Галерея
журнала «Наше наследие»
Вильям Мейланд
Энергия света
В предельно пестрой и
переусложненной картине современного изобразительного искусства, где часто
изобилуют агрессивные тенденции и сознательный отказ от так называемой
неактуальной живописи, произведения старейшего московского художника Юрия
Константиновича Бурджеляна представляются
своеобразным оазисом пластического здоровья и чуть ли не тем самым «лучом
света», который не столько борется с «темным царством» изобразительного
дилетантизма, сколько попросту игнорирует его существование. В этом есть и достоинство профессионала, живущего по
классической формуле — «на том стою и не могу иначе», — и определенная
самодостаточность состоявшегося искусства. О пейзажах, портретах, интерьерах и
натюрмортах Бурджеляна можно сказать словами писателя
Гайто Газданова: «…В них
нет того досадного “новаторства”, которое чаще всего объясняется каким-то
психологическим или творческим ущербом».
Слитые воедино цвет и свет картин Бурджеляна
практически не позволяют говорить о четкой периодизации его живописи. Кажется,
что он писал так всегда и везде, обращаясь то к
излюбленным эпическим пейзажам Восточного Крыма, то к спокойной и умеренной в
цвете природе Подмосковья и средней полосы России в целом. Цвет у Бурджеляна неизменно переходит в свет и становится той
самой узнаваемой волшебной субстанцией, которую мы, зрители, привыкли в последние несколько десятилетий именовать бурджеляновской живописью. Мы узнаем ее в работах его
многочисленных учеников, которые без всякого внешнего нажима подпадают под
ненавязчивое влияние мастера и на какое-то время, а порой и навсегда становятся
приверженцами его живописного метода.
Спокойствие живописи, точно найденные количественные
отношения цвета и света, увиденные в природе и перенесенные на холст,
композиционная уравновешенность — во всем этом и заключается естественность и
основательность метода художника, подтвержденного многолетней педагогической и
творческой работой.
Бурджелян нашел свой пейзаж, и речь в данном случае не только о
географии. Восточный Крым мог быть открыт им и в других странах — будь то,
например, Армения, где он был, или Испания, где он никогда не был. Все дело в
структуре местности, в свободном пространстве, где нет ничего лишнего и
случайного. Пейзажи Бурджеляна — это пейзажи легкого
дыхания, чистоты и прозрачности красок. Художник сумел однажды преодолеть
угнетавшую его черноту. Толчком для начала этого процесса послужила не только
природа Крыма, но и некоторые произведения мирового изобразительного искусства.
Свои впечатления от «Спящей Венеры» Джорджоне на знаменитой выставке сокровищ
Дрезденской галереи в самом начале 50-х годов художник выразил такими словами:
«Рядом с этой живописью мне все казалось, что я пишу черновато…» Что же
касается работы на пленэре, то можно с уверенностью сказать, что Крым
способствовал «живописному просветлению» Бурджеляна,
— подобно тому, как южная Франция когда-то высветлила палитру Ван Гога. В одном из писем к брату Тео, датированных 1885
годом, Ван Гог писал: «…Судьба большинства художников
по какому-то роковому стечению обстоятельств складывается
так, что им приходится очень долгое время искать свет». Поиски Бурджеляна, начатые еще в ранние студенческие годы,
счастливо привели его на рубеже 50—60-х годов к обретению светоносной живописной
пластики.
В последнее время художник часто обращается к
натюрморту, интерьеру и портрету в интерьере. Иногда с его холстов на нас
смотрит декоративный и причудливый Восток и, в частности, Япония. Но и тут Бурджелян не изменяет себе, наделяя «восточные» композиции
присущей его живописи конструктивной крепостью и колористической ясностью.
Чистота и изысканность — вот те побуждающие начала, которые оказались близки Бурджеляну в классическом японском искусстве.
Многочисленность учеников объясняется не только почти
тридцатилетней преподавательской деятельностью художника в Московском
полиграфическом институте, но прежде всего самой
личностью учителя. Бурджелян увлекает и методом
живописания, и примером своего отношения к искусству и жизни. Его эстетика и этика не спорят друг с другом и в равной степени
пронизаны светом и ясностью, что помимо всего прочего воспринимается
положительно еще и по контрасту со смутными периодами нашей истории, которые
приходятся на последние 50-60 лет. В формально наступившем XXI веке жизнестроительная
энергия света, добытого Бурджеляном, наверняка будет
востребована и профессиональными живописцами, и благодарными зрителями.