Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 59-60 2001

Галерея журнала «Наше наследие»

 

Алла Михайлова

 

Люди и ландшафты

 

Окончив институт имени В.И.Сурикова, Илья Комов пробовал себя в различных видах и формах искусства живописи. Его творческий почерк варьировался, но доверительное, восторженное отношение к цвету оставалось неизменным. В момент становления индивидуального художественного языка Ильи Комова в редакции журнала «Наше наследие» состоялась выставка его работ. Эта экспозиция зафиксировала сложение тех принципов, которые легли в основу зрелой манеры мастера.

Визитной карточкой Ильи Комова была и остается любовь к цвету. Чистый, насыщенный, он господствует на плоскости холста. Пятна краски сталкиваются, то послушно ложась по форме, то разрывая ее, настаивая на собственной значимости и самодостаточности. Цвет становится основой художественной характеристики образа. Произвольное распластывание на полотне цветовых пятен не отменяет однако опыт традиционного искусства, которое неизменно задает точку отсчета. Колористическая экстравагантность демонстрируется в рамках продуманной композиции, не разрушая, а подчеркивая ее.

Вне зависимости от жанра, человек в работах Ильи Комова притягивает к себе внимание. Модель оказывается один на один со зрителем, бытовые детали сведены к минимуму. Мир вещей отступает на второй план, знаки социальной и профессиональной принадлежности не подменяют собой индивидуальность изображенного персонажа: отсекается все, «что не есть лицо».

В портретах Ильи Комова много «скульптурного» — погрудный срез, напоминающий о бронзовых и мраморных бюстах, особое значение силуэта, определяющего взаимодействие фигуры с окружающим миром, даже манера работы — постепенный переход от малоформатных эскизов «боцетто» к более масштабным вариантам той же композиции.

Модели на портретах Ильи Комова, приковывая к себе взгляд, остаются, однако, довольно замкнутыми. Мажорность колористического решения не дает зрителю права на излишнюю фамильярность по отношению к изображенным: их трудно застать врасплох. Наблюдая пластику модели, художник фиксирует самый характерный «кадр» — так возникает поза портретируемого. Композиция, таким образом, оказывается и произвольной и, одновременно, технично выстроенной.

Портретируемые не вступают со зрителем в диалог, отстраняются от него, взгляд их чаще всего скользит по касательной, не задевая зрителя, или проходит сквозь него, будучи обращенным не во вне, а в себя. Корпус модели параллелен ее взгляду или обращен в противоположную сторону, что создает впечатление отгороженности изображенного от окружающего пространства, его замкнутости в своем внутреннем мире. Портретируемые проживают отрезок собственной жизни напоказ, но не допускают в нее зрителя, не ищут сочувствия и понимания.

Обобщенный контур, форсированный цвет превращают портреты Ильи Комова в знаки, орнаментальные первоэлементы, плоскостные и декоративные. Одна-ко художественные поиски мастера подчинены программному для жанра портрета требованию — непременной узнаваемости модели. На полотне может быть представлена формула, в которой содержится квинтэссенция личности портретируемого, но эта «формула» несомненно будет похожа на живой «оригинал».

Художник работает очень быстро, образ, рождающийся в сотворчестве с моделью, появляется как по волшебству. Запечатлевается мгновенное, мимолетное, и в этом смысле Илья Комов «импрессионист». Одна и та же персона в его трактовке приобретает разные качества и свойства, открывая в себе новые, ранее даже от самого себя скрываемые черты.

Человек, увиденный словно под увеличительным стеклом, уменьшается, удаляется при знакомстве с пейзажами живописца. Многие из произведений этого жанра созданы в окрестностях Переславля-Залесского, причем художник точен в своих наблюдениях, он «снимает виды» конкретных ландшафтов и архитектурных сооружений. Между тем натура, хотя и вызывает у мастера несомненное доверие, является скорее поводом, позволяющим углубиться в колористические и композиционные штудии. Пространство в работах Ильи Комова не глубоко, но любимый мастером синий цвет, подменяя собой законы прямой пер-спективы, уводит взгляд зрителя вдаль. Действие, если таковое существует, разворачивается на переднем плане картины, как правило, это неспешный провинциально-дачный быт, медленно протекающий перед глазами зрителя. Описание это весьма условно, как, впрочем, условен и сам жанровый момент в пейзажах художника. Их прочитываешь скорее как череду символов, нежели как бытовые зарисовки. Лаконизм, тщательный отбор деталей позволяет усматривать в пейзажах сцены, не привязанные жестко к определенным географическим координатам.

Вневременные пейзажи художника становятся декорациями некоего эпического театрального действия. Тот фантастический мир окрашивает равенство всех всем: люди здесь уподоблены кронам деревьев, монастырским колокольням, стогам сена. Их очертания повторяют друг друга, пробуждая мифологические воспоминания о первоначальной гармонии всего живущего.

Мир Ильи Комова очень декоративен, красочен — порой пространство холста превращается в панно мерцающих мазков, то озаренных игрой багровых, охристых тонов, то затухающих в глухих и загадочных фиолетовых далях. Это притягательное свечение завораживает больше, чем сюжет или изображенный персонаж. Игра красок делает ненужными названия работ, она сама становится их главным содержанием, смыслом и украшением; несмотря на многолюдство теснящихся героев, цвет становится главным действующим лицом умело срежиссированного спектакля.

Илья Комов

Илья Комов

Миша. 1996. Холст, масло

Миша. 1996. Холст, масло

Итальянский портрет. 1998. Холст, масло

Итальянский портрет. 1998. Холст, масло

Разговор. 1998. Холст, масло

Разговор. 1998. Холст, масло

Скрипач А.Майоров. 2001. Холст, масло

Скрипач А.Майоров. 2001. Холст, масло

Доктор  Пепито Мартин. 2001. Холст, масло

Доктор Пепито Мартин. 2001. Холст, масло

На исходе лета. 1998. Холст, масло

На исходе лета. 1998. Холст, масло

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru