Галерея журнала «Наше наследие»
Алла Михайлова
Люди и ландшафты
Окончив институт имени В.И.Сурикова,
Илья Комов пробовал себя в различных видах и формах искусства живописи. Его
творческий почерк варьировался, но доверительное, восторженное отношение к цвету
оставалось неизменным. В момент становления индивидуального художественного
языка Ильи Комова в редакции журнала «Наше наследие» состоялась выставка его
работ. Эта экспозиция зафиксировала сложение тех принципов, которые легли в
основу зрелой манеры мастера.
Визитной карточкой Ильи Комова была и
остается любовь к цвету. Чистый, насыщенный, он господствует на плоскости
холста. Пятна краски сталкиваются, то послушно ложась по форме, то разрывая ее,
настаивая на собственной значимости и самодостаточности. Цвет становится
основой художественной характеристики образа. Произвольное распластывание на
полотне цветовых пятен не отменяет однако опыт традиционного искусства, которое
неизменно задает точку отсчета. Колористическая экстравагантность
демонстрируется в рамках продуманной композиции, не разрушая, а подчеркивая ее.
Вне зависимости от жанра, человек в
работах Ильи Комова притягивает к себе внимание. Модель оказывается один на
один со зрителем, бытовые детали сведены к минимуму. Мир вещей отступает на
второй план, знаки социальной и профессиональной принадлежности не подменяют
собой индивидуальность изображенного персонажа: отсекается все, «что не есть
лицо».
В портретах Ильи Комова много
«скульптурного» — погрудный срез, напоминающий о бронзовых и мраморных бюстах, особое значение силуэта, определяющего
взаимодействие фигуры с окружающим миром, даже манера работы — постепенный
переход от малоформатных эскизов «боцетто» к более масштабным вариантам той же
композиции.
Модели на портретах Ильи Комова,
приковывая к себе взгляд, остаются, однако, довольно замкнутыми. Мажорность
колористического решения не дает зрителю права на излишнюю фамильярность по
отношению к изображенным: их трудно застать врасплох. Наблюдая пластику модели,
художник фиксирует самый характерный «кадр» — так возникает поза
портретируемого. Композиция, таким образом, оказывается и произвольной и,
одновременно, технично выстроенной.
Портретируемые не вступают со
зрителем в диалог, отстраняются от него, взгляд их чаще всего скользит по
касательной, не задевая зрителя, или проходит сквозь него, будучи обращенным не
во вне, а в себя. Корпус модели параллелен ее взгляду или обращен в противоположную сторону, что создает впечатление
отгороженности изображенного от окружающего пространства, его замкнутости в
своем внутреннем мире. Портретируемые проживают отрезок собственной жизни
напоказ, но не допускают в нее зрителя, не ищут сочувствия и понимания.
Обобщенный контур, форсированный цвет
превращают портреты Ильи Комова в знаки, орнаментальные первоэлементы,
плоскостные и декоративные. Одна-ко художественные поиски мастера подчинены
программному для жанра портрета требованию — непременной узнаваемости модели.
На полотне может быть представлена формула, в которой содержится квинтэссенция
личности портретируемого, но эта «формула» несомненно будет похожа на живой
«оригинал».
Художник работает очень быстро,
образ, рождающийся в сотворчестве с моделью, появляется как по волшебству.
Запечатлевается мгновенное, мимолетное, и в
этом смысле Илья Комов «импрессионист». Одна
и та же персона в его трактовке приобретает разные качества и свойства,
открывая в себе новые, ранее даже от самого себя скрываемые черты.
Человек, увиденный словно под
увеличительным стеклом, уменьшается, удаляется при знакомстве с пейзажами живописца.
Многие из произведений этого жанра созданы в окрестностях
Переславля-Залесского, причем художник точен в своих наблюдениях, он «снимает
виды» конкретных ландшафтов и архитектурных сооружений. Между тем натура, хотя
и вызывает у мастера несомненное доверие, является скорее поводом, позволяющим
углубиться в колористические и композиционные штудии. Пространство в работах
Ильи Комова не глубоко, но любимый мастером синий цвет, подменяя собой законы
прямой пер-спективы, уводит взгляд зрителя вдаль. Действие, если таковое
существует, разворачивается на переднем плане картины, как правило, это
неспешный провинциально-дачный быт, медленно протекающий перед глазами зрителя.
Описание это весьма условно, как, впрочем, условен и сам жанровый момент в
пейзажах художника. Их прочитываешь скорее как череду символов, нежели как
бытовые зарисовки. Лаконизм, тщательный отбор деталей позволяет усматривать в
пейзажах сцены, не привязанные жестко к
определенным географическим координатам.
Вневременные пейзажи художника становятся
декорациями некоего эпического театрального действия. Тот фантастический мир
окрашивает равенство всех всем: люди здесь уподоблены кронам деревьев,
монастырским колокольням, стогам сена. Их очертания повторяют друг друга,
пробуждая мифологические воспоминания о первоначальной гармонии всего живущего.
Мир Ильи Комова очень декоративен,
красочен — порой пространство холста превращается в панно мерцающих мазков, то
озаренных игрой багровых, охристых тонов, то затухающих в глухих и загадочных
фиолетовых далях. Это притягательное свечение завораживает больше, чем сюжет
или изображенный персонаж. Игра красок делает ненужными названия работ, она
сама становится их главным содержанием, смыслом и украшением; несмотря на
многолюдство теснящихся героев, цвет становится главным действующим лицом умело
срежиссированного спектакля.