоятельства его знакомства с четой Григорьевых не
выявлены. В очерке «О новом. IV» художник упоминает, что он не раз бывал на
петроградской квартире журналиста и даже «рисовал с него Савонаролу». А в
первой из частей того же очерка Григорьев отмечает, что при обсуждении задевшей
его в начале 1918 г. темы «искусство в опасности» он «выступил с обстоятельной
статьей в “Вечерней заре” у Полонского», изложив далее содержание этой статьи2
(кстати, еще не разысканной3). Эти тезисы художника отражают его
позицию по указанному вопросу, перекликающуюся, в частности, с некоторыми
строками второго из его писем Полонскому.
Другому адресату супругов Григорьевых — Адаму Францевичу
Пржецлавскому — не вполне повезло с тем, как до сих пор (на основе рукописных
архивных источников) давалась в исследовательской литературе его фамилия. Он
фигурирует там либо как Пруселовский4, либо как Прусзеславский5.
Причина такого разнобоя кроется прежде всего в особенностях григорьевского почерка,
не всегда поддающегося адекватному прочтению. В одном из писем (к
К.В.Кандаурову) Григорьев называет А.Ф.Пржецлавского своим шурином6.
Однако родным братом Е.Г.Григорьевой тот, очевидно, не являлся. В своей записке
(см. ниже) она обращается к А.Ф.Пржецлавскому как к кузену. Документы о степени
их родства неизвестны, так что этот момент еще требует дополнительного
прояснения. По профессии А.Ф.Пржецлавский был инженером-архитектором7.
1 См.: Борис Григорьев: Каталог выставки /
Ред.-сост. Р.Н.Антипова. Псков: [Б. и.], 1989. С. 23, 35; Галеева Т. Борис
Григорьев: [Альбом]. М.: Галарт, 1995. С.32; Галеева Т.А. Борис Дмитриевич
Григорьев. С. 104, 198.
2 См.: Григорьев Б. Линия. С. 46, 49. В
примечании к этому месту очерка В.Н.Терехина уточняет: «…правильнее, в газете
“Вечерняя звезда”, выходившей в январе–мае 1918 г.» (Там же. С. 59).
Добавим, что В.П.Полонский был фактическим редактором этой
газеты.
3 Полного комплекта «Вечерней звезды», к
сожалению, нет как ни в одной из библиотек, так и ни в одном из архивохранилищ
России.
4 Борис Григорьев: Каталог выставки. С. 35.
5 Галеева Т. Борис Григорьев: С. 32 (примеч. 62).
6 РГАЛИ. Ф. 769. Оп. 1. Ед. хр. 51. Л. 3. Сообщено Т.А.Галеевой.
7 Весь Петербург на 1913 г. Отд. III. Ч. 2. С. 515.
1. В.П.Полонскому
Петербург среда <1>918 г.
июнь <12>1
Дорогой Вячеслав Павлович, получили сейчас Ваше милое письмо2
и очень обрадовались ему. Приятно слышать от Вас, что еще есть места в нашей
искалеченной стране, где хочется Вам побыть, пожить да еще и повеселиться.
Очень хотел бы разделить с Вами московские удовольствия и возможности. Мы здесь
постепенно умираем от голоду и всеобщего равнодушия, которое начинает
передаваться и мне. Сегодня ночью еду в Лугу, Струги Белые, что-нибудь
приискать для летнего жительства. Ужасно тянет в лес, на траву, к речке. Ужасно
хочется писать красками. Вот когда, чувствую, пришло время для меня начать
писать. А то только лишь рисовал, мучился, изучал. Осенью привезу такую
живопись, что никто меня не узнает. Беда с красками — нигде нет белил, да и
многих других цветов. Если бы не случайный мой запас еще осенью, то бы эта
радость (этот позыв к живописи) оказалась бы невозможностью. Вот времена!
Любите ли Вы природу? Советую на некоторое время поехать за
город — отдохнуть от города. На днях я бродил по городу и искал спутника для
поездки в Петрозаводск по озёрам и Свири — лишь бы подышать чистым воздухом,
вспоминал Вас очень, но, увы, никто не пожелал этого маленького путешествия, а
одному, представьте, показалось страшно пуститься в путь3. Так и
остался раздосадованный. Теперь вот в Лугу еду с одним приятелем и на душе уже
светлее.
На днях приехал Левинсон4 из Москвы, рассказывал,
что вылез из вагона в Москве вместе с Вами, и нам было очень приятно это
слышать, хоть что-нибудь о Вас, так долго молчавшем. В Москве, оказывается,
существует издательство «Венок», которое энергично работает, затевает ряд книг5.
В том числе и мою монографию. Поручило это издательство Левинсону обратиться ко
мне по этому поводу. И мы с ним уже пришли к соглашению6. Его текст
мне очень улыбается, хоть москвичи не очень-то добры в гонорарном отношении.
Моя «Расея» почти готова, но мастера так медлят под конец,
что, боюсь, задержат с пустяками еще на две недели7. Ужасная повсюду
разруха.
Читаем изредка в Пет<роградской> «Жизни» Ваши
интересные статьи8 и жалеем, что автор их так далеко от нас, хотя
это делает его еще более таинственным.
Желаю Вам всего лучшего в нашей жалкой жизни, о которой так
мудро и так пессимистически написал в «Эхе» сегодня Тан9. Это была
статья, которая должна, казалось бы, повлиять на всю мировую скорбящую душу,
должна была бы вызвать какую-то новую силу.
Тоска.
Пишите. Ваш любящий Вас
Борис Григорьев
Милый Полонский10, спасибо за письмо и привет! Вы
зовете нас в Москву, о нет, нет! здесь гораздо лучше! Не может быть, чтобы в
Москве так же ярко светило солнце, чтобы так же благоухала черемуха, чтобы так
же чудны были бы белые ночи, нет и нет, надоели душные кафэ, надоели пыльные
бульвары! Наши острова, наш Троицкий мост в 12 часов ночи! Вячеслав Павлович,
вспомните только.
Только теперь я чувствую настоящую весну и так хорошо, так
хорошо, что не хочется никуда уезжать.
Спасибо, что звонили сестре11, я ее очень люблю,
и мне кажется теперь, будто через Вас я лично с ней говорила по телефону. Сегодня
же напишу ей длинное письмо. О Вас часто вспоминаем и жалеем, что Вас нет с
нами на наших прогулках по островам. Ах, как хорошо там! —
Шлю искренний привет.
Е.Григорьева
РГАЛИ. Ф.1328. Оп.4. Ед.хр. 41. Л.1–2.
1 Число устанавливается по содержанию письма, где
упоминается газетная статья с пояснением, что она появилась «сегодня»
(подробнее см. примеч. 9).
2 Письма В.П.Полонского Григорьеву неизвестны.
3 Григорьеву всё-таки удалось вскоре осуществить
это свое намерение и выехать в Олонецкую губернию (центром которой был
Петрозаводск) вместе с женой (см. также след. письмо). Поездка стала весьма
плодотворной. Из живописных работ художника того времени ныне известны:
«Олонецкий дед», «Деревня», «Народная земля» (другое название «Крестьянская
земля»), «Дом под деревьями» (воспроизведение см., напр., в кн.: Григорьев Б.
Линия. С. 123, 127, 137, 119, соответственно), портрет Н.А.Клюева (черно-белое
воспроизведение см. там же, с. 47; местонахождение подлинника не выявлено);
карандашный рисунок из цикла «Поля Олонецкой губернии» (см. в кн.: Галеева Т.А.
Борис Дмитриевич Григорьев. С.111).
4 Андрей Яковлевич Левинсон (1887–1933) —
литературный, художественный и театральный критик, автор статьи «“Расея” Бориса
Григорьева» (Жизнь искусства. Пг., 1918. 29 окт. № 1). Как и Григорьев, окончил
свои дни в эмиграции.
5 Основателями и совладельцами издательства
«Венок» являлись известные московские библиофилы А.М.Кожебаткин и
Д.С.Айзенштат. Среди художественной продукции, выпущенной «Венком» в
предшествующем 1917 г. были, например, сборник графики «Обри Бердслей. Рисунки»
и книга А.А.Сидорова «Обри Бердслей: Жизнь и творчество».
6 Сохранился проспект этого издания, тогда же
составленный А.Я.Левинсоном (ОР ГРМ. Ф.137. Ед.хр. 2611). Однако идея выпуска
монографической книги Григорьева в Москве не была реализована.
7 Книга Григорьева «Расея» (Пг., 1918, издатель
В.М.Ясный), с репродукциями 9 живописных работ художника и 60 его рисунков, а
также с его эссе «Линия» и «Учитель» и со статьями П.Е.Щёголева и Н.Э.Радлова о
его творчестве, вскоре вышла в свет.
8 Имя В.П.Полонского, окончательно
переселившегося в мае 1918 г. в Москву, появилось в этом месяце на страницах
петроградской газеты «Новая жизнь», которую имеет здесь в виду Григорьев, лишь
дважды — 9 и 12 мая.
9 Речь идет о статье публициста, беллетриста,
ученого-этнографа Владимира Германовича Богораза (псевд. Тан; 1865–1936)
«Сумерки богов: (Ответ на статью А.И.Куприна)» (Молва: Веч. вып. Пг., 1918.
Среда, 12 (30 <мая>) июня. С. 2). Григорьев именует газету по
первоначальному ее названию — «Эхо» (позднее «Петроградское эхо»). После
закрытия по распоряжению Советской власти (с 23 мая 1918 г.) издание газеты все же удалось ненадолго (с 6 по 22 июня) возобновить под другим заголовком —
«Молва».
Откликаясь на статью А.И.Куприна «Где конец?..», помещенную
в той же «Молве» 10 июня 1918 г., Тан, в частности, писал:
«Страшен вопрос, но страшнее ответ <…>. Не будет
конца, того конца европейской и русской разрухи, о котором Вы молитесь. Будет
конец совершенно другой, “конец европейской культуры”.
Да, да, конец европейской культуры. Пора наконец выговорить
это зловещее слово. Культуры смертны, как люди. Культурные эпохи живут и
умирают.
Правда, культура потом возрождается, культура бессмертна,
как жизнь. Но отдельные формы ее падают, как вялые листья, с бессмертного
дерева.
Настали для Европы “Сумерки богов”, сумерки прежнего блеска
и прежней надежды. <…>
Конечно, культура погибнет не сразу. Будут прослойки
перемирий, передышки. Народы Европы попробуют зализывать раны.
Но раны эти смертельны даже и теперь. Потом вспыхнет новое
безумие. Тем временем что-то иссякнет, что-то надломится, что-то умрет.
<…>
Одичает, увянет Европа. <…>
Америка засохнет, как засохла Византия, и еще проживет
тысячелетие, но без духа Европы ничего не создаст.
Огромная нелепая Россия просто вернется к крестьянскому быту
<…>.
Умрут города на Неве и на Волге, докончив последний дележ…»
10 С этих слов начинается письмо жены художника
Елизаветы Георгиевны Григорьевой (урожд. Елизаветы Марии Антонины фон Браше;
1883–1969). Оно следует сразу же за текстом письма мужа.
11 Ее звали Маргарита Георгиевна (урожд. фон
Браше, во втором браке Суханова; ум. 1942).
2. А.Ф.Пржецлавскому
5/VIII <1918 г.1>
Qusieno2, Николай Алексеевич Клюев, до приискания
своих родственников и друзей, не имеет где остановиться. Приюти его у себя на
ночь.
Ели<завета>
Милый Адамчик, так случилось, что нашему замечательному
поэту нужно уезжать отсюда. Он бежит в Питер3. Если ты, друг мой,
можешь дать ему возможность некоторое время у тебя приютиться4, то
очень меня обяжешь. В крайнем случае, ему придется поселиться у нас в пустой и
запертой квартире. Он тебе все расскажет, а я тоже, когда приеду.
Твой Борис Григорьев
РНБ. Ф.150. Ед.хр. 518. Выражаю признательность
Р.П.Хрулёвой за деятельную помощь в работе с документом.
1 Год устанавливается по содержанию: Клюев был
жителем Олонецкой губернии, Григорьев же виделся с ним там именно летом 1918 г. — упоминание об этом содержится в его очерке «О новом. IV» (см. выше).
2 Такое прочтение этого слова (кузен)
подтверждается соответствующими сведениями об адресате (см. вступление к
публикации).
3 «Англичанка выгнала меня в Питер в чем мать
родила», — заметит немного позднее (осенью того же года) Клюев в письме
М.Горькому (Николай Клюев: Исследования и материалы / Ред.-сост. С.И.Субботин.
М.: Наследие, 1997. С. 219).
Поспешный отъезд поэта был связан, по-видимому, с опасениями
за собственную жизнь в связи с приближением к его родным местам войск
противников Советской власти, мероприятия которой он тогда поддерживал публично
(в т.ч. в местной уездной печати). Как раз в те дни части английской армии
высадились в Архангельске.
4 А.Ф.Пржецлавский жил по адресу: Пушкинская, 14
(Весь Петербург на 1913 г. Отд. III. Ч.2. С. 515). Скорее всего, возможностью
остановиться у него Клюев не воспользовался, найдя себе по приезде в Петроград
другое пристанище. См. записную книжку А.А.Блока № 56, где под 10 августа 1918 г. значится: «Вечером пришел Клюев и ночевал» (Блок А. Записные книжки: 1901–1920. М.: Худож.
литература, 1965. С. 420).
3. В.П.Полонскому
<Петроград, после 27 ноября — начало декабря (?) 1918 г.1>
Дорогой Вячеслав Павлович, мне очень понравилась Ваша мысль
отделить искусство от государства2, приветствую Вас и желаю успеха.
Вы, вероятно, читали или слышали о полемике в «Жизнь искусства» между
Левинсоном нашим, Маяковским, Коллегией и Луначарским3, все они
выступали на ту же тему, котор<ую>4 дал Маяковский своей
«Мистерией-Буфф», на которую Левинсон написал недобрую статью. К сожалению, у
меня нет этих газет, чтобы Вам послать. Вообще же у Вас, вероятно, накопилось
много мыслей на эту тему, как отделить искусство и высвободить его наконец от
всякого обслуживания чего-либо и кого-либо.
Вам нужно поработать, и мы — художники — Вас поддержим
всячески. Я — первый.
Ох, тоска ужасная, топлю камин и думаю, думаю; кто-то
веселится, а я скорблю и… умираю постепенно, но наверняка.
Всё опостыло, ни во что больше не верю и не хочу верить.
Уехать бы куда-нибудь, где тепло, и только.
Издателю моему прислали счет за «Intimitй»5 ровно
в 2Ѕ раза больше против сметы. Словом, 33 тысячи за книжечку. Неслыханно. Одна
обложка стоит 5 р. 50 к. Говорят, я выбрал бумагу ручной работы. Чёрт знает что
такое. Теперь расхлебывай эту историю. Монография, вероятно, вскочит тысяч в
200 000 р.6
Вот.
Напишите где-нибудь о книге7, это поможет
распродать, а то мы все тут вылетим в трубу. Обещали устроить в магазины
московские хоть 100 зкземп<ляров>. Тоже будем рады.
Целую Вас и завидую Вашей силе воли и любви к жизни.
Ваш полумертвый Борис Григорьев.
Привет от жены горячий.
<Приписка сбоку листа, слева:> Склад книг у меня.
РГАЛИ. Ф. 1328. Оп. 4. Ед. хр. 41. Л. 3.
1 Нижняя граница датировки письма устанавливается
по упоминанию в нем газетной полемики вокруг постановки «Мистерии-буфф»
Маяковского (подробнее об этом см. ниже примеч. 3).
2 В статьях В.П.Полонского 1918 г. эта тема не выявлена. Не исключено, что она прозвучала в его письме Григорьеву (ныне не
известном), на что и откликается здесь художник. О связанном с идеей отделения
искусства от государства (но более позднем) публичном диспуте уже в Москве, где
докладчиком выступил Полонский, см. выше в очерке Григорьева «О новом. IV» и в
комментариях к нему.
3 11 ноября 1918 г. А.Я.Левинсон поместил в газете «Жизнь искусства» рецензию на постановку «Мистерии-буфф»
Маяковского, где отмечал ее «громкий неуспех», а «притязания футуризма — стать
официальным искусством», «угодить новому хозяину» называл насильственными. В
ответ Маяковский обратился к Луначарскому с открытым письмом, требуя привлечь
Левинсона «к общественному суду за грязную клевету и оскорбление революционного
чувства» («Петроградская правда», 21 ноября 1918 г.). Его поддержала группа членов Коллегии ИЗО Наркомпроса («Жизнь искусства», 21 ноября 1918 г.) и сам Луначарский, осудивший Левинсона и редакцию газеты за «недопустимые приемы в полемике»
(там же, 27 ноября 1918 г.). Сводку этих материалов см.: Катанян В. Маяковский:
Хроника жизни и деятельности. Изд. 5-е, доп. М.: Сов. писатель, 1985. С. 155–157.
4 В оригинале описка: «который».
5 Эта книга Григорьева, содержащая одну
репродукцию в красках, 5 фототипий и 22 автотипии художника на отдельных
страницах, а также 12 его рисунков тушью, вышла в свет осенью 1918 г. в издательстве В.М.Ясного (тираж 1000 экз.) Она была сопровождена статьями художественных
критиков В.А.Дмитриева и В.В.Воинова.
6 Так в оригинале. Под монографией
подразумевается неосуществившийся проект Григорьева выпустить свою книгу в
московском издательстве «Венок» (см. п. 1 и примеч. 5 и 6 к нему).
7 Отзыв В.П.Полонского об «Intimitй» не выявлен.
Публикатор благодарен Т.А.Галеевой и В.Н.Терёхиной за
неизменно плодотворные консультации.
Публикация воспоминаний и писем, подготовка текстов и
комментарии С.И.Субботина