Мир,
на который смотрит Небо.
Александр Рюмин: Отчего
художник оставляет привычный мир мастерской и пускается в странствие? Будут ли
это вновь осознанная ренессансная Италия, или города и музеи Западной Европы,
кажется, вобравшие в себя весь художественный опыт человечества, или потаенная
природно-этническая Сибирь, переживающая сегодня благодаря ханты-мансийскому
буму небывалое культурное пришествие, будут ли это традиционное изящество
загадочной Японии, решительно осваивающей новейшие формообразования хайтека,
или праздничное великолепие памятников Византийской империи, — каждое из
избираемых и доступных сегодняшнему художнику перемещений в пространстве
целе-направленно. Ведь неслучайным оказалось полвека тому назад обращение
шестидесятников к истокам крестьянской культуры, а в начале ХХ века
сопоставление как мирискусниками, так и авангардистами своей практики с
западноевропейской. Это сугубо профессиональная потребность — почувствовать на
прочность живую нить подлинного искусства, связывающую воедино мысль,
мастерство и трепет взволнованной души.
Вот уже восемь лет группа
московских художников объединена впечатлением от малоизученных христианских
пещерных храмов Каппадокии, которое ощутимо сказалось в их творчестве.
И.Старженецкая, А.Комелин, Т.Ян, Н.Лаптева, Н.Урядова, Н.Воликова, Т.Новикова и
С.Шихачевский стали участниками представленного в редакции журнала «Наше
наследие» выставочного проекта «Каппадокия глазами москов-ских художников»,
объединившего живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство и
фотографию.
Публикация работ с этой выставки
сопровождается небольшими рассказами самих художников о совершенных
путешествиях.
Ирина Старженецкая:
Природа минимальная, древнее и незавершенное — пейзажи Ближнего Востока. Эти
камни и песок так много видели в веках: смену цивилизаций, множество войн, а
земля и небо все такие же. Я люблю думать про Восток, который от нас на западе.
То повсюду черный базальт, то розовый песчаник, как в Пальмире, в Сирийской
пустыне, ближе к Евфрату, то серая каменная пустыня, где храм Симеона Столпника
или античный город Аппамея. Но в России совсем другие масштабы, много
подробностей природы, и, кажется, до неба очень далеко. На Востоке оно почти
рядом, отшельники складывали столпы и жили в небе. Русская печаль — так далеко
до небес.
Во второй главе Деяний апостолов
упоминается много городов и провинций, в том числе и Каппадокия. Какой она была
тогда? И почему она стала вскоре, к IV веку, центром становления христианства?
Василий Великий, Григорий Богослов, а затем вся эта отнюдь не малая область
превратилась в великое множество монастырей. Может быть потому, что удалена от
центров — Рима и Константинополя? Во всяком случае, и сейчас можно судить о
значении и масштабах Каппадокии в христианском мире, видя ту веру, рукотворное
и нерукотворное усилие монахов — величайших художников, воплотивших на земле,
даже внутри земли, то есть выкопав, прорыв в горах множество храмов потаенных,
иногда трудно доступных, расписанных подчас многосложно, иногда совсем
архаично, где-то без росписи вовсе, а где-то столь совершенно артистично, что
можно восхищаться движением кисти художника, тональным напряжением и в то же
время скупостью цвета. Белый, черный, охра и сиена и, возможно, земля зеленая.
Сейчас это Центральная Турция. Ни одного действующего христианского храма, в
отличие от Сирии и Ливана, где с древности христианство уцелело.
Наталья Урядова: В
Каппадокии прекрасно!.. С одной стороны гора с плоским верхом. У подножия ее
отвесной розовой стены лепятся белые старые греческие домики. Большие кувшины
на крышах служат дымоходами. А выше, много выше — черные точки входов в
скальные храмы. Не видно ни единой тропы. Время обрушило все подходы.
Из-за горы выкатился мотоцикл с
двумя полисменами. Резко зазвонил мобильник: опять Би-лайн приветствует меня в
Каппадокии. Пустое шоссе влечет в даль цвета сарьяновской весны. Просторы
бесконечны, неодолимы и ласковы. Никого нет. Справа обрыв, внизу ущелье, за ним
— марево светящихся тополей и высится игла — минарет.
Перелететь бы… Мне туда. Все
рядом… Как объяснить свое состояние упоения и влюбленности?..
Татьяна Ян: Вот уже больше
восьми лет в своих работах я с периодичным постоянством обращена к Каппадокии.
Сначала «жила» с материалами, привезенными теми, кто там побывал, написала по
ним большой цикл работ. Выставка эта сгорела в пожаре большого Манежа в марте
2004 года, выжили только два архангела и серия орнаментов. Кадмий на холстах
почернел. Как киноварь на стенах храмов, только не за десять веков, а в одну
ночь. «Земля и все дела на ней сгорят»…
И когда я, наконец, попала в
Каппадокию сама, тема Апокалипсиса звучала постоянно.
Степень утрат и «мерзость
запустения» здесь столь велики, что в первые дни боль от этого почти
перекрывала волну ни с чем не сравнимой, никогда прежде нигде не испытанной
радости. Той намоленности, которая так глубоко пропитала эту землю, эти горы и
горки с вырубленными в их утробах храмами, небо над этой землей, что вопреки
всему, все превозмогает и все побеждает. И постепенно видимые следы обрушений,
разломов, утрат, следы поругания и осквернения начали восприниматься лишь как
знаки прошедших лет — веков — дней, как лик времени преходящего, тленного,
бренного. Тот образ мира сего, который проходит. А сквозь него — все яснее,
явленней звучит вечность.
Сегодня, когда время порушило
горы и преграду между горним и дольним, окрестный пейзаж открылся сквозь пролом
стены храма. И это уже — мир, вошедший в храм — или западной стеной, или
алтарной апсидой, уже буквально, видимо соотнесенный с Распятием и
Воскресением. Мир, на который смотрит Небо…
Наталия Лаптева:
Каппадокия поражает воображение. Жара и зной
в горах. А в долинах и ущельях,
особенно там, где течет река, в воздухе висит водяная пыль. В вечных, влажных
сумерках голос соловья — ария Царицы ночи, которой вторит хор лягушек. Черепахи
пересекают долины с такой скоростью, что веришь: да, Ахиллес никогда не догонит
черепаху, во всяком случае, эту — не догонит.
Распаханная полосами, словно
разлинованная, земля усеяна черными запятыми старых виноградных стволов. Вдруг
они выбрасывают фонтаны тонких, зеленых веток, изящнейших усиков. Покрываются
зелено — золотыми листьями, и крошечные виноградины, собранные в кисти, сменяют
на них кисти цветов.
Местный крестьянин пашет на
лошади, за ним его жена в шальварах, закутанная в шаль, сажает виноград, а под
ногами у нее суетятся черные скворцы, выхватывая что-то из разворошенной земли.
Прямо сцена из «Али-Бабы». А вот и пещера, да не одна, множество, и
действительно полные сокровищ. Заходишь внутрь и видишь выдолбленный внутри горы
храм.
И христианской символикой
насыщена Каппадокия. Маленькие алые маки отчего-то сохраняют лишь четыре
лепестка и сотнями горящих крестов покрывают луга, мешаясь с колосьями.
Виноград с крестообразной опорой — процветший крест. Овечки безмятежно идут по
самому краю пропасти, словно невинные души, не знающие страха.
Голубая кайма неба, розовая —
скал. Чередование розовых, желтых, синих и зеленых полос — цветы и травы, нити
ручейков, посреди каждой тропы в долинах. Восточный ковер, хеттская керамика.
Стою на горе и, кажется, вижу всю Каппадокию: горы и долины, горы и долины. Все
деревушки и все минареты. И вот наступает час, когда из репродукторов на всех
этих минаретах голос муэдзина зовет мусульман на молитву. Голос раздается по
всей Каппадокии, и, забыв, что я православная христианка, слышу только, что
Человек взывает к Богу. И когда, отраженное ото всех больших и маленьких гор,
эхо отвечает его голосу, понимаешь, что Бог слышит нас и отзывается на наш
крик.
Материал подготовлен
Е.Пашутиной. Благодарим С.Шихачевского за помощь в его подготовке