Степан
Эрьзя и Максим Горький
Из
альбомов Е.П.Иванова
В РГАЛИ существует архивный фонд журналиста, этнографа
и театрального деятеля Евгения Платоновича Иванова (1884–1967), автора
известной книги «Меткое московское слово». Перед революцией
Иванов редактировал журнал «Театр в карикатурах», поддерживал дружеские связи
со многими литераторами и представителями театрального мира, среди которых были
А.И. Куприн, А.С.Грин, А.П.Каменский, Л.И.Андрусон, А.М.Пазухин, небезызвестный Граф Амори
(И.П.Рапгоф) и др. Родственницей Иванову со стороны
матери приходилась Аполлинария Суслова, женщина, чье
имя в истории русской литературы связано с именами Федора Достоевского и
Василия Розанова. О ней и ее сестре Надежде Евг.Иванов написал небольшие воспоминания «Дочери крестьянина
Прокопия Суслова», сохранившиеся в фонде Н.С.Ашукина (РГАЛИ. Ф. 1890. Оп. 1. Ед.
хр. 84).
Интересны альбомы, которые Иванов оформлял в виде
затейливых коллажей, вклеивая туда самые разнообразные рукописные и печатные
материалы, фотографии, рисунки, денежные ассигнации и т. п. Например — «Вечное. Роман с готовыми иллюстрациями». Среди создателей
(слово «авторы» здесь не вполне уместно), кроме Иванова, бывшего вдохновителем
предприятия — П.А.Алякринский, Д.Д.Бурлюк,
Е.И.Вашков, А.С.Грин, Н.П.Смирнов-Сокольский.
Эта пародия на бульварный роман создавалась в течение двух лет, с 1915 по 1917
гг., напластованиями одного экспромта на другой. В романе-альбоме причудливо
объединены автографы, машинопись, рисунки, фотографии, а также открытки,
вырезки из газет и журналов, афиши, этикетки, конфетные фантики. Коллаж
составляют не только приклеенные куски ткани, но даже монеты и граммофонная
пластинка — совсем в духе авангардной живописи 1910-х гг., когда художники
дополняли свои полотна реальными «фрагментами быта».
После революции Е.П.Иванов организовал при созданном
тогда (просуществовал недолго) Профессиональном союзе артистов сцены и арены
«Кафе Союза», по типу возникших в то же время «Кафе поэтов», «Домино» и др. С
эстрады читались стихи, показывались сценические миниатюры, танцевальные
номера, в зале — чай с сахарином, скромное меню времени военного коммунизма. В
заведенном Ивановым альбоме отразился первый год существования кафе. Среди вкленных автографов находится и короткое письмо (скорее,
записка) Максима Горького сотруднику Народного комиссариата внешней торговли
М.Г.Григорьеву.
Сейчас уже вряд ли возможно установить, каким образом
эта записка попала в руки коллекционера автографов Е.П.Иванова, но он поместил
ее в альбом и таким образом сберег для потомков. Записка
касается известного скульптора С.Д.Эрьзи (в конце
записки Горький называет специально для Григорьева его имя-отчество — «Степан
Дмитриевич») и написана, судя по датировке вклеенной рядом газетной вырезки, в
середине октября 1920 г. Записка учтена (по фотокопии, хранящейся в Архиве
Горького) в «Летописи жизни и творчества А.М.Горького» (Вып.
3. М., 1959. С. 250), но текст ее публикуется впервые (РГАЛИ. Ф.224.
Ед.хр.4. Л.759), добавляет новый, мелкий, но не лишний штрих
к биографиям Горького и Эрьзи, свидетельствуя об их
личном знакомстве.
«Наше наследие» уже рассказывало о
судьбе этого замечательного скульптора (см.: Шатских А. Степан Эрьзя. Триумф и трагедия // Наше
наследие. 1991. №5 (23). С.39-46).
Эрьзя приехал в Москву из Екатеринбурга. Там
он преподавал в собственной художественной школе и создал к тому времени
мраморный бюст Карла Маркса, обелиск Свободы, монумент «Великому кузнецу мира»,
многофигурные композиции «Уральские коммунисты» и «Парижские коммунары», фигуру
«Народный трибун», задумал памятник В.И.Ленину, высеченный в естественной
скале, — и одновременно продолжал создавать скульптуры на библейские темы, к
которым обратился еще до революции, во время своего пребывания в Италии.
Его «нелады» с Наркомпросом и недостаточное внимание
к его оригинальному творчеству, привели скульптора несколько лет спустя к эмиграции в Южную Америку, где он много и
плодотворно работал. На родину Эрьзя вернулся только
после Великой Отечественной войны.
* * *
Михаилу Григорьевичу Григорьеву
Экспортный отдел
Дорогой Михаил Григорьевич!
Пожалуйста примите известного скульптора Эрьзю
и поговорите с ним, — мне кажется, что он мог бы сделать кое-что полезное для Внешторга. С Компросом у него не
лады1.
А.Пешков
Степан Дмитриевич.
1 Так в
тексте (прим. публ.).