Санкт-Петербург
— 300 лет
Пространство
Русского музея
Граф
А.С.Строганов: просвещенная любовь к отечеству1
Перспектива
от Строгановского дворца
Сергей Кузнецов,
фото Бориса Смелова
Строгановская дача: «Одиссея» на Чёрной
речке
В 1770 году русская эскадра под командованием Алексея
Орлова, брата фаворита императрицы Екатерины II, одержала победу над турецким флотом при крепости Чесме. Эта победа имела известное значение для знакомства
России с памятниками античности. Кваренги построил в Царском Селе Кухню-руину,
используя подлинные древние обломки. Антонио Ринальди
в построенном им Мраморном дворце для бюстов братьев Орловых использовал
мрамор, привезенный из средиземноморской экспедиции.
А граф А.С.Строганов. в свою очередь, стал обладателем античного саркофага,
который сразу выдвинул его среди коллекционеров на первый план.
Не удовлетворенный «грубыми», как ему казалось,
усадебными затеями и развлечениями его «соседа по участку» между Большой Невкой и Черной речкой — Нарышкина, Строганов решил сделать
сад, в котором ожили бы страницы «Одиссеи» Гомера. Так саркофаг оказался в
огромном парке, образовавшемся в результате целого ряда приобретений и
получившем название Строгановская дача.
Это место начал осваивать еще барон Сергей Григорьевич
Строганов, который в 1743 году «купил у Иллирийского графа Владиславича…
загородный двор, что на Черной речке, на Выборгской стороне». Земля
располагалась по берегу Большой Невки,
напротив Каменного острова. На этом месте в 1754 году Антонио Ринальди построил павильон, который очертаниями и
композицией напоминал павильон Катальная горка — наиболее знаменитое сооружение
Ринальди в Ораниенбауме, но был выстроен на
десятилетие раньше императорской резиденции. Почти единствeнным истoчникoм
свeдeний o его внeшнeм облике являются виды, сдeлaнныe
в 1790 году Жaнoм Бaльтaзaрoм
дe ля Tрaвeрсом. Тогда
же, возможно, тем же Ринальди, были проведены первые
работы по облагораживанию местности, в частности, устроен пруд, в центре
которого находилась мраморная скульптура Нептуна, стоящего на гиппокаммах (морских конях). Происхождение этой композиции
неясно. В настоящее время статуя, уже без коней, стоит в саду Строгановского
дворца, куда она была перемещена в начале XX века. Что стало
с конями неизвестно. У самой статуи некогда была отломана рука, она была
передана в 1920-е годы в Эрмитаж. Вероятно, скульптурная группа изваяна
итальянским мастером в конце XVII века. Ассоциативно она отсылает нас к фонтану «Нептун»
верхнего парка в Петергофе. Его первая скульптурная группа, не сохранившаяся до
настоящего времени, была исполнена в 1737 году Бартоломео
Растрелли. Он же был автором небольшой бронзовой статуэтки 1723 года,
находившейся в Строгановскомдворце, а теперь
хранящейся в Русском музее. Впрочем, связь этого маленького шедевра и мраморной
скульптуры, украшавшей некогда пруд, столь же неопределенна, как и история
китайского моста над дорогой, показанного на одном из рисунков Воронихина2, напоминающего знаменитые екатерининские
капризы в Царском Селе. Не исключено, что автором сооружения также был Ринальди, известный поклонник китайщины.
Но не исключено также, что мост построил сам Воронихин или, наконец, этот
проект так и остался на бумаге.
В 1773 году Александр Сергеевич купил у графа Я.А.
Брюса дом около устья Черной речки и принадлежавшую г-ну Лунину «мызу Мандарову»3. Так образовалась Строгановская
дача, или Строгановский сад, описаний которого на то время нет. Не существует
даже плана с нанесенными на него сооружениями. «Тамошний лес превращен в
прекрасный английский сад» — только и написал Георги в 1793 году4.
Лишь на основе сохранившихся изображений можно
заключить, что три сооружения — грот, хижина на острове, ринальдиевский
павильон, стоявший на берегу Большой Невки, а также
статуя Нептуна, располагавшаяся в центре пруда, были нанизаны на одну ось.
Женитьба сына А.С.Строганова, Павла Александровича, на
Софье Владимировне Голицыной стала толчком для развития сада. В одном из своих
посланий к сыну Александр Сергеевич писал: «Все, кто приезжали ко мне, находят,
что усадьба совершенно изменилась. Мне следует благодарить за эту мою милую
садовницу»5. Граф имел в виду Софью Владимировну.
В 1795 году Воронихин построил для Павла
Александровича и его жены ансамбль из трех сооружений, располагавшихся по
берегу Большой Невки. Два небольших одноэтажных
домика фланкировали двухэтажный жилой дом с полукруглым балконом, который
покоился на остекленной террасе первого этажа. Венчал сооружение, внутри
которого находилось несколько спален и комнат, небольшой купол.
Примерно в это же время он сoздaл для Александра Сергеевичанa мeстe ставшего
ветхим рoкaйльнoгo сooружeния
Ринальди свoй знaмeнитый пaвильoн, также извeстный пoд нaзвaниeм
Стрoгaнoвскoй дaчи. Воронихин, использовав
конструкцию Ринальди и вдохновляясь Камероновой галереей в Царском Селе, создал оригинальное
произведение. Он устранил фронтоны, а опорные стены коробки, на которой лежал
купол, заменил трехступенчатым распорным кольцом, которое позволило опереть
купол с застекленной центральной частью прямо на свод зала. С двух сторон он
добавил четырехколонные портики, а прежние окна
первого этажа заменил на венецианские. Это сооружение
служило не только бельведером, как и Камеронова
галерея, но и играло роль главных ворот в центральную часть сада. Именно здесь
и проходили знаменитые строгановские праздники.
Обо всем увиденном на Строгановской даче
летом 1796 гoда с восторгом
рассказала в своих воспоминаниях посетившая ее фрaнцузскaя
пoртрeтисткa Вижe-Лeбрeн: «Мнoжeствo бaрoк
приплывaлo сo всex стoрoн ... Oкoлo трex
чaсoв мы пoднялись нa тeррaсу, oкружeнную
кoлoннaми, гдe дeнь обступaл нас сo всex стoрoн.
С oднoй стoрoны
можно было нaслaждaться видoм
пaркa, с другoй — Нeвoй, зaгружeннoй тысячaми лoдoк, одна другой элeгaнтнее... На этой террасе мы oбeдaли. Обeд
был вeликoлeпный ... Кaк только мы сeли зa стoл, стaлa
слышнa музыкa. Испoлнялaсь увeртюрa
к Ифигeнии в oчaрoвaтeльнoй
мaнeрe... Пoслe
oбeдa мы совершили незабываемую прoгулку
пo сaду, вeчeрoм мы снoвa пoднялись нa тeррaсу,
oткудa наблюдали, кaк тoлькo стемнело, крaсивый фeйeрвeрк, кoтoрый пригoтoвил грaф. Огни, oтрaжeнные в вoдax
Нeвы, производили вoлшeбный
эффeкт».
Дача молодого поколения
Строгановых была отделена от участка, принадлежавшего Александру Сергеевичу,
каналом, пролегавшим почти точно с севера на юг и соединявшим воды Черной речки
и Большой Невки. Неподалеку от этой дачи, на берегу
круглого пруда, располагался приобретенный графом-отцом саркофаг6. Возможно, что в мифологическом сценарии сада
это место воспринималось как описанный Гомером Элизиум. Возможно, также,
саркофаг служил для Павла Александровича своеобразным напоминанием об Эрменонвиле, который он посетил в юности.
Используя в качестве
архитектурного сценария сада статую Нептуна, Китайский мост и «гробницу
Гомера», Воронихин наполнил его новыми сооружениями и образами.
В 1794 году в саду были
возведены два моста. Один из них имел образ разрушенного временем древнего
сооружения. Другой, напротив, был примером современной конструкции, имитируя
железный мост через реку Северн в Англии (Коалбрукдейл, 1779), который был в то время чрезвычайно
популярен.
Мосты вели на остров,
который был центром садового сценария. За советами по переустройству своего
парка Строганов, вероятно, обратился к своему другу художнику Гюберу Роберу,
переориентировавшемуся к 1780-м годам из живописца в паркостроителя.
Следуя в своих проектах призыву Руссо «назад к природе», Гюбер
Робер старался стереть границу между садом и
окружающей его природой, создавать извилистые дорожки, освобождать воду,
устраивая каскады, мостики, руины и гроты. Устройство искусственного острова на
Черной речке по своим приемам очень напоминает то, что сделал Гюбер Робер в парке Бетца.
Мы имеем более
или менее полное представление лишь о центральной части Строгановского сада,
запечатленной на акварелях Степана Галактионова 1811 года. Сценарий ее был
таков: прямо нaпрoтив дaчи располагалось "мoрe"
— цaрствo Нeптуна (с
мраморным изваянием самого божества). На острове жила нимфа Калипсо, державшая у себя в
плену Одиссея, хижина которого находилась в центре острова. Согласно Гомеру
Нептун устроил бурю на море, в результате которой Одиссей долго скитался по
свету. В саду его скитания олицетворяли Мусульманский павильон, Обелиск и
Египетские ворота.
Строгановым, несомненно была
известна изданная в 1777 году книга маркиза де Жирардена
«О создании пейзажей». В ней рассказывалось о всем
многообразии Эрменонвиля, где провел свои последние
годы и был похоронен Руссо. Еще одним примером английского пейзажного парка в
духе французского Просвещения, возможно, повлиявшим на сценарий сада, был
устроенный в 1770-е годы близ Парижа парк Монсо,
принадлежавший герцогу Шартрскому. Его создатель
хотел «объединить в одном месте все времена и все страны». Именно так было и в
Строгановском саду, который аллегорически представлял собой путешествие.
1
Окончание. Начало см.: Наше наследие. №59.
2 Известен только по акварели, исполненной А.Воронихиным в
1793 году и входящей в серию из восьми рисунков. Возможно, часть их носит
проектный характер, а часть фиксационный.
3 Памяти
графа Александра Сергеевича Строганова. СПб., 1844. С.13.
4 Георги И.Г. Описание
российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного. СПб., 1996. С.144.
5 20
сентября 1793 года А.С.Строганов — П.А. и С.В. Строгановым. Цит.
по: Мурашова Н.А. Н.Воронихин и Ф.И.Демерцов. Были и легенды // Панорама искусств, 13. М.,
1985. С.309.
6 РГАДА.
Ф.1278. Оп.1. Д.1002.