Валерия Павлова
Сокровища
неоценимые
Прошедшая в залах Федерального
архивного агентства выставка «Возрожденные документальные сокровища» была
приурочена к 90-летию государственной архивной службы России. В двух небольших
залах старинного особняка на Б. Пироговской, д.17, экспонировались удивительные
раритеты, сохраненные в недрах федеральных архивов иногда не благодаря, а
вопреки различным объективным и субъективным обстоятельствам.
Работа государственной архивной
службы никогда не была на слуху у обывателя. Пик внимания к содержимому
российских архивов пришелся, кажется, на конец 80-х — начало 90-х годов
прошлого века, когда «перестройка» и последовавший за ней раздел бывшего
союзного государства спровоцировали появление в прессе множества версий по поводу
того или иного факта отечественной истории. Но постепенно общественный интерес
пошел на спад, и сегодня публику будоражат разве что скандальные истории вокруг
пропажи документов из того или иного архива или музея. Тем не менее архивная
служба жива и в год своего 90-летия основной задачей считает необходимость в
трудное, насквозь коммерциализированное время сохранить в целости доверенные ей
государством документальные богатства. Наглядная тому иллюстрация — выставка
«Возрожденные документальные сокровища федеральных архивов».
Самый ранний из представленных
памятников письменности — хранящаяся в фондах Российского государственного
архива древних актов (РГАДА) «Духовная грамота великого князя владимирского и
московского Ивана I Даниловича», датированная 1336 годом, а рядом с ней —
«Жалованная меновная и отводная грамота великого князя Ивана III Васильевича» с
печатью с изображением двуглавого орла (1497), «Судебник царя Ивана IV
Васильевича Грозного», составленный в 1550 году, «Уложенная грамота Вселенского
собора об установлении патриаршества в Москве» (1590). По словам директор РГАДА
Михаила Рыженкова, эти и многие другие манускрипты «хранились в
Великокняжеской, или Царской казне среди самых ценных царских сокровищ, так как
российские правители прекрасно понимали ценность знаний, которые несут в себе
документы». Еще недавно на старинные пергаментные грамоты «без горьких слез
архивиста смотреть было невозможно». Теперь, благодаря усилиям реставраторов,
их можно даже читать.
А еще посетителей выставки ждало
«сокровище неоцененное, материал по преимуществу исторический. Не уступающий
никакому акту в достоверности, исполненный множества любопытнейших
подробностей!» Такую исключительную характеристику историка Н.Г.Устрялова
заслужил дневник шотландца Патрика Гордона — военного наставника и сподвижника
молодого Петра I. Этот многотомный труд по праву включен в Государственный
реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации. Почти три
века пролежал раритет в недрах Военно-ученого архива (старейшей части
Российского государственного военно-исторического архива). Шотландец, ставший
русским генералом, изо дня в день записывал свои впечатления как о происходящих
в России преобразованиях, так и о людях, с которыми ему приходилось
встречаться, дружить или враждовать. Общий объем сохранившихся шести томов
рукописи (по авторской полистной пагинации) составляет 3183 страницы, на
которых он собственноручно описал события почти всей своей жизни, от появления
на свет до самой своей смерти в 1699 году.
Патрик Гордон, в частности,
оказал важную услугу Петру I в ходе подавления стрелецкого мятежа 1686 года.
Вот записи из его дневника: «Сентября 4, среда. В иноземскую слободу доставлена
царская грамота, посланная генералам и полковникам со всеми прочими офицерами <…>
Указ был только от лица младшего царя, и в оном краткое изложение, как в
августе месяце, в разное время, московских полков капитаны, полковые писари,
пятидесятники, десятники и стрельцы дали знать о заговоре на жизнь младшего
царя <…>. Коль скоро сия грамота или указ Его величества до нас дойдет,
мы должны немедля со всем оружием и снаряжением отправиться к Его величеству в
монастырь Троицы <…>. Вечером мы выехали из слободы <…>. Наш отъезд
в Троицу был кризисом всего дела, ибо все стали открыто высказываться в пользу
младшего царя <…>. 14 сентября. Иноземцы были допущены к целованию руки
Его величества <…>. Я имел особый указ остаться. Сентября 17,
втор<ник>. <…>Я был вызван к Его величеству и обучал восемь шеренг
солдат <…>; имели долгую беседу; пожалован дамаском и атласом на два
кафтана» (РГВИА. Ф.846. Оп. 15. Д.4. Л. 253об).
Интерес историков к этому
замечательному памятнику всегда был велик, но первая полная научная публикация
дневников на русском языке была начата только в 2000 году. Одновременно РГВИА
обратился в ГосНИИ реставрации с предложением оценить физическое состояние
документа. Основанием послужило неудовлетворительное состояние сохранности
листов и переплета памятника: загрязнения, разрывы, утраты, а также следы
предшествующей реставрации. По словам сотрудников архива, найти реставратора
для «неоцененного сокровища» удалось не сразу, многие не имели возможности
«взяться за памятник» из-за его объемов и сложности восстановительных
процессов. Особые опасения вызывало состояние шестого тома дневников шотландца,
причем наиболее серьезным фактором, угрожавшим сохранности памятника, являлась,
по мнению специалистов, «деструкция бумаги под воздействием железо-галловых
чернил, которыми был написан текст». Специалисты лаборатории физико-химических
исследований ГосНИИРа рискнули и победили.
Необходимо отметить, что
Военно-ученый архив (ВУА) — один из ценнейших документальных комплексов в
составе Российского государственного военно-исторического архива, включающий в
себя более 77 тысяч единиц хранения. Всем, кто хоть сколько-нибудь знаком с
историей архивного дела в России, нет лишней необходимости объяснять значимость
и важность этих документов для исторической науки. Как сказала директор РГВИА
Ирина Гаркуша, «за истекшее десятилетие отреставрированы четыре тома дневника
генерала Патрика Гордона. Теперь у нас есть уверенность, что этот ценнейший
исторический источник спасен от гибели».
На выставке разместили и другие
бережно отреставрированные документальные источники из коллекций ВУА. По мнению
заместителя директора РГВИА Натальи Гордеевой, «среди них есть истинные
жемчужины, а умело подобранная экспозиция из фондов РГВИА напоминает настоящее
ожерелье: «Карта Российской империи с показанием соляных источников и трактов»
(1800); план полевых фортификационных сооружений, вагенбурга, расположения
артиллерийских орудий военного лагеря, построения пехоты и кавалерии, действий
парусного и гребного флота войск западноевропейских стран (XVII век); план
«торжественного увеселения» на Ходынском поле под Москвой по случаю заключения
мира с Турцией, подготовленный архитектором М.Ф.Казаковым в 1775 году; письма и
рескрипты Александра I М.И.Кутузову, в том числе — собственноручные, о
необходимости завершения войны с Турцией и ходе переговоров о мире в конце 1811
— начале 1812 года, пожаловании М.И.Кутузову чина генерал-фельдмаршала, ходе
военных действий в августе — октябре 1812 года; препроводительное письмо
(собственноручное) канцлера Н.П.Румянцева М.И.Кутузову к рескрипту Александра
I; дневниковые записи секретаря графа
И.С.Лаваля Карла Воше,
сопровождавшего Е.И.Трубецкую до места ссылки декабристов, о поездке в Сибирь и
положении декабристов (1826) и другие.
Особо следует отметить масонские
материалы, которые вызывали повышенный интерес у посетителей выставки. Здесь
сразу два раритета, причем один из них — масонский диплом будущего декабриста
Павла Пестеля, датированный 1812 годом, из фондов Государственного архива
Российской Федерации, а другой — подлинный масонский фартук из фондов
Российского государственного военно-исторического архива. Как известно, такой
фартук (запон) являлся важнейшей частью масонского одеяния и надевался под
мундир, кафтан или фрак. Форма запона, цвет окантовки и подкладки были строго
регламентированы. Представленный на выставке масонский фартук использовался
членами ложи «Храма Постоянства» в Варшаве. Его голубая подкладка и окантовка
свидетельствуют о принадлежности к одеянию масона в степени мастера Иоанновских
степеней посвящения. На лицевой стороне изображен масонский храм и внутреннее убранство
ложи перед проведением в ней обряда посвящения.
Фартук, принадлежавший отставному
подполковнику 49-го егерского полка Викентию Сосновскому, был отреставрирован в
1994 году в лаборатории микрофотокопирования и реставрации документов
федеральных архивов в г. Москве.
Среди других экспонатов — рисунки
гусарских мундиров с образцами сукна, датированные 1796 годом. У этих красочных
документов своя история. Дело в том, что в 1827 году по повелению Николая I в
архиве Инспекторского департамента Главного штаба его императорского величества
и в других древлехранилищах производился поиск рисунков «древних мундиров»
российской армии. В составе документов Санкт-Петербургской Комиссариатской
комиссии были выявлены гравюры, раскрашенные от руки акварелью, с изображением
обмундирования всех восьми гусарских полков русской армии в начале царствования
Павла I. К рисункам печатью Главного комиссариата «присургучены» образцы сукна,
использовавшегося при пошиве обмундирования, которое имело свой цвет для
каждого полка. Эти документы были представлены императору Николаю I, а затем
поступили в Департамент Генерального штаба, в фонде которого в Российском
государственном военно-историческом архиве они и хранятся до настоящего
времени. На рисунках, экспонировавшихся на выставке, представлены мундиры
полков Годлевского (Александрийского), Боровского (Мариупольского) и Шевича
(Сумского) (полки при Павле I именовались по фамилиям своих шефов). На каждом
листе — две фигуры: офицер и рядовой, а сбоку изображены вальтрапы для лошадей.
Их дополняют рисунки обер-офицерских и унтер-офицерских эполет Воронежского,
Низовского и Суздальского пехотных полков. Здесь же образцовые рисунки и
описание знамен полков русской армии с автографами Екатерины II и
генерал-фельдмаршала князя Г.А.Потемкина (1780). Эти рисунки с описанием знамен
полков русской армии, выполненные на одном листе, были представлены на
конфирмацию императрице Екатерине II генерал-фельдмаршалом князем
Г.А.Потемкиным, в связи с чем документ отличался особой тщательностью
оформления: с оборотной стороны бумага дублирована на зеленую шелковую ткань,
края листа окантованы шелком красного цвета. Образцы знамен были утверждены
Екатериной II 11 ноября 1780 года в Санкт-Петербурге: по верхнему полю листа
императрица собственноручно начертала: «Быть по сему».
Несмотря на свое название РГВИА
хранит многочисленные гуманитарные документы, среди которых планы и чертежи
различных гражданских построек и храмов. Примером тому может служить
представленный на выставке рисунок ворот и ограды Преображенского всей Гвардии
собора в Санкт-Петербурге, выполненный архитекторм В.П.Стасовым в 1831 году.
История строительства Спасо-Преображенского всей Гвардии собора связана с
именем императрицы Елизаветы Петровны. В благодарность офицерам и гренадерам
Преображенского полка, вознесшим ее на российский престол, и в память об этом
событии императрица повелела архитектору Михаилу Земцову построить храм на
месте съезжей избы, где она просила преображенцев о поддержке. Храм был заложен
в 1743 году при участии самой Елизаветы Петровны. После кончины М.Земцова
работы по строительству храма были завершены в 1746 году Пьетро-Антонио
Трезини. При императоре Павле I собор получил почетное звание Собора всей
Гвардии. После пожара 1825 года, когда от собора остались лишь стены,
восстановление храма было поручено русскому архитектору Василию Петровичу
Стасову. Он придал собору ампирный облик, по его рисунку был сделан
четырехъярусный белый с золотом иконостас. К 1829 году все работы, кроме
ограды, были завершены. По повелению Николая I ограду собора надлежало составить
из трофейных орудий, отбитых у неприятеля в только что окончившейся
русско-турецкой войне 1828–1829 годов. Для ее возведения были использованы
пушки, взятые в сражениях при Мидии, Бургасе, Адрианополе, Варне, Тульче,
Силистрии. Так появилась единственная в мире ограда из орудийных стволов,
опущенных дулами вниз в знак того, что из их жерл не вырвется ни один снаряд.
Благодаря реставраторам эти
акварели и рисунки избавлены от разрывов, многочисленных пятен и проколов.
Теперь за их сохранность можно не беспокоиться. Следует особо подчеркнуть, что
работы по реставрации уникальных документов курируются учеными — крупнейшими
специалистами по документам раннего периода — историками, филологами,
географами, искусствоведами, химиками. Достигнутые успехи в деле обеспечения
сохранности и реставрации во многом определены многолетним и перспективным
сотрудничеством архивистов со специалистами-реставраторами Всероссийского
художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря (ВХНРЦ),
Российской государственной библиотеки иностранной литературы им. М.И.Рудомино
(РГБИЛ), Отдела экспериментальной реставрации Лаборатории микрофильмирования и
реставрации документов Российского государственного архива научно-технической
документации (ЛМРД РГАНТД), Государственного Исторического музея, Музеев
Московского Кремля.
Именно совместными усилиями
архивистов и реставраторов за последние годы только в РГАДА было возрождено к
новой жизни 778 уникальных и особо ценных дел. Это — лишь малая толика из
богатств архива, на полках которого 3,3 миллиона «древних актов». В
Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), который является одним из
старейших и крупнейших хранилищ документов по истории России, «очереди на
восстановление» ждут документы, находящиеся более чем в 15 тысячах дел. Причем,
как подчеркивает директор архива Сергей Мироненко, «значительная часть из этих
дел требует трудозатратной и дорогостоящей реставрации». На выставке было
представлено лишь немногое из того, что удалось отреставрировать за последние
годы. Работая над экспозицией, сотрудники ГАРФ старались, чтобы она дала
представление о многообразии материалов, которым за последние годы была
возвращена жизнь. Среди экспонатов карандашные и акварельные рисунки детей
императора Павла I, записная книжка императрицы Александры Федоровны за 1822
год, мемуары императрицы Екатерины II, начатые в 1790 году, грамота императора
Александра I о жаловании знамени Войску Донскому за подвиги в войне 1812–1813
годов и многие другие.
Необходимо, однако, отметить, что
своей очереди на реставрацию ждут еще около 600 тысяч дел, среди которых
немалая часть уникальных. Так, всего несколько лет назад в стенах архива
древних актов мог «уйти под воду» весь Париж. О плане столицы Франции,
скрупулезно составленном в 1739 году по приказу главы городского муниципалитета
Мишеля Этьена Тюрго, архивисты почему-то забыли, и он много лет пролежал в
хранилище на самой нижней полке и даже не числился в учетных документах. План
настолько подробный и тщательно прорисованный, что на нем можно рассмотреть
каждую улицу и даже дом, не говоря уже о таких знаковых строениях, как Лувр,
Нотр-Дам и Бастилия. В согласии с замыслом Тюрго французскими картографами были
«отмечены все церкви, здания, площади, фонтаны и другие общественные монументы,
все дворцы, отели и частные дома сколько-нибудь выдающиеся, по меньшей мере,
7-ми футов в высоту и 10-ти футов в ширину».
«Однажды, — рассказывает директор
РГАДА Михаил Рыженков, — в нашем хранилище прорвало трубу с горячей водой.
Хранители принялись экстренно спасать фонды и достали с дальней полки огромный
3,5-метровый рулон, полностью развернуть который удалось лишь в моем кабинете.
Когда мы смогли идентифицировать находку, просто обомлели. Перед нами лежал
отпечаток редчайшей гравюры с видом Парижа — так называемый план Тюрго,
выполненный в 1734–1739 годах в масштабе 1:400. По мировым меркам это
уникальная работа: в реальной перспективе и в вертикальной проекции она
подробнейшим образом запечатлела, как сейчас сказали бы, “Париж до дома” —
город, который видели Дидро, Вольтер, Монтескье. Достаточно сказать, что до
нашей находки, помимо трех французских экземпляров, в мире было известно всего
два уцелевших в полностью собранном виде плана Тюрго: один в Болонье и один в
Ватикане». Но, как известно, нет худа без добра и «благодаря» затоплению план
Парижа буквально «всплыл на поверхность».
К сожалению, ржавая вода оставила
на нем ужасные пятна. Кроме того, по краям полотна были обнаружены
многочисленные прорывы, свидетельствующие, что некогда план, видимо, грубо
сорвали с гвоздей, которыми он был прикреплен к стене. Различные складки,
потертости и заломы не поддавались учету, а главное — на обороте скопились
килограммы пыли. Спасти уникальный документ удалось реставраторам. Во
Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э.Грабаря над
планом Тюрго трудились целых пять лет. После завершения выставки план бережно
скатали в рулон и водрузили на законное место в архиве древних актов, не забыв
при этом сделать соответствующую отметку в учетных документах.
Надо отдать должное сотрудникам
федеральных архивов, которые как никто другой понимают значимость и ценность
документальных реликвий, делают все возможное, а подчас и невозможное для
обеспечения их сохранности. Так сложилось, что архивы расположены как в современных,
так и исторических зданиях, а последние не всегда приспособлены для
оптимального хранения документов. На фоне бурного развития национальных
проектов и целевых федеральных программ, которые касаются многих областей жизни
общества — здравоохранения, образования, культуры, — состояние российских
федеральных архивов, вопросы их существования, реформирования, доступа к
ретроспективной информации находятся, к сожалению, на периферии российского
общественного сознания. Федеральные архивы, так же как и многие библиотеки и
музеи, страдают от недостатка финансирования. Многие фонды требуют реставрации,
оцифровки, а следовательно, серьезных финансовых вливаний. А ведь историческая
ценность хранимых архивами документов «дороже злата».
Фото Ивана Хилько
Редакция благодарит сотрудников
Выставочного зала федеральных архивов России за помощь в организации фотосъемки
на выставке «Возрожденные документальные сокровища федеральных архивов» (март
2008 года).