Галерея
журнала «Наше наследие»
Ася Сыродеева
Через близкое к далекому
Если попытаться одним словом определить атмосферу
выставки графических работ Артема Киракосова
«путешествие Пером», состоявшейся в редакции журнала «Наша наследие», я бы
выбрала слово «доверительность». Художник делится с нами собственным опытом
«встреч» с миром, рассказывает о динамике чувств, образов, мыслей. Подобно
героям его работы «Молчание. Разговор» (1982), мы ощущаем себя участниками
беседы искренней, но лишенной претензии поведать о своем особом взгляде на мир.
Представленный цикл отличает сдержанная, чуть приглушенная манера повествования
— художник оставляет «место» для личных ассоциаций зрителя.
Деликатность, присущая графике
Артема Киракосова, во многом обусловлена выбором им
темы повседневного. В неброском и заурядном художник усматривает неповторимую
эстетику и настроение. Вслед за ним мы вглядываемся в лица, предметы, эпизоды,
на которые, как правило, не обращаем особого внимания постольку, поскольку они
рядом — обыденны и незначительны («Сельская сценка у подножия Арагаца», 1982;
«Кочевка», 1983—1984).
Повседневный мир для Артема Киракосова
богат чувствами и мыслями. В самом деле, глядя на колоритных кавказцев, трудно
удержаться от улыбки («Жители Апаранского района», 1982;
«Лучшие люди села Цахкаховит», 1982). Всматриваясь в
грусть старческого лица, ощущаешь, как время говорит с нами о своем неукротимом
беге («Народная часовня», 1983). Зимний пейзаж напоминает о знакомом щемящем
чувстве, которое навевают унылые российские поля («Сугробы», 1983).
Но если повседневная реальность многогранна, если она
способна подсказать самые разные сюжеты, значит, внимание к ней — не столько
позиция аскезы, самоограничения художника, сколько способность радоваться
мгновению, ценить малое, простое, близкое. Повседневность для Артема Киракосова насыщена событиями, она динамична, в ней
присутствует напряжение. Более того, она и есть реальная жизнь, состоящая из
действий, поступков, наконец нас самих, таких, какими
мы являемся: сомневающимися, слабыми и вместе с тем на многое способными.
При этом Артем Киракосов не
отождествляет повседневность с приземленностью, не противопоставляет романтике,
эстетской игре, сказочности. Напротив, он любит путешествовать в пространстве,
времени и воображении («Светлая ночь у замка», 1982; «Ночь любви», 1982—1983;
«Подглядывающий», 1982; «Аквариум», 1983—1984). Но в этих опытах всегда
просматривается возвращение странствующего художника Домой,
в свой мир «тихой графики». Возможно, поэтому слова в
названии его выставки поменялись между собой заглавной и прописной буквами: как
бы экзотичны, фантастичны ни были впечатления от состоявшихся «встреч», как бы
ни манило предвкушение новых, главным для художника остается мир, создаваемый
собственным пером в пространстве листа, мир, за который он отвечает, мир,
который его согревает («Алибек. Мягкие склоны.
Снег. Подражание китайцам», 1982; «Деревья Армении №1»,
1982).
Еще раз подчеркну, что камерность графики Артема Киракосова открыта, распахнута миру. Большое если не присутствует
в его работах, то подразумевается. При этом большое не
противостоит малому, не враждебно ему. Опираясь на малое,
не страшно выйти в большой мир, где нас ждут новые встречи. Большое
не поглотит нас, мы не захлебнемся в нем, коль скоро укоренены в частном,
повседневном, не утратили сентиментальность и теплоту к близким. Наконец,
большое, по Артему Киракосову, не безлично, оно
складывается из многого и разного малого.
В игре разных граней творчества Артема Киракосова еще рельефнее проступает, сколь неконтрастно
отношение между черным и белым в его графических работах, сколь значимо
незаполненное пространство листа, сколь важна для художника эстетика и
выразительность контура, линии. А еще понимаешь, как связаны материал и сюжет
его графического цикла — мир повседневности представлен через малые формы, детализированность созвучна
кропотливости, спрессованности каждодневного усилия.
Между творческими сериями Артема Киракосова
просматриваются переклички, сквозные темы, говорящие о восприятии художником жизни
во внутренней взаимосвязи. Своеобразие же каждого из циклов отражает чуткость
художника к «многоголосию» жизни. Думается, он замечает, отдает должное уникальному не в последнюю очередь потому, что знает цену
малому, которое не отождествляет лишь со своим миром. Малое присутствует в его
работах и как внутреннее переживание, личное чувство, и как фрагменты, из
которых складываются удивительные по рисунку и настроению композиции.
Показательно, что графический цикл, о котором идет
речь, датирован 1982—1985 годами. Молодой московский художник к тому времени
закончил лишь МГХУ «Памяти 1905 года» (1977 г.), впереди еще был МГХИ им.
В.И.Сурикова (окончил в 1989 г.), а затем работа художником-реставратором (в
частности, в музее-заповеднике «Абрамцево»), персональные
выставки в России и за рубежом (Берлин, 1994). Парадоксальным образом
графический цикл оказался выставлен много позже других, фактически укорененных
в нем. Художник как бы не решался в полной мере распахнуть дверь в свой
камерный мир, где берут начало хрупкость, изящество и внутренняя углубленность,
пронизывающие все его творчество.
Графический цикл работ Артема Киракосова
— своего рода введение в философию жизни этого художника. Он напоминает тихую
песню о близком и дорогом для человека. Оценить же ее звучание-полет в полной
мере удается благодаря пространственной глубине, перспективе нескольких планов,
присутствующих в этих работах. Малое в интерпретации Артема Киракосова
— это то, что согревает и одновременно вдохновляет нас в нашем пути.