Г.И.Назин.
Вначале была
идея…
Это был смелый эксперимент — в
округе, где до этого практически не было
высшего образования, вдруг замахнулись на создание классического университета.
Многие не верили, что университетское образование приживется. Создание Сургутского университета стало натурной проверкой того,
какой тип образования необходим для устойчивого развития края. И, по моему
мнению, ставка, сделанная на университетское образование, — правильный выбор.
Когда я впервые приехал в Сургут,
то, занимаясь разнообразными хлопотами по созданию университета, был поражен, с
каким пониманием люди относятся к этой смелой затее. Позже я узнал, что еще с
1989 года в городе сложился своего рода интеллектуальный клуб, лидером которого
стал замечательный философ Г.П.Щедровицкий. Он с единомышленниками проводил организационно-деятельностные игры, в том числе и с
представителями местной администрации, которые развивали идею университета как
средства выживания региона. Теперь, много лет спустя, хочется выразить
благодарность методологам, тем людям, чья активная деятельность создала
благоприятную среду для реализации идеи университета. С самого начала миссия
университета была шире сугубо прагматичной задачи — подготовки нужных
специалистов: речь шла о формировании интеллигенции, сообщества культурных,
думающих и ответственных людей.
Университет в Сургуте был открыт
в 1993 году. Практически сразу был выбран главный вектор развития нового
учебного заведения — региональный университет. Не потому что расположен
не в столице, а по структуре деятельности, ориентированной на решение проблем
региона. При этом университет не должен ждать указаний сверху, а выявлять эти
проблемы и предлагать их конструктивное решение.
Формирование университета шло
поэтапно, на первых порах одной из основных задач была подготовка специалистов
связи. Во всей гигантской Тюменской области их не готовили. Сначала мы открыли
специальность — телекоммуникации, затем — радиосвязь, радиовещание,
телевидение. Теперь, спустя почти 15 лет, в состав университета входят НИИ
экологии Севера; Институт экономики, права и управления; Учебно-научный
институт кибернетики, информатики и телекоммуникаций; Медицинский институт; НИИ
биофизики и медицинской кибернетики. В университете обучается около 7,5 тысячи
студентов. Сегодня в составе СурГУ 12 факультетов и
59 кафедр. Образовательную деятельность осуществляют более 585 человек
профессорско-преподавательского персонала, среди которых 100 докторов наук, 271
кандидат наук, доцентов 137 человек. Открыта аспирантура по 42 специальностям,
в которой обучается 482 человека, а также 5 диссертационных советов,
магистратура, экстернат, учебно-научный центр дополнительного образования.
Еще одно немаловажное
обстоятельство, продиктованное динамикой социально-экономических преобразований
в обществе: если плановая советская экономика четко формулировала заказ высшему
образованию на специалистов, то в рыночной экономике и при отсутствии долгосрочного
планирования государственного бюджета это принципиально невозможно. В такой
ситуации гибкое университетское образование обеспечивает необходимую
мобильность, быструю адаптацию к запросам времени. На смену одним
специальностям приходят другие. В университете студент, получивший
первоначальную фундаментальную подготовку, может выбирать дальнейшее
направление профессионального образования, исходя из собственных склонностей и
конъюнктуры рынка труда.
Региональный университет
взаимодействует с округом не только «поставкой» специалистов. Когда в 1996 году
университету передали недостроенный Дворец молодежи, появилась реальная
возможность создать культурный комплекс с библиотекой на 1млн. 200 тыс. томов и
театром. И вот строительство закончено, осуществилась давняя мечта — сделать
библиотеку ядром всего университетского организма.
Средства синтетического
театрального представления значительно расширяют возможности восприятия
человека, перегруженного словесной информацией. Поиск других путей передачи
информации приводит нас к искусству. Поэтому театр не прихоть и развлечение, а
насущная потребность современного мира. Убежден, что кукольный театр в
начальных классах, литературные постановки в школе способны донести до ребят
некоторые вещи гораздо лучше, чем словесные объяснения и тексты. На отделении
народного искусства мы готовим режиссеров народных театров, в этом году будет
первый выпуск. Мы гордимся своим театром, оборудованным вращающейся сценой, с
прекрасной акустикой. Нашему театральному коллективу «Гротеск» исполняется 10
лет, и где бы он ни выступал, ему сопутствует успех. Вокруг театра группируются
студенческие творческие коллективы. За прошедшие после окончания его
строительства два года уровень их работы вырос на порядок.
В последнее время мы стараемся
построить учебный процесс с использованием достижений современной психологии.
Опираясь на представления науки о психотипах,
развивая индивидуальные сильные стороны натуры, можно помочь студенту выбрать
правильный род занятий и стать успешным. Так, в нашей дизайн-студии творческие коллективы формируются с помощью
психологов. А результаты работы подтверждают эффективность такого
подхода. Это новое направление предвещает принципиальное изменение методики
обучения, в соответствии с психологическими особенностями личности. Как всякое
новое дело, это требует значительных усилий, однако задача поставлена
и мы целенаправленно продвигаемся к ее решению.
Один из перспективных проектов,
который так необходим городу и региону и который нам хочется воплотить в жизнь, связан с идеей
вовлечения старшеклассников и молодежь города в творческое общение со
студенчеством в специально созданном центре развивающего досуга. Там в
разнообразных клубах по интересам, студиях, спортивных секциях, молодежных СМИ
и т.п. может идти обмен идеями, навыками, отрабатываться культура и стиль
жизни. Органично, без диктата сверху и догматизма, следует формировать
молодежные объединения, исходя из системы предпочтений и ценностей этой среды.
Таким образом можно сформировать подлинную, а не показную
молодежную политику.