Книжный знак
Моника Спивак
«В час
неизбежного рассвета…»
Борис
Садовской. Стихотворения, рассказы в
стихах, пьесы и монологи / Сост., подгот.
текста, вступ. ст., примеч. С.В.Шумихина. СПб.:
Академический проект, 2001. (Новая библиотека поэта. Малая серия). 398 с. [Тираж]
2000 экз.
Это издание Бориса Александровича Садовского
(1881–1952) можно рассматривать как своего рода юбилейное: к столетию начала
творческой деятельности. Печатный дебют состоялся в 1901 году: в нижегородской
газете «Волгарь» появились его гимназические стихотворения. Вскоре Садовской
стал весьма заметной личностью в столичных литературных журналах, издательствах
и салонах, считался своим в кругу московской и петербургской литературной
богемы. Он много печатался как критик, как прозаик, как поэт. Только в период с
1909 по 1917 год вышли шесть стихотворных книг Садовского. Последний
поэтический сборник появился в 1922 году. Затем наступило долгое и очень
глубокое забвение. Столь глубокое, что Садовского несколько раз ошибочно
объявляли умершим. Сначала — в середине 1920-х, потом — в середине 1940-х. А
всеми забытый поэт жил и творил до начала 1950-х.
Правда, полноценной жизнью его существование назвать
трудно. С 1916 года он был парализован. После революции практически не имел средств к существованию. Ютился в Новодевичьем монастыре, в
церковном полуподвале. На монастырском кладбище и был похоронен. И снова на
долгие десятилетия забыт.
О Садовском вспомнили в 1990-е годы. В авторитетных и
неавторитетных изданиях стали активно печатать и цитировать его прозу и
мемуары, его статьи, письма, дневники, стихи, экспромты… Но
только в 2001 году, спустя век, вышло первое представительное и научно
подготовленное собрание его стихотворений.
В предисловии к книге говорится, что теперь «слова “незаслуженно
забытый писатель” никогда больше не будут стоять рядом с именем Бориса
Садовского». Можно сказать, что «малая серия» не только восстанавливает
«незаслуженно забытое» имя Садовского, но и во многом открывает это имя
читателям. В этом огромная заслуга составителя книги, автора вступительной
статьи и комментариев, известного литературоведа и архивиста С.В.Шумихина. Подготовленная им книга — результат работы с
архивом поэта, хранящимся в РГАЛИ. Шумихин не просто
воспроизводит тексты стихотворений Садовского по прижизненным изданиям, а
восстанавливает по рукописям позднейшую правку, которую поэт вносил в свои
ранние стихи. Волю автора составитель постарался учесть и в композиции
сборника. Впервые печатается большинство стихотворений 1920–1940-х годов. В комментариях
и вступительной статье приводятся интересные отзывы о поэте, а порой и просто
интригующие фрагменты из переписки Садовского с друзьями.
Садовской именуется одним из самых блестящих эпигонов
среди русских писателей. При этом подчеркивается, что в данном случае «термин
не несет в себе уничижительного оттенка […]. “Эпигон”
обозначает в буквальном переводе “после-рожденный”: так называют человека,
развивающего идеи своих предшественников, но мельче масштабом, менее
самостоятельного, чем они». Своими предшественниками Садовской считал поэтов не
Серебряного, а Золотого века русской литературы, не декадентов и символистов, а
Пушкина, Лермонтова и особенно Фета, то есть тех, мельче которых быть совсем не
стыдно. Ориентацией на «классиков» порой оказывается явно и даже чрезмерно
пронизан ритмический и образный строй его стихотворений. Впрочем, воздействие
на Садовского современной ему поэзии тоже очевидно. Тем не менее
Садовской заслужил признание ценителей поэзии «не только внешним блеском своих
стилизаций, но и точно выверенным балансом между имитацией чужих приемов,
заимствованных идей и собственным творчеством».
Цари и поэты — любимые герои лирики Садовского. Если о
поэтах тогда писали много, то стихотворения «к царям» появлялись гораздо реже.
А Садовской эпатировал либерально-литературную среду своими монархическими и
верноподданническими пристрастиями, крайним консерватизмом убеждений. Здесь
наиболее характерен и совершенен «Императорский венок», представляющий историю
Российской империи через образы правителей: каждый сонет цикла посвящен оценке
деятельности одного из российских самодержцев. Впрочем, так же интересовал
поэта и «русский дух» в более скромных, частных, бытовых проявлениях. Его
символом Садовской считал самовар, создающий особую, недоступную сознанию
европейцев, национальную, «самоварную мистику», понятную «лишь тем, кто сквозь
преходящую оболочку внешних явлений умеет ощущать в себе вечное и иное».
«Самоварный» цикл считается наиболее самобытным и программным в творчестве
Садовского.
Страшно жить без самовара:
Жизнь пустая беспредельна,
Мир колышется бесцельно,
На душе тоска и мара.
Оставляю
без сознанья
Бред любви и книжный ворох,
Слыша скатерти шуршанье,
Самовара воркованье,
Чаю всыпанного шорох.
Если
б кончить с жизнью тяжкой
У родного самовара,
За фарфоровою чашкой,
Тихой смертью от угара!
Но основная тема поэзии Садовского — жизнь души.
Описывая переливы настроений и томления чувств, он создал наиболее утонченные и
гармоничные, чистые по звучанию и пронзительные по содержанию произведения.
Однако «тревожные, скорбные и мрачные нотки» почти всегда присутствуют в лирике
Садовского. «В живом дыханьи красоты» он умел
«слышать запах тленья», на утреннем лазурном
небосклоне замечать нависшие над головой «смерти облака», наблюдать, как сгущается
«могильных крыльев тень» и надвигается «тягостных кошмаров вереница»:
И
каждый день чертой недвижной
Мне предстает земной конец.
Не человек и не мертвец
Я — некто странный, неподвижный.
И кошмар воплотился в жизнь — параличом. Но в ожидании
«земного конца» поэту суждено было в обездвиженном состоянии провести более
тридцати лет. Эта вторая часть жизни виделась Садовскому как путь искупления
ошибок и прегрешений молодости. А грехов поэт успел совершить немало.
Непочтительный сын и «гуляка праздный», он был не чужд мелкого демонизма, столь
свойственного людям начала XX века. Он рано
обзавелся семьей и быстро расстался с первой женой и сыном. Новую возлюбленную
он довел до сумасшествия и смерти: сам заразившись
«дурной болезнью», сифилисом, Садовской «заразил свою невесту, и она не
перенесла этого».
Вообще сама по себе биография этого поэта могла бы
послужить основой для романа в духе Достоевского или быть помещена в
какой-нибудь сборник назидательных притч и рассказов для юношества. «Прожил
жизнь блудно и атеистом, — характеризовал Садовского
его духовный наставник епископ Варнава. — Теперь
расплачивается за прошедшую жизнь. […] Но хотя с виду
он жалкий человек, душа его раскаялась во всех прегрешениях, а болезнь его
теперь является, с одной стороны, очищением от прежних грехов, а с другой —
пособием и побуждением к духовной жизни. Господь не оставляет его Своим утешением».
У Садовского было много
времени пересмотреть свои убеждения, принципы и пристрастия. Он воцерковился и
стал ощущать себя не просто православным, но — монахом. Будучи одним из самых
ярких представителей Серебряного века, он стал одним из самых ярых его
обличителей (в дневниках, письмах, сборниках критических статей и заметок —
«Озимь» (1915), «Ледоход» (1916); однако в стихах, в том числе и поздних, он
остался тем же, чем и был — с самого начала…). Как жертва этой эпохи и как ее
порождение вошел в историю отечественной культуры известный поэт Б.А.Садовской.