С.Н.Соловьев.
Развивая медицинский комплекс
У медицинского образования есть
специфика. В историческом плане медицинские факультеты были основой
формирования всех прославленных университетских центров, в том числе и в
России. Но в последующем они выделялись в самостоятельные учебные заведения.
Потому что, во-первых, времени на подготовку квалифицированного врача тратится
гораздо больше, чем по другим специальностям; во-вторых, с первых шагов
обучения нужна практическая деятельность, клиническая и лабораторная база и
практикующие преподаватели; в-третьих, подготовка специалиста продолжается и
после окончания института, по существу, он учится на протяжении всей своей
карьеры. Характерно, что при объединении вузов в мощный
региональный университет, недавно проведенном в Краснодарском и Красноярском
краях, местные медицинские вузы сохранили свою самостоятельность.
Медицинский институт в Ханты-Мансийске совсем молодой. Он был открыт в 1994 году
и, по человеческим меркам, находится в подростковом возрасте. В то же время —
это уже сформировавшийся вуз. У нашего института — свои задачи и свое место в
системе высшего профессионального образования Югры.
Юный вуз может гордиться
практической реализацией одной из основных задач, заявленной национальным
проектом «Образование», — созданием непрерывной системы образования. Сейчас мы
ведем обучение медицинских работников среднего и высшего звена, довузовскую и последипломную подготовку (ординатура и
аспирантура). Ближайшие перспективы развития института связаны с формированием
учебно-научно-практического медицинского комплекса. И это непростое, даже для
вузов с давними традициями, дело успешно продвигается. «Учебная» составляющая
сформирована вплоть до докторантуры, научная деятельность — динамичная, в
структуру вуза входит филиал Российской академии медицинских наук. Создание
собственного клинического центра — наиболее сложная и дорогостоящая часть
проекта, но наши предложения нашли поддержку, в том числе и со стороны
Всемирного банка реконструкции и развития, так что надеемся на успешное
осуществление и этой части задуманного плана.
Одной из существенных
особенностей института является его региональная направленность. Населенные
пункты округа, учреждения которых испытывают потребность в медицинских кадрах,
«делегируют» наибольшее количество абитуриентов. Большую часть из 750 студентов
Ханты-Мансийского медицинского института составляет югорская молодежь. В то же время примечательно, что в
последние годы популярность вуза вышла далеко за пределы округа и сейчас тут
учатся ребята из многих российских регионов, а также из Украины, Узбекистана,
Таджикистана. Социальная сфера округа бурно развивается. Только в ближайшие
годы запланировано возведение и открытие около 70 медицинских учреждений, в том
числе крупных больниц и поликлиник. Понятно, что задача института —
своевременно обеспечить кадрами здравоохранение округа. В автономном округе в
настоящее время трудятся 6,5 тысячи врачей и более 18 тысяч средних медицинских
работников, их переподготовка и повышение квалификации — важная задача для ХМГМИ.
Научная деятельность института
также ориентирована на региональные проблемы. Состоялся международный симпозиум
«Актуальные проблемы адаптации человека в условиях Севера» и международная
научно-практическая конференция «Медико-социальные проблемы коренных народов
Севера». По результатам исследований в ХМГМИ издаются
монографии, выпускается журнал «Научный вестник ХМГМИ».
В российской культурной традиции
сложилось особенное отношение к врачам. Пациенты оценивают не только
профессиональные навыки врача, но и его личность — уровень культуры, интеллекта
и, конечно, нравственные качества. В процессе обучения наши студенты познают
различные ступени лечебного дела. Такое соприкосновение с реальной медициной
должно вырабатывать те высокие качества личности, без которых не может быть
хорошего врача.
Коллектив института постоянно
чувствует поддержку своих начинаний со стороны губернатора ХМАО–Югры А.В.Филипенко, а это залог
развития медицинского образования и создания здравоохранения, достойного
жителей ЮГРЫ.