С.В.Лазарева.
Жизнь
музея, связь времен
Государственному
музею Природы и Человека Ханты-Мансийска — 75 лет
Старейший в Ханты-Мансийском
автономном округе — Государственный музей Природы и Человека отметил 75-летие.
В суровом северном краю, преодолевая трудности, подвижники музейного дела
создавали, хранили и приумножали уникальное музейное собрание. (См.: Лазарева
С.В. Жизнь музея в зеркале истории // Наше наследие. 2007. № 82. С. 152-157.)
В середине 90-х годов XX века
окружной музей переживал не лучшие времена. Музейный коллектив постепенно
распадался, нарастали технические проблемы со зданием, отсутствовали
оборудованные фондохранилища.
Между тем, Ханты-Мансийский
автономный округ, с приобретением в 1993 году самостоятельности, стремительно
развивался. Ханты-Мансийск из поселения, похожего на большую деревню с
несколькими пятиэтажными постройками, коровами, пасущимися в центре города, на
глазах превращался в современный, привлекательный город. Появились и первые
уникальные культурные объекты.
На пороге третьего тысячелетия
начался качественно новый этап развития окружного музея: 7 мая 1998 года
губернатор Югры А.В.Филипенко подписал постановление о создании музейного
комплекса «Государственный окружной музей Природы и Человека» и утвердил
концепцию его развития.
Принятию этого важного документа
предшествовала большая подготовительная работа. Творческая группа, состоящая из
музейщиков Л.В.Степановой и С.В.Лазаревой и группы молодых этнографов из
Тобольска, возглавляемая авторитетным ученым А.В.Головневым, очень скоро стала
командой единомышленников. Проект реконструкции музейного здания выполнил
молодой архитектор А.В.Белоусов, а разработчиком новой стационарной экспозиции
стало тобольское «Этнографического бюро».
Идеи, предложенные авторами, с
трудом пробивали себе дорогу — ведь для реализации задуманного требовались
новейшие технологии, качественные материалы и немалые средства, так что у музея
нового поколения находились и упорные оппоненты. Первые общественные слушания
состоялись в ноябре 1997 года. Многим из участников обсуждения предложения
авторов показались несбыточной фантазией — Ханты-Мансийску предлагался не
просто современный музей, а уникальный музейно-туристический комплекс,
превращающий город в историко-культурный и туристический центр региона. Весь
музейный комплекс должен был строиться на объединяющей экокультурной панораме —
истории взаимоотношений человека и природы в таежном Обь-Иртышье. Манифестацией
генеральной идеи и украшением всего комплекса могли бы стать экспозиции под
открытым небом музеефицированных памятников археологии с реконструкциями
древних городков: остяцкого — Самаровского и русского — Обского;
реконструированный фрагмент Самаровской ямской слободы; «живые» экологические и
этнографические музеи, галереи и музеи — мастерские художников Владимира
Игошева и Геннадия Райшева. Тогда в состав комплекса предлагалось включить
девять новых музейных объектов, что для пятидесятитысячного города казалось
явно избыточным.
За прошедшее десятилетие очень
многое изменилось: одни «несбыточные фантазии» стали реальностью, другие —
проектами и программами, которые, без сомнения, будут реализованы.
В июле 2000 года в здании музея
начались работы по его радикальному преобразованию: предстояло надстроить
третий этаж, пристроить залы для палеонтологической экспозиции, произвести
перепланировку, устройство фондохранилищ, мастерских и лабораторий в цокольном
этаже; установить современное техническое обурудование и произвести отделку
всего здания.
Фонды временно разместили в
разных местах, а сотрудники музея продолжали свою работу в полуподвальных и
подвальных помещениях и даже в бане-сауне. Научным сотрудникам музея, большая
часть которых были выпускниками вузов и не имели практического опыта,
предстояло в рекордные сроки наладить научно-исследовательскую работу,
пополнить фондовые коллекции по палеонтологии, археологии, этнографии,
региональной и естественной истории. Надежными партнерами музея стали Уральский
государственный университет им. А.М.Горького и Институт истории, археологии и
этнографии УрО РАН (г. Екатеринбург); Томский государственный университет;
Институт археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск), Институт экологии
растений и животных УрО РАН (г. Екатеринбург), Палеонтологический институт РАН
(г. Москва).
На территории округа стали ежегодно
проводиться десять-двенадцать научно-исследовательских экспедиций, пополняющих
музейные фонды и делающих важные открытия. Так с 1997 года музей ведет
палеонтологические исследования на одном из крупнейших в мире местонахождений
мамонтовой флоры «Луговское». Там в 2002 году обнаружен позвонок мамонта,
пробитый наконечником копья с застрявшим осколком каменного лезвия. По
заключению ученых — это уникальное свидетельство охоты палеолитического
человека на мамонта. (Наше наследие. 2007. № 77. С. 190-191.)
Период реконструкции с 2000 по
2004 год был чрезвычайно трудным, но и очень плодотворным для музея. За это
время окончательно сформировался образ музея будущего и концепция его
постоянной экспозиции. По словам А.Головнева: «… роль музея как машины времени
реализуется в трех измерениях, создавая полифонию восприятия и многомерность,
иногда на грани парадокса, образов и явлений». Экспозиция под общим названием
«Связь времен» объединяет три времени-пространства: мифологическое,
историческое и ритм биосферы.
Презентация нового музея началась
за несколько лет до его воплощения. На первом фестивале «Интермузей — 99»
интерактивный проект «Путь на прародину» был признан «Самым оригинальным
музейным проектом». Музей начал получать признание музейного сообщества.
В 2002 году Музей Природы и
Человека внедряет автоматизированную систему учета КАМИС-2000 и одновременно
совместно с ООО «Альт-Софт» (г. Санкт-Петербург) начинает работу над созданием
комплексной интерактивной мультимедийной электронной версии будущей экспозиции.
Музей Югры стал пионером создания в России виртуальной экспозиции,
адаптированной к музейной базе данных. Посетителю предоставляется возможность
получать представление о различных областях научных исследований, сведения как
о тех объектах, которые он видит в витринах и на стендах, так и о хранящихся в
фондах музея. Созданная система обеспечивает оперативное обновление и
расширение информации.
Изданы альбомы-каталоги
«Мифологическое время» и «Историческое время»; завершающий серию альбом «Ритм
биосферы» уже подготовлен к изданию.
Фирменный стиль и эксклюзивная
сувенирная продукция фирмы «Фабрика культуры» стали характерными приметами
Музея Природы и Человека как современного и динамичного культурного центра.
В октябре 2003 года посетители
всемирной книжной ярмарки во Франкфурте-на-Майне восторженно принимали выставку
«Окно в мифологическое время. Сибирский шаманизм XIX–XX вв.». В Музее мировых
культур, Музее кино и культурно-образовательном центре Франкфурта были
представлены выставка, цикл этнографических фильмов «Телефевраль» и
образовательная программа «Шаманские тропы». Они привлекли необычайное внимание
прессы и конкурировали с сенсационной выставкой «Скифское золото».
Благодаря этнографическим,
издательским, научным и образовательным проектам о музее Югры узнавали задолго
до его открытия.
Сегодня в списке изданий музея
насчитывается более пятидесяти названий. С 1999 года ежеквартально выходит
полноцветная газета «Музейное дело».
Ежегодно музей организует
один-два научных форума, в работе которых принимают участие музейные работники,
российские и зарубежные ученые. В сентябре 2005 года музей совместно с
Уральским государственным университетом провел международный симпозиум «Три
столетия академических исследований Югры: от Миллера до Штейница». Организованная
в рамках симпозиума научно-просветительская акция «По следам Великой Северной
Экспедиции» позволила его участникам, в том числе ученым из Германии и Дании,
пройти по Оби и Иртышу маршрутом отряда Г.Ф.Миллера 1740 года — от
Ханты-Мансийска (бывшего Самаровского яма) до Березова.
В ноябре 2004 года стартовала
«Первая Югорская полевая музейная биеннале», включающая научно-практическую
конференцию и разнообразные творческие мастерские: фестиваль экспозиционных
идей и визуальной антропологии, презентацию мультимедиа и издательских
проектов, мастер-классы и методический семинар. Вторая биеннале в 2006 году
собрала более 125 участников: ученых, музейных работников, краеведов,
журналистов, преподавателей и студентов высшей школы, от Карелии до Приморского
края. Более 20 музеев из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Омска,
Петрозаводска, Новосибирска, Владивостока, поселений Югры обнародовали итоги
своих полевых исследований и обсудили новые идеи.
В экологических и этнографических
программах музея важная роль отведена телевизионным проектам. Фильм «Когда
оживают музейные экспонаты» был удостоен Диплома Международного фестиваля
телевизионных фильмов «Спасти и сохранить»; фильм «Земля соболиных коленей.
Легенды и были земли Казымской» и анимационный фильм «Самая красивая песня» на
«Интермузее — 2007» стали финалистами в конкурсной номинации «Музей — дом Муз».
Завершения реконструкции все
ждали с нетерпением. Наконец 8 декабря 2005 года экспозиции «Историческое
время» и «Мифологическое время» распахнули свои двери для посетителей. В дни
открытия экспозиции часто звучало: «Это — прорыв». По словам министра культуры
и массовых коммуникаций РФ А.С.Соколова — «это удивительная попытка вникнуть в
суть жизни как тайны, жизни как смысла, соединив времена. Сделано это талантливо,
сделано это необычно. Здесь воздействие оказывает не только зрительный ряд, но
и ряд звуковой, очень тонко и точно попадающий в цель… Все это вместе — великое
явление искусства в музейном деле, и дух творчества, который здесь витает, это
то, что я выношу как первое впечатление и как желание вернуться и подольше
побыть в этих удивительных залах».
Реконструкция здания была
проведена в соответствии с современными музейными требованиями и международными
стандартами; музей получил новейшее выставочное, фондовое и лабораторное
оснащение. Для участия в разработке технической части проекта были приглашены
лучшие специалисты ведущих музеев России. На «Смотре лучших архитектурных
произведений 2002–2004 годов» архитектор А.В.Белоусов за реконструкцию окружного
краеведческого музея в г. Ханты-Мансийске в своей номинации был удостоен высшей
награды.
Проекты Музея Природы и Человека
становились победителями и финалистами ряда конкурсных номинаций «Интермузея»:
«Наша профессия — музей», «Самая красивая музейная экспозиция», «Музей — дом
Муз», «Музей ХХI века» и др.
В дни 75-летия Государственного
музея Природы и Человека гости праздника смогли оказаться в завораживающем мире
северной природы. «Ритм биосферы» — завершающая часть экспозиции «Связь времен»
— представляет природный мир Обь-Иртышья с глубокой древности до наших дней. В
просторных залах на трех уровнях, как сквозь «Holoscreen» (волшебное стекло),
посетители могут заглянуть в мир природы, не потревожив, не распугав его
обитателей. Экспозиция оснащена электронной системой, попадая в зону которой
человек начинает влиять на экспозицию, пространство вокруг него «оживает»,
сменяются зрительные и звуковые образы.
Компьютерные демонстрационные
программы позволяют получать разнообразную полезную информацию — от перечня
видов растений до описания биологии каждого из них; познакомиться с картами
ареалов, фонотекой голосов птиц и животных. В небольшом видеозале посетитель по
своему выбору может посмотреть увлекательные фильмы о природе Югры и
адаптационных особенностях человека на Севере.
Особенно сильное впечатление
производит включение в экспозиционное полотно живых представителей мира
природы. Раздел «Времена изначальные» открывается большими аквариумами с
древнейшими морскими обитателями — электрическими скатами, а в разделе «Мозаика
природы» установлен вольер с белками.
В создании стационарной
экспозиции принимали участие многие специалисты, но все эти годы ключевые
позиции в творческой группе оставались за директором музея Л.В.Степановой,
заместителем директора по науке С.В.Лазаревой, автором проекта А.В.Головневым,
главным дизайнером Н.П.Гариным, главным экспозиционером Е.В.Переваловой,
главным менеджером С.В.Лёзовой, арт-директором М.В.Южаниновой, руководителем
группы разработчиков виртуальной экспозиции Ю.М.Лошаком.
Свой 75-летний юбилей
Государственный музей Природы и Человека встретил полностью обновленным,
прекрасно оснащенным исследовательским и музейным центром; открыты новые
филиалы: музейно-туристический комплекс «Луговское», «Музей-усадьба сельского
торговца» в с. Селиярово. За последнее десятилетие неузнаваемо изменилась и
культурная среда города: построены новые здания и созданы экспозиции окружной
картинной галереи фонда Поколений, Дома-музея народного художника СССР
В.А.Игошева, Музея геологии, нефти и газа; строится новое здание Музея-галереи
хантыйского художника Г.С.Райшева; на территории природного парка «Самаровский
Чугас» создается палеокомплекс «Мамонты» с масштабной скульптурной композицией
и информационным центром, где с помощью современных медийных технологий можно
будет совершить захватывающее виртуальное путешествие в древнюю эпоху. Здесь
же, в Самаровском Чугасе, в ближайшие несколько лет планируется создание Музея
леса, а на базе памятников археологии — археодрома, или археологического музея
под открытым небом. Проект предусматривает и создание
архитектурно-археологического комплекса на исторических местах в городской
черте столицы округа — Самаровской горе (одном из семи Ханты-Мансийских
холмов), где был расположен средневековый городок-крепость, являвшийся центром
остяцкого княжества. Разработан проект и уже ведется реконструкция в устье
Иртыша первого русского острога, именуемого Мансуровым (Обским) городком. Как
мечталось когда-то энтузиастам, Ханты-Мансийск превращается в центр округа с мощным
культурным потенциалом, с замечательными музеями, уникальными художественными,
научными, образовательными, спортивными учреждениями, сохраняющими духовное,
историко-культурное и природное наследие Югры.
Государственный музей Природы и Человека. Город Ханты-Мансийск. Официальный сайт музея.