Анна Сидорова
Рисунки
из альбомов императрицы Александры Федоровны
Государственный архив Российской Федерации
(ГАРФ) является одним из крупнейших федеральных архивов России. В настоящее
время в его фондах насчитывается около 6 миллионов дел, особое место среди
которых занимают документы по истории Российской империи. 28 тысяч единиц
хранения составляют личные документы семьи Романовых. Определенную часть
документов фонда рукописного отделения библиотеки Зимнего дворца (Ф.728) и
личного фонда императора Николая I (Ф.672) составляют документы его жены,
императрицы Александры Федоровны, до замужества
прусской принцессы Шарлотты, дочери короля Фридриха Вильгельма III. Основная
часть документов императрицы — ее дневники за 1811–1855 гг. и записные книжки
за 1822–1860 гг. Большой интерес представляют альбомы Александры Федоровны с
рисунками как самой императрицы, так и ее знакомых, друзей и родственников.
Один из альбомов почти полностью посвящен рисункам и
акварелям прусских земель, королевских дворцов и парков. Альбом имеет
светло-коричневый кожаный переплет с золотым тиснением в виде растительного
орнамента по периметру обложки1. В центральной части верхней крышки альбома — надпись
«Charlotte», в центре нижней дата — «1814». Бумага одноцветная с желтоватым оттенком,
однако многие рисунки выполнены на голубой, коричневой и желтоватой бумаге и
затем наклеены на страницы альбома.
В альбоме 83 заполненных листа, среди них 24
карандашных рисунка, 30 рисунков, выполненных карандашом и пером, 4 гуаши, 4
акварели. 21 страница альбома — незаконченные эскизы и наброски. Рисунки
представлены разными жанрами — пейзажами, архитектурными зарисовками,
портретами и фигурами людей, изображениями цветов, рисунками фантазийного
характера.
Рисунки альбома, как правило, не датированы и не
подписаны. Исключение составляют лишь четыре из них: пейзаж с мельницами в
окрестностях Потсдама датирован 23 июля 1814 года, изображение дворца в имении
Паретц — 23 июня 1816 года, пейзаж с колоннами — 25 мая 1817 года, рисунок с
изображением креста — маем 1820 года.
Немалую сложность представляет и авторство рисунков
альбома. Разнообразие жанров и манеры исполнения говорят о том, что в альбом
рисовали разные люди. В альбоме существуют только две подписные работы: один из
пейзажей с церковью на переднем плане подписан именем «Gloger», на другом без
труда узнается своеобразная подпись старшего брата Александры Федоровны,
прусского кронпринца Фридриха Вильгельма — изображение рыбы камбалы. Большая
часть рисунков, по всей вероятности, принадлежит руке самой Александры
Федоровны.
Ее рисунки — пейзажи, архитектура и интерьеры прусских
королевских резиденций, где родилась и выросла будущая русская императрица.
Прежде всего, это изображения двух резиденций: Шарлоттенбург близ Берлина и
Потсдам.
Королевская резиденция Шарлоттенбург, используемая
семьей короля Фридриха Вильгельма III в качестве летнего местопребывания,
запечатлена изображениями фасадной части дворца, дворцовой ограды с фигурами
античных воинов, зарисовками парка. Особенно интересен вид из не сохранившейся
в настоящее время готической беседки («Das Gotische Angelhaus») на разводной
мост через реку Шпрее.
Потсдам представлен площадью Алтер-Маркт с
изображением обелиска в честь династии Гогенцоллернов и Городского дворца,
разрушенного в период Второй мировой войны, а также видом старейшего отеля
Потсдама «Hotel zum Einsiedler» в городском парке (Lustgarten). Известная
резиденция Сан-Суси запечатлена изображением фигур китайцев на колоннаде
Китайского чайного домика в парке. Несколько рисунков посвящены Павлиньему
острову (резиденция «Pfaueninsel») в окрестностях Потсдама. Он легко узнается
по изображению известного замка-руины с характерными башнями и перекинутой
между ними аркой. Свидетельством пребывания на острове его основных обитателей
— павлинов — являются представленные на рисунках вольеры для птиц. Интересны
два панорамных рисунка — вид на игровую детскую площадку перед дворцом и на
озеро Хафельзее с мраморными скамейками и деревянным креслом от цветочной
клумбы.
Несколько рисунков с видами Потсдама и Шарлоттенбурга
сохранились и в другом альбоме императрицы. Альбом имеет темно-зеленый кожаный
переплет с золотым тиснением в виде растительного орнамента. На верхней крышке
альбома — рисунок масляными красками с изображением букета роз на золотом фоне2. Края
альбома обрамлены металлической рамкой желтого цвета с декоративными уголками в
виде цветков розы. Альбом включает 42 рисунка, выполненных в разных жанрах и
техниках. В альбоме представлены карандашные рисунки, акварели, гравюры, гуаши,
а также изображения, выполненные пером. Сюжеты рисунков — бытовые сцены и сцены
из придворной жизни, пейзажи и виды городов, портреты, военные сюжеты, цветы и
различные фантазии на средневековые темы.
Два рисунка из данного альбома предположительно
принадлежат руке брата Александры Федоровны, прусского кронпринца Фридриха
Вильгельма, будущего короля Фридриха Вильгельма IV. Эти рисунки с изображением
Руиненберга (Ruinenberg) и террасы с колоннами в парке Сан-Суси имеют дату — 13
сентября 1816 года.
В альбоме присутствуют несколько изображений дворца и
парка в Шарлоттенбурге. Они не имеют подписей, поэтому судить об авторстве и
времени их исполнения достаточно сложно. На одной из акварелей крупным планом
изображен королевский дворец Шарлоттенбург со стороны парка. На других
представлены виды парка с озером, зданием Бельведера вдали и прогуливающимися
по дорожкам парка людьми, несохранившаяся в настоящее время Китайская беседка в
парке Шарлоттенбург.
Публикуемые рисунки интересны и несохранившимися
видами зданий и уголков парка, и необычными ракурсами изображений, и тем, что
их авторами являются давние представители прусского королевского дома.
1 ГАРФ.
Ф.672. Оп.1. Д.473.
2 ГАРФ. Ф.
672. Оп. 1. Д.472.