Татьяна Долгодрова
Золотой век франкфуртских
книг
В РГБ1 хранится
около тысячи книг XVI века, изданных во Франкфурте-на-Майне и поступивших по
репарациям в 1945–1946 годах из разных собраний Восточной Германии — Берлина,
Лейпцига, Дрездена.
Появившись в Германии в Майнце около 1440 года, книгопечатание
— изобретение Иоганна Гутенберга — быстро распространилось
по всей Европе — даже на далеком острове Исландия в конце XV века заработала
типография. Не заработала она только во Франкфурте-на-Майне, куда можно было за
день дойти пешком из Майнца. Почему? Ответ прост — знаменитая Франкфуртская книжная ярмарка помешала этому, вернее,
сделала ненужным, так как покупать книги оптом было дешевле, чем заводить свою
типографию.
Уже в XV веке книжная ярмарка Франкфурта была одной из
крупнейших в Европе наряду с Лионской и Амстердамской. Вскоре
Франкфурт-на-Майне занял здесь особое место, превратившись в начале XVI века в
мировой центр книжной торговли. Туда, на ярмарку, привозили книги не только со
всей Германии, но и из Франции, Швейцарии, Италии, Голландии, Англии и Испании.
Ярмарки во Франкфурте проводились дважды в год: весной на Пасху и осенью в день
св. Михаила. Книгопродавцам был отведен целый квартал в южной части города, и
одна из улиц в 1518 году получила название Книжной. Книги стали на Франкфуртских ярмарках преобладающим товаром. Издатели и
печатники доставляли их зачастую на кораблях в специальных бочках. Наиболее
крупные издательские предприятия, такие, как фирма Антона Кобергера
в Нюрнберге, а позднее Эльзевиров, имели во Франкфурте своих постоянных
торговых агентов. Чтобы ознакомить потенциальных покупателей с предлагаемым
товаром, выпускались специальные ярмарочные каталоги — прототипы указателей
коммерческой библиографии. Сначала это делали отдельные фирмы для своих
изданий, а в 1564 году аугсбургский книгопродавец и
книгопечатник Георг Виллер приступил к изданию
сводных каталогов книг, продаваемых на Франкфуртской
ярмарке. Первое издание этого каталога имело такое витиеватое название:
«Каталог новых книг, которые будут продаваться в 1564 году во Франкфурте на
осенней ярмарке для удобства и пользования приезжих книготорговцев и всех
друзей книжного дела». В нем было зарегистрировано 250 книг. В РГБ есть франкфуртские издания Георга Виллера,
начиная с 1577 года, числящиеся как «Каталоги книг, продаваемых на Франкфуртской ярмарке с 1577 по 1592 г.» В период с 1567 по 1584 год такие каталоги
содержали в среднем около 500 наименований книг ежегодно. Самый обширный из них
(930 наименований) был выпущен в 1591 году. Издания Виллера
выходили до 1627 года, а с 1598 года Франкфуртский
городской совет начал также издавать «Универсальные ярмарочные каталоги».
Во второй половине XVI века центр книготорговли начинает
перемещаться в Лейпциг. В 1595 году в Лейпциге издается первый ярмарочный
каталог. Впрочем, между обоими центрами книготорговли произошло нечто вроде
разделения труда. На Франкфуртской ярмарке можно было
найти в основном зарубежную продукцию, на Лейпцигской
— немецкую. По числу зарегистрированных в ярмарочных каталогах изданий Лейпциг
в 1616 году опередил Франкфурт. Главной причиной упадка Франкфурта как
европейского центра книготорговли явилось общее падение удельного веса Германии
в экономике Европы, причем в самой Германии экономический центр переместился из
Баварии, Франконии и Рейнских областей в Саксонию,
Тюрингию и Вестфалию.
Но этому предшествовало целое столетие франкфуртского книгоиздания. В РГБ есть редчайшее издание —
первая книга, напечатанная во Франкфурте — «Руководство к игре в шахматы, трик-трак и рулетку», вышедшая в
1511 году у первопечатника Франкфурта Беатуса Мюрнера. Текст написал брат печатника — Томас Мюрнер, известный немецкий писатель-сатирик. Эта книга
пользовалась таким спросом, что в 1512 году была переиздана. Сам Беатус Мюрнер был не только
печатником, но и гравером, судя по иллюстрациям к «Руководству к игре» —
гравером оригинальным и остроумным, он ввел в оформление этой книги подвижные
элементы, то, что сейчас стало частым элементом детской игровой книги. Печатник
умер в 1513 году в возрасте 25 лет и до 1530 года во Франкфурте никто не
печатал книг. Только с 1530 года в городе начинает свою деятельность второй
типограф Франкфурта — Кристиан Эгенольф
(1530–1550), и с этого периода идет непрекращающаяся издательская работа во
Франкфурте. К середине XVI века там собираются лучшие немецкие граверы, а
типографы Франкфурта начинают задавать тон, их продукции подражают по всей
Германии, а декоративные приемы оформления книг копируют. Франкфурт-на-Майне
становится книгоиздательским центром Германии.
С Эгенольфом был связан
гравер, прибывший из Нюрнберга во Франкфурт в 1531
году и проработавший там до своей смерти, Ханс Зебальд Бехам (1500–1550). Он и
его брат Бартель Бехам были
самыми значительными мастерами малого формата в Нюрнберге, их работы оказали
огромное влияние на развитие этого стиля. Обосновавшись во Франкфурте, Ханс Зебальд Бехам
становится ведущим гравером в городе. Творчество Бехама
отличает народная, можно даже сказать, простонародная трактовка сюжетов.
Подчеркиванием грубочувственных сторон изображаемого
события, он низводит его на уровень буднично-человеческого и тем самым
приближает зрителя к пониманию своего творчества. В 1538 году появляется
алфавит Бехама — печатные инициалы, сделанные по его
рисункам. Этот знаменитый алфавит начал использоваться во многих франкфуртских изданиях. В РГБ представлено множество таких
книг — это прежде всего «Botanicon»
1540 года и другие. В том случае, когда гравировальные доски не только
выполнены по рисункам Бехама, но и вырезаны собственноручно
мастером, они имеют монограмму «H.S.B». Гравюры на дереве Ханса
Зебальда Бехама по
количеству не уступают гравюрам на меди, но по своей художественной ценности
стоят гораздо ниже.
С Кристианом Эгенольфом работал и гравер по дереву Ханс
Вейдиц. В своих иллюстрациях он изображал жизнь
простолюдинов: поваров, садоводов, виноделов, торговцев книгами, показывая их
не без юмора и лукавства, о чем свидетельствуют его гравюры в книгах,
хранящихся в РГБ.
Процесс отделения издательского дела
от типографского наметился уже в XV веке, а в XVI веке многие издатели не имели
своих типографий, предпочитая отдавать свои книги для печати на заказ в разные
печатни. Издатели, не имеющие
типографий, вступали в объединение с типографами. Известны случаи многолетнего
их сотрудничества. Широко были распространены краткосрочные товарищества для
издания одного или нескольких произведений. Такой характер носило объединение
«Кампания» крупного издателя из Франкфурта З. Фейерабенда,
издателя В. Хана и типографа Г. Раба, возникшее в 1562 году и просуществовавшее
восемь лет.
Одной из первых марок печатника во Франкфурте стала
марка второго печатника этого города — Кристиана Эгенольфа с изображением Фортуны, затем этот мотив был
подхвачен Николасом Бассе
(1562–1599), использовавшим несколько вариаций своей марки; все они
представлены в его изданиях, хранящихся в РГБ. То, что первые франкфуртские печатники своим знаменем сделали колесо
Фортуны, не случайно. Конечно же, этот мотив, восходящий к
античности, отнюдь не нов — он широко использовался и в средневековье, но в XVI
веке наполнился новым смыслом — терял свой средневековый детерминизм и
становился символом новой нарождающейся буржуазии, ведь судьба людей теперь во
многом стала определяться не сословными рамками, а самой личностью человека,
его талантом, волей, целеустремленностью.
Во Франкфурте в
1559 году обосновался книгоиздатель, ставший затем крупнейшим в этом городе,
Зигмунд Фейерабенд (1528–1590). Знак его фирмы —
«Молва с трубой» — считался в Германии надежнейшей гарантией качества издания.
Собственной типографией Фейерабенд не располагал, но
обеспечивал работой всех печатников во Франкфурте и был в высшей степени
взыскателен. Большое внимание уделял он иллюстрированию своих изданий. Помогал
ему художник Йост Амман, работавший как в гравюре на
дереве, так и в гравюре на меди. Плодом их 24-летнего сотрудничества явились
великолепно изданные и оформленные книги. В их оформлении и размашистом
фрактурном шрифте — разновидности готического — ощутимо влияние барокко. Книги
Зигмунда Фейерабенда выделяются среди всех франкфуртских изданий XVI века своей репрезентативностью —
преобладал большой формат — in-folio, обязательным
было применение двухцветной печати на титульном листе и марки издателя во
множестве вариаций. Так среди его книг в РГБ почти нет повторов марки печатника
с изображением «Молвы с трубой» — столь они разнообразны. Надо отдать должное и
граверам, которых привлекал Фейерабенд, создавших для
его книг настоящие шедевры графического искусства.
Своей высшей точки интенсивность изготовления и
характерные для этой стадии развития немецкой гравюры легкость и многообразие
приемов достигают в творчестве Вергилия Золиса и Йоста Аммана. Золис родился в
Нюрнберге. Во второй половине XVI века во Франкфурте вышло много книг с его
иллюстрациями в гравюре на дереве — Библии, Пассионарии,
Hortulus animae («Cад души»), Овидий, Эзоп, «Эмблематы» Андреа Альчато. Они выдержали по нескольку изданий. В РГБ
находятся особенно знаменитые книги с его гравюрами на темы Священного писания
для Библии 1560 года и «Библейских картин» 1560 года. В роскошных изданиях Фейерабенда, иллюстрированных Йостом
Амманом и Вергилием Золисом, гравюры чаще всего
заключены в пышные рамки, включающие в себя барочные элементы: детали
архитектуры, картуши, скульптуры. Эти рамки пронизаны стремительным движением
форм и придают книжной странице особую экспрессию и динамизм, столь излюбленные
той эпохой. Очень хороши некоторые из его больших титульных рамок с их богатой
и искусной, хотя и несколько перегруженной и не всегда ясной орнаментикой,
например, к Библии 1561 года.
По большой плодовитости, а также по манере рисунка,
очень родственен Вергилию Золису был Йост Амман (1539–1591). В гравюре на дереве он превосходит Золиса по законченности и ясности форм и по изяществу резьбы.
Работал Йост Амман во Франкфурте с Фейерабендом с 1564 по 1588 год. Это самый бурный и
плодотворный период деятельности Аммана. Его монограмма «IA» обозначена на
гравюрах в тех случаях, когда он сам резал доски. Йост
Амман работал гораздо самостоятельнее Золиса и в
своей грубоватой манере черпал больше из жизни, чем из чужих оригиналов (как Золис), и никогда прямо не копировал. В его гравюрах как в композиции, так и в формах, чувствуется
влияние итальянского маньеризма. В этом стиле Йост
Амман работал уверенно и умело. Особенно привлекательны его гравюры со сценами
из военной жизни, как мы видим в гравюрах на дереве к «Военному руководству» А.Шонспергера (1565), к «Книге о турнирах» (1566), к Титу
Ливию (1568), к Иосифу Флавию (1569), в изображениях ремесел (1568). Очень живы
и его портреты, сделанные в технике гравюры на меди и ксилографии, — такие, как
портрет Зигмунда Фейерабенда, раскрашенный от руки
акварелью. Самые знаменитые книги, которые иллюстрировал Йост Амман, имеют богатые и нарисованные со вкусом титульные
рамки (сделанные как в технике гравюры на дереве, так и в офорте), они не
составлены из отдельных полосок и кусков (т.е. из частей гравировальных досок),
как практиковалось другими граверами, а задуманы как архитектоническое целое,
оживленное богатой орнаментикой с аллегорическими фигурами, с путти и сюжетными изображениями, и печатались с
цельной доски. Композиции Йоста Аммана усиленно
копировались и оказали большое влияние на самые различные виды прикладного искусства.
Но кроме репрезентативных гравюр для книг большого
формата, Йост Амман делал в этот период и гравюры
малого формата в изданиях для народа. Это «Травник» Лонисера,
«Ливийские картинки», а также приписываемые Амману иллюстрации к популярному в
то время сочинению «Рейнеке Лис». Йост Амман был
самым плодовитым мастером своего времени, им были сделаны рисунки к гравюрам
знаменитых и многократно переиздаваемых книг издателя Фейерабенда;
все они имеются в РГБ.
Йоста Аммана, как и многих художников Северного
Возрождения, интересовала не классическая древность, а именно современность,
поэтому в своих гравюрах он дает радостные картинки повседневной жизни,
изображает крестьян, охотников, нищих, бедняков, причем с большой правдивостью
и верностью натуре. Творчество Йоста Аммана
соответствовало эстетическим канонам своего времени, поэтому его гравюры, не
только при жизни, но и после смерти автора, многократно переиздавались большими
тиражами. Некоторые гравюры Аммана были затем использованы
издателями произвольно, хотя эти гравюры были предназначены для определенных
изданий, что вело иногда к несовпадению их с текстом.
Значительный шаг вперед в технике гравюры на дереве
делает Тобиас Штиммер. Он
создал своеобразную технику, достигнув блестящих живописных эффектов. Необычно
живы его портреты в книге «О знаменитых мужах» Паоло Джовио, иллюстрации к Библии чересчур торжественны и
театральны. Слишком тяжеловесна и перегружена также пышная архитектоника
картушей, которыми он любил обрамлять портреты; аллегорическим фигурам атлетов,
муз и путти приходится с помощью резких движений
прямо-таки отвоевывать себе место среди тяжелых и отовсюду наплывающих
орнаментов. Подобно современным ему итальянским граверам Штиммер
любил изображать фигуры в крупных масштабах.
Вторым после Фейерабенда
прославленным франкфуртским издателем, также
по-своему определившим издательскую продукцию Франкфурта второй половины XVI
века, был знаменитый гравер Теодор де Бри (1528–1598), вернее сказать,
семейство де Бри, так как активную роль в изданиях приняли два его сына — Иоганн
Теодор де Бри (1561–1623) и Иоганн Израел де Бри
(?–1611). Возросший интерес к событиям эпохи и к открытиям новых стран пробудил
большой спрос на историко-топографическую гравюру. Самыми плодовитыми ее
представителями и стали граверы семейства де Бри. Они приобрели известность
своими опрятно, но сухо гравированными орнаментами, эмблемами, гербами и
портретами, но особенно своим изданием в 1590–1634 годах в 25 томах собрания
путешествий, обильно иллюстрированного гравюрами на меди. Книги из этой серии
во множестве представлены в РГБ.
Лучшие мастера гравюры второй половины XVI века были привлечены к работе издателями Франкфурта.
Их отличные, технически блестящие работы знаменуют собой последний
короткий расцвет немецкой гравюры на дереве, которая в XVII веке приходит в окончательный упадок и почти вовсе
выходит из употребления, вытесняемая офортом.
Особо драгоценную часть собрания составляют переплеты XVI века
немецкой работы — среди них переплеты из кожи, пергамена, листов рукописей,
шелка, бархата. Переплеты эти украшены блинтовым, золотым, серебряным
тиснением, живописью темперными и масляными красками, они скреплены застежками
из металла и завязками из тесьмы. Часто переплеты франкфуртских книг имеют
художественно выполненные обрезы — с позолотой, тиснением, раскраской и
живописью темперой. Они дают полное представление об искусстве немецкого художественного книжного переплета XVI века.
Издания эти свидетельствуют о небывалом расцвете
книжного дела в Германии XVI века —
золотого века франкфуртской печати; представляют
лучшие работы самых знаменитых печатников Франкфурта, начиная от первопечатника
этого города Беатуса Мюрнера
и кончая самыми известными работами прославленных франкфуртских
издателей Теодора де Бри и Зигмунда Фейерабенда.
1 Эта
статья является продолжением публикаций в №№ 32, 42, 49 и 55 журнала «Наше
наследие», где речь шла о старинных шедеврах книгоиздательского дела,
хранящихся в Российской государственной библиотеке.