Наталия Померанцева
Два весенних пейзажа Саврасова
С малых лет я любила подолгу просиживать в отцовском
кабинете. Там, в старых рамах, висели два пейзажа кисти художника Саврасова, которые еще тогда очень мне нравились. По
Третьяковской галерее я знала это имя и однажды спросила отца: «Как попали к
нам пейзажи Саврасова?»
Отец мой Алексей Александрович, физик по
специальности, профессор Московского университета, был сыном известного в
Москве доктора Александра Семеновича Померанцева, главного санитарного врача
Замоскворечья.
А началась эта история, когда дед не был еще женат.
Выпускник медицинского факультета, который тогда
входил в состав Московского университета, А.С.Померанцев учился на одном курсе
с А.П.Чеховым, под влиянием которого пробовал даже литературные занятия. Им
написаны стихи и проза, печатавшиеся в московских журналах под псевдонимом
Мирский.
После окончания университета в 1884 году
А.С.Померанцев начал заниматься врачебной практикой. Его тревожили социальные
проблемы обитателей Замоскворечья. Данному вопросу посвящен целый ряд статей и
отчетов Померанцева. В это же время он водил Чехова и Гиляровского по
московским трущобам. У А.С.Померанцева есть об этом запись: «Осенью 1885–86 гг.
В.А.Гиляровский, в то время сотрудник-репортер «Русских ведомостей», просил
меня показать ночлежные дома Хитрова рынка мало известному тогда «Чехонте». Подъехали мы с Гиляровским к дому в Головином переулке, близ Сретенки,
забрали Антона Павловича, и весь вечер водил я их по грязным, отвратительным
трущобам. Пили мы чай в трактире Кулакова, окруженные кольцом пьяных оборванцев, изливавших яд и горечь своей жизни…»
Сердце деда было преисполнено любовью и состраданием к
людям. Видимо, в это время А.С.Померанцев и познакомился с А.К.Саврасовым.
Художник переживал в ту пору не лучшее время своей жизни. Известно, что в 1882
году у него произошел конфликт с советом Московского художественного общества,
в результате чего Саврасов — академик живописи — был уволен из художественного
училища, где вел пейзажный класс. Непросто складывались и отношения в семье;
художник стал пить. Тут-то на помощь ему и пришел доктор Померанцев, взявшийся
за лечение своего трудного, но талантливейшего пациента. Естественно, что он не
брал никакого вознаграждения с Саврасова, и тот в
благодарность за моральную и медицинскую помощь подарил ему две свои картины.
Уже потом, когда я стала старше, образ деда связывался
в моем представлении с чеховским Дымовым, человеком самоотверженным и одиноким
в кругу своей семьи. Красавице жене Александра Семеновича нужно было общество
артистов, музыкантов, поклонников искусства. Она не понимала, как можно всю
жизнь посвящать незнакомым и по ее мнению «опустившимся людям дна». После
разрыва с ней дед переехал на дачу в Соломенной Сторожке, куда перевез самое
дорогое, что у него было, — картины Саврасова. Здесь
он и умер в 1929 году.
Тогда-то и вернулись картины в нашу квартиру.
Давно уже нет в живых и отца, но я по-прежнему снова и
снова смотрю на полотна. Оба пейзажа рисуют любимую художником пору жизни
русской природы — приближение весны.
На втором она уже совсем близко. Пробегающие по небу
облачка сделались легкими, воздушными, звонкими. Пробудившиеся от сна деревья
словно стремятся поймать ускользающие от них облака. А снег, напоенный водой,
отражает стволы деревьев и глубину небес. Все спешит навстречу весне. Дорога
исчезла под талым снегом. Знакомая русская распутица. Вот и небо отдалилось от
земли, поднявшись в безбрежную высь. Воздух пронизан радостным ожиданием. Да
святится приход твой, Весна!