Галерея
журнала «Наше наследие»
Мария Чегодаева
Реальность Галины Макавеевой
«Считаю себя художником-реалистом и не верю, что можно
создать что-то вне реальности. Ведь даже тогда, когда человек имеет опыт выхода
за пределы нашей физической обусловленности, эти переживания становятся такими
же реальными для нас, как и то, что мы видим глазами.
Во время
работы на меня влияет все: мои чувства, мысли, воспоминания и, конечно, то, что
я вижу в данный момент.
Объективную
реальность понимаю как познанное, еще не познанное и
не познаваемое.
В живописи
мне хочется передать светоносность, так как именно
свет проявляет форму и цветовые характеристики предмета, а
следовательно, и пространство. Отсутствие света превращает мир в черное ничто.
Мне интересны
попытки логических построений в искусстве, но я чувствую, что здесь
подстерегает меня опасность (ловушка), и уклоняюсь от следования какой-либо
определенной системе.
Поэтому,
наверное, у меня нет постоянных привязанностей в искусстве. Мне нравятся очень
многие художники, как в прошлом, так и в настоящем. Нравятся работы моих
единомышленников, но не менее интересны работы художников, которые чувствуют и
мыслят не так, как я.
Мои учителя — природа и жизнь, где случается все и в
бесконечных вариациях».
Г
а л и н а М а
к а в е е в а
Редко можно встретить у художника столь точное
определение не только своих художественных взглядов и принципов, но и
результатов своего творчества.
Станковые работы Галины Макавеевой
— ее пейзажи, натюрморты, «окна», цветы — живое воплощение сформулированного
художницей творческого кредо, того, к чему она стремится как живописец, что
более всего старается передать в акварели, пастели, масляной живописи. Это
всегда очень точное, очень достоверное воспроизведение реальной натуры, ее
неповторимого состояния: выжженных и навсегда обагренных и позолоченных солнцем
песков Монголии; прозрачной серебряной тишины русских пейзажей за окнами
деревенского дома; суровых розовато-серых камней Израиля, незыблемых, как сама
вечность. Состояние природы передается зрителю, погружает его в то настроение,
с каким воспринимала художница натуру и воспроизводила ее на холсте или бумаге
— там, на месте, стоя за мольбертом на холодном ветру и под палящим солнцем, а
иногда и под непрерывно сеющим дождем…
А в то же время работы Макавеевой
— никогда не сиюминутное впечатление. Мы не ощутим в них эффекта реального
«присутствия» зрителя при том, что совершалось в
момент творчества, представало глазам художницы. Между зрителем и натурой,
отделяя их друг от друга всегда встает как бы тонкий
флер — сложная гамма чувств автора. Всякий раз кажется, что нам предстает и
реальное переживание художницы, и ее воспоминания о пережитом, едва слышимый,
но навсегда запечатлевшийся в душе отзвук пережитого.
Ослепительное сияние яркого солнечного света на стенах
и крышах южных домиков («Игры света») — это и память, и мечта, и тоска о
благословенном Юге, о счастливом крае, где душе было так тепло, так звонко-радостно.
Таким же отзвуком-воспоминанием предстает панорама
окрестностей Иерусалима с почти белыми зигзагами дорог и оливковыми пятнами
зелени на гористых склонах. И тревожное ощущение собственной малости перед
лицом этой земли, пережившей тысячелетия, и чувство своей причастности к
вечности, что звучит в каждом камне старого Иерусалима, переданы Макавеевой так взволнованно и просто, как взволнованно и
просто пережила она сама реальную живую встречу с Ветхим и Новым заветом на
обетованной Богом земле.
А какой таинственной теплотой южной ночи пронизана
темно-синяя даль, блики огней за распахнутой дверью балкона в Греции! («Вечер. Остров. Эгина. Греция»). Запечатленное навсегда мгновение, но не
импрессионистического впечатления от натуры, а собственного ощущения,
переживания, рожденного от соприкосновения с натурой.
И так — во всех работах Макавеевой.
Права она, говоря о значении для нее света. Именно свет — то золотисто-теплый, мягкий, обволакивающий,
ласкающий цветущие кусты и клумбы деревенского сада («Цветущий сад», «Цветет
сирень»); то сизовато-холодный, пронизанный свежестью моря («Корабельные
ритмы»); то ослепительно до белизны сияющий и растворяющий все в своем сиянии,
как в иерусалимских пейзажах, создает ощущение и абсолютной реальности, и
призрачности, отрешенности — одновременно и познаваемости, и непознаваемости
мира.
Станковые работы Галины Макавеевой
всегда несут в себе эту двойственность: они и «досказаны», казалось бы, до
конца, до каждой детали, и загадочны своей недоговоренностью. Что-то предельно
конкретное предстает в строительных «свалках» — нагромождении обрезков и
отходов досок, панелей, реек. Ничем, по-видимому, кроме игры серых,
буровато-охристых оттенков с вкраплениями черного, белого и интенсивно красного
не могли привлечь они внимание живописца. Но в этих величественных отходах
человеческого труда на фоне чистого светло-кобальтового неба видится нечто
большее — какой-то сокровенный смысл, какое-то страшноватое торжество. Памятник
… чему запечатлела художница в своих таких живописных, красиво сгармонированных пастелях? Мертвым обломкам материального
мира, живущим своей потаенной жизнью? Вечному человеческому созиданию,
неизбежно сопряженному с разрушением и захламлением Божьего мира? Не знаю…
В попытках интерпретировать работы Макавеевой
неизбежно оказываешься в плену субъективизма, собственных личных ощущений,
порожденных встречей с творчеством художницы. Но не в этой ли способности
задевать сокровенные струны зрительской души и заключена сила подлинного
искусства?