Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 61 2002

Татьяна Долгодрова

 

Золотой век франкфуртских книг

 

В РГБ1 хранится около тысячи книг XVI века, изданных во Франкфурте-на-Майне и поступивших по репарациям в 1945–1946 годах из разных собраний Восточной Германии — Берлина, Лейпцига, Дрездена.

Появившись в Германии в Майнце около 1440 года, книгопечатание — изобретение Иоганна Гутенберга — быстро распространилось по всей Европе — даже на далеком острове Исландия в конце XV века заработала типография. Не заработала она только во Франкфурте-на-Майне, куда можно было за день дойти пешком из Майнца. Почему? Ответ прост — знаменитая Франкфуртская книжная ярмарка помешала этому, вернее, сделала ненужным, так как покупать книги оптом было дешевле, чем заводить свою типографию.

Уже в XV веке книжная ярмарка Франкфурта была одной из крупнейших в Европе наряду с Лионской и Амстердамской. Вскоре Франкфурт-на-Майне занял здесь особое место, превратившись в начале XVI века в мировой центр книжной торговли. Туда, на ярмарку, привозили книги не только со всей Германии, но и из Франции, Швейцарии, Италии, Голландии, Англии и Испании. Ярмарки во Франкфурте проводились дважды в год: весной на Пасху и осенью в день св. Михаила. Книгопродавцам был отведен целый квартал в южной части города, и одна из улиц в 1518 году получила название Книжной. Книги стали на Франкфуртских ярмарках преобладающим товаром. Издатели и печатники доставляли их зачастую на кораблях в специальных бочках. Наиболее крупные издательские предприятия, такие, как фирма Антона Кобергера в Нюрнберге, а позднее Эльзевиров, имели во Франкфурте своих постоянных торговых агентов. Чтобы ознакомить потенциальных покупателей с предлагаемым товаром, выпускались специальные ярмарочные каталоги — прототипы указателей коммерческой библиографии. Сначала это делали отдельные фирмы для своих изданий, а в 1564 году аугсбургский книгопродавец и книгопечатник Георг Виллер приступил к изданию сводных каталогов книг, продаваемых на Франкфуртской ярмарке. Первое издание этого каталога имело такое витиеватое название: «Каталог новых книг, которые будут продаваться в 1564 году во Франкфурте на осенней ярмарке для удобства и пользования приезжих книготорговцев и всех друзей книжного дела». В нем было зарегистрировано 250 книг. В РГБ есть франкфуртские издания Георга Виллера, начиная с 1577 года, числящиеся как «Каталоги книг, продаваемых на Франкфуртской ярмарке с 1577 по 1592 г.» В период с 1567 по 1584 год такие каталоги содержали в среднем около 500 наименований книг ежегодно. Самый обширный из них (930 наименований) был выпущен в 1591 году. Издания Виллера выходили до 1627 года, а с 1598 года Франкфуртский городской совет начал также издавать «Универсальные ярмарочные каталоги».

Во второй половине XVI века центр книготорговли начинает перемещаться в Лейпциг. В 1595 году в Лейпциге издается первый ярмарочный каталог. Впрочем, между обоими центрами книготорговли произошло нечто вроде разделения труда. На Франкфуртской ярмарке можно было найти в основном зарубежную продукцию, на Лейпцигской — немецкую. По числу зарегистрированных в ярмарочных каталогах изданий Лейпциг в 1616 году опередил Франкфурт. Главной причиной упадка Франкфурта как европейского центра книготорговли явилось общее падение удельного веса Германии в экономике Европы, причем в самой Германии экономический центр переместился из Баварии, Франконии и Рейнских областей в Саксонию, Тюрингию и Вестфалию.

Но этому предшествовало целое столетие франкфуртского книгоиздания. В РГБ есть редчайшее издание — первая книга, напечатанная во Франкфурте — «Руководство к игре в шахматы, трик-трак и рулетку», вышедшая в 1511 году у первопечатника Франкфурта Беатуса Мюрнера. Текст написал брат печатника — Томас Мюрнер, известный немецкий писатель-сатирик. Эта книга пользовалась таким спросом, что в 1512 году была переиздана. Сам Беатус Мюрнер был не только печатником, но и гравером, судя по иллюстрациям к «Руководству к игре» — гравером оригинальным и остроумным, он ввел в оформление этой книги подвижные элементы, то, что сейчас стало частым элементом детской игровой книги. Печатник умер в 1513 году в возрасте 25 лет и до 1530 года во Франкфурте никто не печатал книг. Только с 1530 года в городе начинает свою деятельность второй типограф Франкфурта — Кристиан Эгенольф (1530–1550), и с этого периода идет непрекращающаяся издательская работа во Франкфурте. К середине XVI века там собираются лучшие немецкие граверы, а типографы Франкфурта начинают задавать тон, их продукции подражают по всей Германии, а декоративные приемы оформления книг копируют. Франкфурт-на-Майне становится книгоиздательским центром Германии.

С Эгенольфом был связан гравер, прибывший из Нюрнберга во Франкфурт в 1531 году и проработавший там до своей смерти, Ханс Зебальд Бехам (1500–1550). Он и его брат Бартель Бехам были самыми значительными мастерами малого формата в Нюрнберге, их работы оказали огромное влияние на развитие этого стиля. Обосновавшись во Франкфурте, Ханс Зебальд Бехам становится ведущим гравером в городе. Творчество Бехама отличает народная, можно даже сказать, простонародная трактовка сюжетов. Подчеркиванием грубочувственных сторон изображаемого события, он низводит его на уровень буднично-человеческого и тем самым приближает зрителя к пониманию своего творчества. В 1538 году появляется алфавит Бехама — печатные инициалы, сделанные по его рисункам. Этот знаменитый алфавит начал использоваться во многих франкфуртских изданиях. В РГБ представлено множество таких книг — это прежде всего «Botanicon» 1540 года и другие. В том случае, когда гравировальные доски не только выполнены по рисункам Бехама, но и вырезаны собственноручно мастером, они имеют монограмму «H.S.B». Гравюры на дереве Ханса Зебальда Бехама по количеству не уступают гравюрам на меди, но по своей художественной ценности стоят гораздо ниже.

С Кристианом Эгенольфом работал и гравер по дереву Ханс Вейдиц. В своих иллюстрациях он изображал жизнь простолюдинов: поваров, садоводов, виноделов, торговцев книгами, показывая их не без юмора и лукавства, о чем свидетельствуют его гравюры в книгах, хранящихся в РГБ.

Процесс отделения издательского дела от типографского наметился уже в XV веке, а в XVI веке многие издатели не имели своих типографий, предпочитая отдавать свои книги для печати на заказ в разные печатни. Издатели, не имеющие типографий, вступали в объединение с типографами. Известны случаи многолетнего их сотрудничества. Широко были распространены краткосрочные товарищества для издания одного или нескольких произведений. Такой характер носило объединение «Кампания» крупного издателя из Франкфурта З. Фейерабенда, издателя В. Хана и типографа Г. Раба, возникшее в 1562 году и просуществовавшее восемь лет.

Одной из первых марок печатника во Франкфурте стала марка второго печатника этого города — Кристиана Эгенольфа с изображением Фортуны, затем этот мотив был подхвачен Николасом Бассе (1562–1599), использовавшим несколько вариаций своей марки; все они представлены в его изданиях, хранящихся в РГБ. То, что первые франкфуртские печатники своим знаменем сделали колесо Фортуны, не случайно. Конечно же, этот мотив, восходящий к античности, отнюдь не нов — он широко использовался и в средневековье, но в XVI веке наполнился новым смыслом — терял свой средневековый детерминизм и становился символом новой нарождающейся буржуазии, ведь судьба людей теперь во многом стала определяться не сословными рамками, а самой личностью человека, его талантом, волей, целеустремленностью.

 Во Франкфурте в 1559 году обосновался книгоиздатель, ставший затем крупнейшим в этом городе, Зигмунд Фейерабенд (1528–1590). Знак его фирмы — «Молва с трубой» — считался в Германии надежнейшей гарантией качества издания. Собственной типографией Фейерабенд не располагал, но обеспечивал работой всех печатников во Франкфурте и был в высшей степени взыскателен. Большое внимание уделял он иллюстрированию своих изданий. Помогал ему художник Йост Амман, работавший как в гравюре на дереве, так и в гравюре на меди. Плодом их 24-летнего сотрудничества явились великолепно изданные и оформленные книги. В их оформлении и размашистом фрактурном шрифте — разновидности готического — ощутимо влияние барокко. Книги Зигмунда Фейерабенда выделяются среди всех франкфуртских изданий XVI века своей репрезентативностью — преобладал большой формат — in-folio, обязательным было применение двухцветной печати на титульном листе и марки издателя во множестве вариаций. Так среди его книг в РГБ почти нет повторов марки печатника с изображением «Молвы с трубой» — столь они разнообразны. Надо отдать должное и граверам, которых привлекал Фейерабенд, создавших для его книг настоящие шедевры графического искусства.

Своей высшей точки интенсивность изготовления и характерные для этой стадии развития немецкой гравюры легкость и многообразие приемов достигают в творчестве Вергилия Золиса и Йоста Аммана. Золис родился в Нюрнберге. Во второй половине XVI века во Франкфурте вышло много книг с его иллюстрациями в гравюре на дереве — Библии, Пассионарии, Hortulus animaeCад души»), Овидий, Эзоп, «Эмблематы» Андреа Альчато. Они выдержали по нескольку изданий. В РГБ находятся особенно знаменитые книги с его гравюрами на темы Священного писания для Библии 1560 года и «Библейских картин» 1560 года. В роскошных изданиях Фейерабенда, иллюстрированных Йостом Амманом и Вергилием Золисом, гравюры чаще всего заключены в пышные рамки, включающие в себя барочные элементы: детали архитектуры, картуши, скульптуры. Эти рамки пронизаны стремительным движением форм и придают книжной странице особую экспрессию и динамизм, столь излюбленные той эпохой. Очень хороши некоторые из его больших титульных рамок с их богатой и искусной, хотя и несколько перегруженной и не всегда ясной орнаментикой, например, к Библии 1561 года.

По большой плодовитости, а также по манере рисунка, очень родственен Вергилию Золису был Йост Амман (1539–1591). В гравюре на дереве он превосходит Золиса по законченности и ясности форм и по изяществу резьбы. Работал Йост Амман во Франкфурте с Фейерабендом с 1564 по 1588 год. Это самый бурный и плодотворный период деятельности Аммана. Его монограмма «IA» обозначена на гравюрах в тех случаях, когда он сам резал доски. Йост Амман работал гораздо самостоятельнее Золиса и в своей грубоватой манере черпал больше из жизни, чем из чужих оригиналов (как Золис), и никогда прямо не копировал. В его гравюрах как в композиции, так и в формах, чувствуется влияние итальянского маньеризма. В этом стиле Йост Амман работал уверенно и умело. Особенно привлекательны его гравюры со сценами из военной жизни, как мы видим в гравюрах на дереве к «Военному руководству» А.Шонспергера (1565), к «Книге о турнирах» (1566), к Титу Ливию (1568), к Иосифу Флавию (1569), в изображениях ремесел (1568). Очень живы и его портреты, сделанные в технике гравюры на меди и ксилографии, — такие, как портрет Зигмунда Фейерабенда, раскрашенный от руки акварелью. Самые знаменитые книги, которые иллюстрировал Йост Амман, имеют богатые и нарисованные со вкусом титульные рамки (сделанные как в технике гравюры на дереве, так и в офорте), они не составлены из отдельных полосок и кусков (т.е. из частей гравировальных досок), как практиковалось другими граверами, а задуманы как архитектоническое целое, оживленное богатой орнаментикой с аллегорическими фигурами, с путти и сюжетными изображениями, и печатались с цельной доски. Композиции Йоста Аммана усиленно копировались и оказали большое влияние на самые различные виды прикладного искусства.

Но кроме репрезентативных гравюр для книг большого формата, Йост Амман делал в этот период и гравюры малого формата в изданиях для народа. Это «Травник» Лонисера, «Ливийские картинки», а также приписываемые Амману иллюстрации к популярному в то время сочинению «Рейнеке Лис». Йост Амман был самым плодовитым мастером своего времени, им были сделаны рисунки к гравюрам знаменитых и многократно переиздаваемых книг издателя Фейерабенда; все они имеются в РГБ.

Йоста Аммана, как и многих художников Северного Возрождения, интересовала не классическая древность, а именно современность, поэтому в своих гравюрах он дает радостные картинки повседневной жизни, изображает крестьян, охотников, нищих, бедняков, причем с большой правдивостью и верностью натуре. Творчество Йоста Аммана соответствовало эстетическим канонам своего времени, поэтому его гравюры, не только при жизни, но и после смерти автора, многократно переиздавались большими тиражами. Некоторые гравюры Аммана были затем использованы издателями произвольно, хотя эти гравюры были предназначены для определенных изданий, что вело иногда к несовпадению их с текстом.

Значительный шаг вперед в технике гравюры на дереве делает Тобиас Штиммер. Он создал своеобразную технику, достигнув блестящих живописных эффектов. Необычно живы его портреты в книге «О знаменитых мужах» Паоло Джовио, иллюстрации к Библии чересчур торжественны и театральны. Слишком тяжеловесна и перегружена также пышная архитектоника картушей, которыми он любил обрамлять портреты; аллегорическим фигурам атлетов, муз и путти приходится с помощью резких движений прямо-таки отвоевывать себе место среди тяжелых и отовсюду наплывающих орнаментов. Подобно современным ему итальянским граверам Штиммер любил изображать фигуры в крупных масштабах.

Вторым после Фейерабенда прославленным франкфуртским издателем, также по-своему определившим издательскую продукцию Франкфурта второй половины XVI века, был знаменитый гравер Теодор де Бри (1528–1598), вернее сказать, семейство де Бри, так как активную роль в изданиях приняли два его сына — Иоганн Теодор де Бри (1561–1623) и Иоганн Израел де Бри (?–1611). Возросший интерес к событиям эпохи и к открытиям новых стран пробудил большой спрос на историко-топографическую гравюру. Самыми плодовитыми ее представителями и стали граверы семейства де Бри. Они приобрели известность своими опрятно, но сухо гравированными орнаментами, эмблемами, гербами и портретами, но особенно своим изданием в 1590–1634 годах в 25 томах собрания путешествий, обильно иллюстрированного гравюрами на меди. Книги из этой серии во множестве представлены в РГБ.

Лучшие мастера гравюры второй половины XVI века были привлечены к работе издателями Франкфурта. Их отличные, технически блестящие работы знаменуют собой последний короткий расцвет немецкой гравюры на дереве, которая в XVII веке приходит в окончательный упадок и почти вовсе выходит из употребления, вытесняемая офортом.

Особо драгоценную часть собрания составляют переплеты XVI века немецкой работы — среди них переплеты из кожи, пергамена, листов рукописей, шелка, бархата. Переплеты эти украшены блинтовым, золотым, серебряным тиснением, живописью темперными и масляными красками, они скреплены застежками из металла и завязками из тесьмы. Часто переплеты франкфуртских книг имеют художественно выполненные обрезы — с позолотой, тиснением, раскраской и живописью темперой. Они дают полное представление об искусстве немецкого художественного книжного переплета XVI века.

Издания эти свидетельствуют о небывалом расцвете книжного дела в Германии XVI века — золотого века франкфуртской печати; представляют лучшие работы самых знаменитых печатников Франкфурта, начиная от первопечатника этого города Беатуса Мюрнера и кончая самыми известными работами прославленных франкфуртских издателей Теодора де Бри и Зигмунда Фейерабенда.

 

1 Эта статья является продолжением публикаций в №№ 32, 42, 49 и 55 журнала «Наше наследие», где речь шла о старинных шедеврах книгоиздательского дела, хранящихся в Российской государственной библиотеке.

Неизвестный автор. Хроника. Изображение Франкфуртской ярмарки. Гравюра. Франция. XVI век. РГБ

Неизвестный автор. Хроника. Изображение Франкфуртской ярмарки. Гравюра. Франция. XVI век. РГБ

Георг Рюкснер. Книга турниров. Вид Франкфурта. Гравюра Йоста Аммана. Печатник Зигмунд Фейерабенд. Франкфурт-на-Майне. 1511. РГБ

Георг Рюкснер. Книга турниров. Вид Франкфурта. Гравюра Йоста Аммана. Печатник Зигмунд Фейерабенд. Франкфурт-на-Майне. 1511. РГБ

Михель Бойтер. Исторический календарь. Изображение месяца февраля. Гравюра, раскрашенная гуашью. Издатель Давид Цёпфель. Франкфурт-на-Майне. 1557. РГБ

Михель Бойтер. Исторический календарь. Изображение месяца февраля. Гравюра, раскрашенная гуашью. Издатель Давид Цёпфель. Франкфурт-на-Майне. 1557. РГБ

Франкфуртские издания XVI века. РГБ

Франкфуртские издания XVI века. РГБ

Конрад Бото. Хроника саксов. Изображение Франкфурта. Гравюра Петера Шеффера. Майнц. 1492. РГБ

Конрад Бото. Хроника саксов. Изображение Франкфурта. Гравюра Петера Шеффера. Майнц. 1492. РГБ

Теодор де Бри. Описание Америки. Гравюра Теодора де Бри, раскрашенная акварелью. Франкфурт-на-Майне. 1590—1602. РГБ

Теодор де Бри. Описание Америки. Гравюра Теодора де Бри, раскрашенная акварелью. Франкфурт-на-Майне. 1590—1602. РГБ

Иероним Мегизер. Трактат о рыцарских орденах. Изображение английского рыцарского ордена св. Георгия. Гравюра, раскрашенная гуашью и золотом. Печатник Макс Лехлер. Франкфурт-на-Майне. 1593. РГБ

Иероним Мегизер. Трактат о рыцарских орденах. Изображение английского рыцарского ордена св. Георгия. Гравюра, раскрашенная гуашью и золотом. Печатник Макс Лехлер. Франкфурт-на-Майне. 1593. РГБ

Пьетро Марчелло. Хроника венецианских герцогов.  Титульный лист. Гравюра, раскрашенная акварелью. Печатник Зигмунд Фейерабенд. Франкфурт-на-Майне. 1574. РГБ

Пьетро Марчелло. Хроника венецианских герцогов. Титульный лист. Гравюра, раскрашенная акварелью. Печатник Зигмунд Фейерабенд. Франкфурт-на-Майне. 1574. РГБ

Жан-Жак Буассар. Эмблематы. Титульный лист. Гравюра Теодора де Бри, раскрашенная акварелью. Франкфурт-на-Майне. 1593. РГБ

Жан-Жак Буассар. Эмблематы. Титульный лист. Гравюра Теодора де Бри, раскрашенная акварелью. Франкфурт-на-Майне. 1593. РГБ

Томас Мюрнер. Руководство к игре в шахматы, трик-трак и рулетку. Титульный лист. Гравюра. Издатель и гравер Беатус Мюрнер. Франкфурт-на-Майне. 1511. РГБ

Томас Мюрнер. Руководство к игре в шахматы, трик-трак и рулетку. Титульный лист. Гравюра. Издатель и гравер Беатус Мюрнер. Франкфурт-на-Майне. 1511. РГБ

Теодор де Бри. Описание Америки. 1590—1602. Титульный лист. Гравюра Теодора де Бри, раскрашенная акварелью. Франкфурт-на-Майне. XVI век. РГБ

Теодор де Бри. Описание Америки. 1590—1602. Титульный лист. Гравюра Теодора де Бри, раскрашенная акварелью. Франкфурт-на-Майне. XVI век. РГБ

Адам Лонисер. Гербарий. Садовые работы. Гравюра, раскрашенная акварелью. Печатник Кристиан Эгенольф. Франкфурт-на-Майне. 1557.

Адам Лонисер. Гербарий. Садовые работы. Гравюра, раскрашенная акварелью. Печатник Кристиан Эгенольф. Франкфурт-на-Майне. 1557.

Жан-Жак Буассар. Эмблематы. Титульный лист. Гравюра, раскрашенная акварелью. Издатель и гравер Теодор де Бри. Франкфурт-на-Майне. 1593. РГБ

Жан-Жак Буассар. Эмблематы. Титульный лист. Гравюра, раскрашенная акварелью. Издатель и гравер Теодор де Бри. Франкфурт-на-Майне. 1593. РГБ

Марка издателя Зигмунда Фейерабенда «Молва с трубой». Гравюра, раскрашенная гуашью и золотом. Франкфурт-на-Майне. XVI век. РГБ

Марка издателя Зигмунда Фейерабенда «Молва с трубой». Гравюра, раскрашенная гуашью и золотом. Франкфурт-на-Майне. XVI век. РГБ

Иоганн Бренц. Послание на Евангелие. Сошествие Св. Духа. Гравюра Ханса Брозамера, раскрашенная темперой. Печатник Петер Браубах. Франкфурт-на-Майне. XVI век. РГБ

Иоганн Бренц. Послание на Евангелие. Сошествие Св. Духа. Гравюра Ханса Брозамера, раскрашенная темперой. Печатник Петер Браубах. Франкфурт-на-Майне. XVI век. РГБ

Йост Амман. Книга об охоте. Портрет Зигмунда Фейерабенда работы Йоста Аммана. Гравюра, раскрашенная акварелью. Издатель Зигмунд Фейерабенд. Франкфурт-на-Майне. 1592. РГБ

Йост Амман. Книга об охоте. Портрет Зигмунда Фейерабенда работы Йоста Аммана. Гравюра, раскрашенная акварелью. Издатель Зигмунд Фейерабенд. Франкфурт-на-Майне. 1592. РГБ

Жан-Жак Буассар. Эмблематы. Слава трубящая. Гравюра, раскрашенная акварелью. Издатель и гравер Теодор де Бри. Франкфурт-на-Майне. 1593. РГБ

Жан-Жак Буассар. Эмблематы. Слава трубящая. Гравюра, раскрашенная акварелью. Издатель и гравер Теодор де Бри. Франкфурт-на-Майне. 1593. РГБ

Гербарий. Гравюра, раскрашенная акварелью. Издатель Кристиан Эгенольф. Франкфурт-на-Майне. 1562. РГБ

Гербарий. Гравюра, раскрашенная акварелью. Издатель Кристиан Эгенольф. Франкфурт-на-Майне. 1562. РГБ

Иероним Мегизер. Трактат о рыцарских орденах. Титульный лист. Гравюра, раскрашенная гуашью и золотом. Печатник Макс Лехлер. Франкфурт-на-Майне. 1593. РГБ

Иероним Мегизер. Трактат о рыцарских орденах. Титульный лист. Гравюра, раскрашенная гуашью и золотом. Печатник Макс Лехлер. Франкфурт-на-Майне. 1593. РГБ

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru