Дмитрий САННИКОВ
Письма
Бориса Пастернака
В журнале «Наше наследие»
неоднократно публиковались материалы из архива поэта Г.А.Санникова (1889–1969),
связанные с его работой в «толстых» советских литературно-художественных
журналах «Октябрь», «Красная новь», «Новый мир» и рассказывающие о его
встречах с Андреем Белым (№17 за 1990 г. и № 75-76 за 2005 г.), Борисом Пастернаком (№45 за 1998 г.), Борисом Пильняком (№45 за 1998 г. и №69 за 2004 г.).
В новой публикации Даниила
Санникова, сына поэта, представлены неизвестные автографы Б.Л.Пастернака
Во второй половине 1920-х годов
Григорий Санников заведовал редакцией и был редактором отдела поэзии в «Красной
нови». В №1 за 1928 год в журнале было напечатано начало романа в стихах Бориса
Пастернака «Спекторский». В архиве отца хранились пастернаковские рукописи:
«Спекторский. Продолжение» и «Спекторский. Окончание».
В 1960-е годы последнюю часть
рукописи («Спекторский. Окончание») я имел неосторожность показать Николаю
Банникову, тогда главному редактору газеты «Литературная Россия», по его
просьбе. Вернуть ее мне так и не удалось. Но часть рукописи стихотворного
романа Пастернака сохранилась.
Рукопись озаглавлена:
«Спекторский. Продолжение. Двор. Борису Пильняку». Она содержит 61 строфу. В
конце рукописи карандашом написано: «[С присоединением
4х – 5ти недописанных строф
(добавлю в гранках?)]», затем: «Конец первой части. Борис Пастернак. 8/VI/28».
Именно об этой части идет речь в
приводимом ниже письме Бориса Пастернака.
Дорогой Григорий Александрович!
Простите, я затрудню Вас.
Прочтите присланный отрывок, потому что у меня не только будет несколько
технических замечаний по его поводу, но я также и спрошу у Вас кое о чем
совета.
Я сдаю сейчас этот материал,
потому что так пообещал Василевскому, чтобы у него не получилось впечатления
обмана, и потому, что через две недели мне понадобится остаток денег. Надо ли
это сдавать тотчас в набор, чтобы вещь появилась в VII-м
N-ре? Если можно повременить и
при таком условии (к VII-му N), я просил бы лично Вас задержать сдачу еще на
неделю. Тогда я успел бы приписать еще 5-6 заключительных строф, только еще
задуманных в идее, выкинуть взамен их «запись» Марии, хотя и данную в виде
характеристики довоенной индивидуалистки, но все же и в таких видах случайную и
бледную, и, может быть, пройти в двух-трех местах остальной текст, в
особенности к концу. Но я на этой оттяжке вовсе не настаиваю. Если это неудобно
(да и поручусь ли я в точности за свою неделю), то сдавайте в набор, все это я
проделаю в гранках, но только тогда строфы, которые будут добавлены, потребуют
тщательной выверки в верстке, как новые и не прошедшие первых корректур.
Если у Вас будут какие замечания
насчет вещи или текста, я с радостью и благодарностью их выслушаю (для того и
прошу Вас прочесть). К предыдущему отрывку (N I) я относился в лучшем случае с
равнодушием, а к этому совсем не так безразличен. Да к тому же в нем и сюжетная
ось, и вся вторая часть пойдет отсюда. (Ильина, через десять лет, — эмигрантка
поневоле).
Не сердитесь, Вы и без меня
заняты свыше меры, а я забиваю Вам голову перечнем дел, по исчерпаньи которого
вижу, что дел-то никаких и не было. Тогда просто привет от души Вам, В[ашей]
жене. Как она? Как зовут сына1? Крепко жму Вашу руку.
Ваш БПастернак.
7/VI/28.
Сравнение этой рукописи с
публикацией в «Красной нови» (1928, №7, с. 153-159) показывает, что они
практически идентичны. Строфы 41-45 («запись» Марии) не выброшены и печатаются
без изменений, никаких заключительных строф не добавлено. В более поздних
изданиях убраны подзаголовок «Двор» и посвящение Борису Пильняку; семь строк
подверглись незначительному изменению (см.: «Спекторский» Бориса Пастернака.
Совпадение. М., 2007).
Другое публикуемое письмо
написано Пастернаком в 1936 году, когда Григорий Санников работал уже в «Новом
мире».
Дорогой Григорий Александрович!
Направляю к Вам Симонова, который
и прежде показывал мне свои работы. Мне что-то нравится в его поэме и кажется,
что если ее выровнять, получится вещь, которую будет стоить напечатать.
Выслушайте ее, пожалуйста, и договоритесь с ним, как сочтете нужным.
Прочел «Кулаков». Давно не читал
ничего равного по яркости и силе, что за восхищенье!
Кланяйтесь Ивану Михайловичу2.
Привет Елене Аветовне3.
Передают, что я что-то обещал
Н<овому> М<иру> о колхозах. Что за нескладная выдумка. Кто-то,
верно, пошутил. Никогда не говорил ничего подобного.
Будьте здоровы.
Ваш
БПастернак.
2.XI.36
В этом письме речь, возможно,
идет о поэме Константина Симонова «Победитель. Памяти Николая Островского». Она
была опубликована не в «Новом мире», а в журнале «Октябрь» (1937, №10).
Обращает на себя внимание, что
фамилию Симонова Пастернак пишет неуверенно, а значит, вряд ли хорошо помнит
тогда еще молодого, начинающего поэта.
Высокая оценка Павла Васильева,
автора поэмы «Кулаки», не единственная. В письме С.Д. и С.Г Спасским 30 апреля
1933 года (Борис Пастернак. Полное собрание сочинений. В 11 томах. М.: Слово /
Slovo. Т. VIII. Письма 1927–1934. С.665) можно прочесть: «Слышал однажды на
вечере Павла Васильева. Большое дарованье с несомненно большим будущим». (Речь
идет о вечере в редакции журнала «Новый мир» 3 апреля 1930 года.)
Александр Гладков в книге
«Встречи с Пастернаком» (Paris: YMCA-PRESS, 1973) свидетельствовал: «Однажды на
литературном вечере он <Б.Л.> должен был читать после Павла Васильева,
прочитавшего известное стихотворение “К Наталье”. Б.Л. им был так пленен, что,
выйдя на эстраду, заявил аудитории, что считает неуместным и бестактным
что-либо читать после этих “блестящих стихов” (с.95). И еще: «Вспоминая бурный
расцвет молодого П.Васильева, он <Б.Л.> однажды сказал мне, что после
гибели Васильева больше ни у кого не встречал такой бурной силы воображения…»
(с.96). Гладков приводит в другом месте слова Б.Л.: «Именно воображение дает
поэту свободу и ту смелость и отвагу, без которой нет побед в поэзии» (с.42).
По поводу «нескладной выдумки» о
колхозах стоит напомнить, как в начале 1930 года Пастернак ездил в составе
одной из ударных бригад писателей в колхозы. «То, что я там увидел, — говорил
он Зое Масленниковой, — нельзя выразить никакими словами. Это было такое
нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно
становилось уже как бы абстрактным, не укладывалось в границы сознания. Я
заболел». [Масленникова З. Портрет Бориса Пастернака. М., 1995. С. 37-38].
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Никита Григорьевич Санников родился 01.06.1928 года.
2 Иван Михайлович Гронский — в то время (1935–1937) главный
редактор журнала «Новый мир».
3 Елена Аветовна Санникова — жена Г.А.Санникова.