Ольга Капарулина,
фото Бориса Смелова
Альбомы семьи Строгановых и
художник Е.И.Есаков
В коллекции графов Строгановых среди ценнейших
произведений изобразительного искусства особое место принадлежит альбомной
графике конца ХVIII — первой половины ХIХ века. По сравнению с другими
потерями строгановской коллекции после 1917 года
альбомная графика пострадала меньше.
Значительная ее часть попала в Государственный Русский
музей, где сейчас и хранится. Это одиннадцать альбомов, сюда же следует отнести
и около двадцати отдельных листов, которые собраны в особой папке и, возможно,
раньше входили в разные альбомы.
Состав альбомов неоднороден, условно их можно
разделить на три основные группы. Одна группа — это альбомы с рисунками на
темы, не связанные напрямую с бытом Строгановых. Таковыми являются альбомы
академика живописи И.Ф.Тупылева с иллюстрациями к
«Минее» на март и пейзажиста И.А. Иванова с видами Крыма, альбомы с копийными рисунками с оригиналов Строгановской картинной
галереи и с работами учеников Строгановского училища технического рисования. По
количеству они наиболее многочисленные.
Вторая группа — это альбомы (их несколько меньше),
непосредственно связанные с семьей Строгановых. По своему содержанию и
стилистике эти альбомы относятся к тому типу альбомной графики, который получил
широкое распространение в дворянской среде в первой половине ХIХ века и был неотъемлемой частью быта дворянских фамилий. В
этих альбомах значительная часть акварелей и рисунков выполнена
профессиональными художниками, с ними соседствуют художественные опыты самих
Строгановых, их родственников, знакомых. На страницах этих альбомов рисунки,
стихи самой хозяйки Софьи Владимировны, альбомы предназначались также для
широкого круга гостей, желавших проявить в них свой талант.
Третья группа альбомов содержит чертежи, планы и
эскизы строений, возводившихся главным образом в усадьбе Марьино.
Отдельные листы, о которых было упомянуто,
представляют значительную художественно-историческую ценность. Это эскизы
планировки и архитектуры малых форм на Строгановской даче на Черной речке,
виртуозно исполненные А.Н.Воронихиным; два вида дачного павильона, построенного
там А.Ринальди и просуществовавшего до начала 1790-х
годов (эти листы принадлежат кисти Ж.-Б. де ла
Траверса и входили в известный альбом «Путешествующий по России живописец»);
здесь же и большие, яркие акварели с видами Строгановского сада С.Ф.
Галактионова, выполненные в 1811 году. На одной из них запечатлен вид из грота
на дачу, которая была возведена А.Н. Воронихиным в 1795—1796 годах для графа
А.С. Строганова на месте павильона Ринальди. На
другой акварели представлен противоположный вид — от дачи на Каменный мост и
пруд. Справа можно рассмотреть сквозь листву деревьев павильон, вероятно, тот
самый, в котором граф открыл своего рода публичную библиотеку. Вокруг обширной
лужайки, лежащей перед дачей, прогуливается нарядная публика, тут же торговец
предлагает арбузы. Среди публики выделяется статная фигура офицера с дамой.
Возможно, это молодой граф П.А. Строганов.
Особо следует отметить шесть видовых гуашей
малоизвестного художника Александра Кузнецова, выполненных в 1810 году. Только
недавно эти работы были атрибутированы ведущим
научным сотрудником Русского музея С.О. Кузнецовым как виды подмосковного
имения Строгановых — Братцево.
Во всех трех группах альбомной графики присутствуют
работы Ермолая Ивановича Есакова
(1790—1840), домашнего художника Строгановых1.
Еще в годы обучения в ландшафтном классе Академии
художеств у известного пейзажиста М.М.Иванова на Есакова
обратил внимание тогда ее президент граф А.С.Строганов. В начале 1800-х годов
он задумал издать иллюстрированный каталог своей знаменитой Картинной галереи,
для чего пригласил воспитанников Академии художеств сделать
копии с самих оригиналов. В выполнении задания приняли участие такие художники,
как С.Ф.Галактионов, А.Е.Егоров, О.А.Кипренский, Е.М.Корнеев, Е.О.Скотников, М.И.Теребенев. Шестьдесят семь копий, исполненных
итальянским или графитным карандашами, составили объемный альбом в красном
сафьяновом переплете. По рисункам выполнили гравюры, украсившие изданный в 1807
году каталог «Сollection ďestampes daprès quelques tableaux de la gallerie de son.exc. m-r le Comte A.Stroganoff gravées au trait par des jeunes artistes de l’Academie des Beux-Arts à St.-Petersbourg. Les explications sont tirées du Catalogue raisonné fait
par le proprietaire lui même. Imprime chez Drechsler à St.-Petersbourg. 1807».
Это был первый иллюстрированный каталог собрания живописи в России. Среди
перечисленных молодых художников Е.И.Есаков оказался самым
младшим по возрасту и менее подготовленным к подобным заказам. Он выполнил
шесть копий с полотен Строгановской картинной галереи и одну с портрета
А.С.Строганова работы И.-Б.Лампи. Из его рисунков
лишь один использовали для гравюры — это «Старик и старуха, греющие руки над
жаровней» Г. ван Хонтхорста.
В 1809 году Есаков успешно
окончил Академию художеств и был оставлен при ландшафтном классе еще на три
года для совершенствования в пейзажном жанре. Но в 1810 году принял приглашение
графа Павла Александровича Строганова, который подыскивал учителя рисования для
своих детей (в дворянских семьях владение рисовальным искусством считалось
обязательным, как и умение танцевать, музицировать и владеть иностранными
языками). Вероятно, П.А.Строганов выбрал его по рекомендации своего отца графа
А.С.Строганова.
К этому времени относится альбом, озаглавленный
«Эскизы графинь Натальи Павловны, Елисаветы Павловны и Ольги Павловны
Строгановых. 1810—1830». Он содержит рисунки со слепков антиков и гравюр,
портретные наброски, сделанные на бумаге разного формата дочерьми графа под
руководством Есакова. Первый лист подписан Натальей
Строгановой и имеет дату: «Fevrier 10. 1810». Последние листы помечены 1819 годом и
принадлежат младшей дочери Строгановых — Ольге. Вероятно, последние рисунки
были сброшюрованы в альбом уже после 1819 года.
В сентябре 1811 года Есаков
получает звание академика за картину «Русский лагерь под Силистрией
в 1810 году во время войны с Турцией» (ГРМ). Это полотно явилось откликом на
военные успехи русской армии в Молдавии в ходе русско-турецкой войны 1806—1812
годов. Активным участником этих событий был граф Павел Александрович Строганов,
блестяще начавший военную карьеру в 1807 году. Сопровождал ли Есаков графа Строганова в Молдавию, не известно. Подобную
композицию художник мог написать и без натурных рисунков, так как на холсте
запечатлена явно сочиненная местность. В собрании Строгановых хранилась и
другая батальная сцена, воспевающая ратные подвиги графа. Так в Строгановском
дворце висела большая акварель «Переправа через реку Алле двух казацких полков
под командою графа П.А.Строганова 24 мая 1807 года». В ходе этой операции была
захвачена канцелярия маршала Даву и его экипаж.
Пейзаж на этой работе намечен общо, что говорит также о сочиненности
всей композиции, которая, возможно, принадлежит кисти Есакова.
В семейных альбомах встречаются зарисовки художника, запечатлевшего
П.А.Строганова верхом на коне, а также наброски скачущих всадников.
Постепенно обязанности Е.И.Есакова
расширяются, и он становится «историографом» семьи графа. Рисунки художника
вводят нас в размеренный уклад жизни Строгановых во дворце на Невском
проспекте, в их загородных резиденциях: в Новой Деревне на Черной речке и в
усадьбе Марьино. Вместе с ним мы совершаем плавание
на фрегате «Святой Патрикий». Именно этой
«событийной» стороной ценны рисунки Есакова.
Альбом жены графа П.А.Строганова Софьи Владимировны
был начат в 1812 году. Он открывается акварелью Есакова
с видом на «Дом, в котором живет гра<финя>: Ольга Павловна».
Художник запечатлел небольшой дачный домик, находившийся в Новой Деревне под
Санкт-Петербургом и принадлежавший младшей дочери Строгановых. Это единственное
его изображение. Следующие листы представляют расположенную там же дачу
П.А.Строганова и достопримечательности сада: Круглый пруд, статую Нептуна,
мраморную «гробницу Гомера», Египетские ворота.
Пейзажные виды художник пишет чаше всего акварелью без
предварительного рисунка карандашом. Но встречаются и тонкие рисунки пером
(«Вид Круглого пруда»). В основном это камерные, поэтичные картины природы,
зарисованные с определенного расстояния, так что человеческие фигуры теряются в
окружающем пейзаже.
Большая часть альбомных листов представляет собой
парковые пейзажи, что отражает интерес общества того времени к садовой культуре
(не случайно Строгановы пригласили к себе именно художника-пейзажиста) и
конкретно к Строгановскому саду. Сад за Каменным островом был еще при жизни
графа А.С.Строганова открыт для людей разных сословий и постепенно стал
излюбленным местом отдыха петербуржцев. Художник П.П.Соколов вспоминал: «Местом
наших прогулок обыкновенно был Строгановский сад, доступный для всех, кроме
простонародья, и вот, переправившись на пароме через Черную речку, мы
углублялись в его тенистые аллеи, направляясь к графской даче»2.
Однако в 1810-х годах в альбомах наряду с пейзажами
встречаются изображения интерьеров. «Вид гостиной в загородном доме графини
С.В.Строгановой» — одна из наиболее удачных его работ в этом жанре. Художник
запечатлел Софью Владимировну в будничной обстановке, в кругу семьи на даче.
Роскошная, но в то же время и размеренно-неторопливая жизнь семьи часто
нарушалась приездом гостей, среди которых бывали и члены императорской фамилии,
знаменитые литераторы. Графиня отличалась обаянием, образованностью, широтой
взглядов, увлекалась музыкой и литературой, даже пробовала переводить
«Божественную комедию» Данте на русский язык.
В альбоме встречаются и рисунки дочерей Строгановых, а
также их родственниц — Софьи и Натальи Апраксиных. Наталья Строганова нарисовала
миловидного ангела, а Аглаида (Аделаида) несколько
пейзажей — к этому жанру она питала явную склонность. Альбом завершает рисунок Аглаиды 1813 года.
Среди альбомных листов попадаются акварели, сделанные
значительно позже этой даты. Так на одном листе, помеченном 1823 годом, Есаков запечатлел на фоне марьинской
усадьбы кормилицу в кокошнике и играющих детей. На другой акварели он зарисовал
Малую библиотеку (она же — Малый кабинет) Строгановского дворца. В центре
комнаты — графиня Софья Владимировна в траурном платье. В руке она держит,
по-видимому, миниатюрный портрет Павла Александровича, умершего в 1817 году. На
стене висят портреты ее мужа, сына и дочерей. На акварелях поверх красочного
слоя нанесена легкая штриховка карандашом, имитирующая литографию. Известно,
что в 1820-х годах Е.И.Есаков пробовал свои силы в
литографском искусстве, сотрудничая с Обществом поощрения художников. Данные
листы могли быть косвенно связаны с его интересом к новой в те годы
литографской технике.
В этом же альбоме находятся 18 эскизов интерьеров
Строгановского дворца с их планами, созданных К.И.Росси3 к свадьбе Аглаиды Павловны и князя Василия Сергеевича Голицына.
Среди строгановских альбомов
хранится альбом небольшого размера, принадлежавший Аглаиде
Павловне. В нем тоже есть миниатюрные рисунки Есакова,
самих Строгановых и их знакомых.
В большом альбоме под заглавием «Проэкты
садовых украшений беседок и проч.» сосредоточены рисунки и чертежи различных
строений, предназначавшихся для усадьбы Марьино.
Проекты гротов, сельских домиков, напоминающих швейцарские шале, различных
мостов и даже верстовых столбов сосредоточены в этом альбоме. Многие рисунки
сделаны архитектором И.Ф.Колодиным. В альбоме мы
видим работы видных архитекторов: А.Менеласа,
Х.Ф.Майера, К.И.Росси. Здесь же находятся акварели Е.Есакова,
который участвовал в проектировании усадебных
построек. На листах представлены забор и калитка, варианты мостиков через
ручей, относящиеся к 1815 году. Его подписью заверен проект алькова.
Мы обязаны столь полным представлением об облике и
характере усадьбы Марьино в начале XIX века пребыванию в ней Есакова.
В 1819—1820 годах он исполнил двенадцать акварелей с панорамными видами Марьино, составивших отдельный альбом. Листы имеют
горизонтальный формат. На первом художник запечатлел большой дом с окружающими
его строениями и английским садом со стороны деревни Тарасовой. Начиная с общего знакомства с усадьбой Есаков
в каждой последущей акварели разворачивает ее
живописное пространство и архитектурные достопримечательности. В надписях под
изображением обязательно указано, с какого места изображен тот или иной вид.
Художник еще раньше рисовал в усадьбе, поэтому в альбоме помещены и те
сооружения, которых в 1820-м году уже не было. На одном из альбомных листов он
представил старый дом, «как оный был в 1814 году …», а на другом — в тот же
пейзаж включен новый величественный дворец, «… как оный ныне в 1820 году
находится …»
За садом начинались пейзажные парки — Старый и Новый.
Обязательной принадлежностью парков были каскады, устраиваемые на речках,
руины, увитые зеленью, сельские хижины для отдыха. На одной из акварелей Есаков запечатлел романтическую руину, построенную по
проекту Х.Ф.Мейера. Садящееся за пригорок солнце ярко освещает холмистую
местность, что придает пейзажу особую выразительность. На акварелях Есакова мы видим и хозяйку поместья, встречающую гостей или
осматривающую свои владения с архитектором или художником; Есаковым
запечатлены: церковь, больница, близлежащие деревни.
Марьинские виды акварелист представил в дневное время, лишь на
одном пейзаже художник изобразил Жаровское озеро
летней луннной ночью. Мотив очень любимый романтиками
и распространенный в начале ХIХ века, вероятно, был
предложен художнику графиней Софьей Владимировной. Есаков подчеркнул романтическое звучание
пейзажа, представив озеро бескрайним, а фигурки рыболовов на берегу — почти
призрачными. Завершает альбом акварель с видом окраины деревни Березовки. На берегу речки Пяльи
художник представил сценку: высокий мужчина, держащий под мышкой большую папку,
беседует с крестьянкой. Можно предположить, что это кто-то из приглашенных С.В.
Строгановой в усадьбу архитекторов или художников.
Пейзажи Есакова позже
копировал крепостной художник В.С.Садовников, младший брат архитектора П.С.Садовникова. Не исключено, что В.С.Садовников,
прославившийся впоследствии как автор панорамы Невского проспекта, мог брать
уроки рисования у Е.И.Есакова.
В 1824 году художник оставляет службу у графини
Строгановой: ее дочери выходят замуж и надобность в услугах Есакова
отпадает. К тому же, подрос свой талантливый крепостной художник Василий
Садовников. Новое поприще Есакова — Придворная
певческая капелла. Вероятно, по рекомендации графини Строгановой его определили
учителем словесности и гувернером юных певчих. Одно
время он замещал инспектора, получив за это в награду перстень. Дослужился до
чина титулярного советника.
Видимо, в знак уважения к графине Строгановой Есаков в 1827 году выполнил памятный альбом, озаглавив его
«Виды снятые в путешествие водой от Кронштадта до
Копенгагена в 1817 году». В нем художник отразил события, происшедшие десять
лет назад, когда граф П.А.Строганов с женой покинули Санкт-Петербург и
направились в Лиссабон для поправки своего здоровья. Вместе с ними отплыли их
родственники барон А.Г.Строганов, князь Д.В.Голицын, два врача и Е.И.Есаков. Это путешествие закончилось печально. У берегов
Дании граф скончался.
Художник составил альбом из десяти композиций. В
основном это морские виды, запечатленные им с борта фрегата «Святой Патрикий». Острова Готланд, Сомерс,
Борнгольм и город Копенгаген написаны очень
достоверно. Сложнее было запечатлеть каюту фрегата и его пассажиров. Несмотря
на некоторую угловатость и непропорциональность фигур, участники плавания имеют
портретное сходство. Художник для большей точности пронумеровал всех
собравшихся в столовой «после обеда во время разливания кофе», перечислив под
рисунком их фамилии и звания. Под одиннадцатым, последним номером он поместил
себя «академика Академии художеств», скромно стоящего у стены.
По-видимому, названный альбом завершил творческую
биографию Есакова-художника, так
как других его работ после 1827 года не известно. В семье Строгановых художник
обрел благодатную среду для всестороннего развития своего дарования, получив
возможность быть не только учителем рисования, но и заниматься любимым делом.
Семейные альбомы (то есть с рисунками Е.И. Есакова) графиня С.В. Строганова бережно хранила в
готическом кабинете дома в Марьино. Они постоянно
находились в усадьбе и при ее дочери княгине А.П. Голицыной и внуках.
В 1923 году альбомы в составе других художественных
ценностей усадьбы перевезли в национализированный Строгановский дворец,
превращенный в музей. После его закрытия, в 1930 году, альбомы были переданы в
Русский музей.
Так, проделав длинный путь, семейные альбомы сохранили
зримый образ жизни фамилии Строгановых. Благодаря им
мы можем увидеть не сохранившиеся до наших дней удивительные творения зодчих, в
деталях представить конкретные черты и события быта Строгановых.
1
Подробнее о нем см. : Смирнов Г.В.. Е.И.Есаков // Сообщения
Государственного Русского музея. Вып.V. Л., 1957. С.36-42.
2 Соколов П.П. Воспоминания. Л., 1930.
С.54.
3 Карпова Е.В., Кузнецов С.О. Исчезнувшие
интерьеры Строгановского дворца // Памятники культуры. Новые открытия.
Ежегодник. 1999. М., 2000. С.480-492. См. также публикацию о проектах К.Росси
для Строгановского дворца в первой части материала в предыдущем выпуске
журнала.