Левицкий, Боровиковский,
Венецианов вновь в России
В конце 2001 года в Россию из-за рубежа вернулись три
замечательных произведения изобразительного искусства — картины Д.Левицкого, В.Боровиковского и А.Венецианова. Примечательно, что
возвращению шедевров способствовало правительство России в лице Министерства
культуры РФ и Министерства иностранных дел РФ. Немалые суммы, выделенные для
этого государством, явно свидетельствуют о положительных тенденциях в развитии
страны, начинающей на деле заботиться о своем культурном наследии. Это,
конечно, реально способствует укреплению имиджа новой России.
Григорий Голдовский,
заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века
Государственного Русского музея
Портрет неизвестной
Портреты кисти Дмитрия Григорьевича Левицкого, первого
отечественного живописца европейского уровня, создателя произведений,
принадлежащих золотому фонду всеевропейского XVIII века, сконцентрированы главным образом в двух крупнейших
хранилищах национальной живописи — в Русском музее в Санкт-Петербурге и в
Третьяковской галерее в Москве. В каждом из этих собраний около тридцати работ
Левицкого, представляющих самые важные и яркие страницы творчества «русского
Гейнсборо»1. Вместе с тем список произведений знаменитого
портретиста, составленный на основании опубликованных и неопубликованных
документов, упоминаний в других источниках и литературе, насчитывает около ста безусловно сохранившихся полотен, место нынешнего
хранения которых точно определено, не более десяти портретов, сведения о
владельцах которых имеют почтенный срок давности и могут быть не точны, и около
сорока вещей, местонахождение которых неизвестно. Таким образом, сохраняется
теоретическая возможность обнаружения в частных собраниях России и зарубежья
портретов, исполненных Д.Г. Левицким, и их присоединения к государственному
музейному фонду. Практика недавних лет подтвердила обоснованность этой надежды.
Две работы Левицкого были приобретены в последние годы Русским музеем, три
первоклассных портрета кисти великого живописца стали достоянием Третьяковской
галереи. Еще одно произведение этого всемирно известного художника — «Портрет
неизвестной», датируемое концом 1790-х годов, стало собственностью Русского
музея в 2001 году.
«Портрет неизвестной» поступил в Русский музей на
экспертизу в октябре 1998 года. Сознавая ответственность, связанную с
атрибуцией картины знаменитому мастеру, сотрудники отделов живописи XVIII —
первой половины XIX века и технологических
исследований с особым тщанием подвергли его комплексному изучению —
сравнительно-стилистическому и технико-технологическому. Непременно следует
отметить, что именно в Русском музее готовилась всесоюзная выставка
произведений Левицкого к 250-летию со дня его рождения в 1985 году. Именно
тогда сотрудники музея имели возможность разносторонне исследовать более сотни
работ знаменитого русского портретиста из 23 музеев Советского Союза. Материалы
этого исследования (документы, касающиеся истории бытования и атрибуции, стилистического
сравнения, рентгенограммы, снимки фактуры в инфракрасном канале и
ультрафиолетовой люминесценции) хранятся в архивах музея и были в значительной
части опубликованы в каталоге выставки и в сборнике научных трудов. В
соотнесении с упомянутыми материалами и решался вопрос о принадлежности кисти
Левицкого приобретаемого портрета.
История бытования полотна за прошедшее столетие
такова: оно принадлежало с дореволюционных времен коллекции А.Попова,
известного собирателя русского искусства, где были подлинные работы Ф.С.Рокотова, М.Н.Воробьева, В.Л.Боровиковского
и других старых русских мастеров.С
1920-х годов и доныне галерея А.Попова находится в Париже, на улице Фобург де Сент Оноре (напротив Елисейского дворца), и курируется
владельцем превосходного собрания русской живописи (станковой
и миниатюрной) и прикладного искусства господином Морисом Барюшем
(выставка принадлежащих ему миниатюр с большим успехом демонстрировалась
несколько лет тому назад в Москве, в Государственном музее изобразительных
искусств им. А.С.Пушкина). Впервые «Портрет
неизвестной» был опубликован Н.М. Гершензон-Чегодаевой в единственной
фундаментальной монографии о творчестве знаменитого русского
портретиста, вышедшей в 1964 году. Разумеется, не имея возможности комплексно
исследовать картину, Н.М. Гершензон-Чегодаева, составляя список работ
художника, поместила ее в раздел «Произведения, которые можно приписать
Левицкому с большой долей вероятия»2. Теперь же комплексное его
изучение в стационарных условиях музея, длившееся более двух лет, утвердило
сотрудников музея в мнении о несомненной подлинности
картины, имеющей значительное число авторских переделок. Среди эталонных
произведений живописца, которыми владеет Русский музей — «Портрет девочки»
(1790-е), «Портрет А.С. Протасовой» (рубеж 1790-х и 1800-х ),
— обнаруживаются прямые и близкие аналогии приобретенному «Портрету
неизвестной». С этими аналогиями картину из собрания А.Попова роднят и
стилистические особенности, и технологические приемы, в том числе отмечаемые
при сравнительном изучении рентгенограмм, оказавшихся абсолютно идентичными.
Нельзя не упомянуть, что в
сегодняшнем своем виде работа Левицкого несет следы реставрационных
вмешательств: однако большая часть этих искажений, с которыми почти неизбежно
приходится сталкиваться, когда речь идет о произведениях старой живописи, к
счастью, обратимы, и реставраторам Русского музея предстоит кропотливая и
ответственная работа по «раскрытию» картины, прежде чем она будет выставлена в
экспозиции.
Приобретение «Портрета неизвестной», исполненного
Д.Г.Левицким в конце 1790-х годов, — несомненная удача: наиболее плодотворный
период в творчестве художника, как известно, завершился в конце 1780-х годов, а
потому произведения этого великого мастера, относящиеся к последнему
десятилетию XVIII века немногочисленны и
редки. Вместе с тем это и свидетельство того, что возможности отыскать и возвратить в Россию портреты его кисти вовсе не исчерпаны:
работы Левицкого пользовались успехом у зарубежных коллекционеров, хранятся и
экспонируются в крупнейших музеях мира ( Музей истории
и искусства Женевы, Лувр, музей Хилвуд близ
Вашингтона).
Несомненны высокие живописные достоинства новообретенного шедевра, отличающегося свойственными
в XVIII веке исключительно Левицкому значительной
эмоционально-психологической глубиной и индивидуальностью характеристики,
изысканностью колористического решения, своеобразием композиционных и фактурных
поисков. «Портрет неизвестной» безусловно относится к
числу наиболее важных поступлений в государственный музейный фонд, состоявшихся
в последние годы. Приобретение еще одного полотна кисти замечательного
отечественного живописца XVIII столетия
можно уверенно считать важной вехой в собирательской деятельности Русского
музея.
1 Mantz Paul. Exposition de Londres // Gazette des Beaux-Arts. 1862. XIII. C.372.
2 Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий
Григорьевич Левицкий. М., 1964. С.406 (воспр.).