Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 61 2002

Левицкий, Боровиковский, Венецианов вновь в России

 

В конце 2001 года в Россию из-за рубежа вернулись три замечательных произведения изобразительного искусства — картины Д.Левицкого, В.Боровиковского и А.Венецианова. Примечательно, что возвращению шедевров способствовало правительство России в лице Министерства культуры РФ и Министерства иностранных дел РФ. Немалые суммы, выделенные для этого государством, явно свидетельствуют о положительных тенденциях в развитии страны, начинающей на деле заботиться о своем культурном наследии. Это, конечно, реально способствует укреплению имиджа новой России.

 

Григорий Голдовский,

заведующий отделом живописи XVIII — первой половины XIX века Государственного Русского музея

 

Портрет неизвестной

 

Портреты кисти Дмитрия Григорьевича Левицкого, первого отечественного живописца европейского уровня, создателя произведений, принадлежащих золотому фонду всеевропейского XVIII века, сконцентрированы главным образом в двух крупнейших хранилищах национальной живописи — в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Третьяковской галерее в Москве. В каждом из этих собраний около тридцати работ Левицкого, представляющих самые важные и яркие страницы творчества «русского Гейнсборо»1. Вместе с тем список произведений знаменитого портретиста, составленный на основании опубликованных и неопубликованных документов, упоминаний в других источниках и литературе, насчитывает около ста безусловно сохранившихся полотен, место нынешнего хранения которых точно определено, не более десяти портретов, сведения о владельцах которых имеют почтенный срок давности и могут быть не точны, и около сорока вещей, местонахождение которых неизвестно. Таким образом, сохраняется теоретическая возможность обнаружения в частных собраниях России и зарубежья портретов, исполненных Д.Г. Левицким, и их присоединения к государственному музейному фонду. Практика недавних лет подтвердила обоснованность этой надежды. Две работы Левицкого были приобретены в последние годы Русским музеем, три первоклассных портрета кисти великого живописца стали достоянием Третьяковской галереи. Еще одно произведение этого всемирно известного художника — «Портрет неизвестной», датируемое концом 1790-х годов, стало собственностью Русского музея в 2001 году.

«Портрет неизвестной» поступил в Русский музей на экспертизу в октябре 1998 года. Сознавая ответственность, связанную с атрибуцией картины знаменитому мастеру, сотрудники отделов живописи XVIII — первой половины XIX века и технологических исследований с особым тщанием подвергли его комплексному изучению — сравнительно-стилистическому и технико-технологическому. Непременно следует отметить, что именно в Русском музее готовилась всесоюзная выставка произведений Левицкого к 250-летию со дня его рождения в 1985 году. Именно тогда сотрудники музея имели возможность разносторонне исследовать более сотни работ знаменитого русского портретиста из 23 музеев Советского Союза. Материалы этого исследования (документы, касающиеся истории бытования и атрибуции, стилистического сравнения, рентгенограммы, снимки фактуры в инфракрасном канале и ультрафиолетовой люминесценции) хранятся в архивах музея и были в значительной части опубликованы в каталоге выставки и в сборнике научных трудов. В соотнесении с упомянутыми материалами и решался вопрос о принадлежности кисти Левицкого приобретаемого портрета.

История бытования полотна за прошедшее столетие такова: оно принадлежало с дореволюционных времен коллекции А.Попова, известного собирателя русского искусства, где были подлинные работы Ф.С.Рокотова, М.Н.Воробьева, В.Л.Боровиковского и других старых русских мастеров 1920-х годов и доныне галерея А.Попова находится в Париже, на улице Фобург де Сент Оноре (напротив Елисейского дворца), и курируется владельцем превосходного собрания русской живописи (станковой и миниатюрной) и прикладного искусства господином Морисом Барюшем (выставка принадлежащих ему миниатюр с большим успехом демонстрировалась несколько лет тому назад в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Впервые «Портрет неизвестной» был опубликован Н.М. Гершензон-Чегодаевой в единственной фундаментальной монографии о творчестве знаменитого русского портретиста, вышедшей в 1964 году. Разумеется, не имея возможности комплексно исследовать картину, Н.М. Гершензон-Чегодаева, составляя список работ художника, поместила ее в раздел «Произведения, которые можно приписать Левицкому с большой долей вероятия»2. Теперь же комплексное его изучение в стационарных условиях музея, длившееся более двух лет, утвердило сотрудников музея в мнении о несомненной подлинности картины, имеющей значительное число авторских переделок. Среди эталонных произведений живописца, которыми владеет Русский музей — «Портрет девочки» (1790-е), «Портрет А.С. Протасовой» (рубеж 1790-х и 1800-х ), — обнаруживаются прямые и близкие аналогии приобретенному «Портрету неизвестной». С этими аналогиями картину из собрания А.Попова роднят и стилистические особенности, и технологические приемы, в том числе отмечаемые при сравнительном изучении рентгенограмм, оказавшихся абсолютно идентичными.

Нельзя не упомянуть, что в сегодняшнем своем виде работа Левицкого несет следы реставрационных вмешательств: однако большая часть этих искажений, с которыми почти неизбежно приходится сталкиваться, когда речь идет о произведениях старой живописи, к счастью, обратимы, и реставраторам Русского музея предстоит кропотливая и ответственная работа по «раскрытию» картины, прежде чем она будет выставлена в экспозиции.

Приобретение «Портрета неизвестной», исполненного Д.Г.Левицким в конце 1790-х годов, — несомненная удача: наиболее плодотворный период в творчестве художника, как известно, завершился в конце 1780-х годов, а потому произведения этого великого мастера, относящиеся к последнему десятилетию XVIII века немногочисленны и редки. Вместе с тем это и свидетельство того, что возможности отыскать и возвратить в Россию портреты его кисти вовсе не исчерпаны: работы Левицкого пользовались успехом у зарубежных коллекционеров, хранятся и экспонируются в крупнейших музеях мира ( Музей истории и искусства Женевы, Лувр, музей Хилвуд близ Вашингтона).

Несомненны высокие живописные достоинства новообретенного шедевра, отличающегося свойственными в XVIII веке исключительно Левицкому значительной эмоционально-психологической глубиной и индивидуальностью характеристики, изысканностью колористического решения, своеобразием композиционных и фактурных поисков. «Портрет неизвестной» безусловно относится к числу наиболее важных поступлений в государственный музейный фонд, состоявшихся в последние годы. Приобретение еще одного полотна кисти замечательного отечественного живописца XVIII столетия можно уверенно считать важной вехой в собирательской деятельности Русского музея.

 

1 Mantz Paul. Exposition de Londres // Gazette des Beaux-Arts. 1862. XIII. C.372.

2 Гершензон-Чегодаева Н.М. Дмитрий Григорьевич Левицкий. М., 1964. С.406 (воспр.).

Д.Левицкий. Портрет неизвестной. Конец 1790-х годов. ГРМ

Д.Левицкий. Портрет неизвестной. Конец 1790-х годов. ГРМ

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru