В.О.Волков
Житие
Пискановских
Николай
Николаевич Пискановский (1886–1935) родился в семье белорусского
священника, закончил духовную семинарию в Брест-Литовске, был рукоположен в
дьяконы и служил в церкви при госпитале в Бресте. С началом Первой мировой войны
госпиталь был эвакуирован в Одессу, туда и переезжает семья, в которой, помимо
родителей, к тому времени были трехлетняя Ксения и годовалый Коля. В 1918 г.
отец Николай рукоположен в священники в храме Христа Спасителя в Москве,
поскольку епископ Гродненский и Виленский был эвакуирован в Москву. После отец
Николай вернулся на Украину, служил в храме деревни Александрия Херсонская.
Когда начались гонения советской власти, семья переезжает сначала в Полтаву,
потом в Воронеж. Отец Николай твердо выступает и против изъятия церковных
ценностей, и против живоцерковников. К 1923 г. относится первый арест, а далее
у отца Николая лишь два социальных статуса — либо заключенный, либо ссыльный. В
1927 г. отца Николая отправляют на Соловки. В это время православное
духовенство опять, как во времена появления «живой церкви», расколото надвое —
на иосифлян и сергианцев, по имени своих руководителей — митрополита Сергия,
местоблюстителя патриаршего престола, выпустившего Декларацию о признании
церковью советской власти, и митрополита Иосифа, не признававшего Декларации.
На Соловках большинство заключенного духовенства иосифляне, во главе их владыка
Виктор Вятский (Островидов). Отец Николай, конечно, среди них. О нем,
истощенном предшествующими арестами и ссылками, но сильном духом, пишет в своих
«Воспоминаниях» Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Он был другой (по сравнению с
владыкой Виктором. — В.В.). Его нельзя было назвать веселым, но всегда в
самых тяжелых обстоятельствах он излучал внутреннее спокойствие. Я не помню его
смеющимся или улыбающимся, но всегда встреча с ним была какой-то утешительной.
И не только для меня. Помню, как он сказал моему другу, год мучившемуся
отсутствием писем от родных, чтобы он потерпел немного и что письмо будет
скоро, очень скоро. Я не присутствовал при этом и поэтому не могу привести
точных слов отца Николая, но письмо пришло на следующий день. Я спросил отца
Николая — как он мог знать о письме? И отец Николай ответил мне, что он и не
знал, а так как-то вымолвилось. Но таких “вымолвилось” было очень много…
Кладбищенская Онуфриевская церковь… была сергианской (следовательно, отец
Николай туда не мог идти молиться. — В.В.)… У отца Николая был антиминс,
и он шепотом совершал литургию в 6-й, “священнической”, роте. Отец Николай
знал, что его жену также арестовали, и очень беспокоился о детях: что если
возьмут в детдом и воспитают атеистами! И вот однажды, когда его вывозили из
лагеря, в Кемперпункте (Кемский пересыльный пункт) он стоял в мужской очереди
за кипятком. С другого конца к тому же крану подходила женская очередь. Когда
отец Николай подходил к крану, он увидел у крана свою жену. Их заслонили
заключенные (разговаривать мужчинам с женщинами было строго запрещено), и отец
Николай узнал радостную для него весть — детей взяли верующие знакомые…»
Действительно,
после ареста матушки в конце 20-х гг. Ксению и Колю приютили родственники в
Коростене Житомирской области. Однако Ксения не хочет отказаться от переписки с
арестованными родителями и поездок с передачами к матери, а для родственников
связь с арестованными казалась слишком опасной, и ей приходится уехать в
Одессу, где она поступает в ФЗУ. Но закончить училище не получилось — в 1931 г.
отца Николая с Соловков направляют в ссылку в Архангельск, он очень болен, за
ним требуется уход, и дочь устремляется к отцу. Отец Николай опять не ходит в
единственную в городе действующую церковь (на кладбище) — она сергианская, а
иосифляне не могут состоять в молитвенном общении с сергианцами. Ксения
бесхитростно рассказывала, как ей было трудно, когда ее отправляли по каким-то
бытовым вопросам к знакомому отца епископу Войно-Ясенецкому, который был с мая
1931 г. в ссылке в Архангельске и оперировал в амбулатории больницы по 40
человек за прием. Епископ Лука «не мог без храма», иногда ходил на службы в
сергианский храм, поэтому Ксении, общаясь с владыкой, надлежало избегать
подходить под его благословение.
Советская
власть продолжала нещадно преследовать отца Николая. Основываясь на спокойном,
без всякого трагизма рассказе самой Ксении, поведаю о дальнейшей судьбе семьи.
Ссыльным сносную работу в Архангельске не давали, отец Николай работал сторожем
на кирпичном заводе, а Ксению «по блату» устроили туда чернорабочей, затем она
работала на стройке. Весной 1934 г. с Соловков в Архангельск направили
«матушку», приезжает и шестнадцатилетний брат Коля — наконец семья
воссоединилась, хотя бы и в ссылке. Но вскоре, в начале 1935 г., вновь
арестован отец Николай — он служил дома, и, очевидно, это и было главным
обвинением против него. На этот раз подорванный организм не выдержал — отец
Николай умирает 10 апреля 1935 г. в тюрьме во время следствия. Мнение Дмитрия
Сергеевича: «Жизнь отца Николая была сплошным мучением, а может быть и
мученичеством». С похоронами помогли духовные дети отца Николая, имевшие доступ
в тюремную больницу — скорее всего, это был ссыльный профессор Никитин,
яснополянский врач Льва Николаевича, крупный медик, среди пациентов которого
были высокие чины краевого НКВД. Тело отдают семье для погребения, и на
городском кладбище появляется скромная могила с надписью на кресте
«Н.Н.Пискановский» и не особо обращающей на себя внимание маленькой
предшествующей буквой «о».
А
в августе Ксению, опять «по знакомству», берут санитаркой в горбольницу. Осенью
1936 г. происходит знакомство Ксении с Софьей Всеволодовной Волковой. Ксения
приходит в глазное отделение, где мама работает старшей сестрой, и мама
негромко спрашивает Ксению, не слишком ли неосторожно та открыто носит на
пальце тонкое колечко с предосудительной надписью «Спаси и сохрани». Они быстро
сошлись — общие судьбы, у одной только что арестован муж, у другой в тюрьме
умер отец. Ходят друг к другу в гости, к этому же времени относятся их
совместные походы ранним утром — до работы, в Соломбалу, к ссыльному
иеромонаху, который в частном доме тайно служит для близких по духу, не
признающих поминания митрополита Сергия. В начале 1937 г. заканчивается
следствие по делу нашего отца, и его направляют из Архангельской тюрьмы в
пересыльную тюрьму в Котлас. Наша мама не может туда поехать из-за работы и
малолетнего сына, и Ксения берет на себя передать отцу нужные вещи (на деньги
Софии Всеволодовны, как подчеркивает она в своем письме — мол, мне купили
билеты, я и поехала, что особенного!). Но отца на котласской пересылке Ксения
не застала, так что их знакомство состоится много позднее, через десять лет в
Малоярославце. И отец, очевидно, запамятовал или принес точность изложения в
жертву занимательности, когда пишет в «Погружении» (С. 222, 250) о знакомстве и
получении передачи от Ксении.
А
30 сентября 1937 г. Ксения, ее мама и брат Коля собирались придти в гости к
С.В.Волковой на именины, но встретиться не довелось, матушку вместе с Ксенией
ночью арестовывают, и опять, конечно, по «церковному делу». На долю матушки
достаются самые тяжелые лагерные годы, первые военные, когда большинство
населения и на воле голодало, а заключенных практически совсем не кормили. Но
она, наверное, за счет своей веры в Господа, «дотянула» до лета 1943 г. — тут
ее сактировали, выписали из лагеря как безнадежно больную — туберкулез и
дистрофия. Она едет к сыну — Колю как туберкулезного в армию не взяли, он
работает на оборонном заводе в Молотове, прежней и нынешней Перми. Но матери не
разрешают жить в городе с сыном — ведь там секреты, — и Коля устраивает мать у
каких-то дальних знакомых на железнодорожной станции километрах в 25-ти от
города, ездит туда регулярно, подкармливает, заботится. Но организм сдает — и в
марте 1944 г. едва перешагнувшая пятидесятилетний рубеж женщина умирает от
туберкулеза.
А
Коля работает, заканчивает заочно технический институт на круглые пятерки, и
ему предлагают поступить в аспирантуру в Москве, не знаю, в какой именно вуз.
Он иногда приезжал в Малоярославец к нам в гости. Помнится его кроткая и
бесконечно доброжелательная улыбка — такая же, как у его старшей сестры. Но
туберкулез не дает особого простора для занятий наукой, да и денег нет — а тут
вернулась из заключения сестра с маленькой дочкой. И Коля берет в аспирантуре
отпуск, уезжает в Орск Чкаловской (теперь Оренбургской) области, работает
инженером на биофабрике, производящей ветеринарные прививки. Обострение
туберкулеза заставляет его бросить работу и вернуться в Москву, друзья и
аспирантура ему стараются помочь, кладут в туберкулезную клинику, но в мае 1949
г. он умирает. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Ксении
в 1937 г. дали, наверное, не самый длинный срок. Но в 1940 г. ее вызывают к
лагерному начальству и требуют «сотрудничества». Ксения категорически
отказывается — создается лагерное дело, и ей срок добавляют, на целую
«десятку». Она освободится из северных лагерей только в 1947 г., и то
карательная система еще великодушно скостила срок как «мамке» в связи с
рождением в том же году девочки Наташи. Отец девочки тоже освобождается в 1947
г., уезжает устроить развод с прежней семьей, но происходит примирение, и он
сообщает, что не вернется. Ксения через Колю узнает адрес Софьи Всеволодовны и
приезжает к нам в Малоярославец. Место высылки она выбрала по единственному
признаку — там была Софья Всеволодовна, можно было рассчитывать на ее помощь.
В
1948 г. Ксения уезжает на Украину, к родственникам. Вот ее письмо от 20 октября
этого года. «Дорогая Софья Всеволодовна! Каждый день собираюсь вам писать, и
все с разными неустройствами руки не поднимаются. Теперь приблизительно
устроилась — Наташу уже отдала в ясли, вчера она была там первый день — пришла
оттуда очень веселая, видимо ей понравилось общество детей, а то она
наскучалась все одна в комнате. Но круглосуточных яслей сейчас здесь нет,
поэтому на какую-нибудь более подходящую работу устроиться не могу — например,
в больницу, а сейчас могла бы устроиться санитаркой, но нужно дежурить по
сменам, а я этого делать не могу из-за Наташи. Потом в баню можно было бы
устроиться, тут баня шикарная с ваннами и номерами, вот в номера нужен человек,
но тоже баня работает с 12 ч. дня до 8 ч. вечера. Приходится работать на
строительстве. Позавчера подала заявление в строительную контору в качестве
рабочей, завкадрами прочитал его, потом спросил об образовании и говорит
«напишите автобиографию, может быть, получше работу найдем». Вчера я написала
автобиографию, конечно, тогда никакой больше работы, кроме как рабочей, для
меня не нашлось. Видимо, приказ везде один. Пойду сегодня еще кое-куда, если
ничего не выйдет, придется выходить на работу на постройку, и заработки небольшие.
Как-нибудь зиму проработаю, а потом все равно нужно уезжать отсюда… Может, в
Малоярославце, даст Бог, что-нибудь строить начнут. Главное, Наташа будет все
больше и крепче, и мне будет легче. А может, Коля куда-нибудь переедет. Это я
все себя утешаю. Целуем вас крепко. Ксения».
Ксения
вновь приезжает в Малоярославец, а вскоре, оставив Наташу на попечение
сердобольной хозяйки, едет в Москву к Коле — он лежал в туберкулезной больнице
и умер на ее руках. Ксения вернулась в Малоярославец за Наташей и уехала в Углич,
к дальним церковным знакомым.
Нет,
арестная линия в трагической судьбе семьи Пискановских еще не закончена, этот
мартиролог длинный. Осенью 1949 г. Ксению в Угличе вновь арестовывают, ведь она
опять ходит в церковь и на какие-то собрания верующих — и дают шесть лет
лагерей. Двухлетнюю Наташу прячут «бабули», старушки при церкви, которые не
хотят отдавать православное дитя в безбожный детский дом. И выйдет Ксения на
свободу из Рыбинских лагерей только по амнистии, «отсидев» почти весь свой
срок.
Вернулась
Ксения в Углич, встретилась со своей дочерью, но не сразу удалось преодолеть
отчуждение, неизбежно возникающее за шесть непрерывных лет разлуки. Ксения
«завербовывается» на работу в Караганду, выезжает с дочкой, но та непрерывно
плачет по оставленным «бабулям», и, едва дождавшись отправленного в Караганду
по железной дороге малой скоростью багажа, они пускаются в обратный путь.
Второй раз попытку вырваться из Углича, где Ксения не может найти никакой
работы, она предпринимает в 1955 г. — Софья Всеволодовна «по-родственному»
договаривается с директором музея, сыном художника Дмитрием Васильевичем
Поленовым, он соглашается взять ее техничкой. Ксению в ореоле ее бесконечных
страданий за православную веру приняли в Поленове с большим пиететом. Все
хорошо — но Наташа по-прежнему безутешна, ходит с опухшими глазами. И Ксения
опять сдается, они вновь возвращаются в Углич к бабулям. Жили они в Угличе
по-прежнему трудно, но когда Ксения изредка появлялась в Москве, мы вновь
видели ее неизменную мягкую улыбку и слышали постоянные ответы, что «Все слава
Богу». Затем Наташа поступает в авиационный техникум в Рыбинске, заканчивает,
отправляется на работу на авиационный завод в Уфу, затем перебираются в Тутаев
(бывший Романов-Борисоглебск Ярославской губернии), где такой же завод. Мама с
дочерью давно живут душа в душу, но Ксения все чаще болеет, и по здоровью (да и
по ограниченности средств) она уже в Москву не выбирается. Но ее письма нашей
маме, а затем сестре Маше и мне по-прежнему несут заряд особого оптимизма верующего
человека — все по воле Божьей, все должно принимать с благодарностью, все будет
хорошо! Ксения скончалась в 1997 г., дожила до 82 лет, преодолела не только
жуткие лагерные 16 лет и невероятные лишения своих «свободных» лет, но и
туберкулез, который оказался фатальным для ее родителей и брата. Велика была
сила духа у этого скромного человека!