Анатолий Гоморев.
«Жму Вашу руку. Александр Блок»
Литературное наследие Александра Блока опубликовано практически
полностью, так же как и сохранившееся наследие Пушкина. А с выходом в свет
«академического» Блока, медленно, но продвигающегося вперед, читателю станут доступны хранящиеся в архивах черновики, варианты,
различные редакции его произведений и т.д.
Но, оставаясь верными убеждению, что любая строчка, написанная рукой
гения, драгоценна, мы с интересом изучаем неожиданно найденные инскрипты поэта и краткие строчки его деловых посланий, за
которыми раскрываются те или иные, порой весьма существенные, детали
литературной эпохи Блока. Среди таких любопытных «мелочей» автограф поэта,
который публикует библиофил А.К.Гоморев.
Известно и опубликовано свыше 450
дарственных надписей А.Блока на книгах, оттисках, фотографиях и т.п. Считается,
что не выявлено еще чуть ли не 1000 его инскриптов.
Любители поэзии Серебряного века теперь могут познакомиться еще с одним блоковским автографом.
В адресованной Алексею Николаевичу
Толстому краткой записке поэт пишет: «Дорогой Алексей Николаевич. Вот Вам
“Нечаянная Радость”. Не отвечаю сейчас на Ваш милый визит к нам, потому что
чувствую себя очень усталым и угнетенным. Жму Вашу руку. Ал.Блок».
Записка не датирована, а сама
книга, на которой, видимо, была дарственная надпись, неизвестна. До сих пор
опубликована лишь одна дарственная надпись Блока А.Толстому — на книге «Ночные
часы»: «Алексею Николаевичу Толстому с приветствием. Александр Блок. Ноябрь
1911».
Видимо, Блок послал Толстому 2-й
том собрания стихотворений, носивший название «Нечаянная радость».
Это предположение подтверждает
запись от 29 декабря 1911 года в дневнике Блока: «Вчера же получил “Нечаянную
Радость” (89 экземпляров) — с вокзала доставил посыльный. Избегаю
людей, приходил Толстой, Таня (прислуга. — А.Г.) не приняла его. —
Тяжелый вечер».
Последними днями декабря 1911
года — началом января 1912 года мы можем датировать приведенную выше
сопроводительную записку А.Блока А.Толстому.
Сам факт, что поэт не принял Толстого 29 декабря, как и передача «Нечаянной
радости» заочно, говорит о том, что Блок не искал его общества и, возможно,
даже тяготился общением с ним, хотя и отдавал должное его таланту.
Об этом же говорит и запись в
дневнике от 17 февраля 1913 года:
«На этих днях мы с мамой
(отдельно) прочли новую комедию А.Толстого “Насильники”. Хороший замысел,
хороший язык, традиции — все испорчено хулиганством, незрелым отношением к
жизни, отсутствием художественной меры… Много в Толстом
и крови, и жиру, и похоти, и дворянства, и таланта.
Но пока он будет думать, что
жизнь и творчество состоит из “трюков”… будет он бесплодной смоковницей».
Еще при жизни Блока Алексей
Толстой напишет и опубликует во Франции в русских эмигрантских журналах
«Грядущая Россия» и «Современные записки» роман «Сестры», ставший позднее
первой частью трилогии «Хождение по мукам».
В образе петербургского поэта
Алексея Алексеевича Бессонова все узнали Блока. Бессонов, по мысли А.Толстого —
это воплощение всего отрицательного в художественно-интеллектуальной среде
Петербурга предреволюционных лет.
А.Варламов, солженицынский
лауреат, автор серьезной биографии А.Н.Толстого («ЖЗЛ»;
2006), считает, что, изображая Бессонова в столь отталкивающем виде, Толстой
попросту мстил Блоку за то, что так и не сумел очаровать Блока и приблизиться к
нему в предвоенные годы.
Сам Толстой, позднее поняв, что у
него получилась злая и несправедливая карикатура на Блока, а не подлинный его
образ, стал утверждать, что он, изображая Бессонова, имел в виду не Блока, а
обобщенный образ одного из его многочисленных эпигонов.
А свои короткие и достойные
воспоминания о Блоке А.Толстой назовет «Падший Ангел».