Сергей Кузнецов,
фото Бориса Смелова
Братцево
Строгановским имением Братцево1
стало после событий, разыгравшихся при императорском дворе осенью 1778 года.
Супруга Александра Сергеевича Строганова Екатерина Петровна увлеклась Иваном
Корсаковым, фаворитом императрицы. Эта связь открылась, и графиня Строганова
была вынуждена оставить Петербург. По сведениям историка Н.М.Колмакова,
«Александр Сергеевич не злобно отнесся к проступку своей жены. Он предоставил
ей для жительства в Москве большой свой дом с роскошною обстановкою и, кроме сего, отдал ей под Москвой имение под названием сельцо
Братцево <...> В Братцеве
устроен был для нее прелестный дом, среди живописного парка, переполненного
прудами»2.
Александр Сергеевич купил Братцево
в 1778 году. До настоящего времени на краю высокого обрыва возвышается
строение, принимаемое большинством за жилой дом. На самом деле это был
бельведер, многочисленные окна и веранды которого позволяли любоваться
открывающимися великолепными далями, сравнимыми разве лишь с
итальянскими. Одноэтажные флигели к дому были пристроены только в 1936 году, а
прежде это была компактная реплика виллы Палладио.
Автором дома исследователи склонны считать Андрея Воронихина, и это кажется
наиболее вероятным — главный круглый зал с колоннами и маленькой лестницей на
хоры удивительно напоминает Минеральный кабинет Строгановского дворца в
Петербурге.
Разнообразные виды архитектурного ансамбля,
спускавшегося террасами к долине, запечатлел в 1810 году на шести картинках
Александр Кузнецов. Художник в пространных надписях назвал себя живописцем,
который «снимал и писал» виды. Это всё, что мы о нём знаем. Лишь благодаря его
акварелям мы можем восстановить облик Братцево.
Рисунок под названием «Вид дальней местности из
большого леса» позволяет определить, что выше сохранившегося дома находился
другой, по всей видимости, жилой дом (это здание и сейчас стоит в перестроенном
виде на краю парка). Наконец, третье на этой оси и почти неразличимое на
рисунке здание находилось на самой вершине холма. Художник, желая зафиксировать
жизнь усадьбы, поместил в пейзажи усадьбы охотников, косцов, сидящую на траве
кормилицу, беседующих господ. В каждой картинке он представляет какое-то
архитектурное сооружение. Из его акварели мы узнаём, что по дороге к церкви
стояла любопытная виноградная оранжерея с фигурой Вакха на коньке, внизу, у
речки Братовки, находились мельница и прачечная.
На одной из картинок изображена открытая ротонда,
которая сохранилась до наших дней. Из надписи под акварелью мы узнаем, что это
был храм Екатерины II. Определение первоначального замысла позволяет отнести
весь комплекс к первой половине 1790-х годов.
1 В
настоящее время Братцево это жилой район на
северо-западе Москвы.
2 Колмаков Н.М. Дом и фамилия графов Строгоновых.
1752–1887 // Русская старина. 1887, март. С.597.