Татьяна
Сабурова
Дар
праправнучки декабриста
История
декабристского движения пополнилась новым интересным свидетельством: княгиня
Елена Вадимовна Волконская передала в дар Государственному Историческому музею
альбом, принадлежащий ее знаменитому роду.
Отец Елены
Вадимовны князь Вадим Григорьевич Волконский — правнук героя войны 1812 года,
известного декабриста князя С.Г.Волконского, мать Елена Петровна — дочь
выдающегося государственного деятеля России П.А.Столыпина. Княгиня
Е.В.Волконская с рождения, с 1924 года, живет в Риме.
— Однажды в
Риме, — рассказывала Елена Вадимовна, — отец зашел в мою комнату, держа в руках
этот альбом. «Я хочу, чтобы ты сохранила его, а возможно, и вернула в Россию,
если настанут другие времена. Это семейная реликвия, но связана она с историей
России».
Деревянная
обложка альбома была в ужасном состоянии. Но тогда я работала в кино, и один из
работников киностудии, слава Богу, прекрасно ее отреставрировал. Я счастлива,
что эта историческая реликвия возвращается в Россию…
На торжественной
церемонии передачи декабристской реликвии, которую 10 сентября 2001 года
открывал директор Исторического музея А.И.Шкурко, среди почетных гостей
присутствовал и прилетевший из Швейцарии член редакционного совета журнала
«Наше наследие» князь Г.И.Васильчиков. Георгий Илларионович с волнением и, как
он выразился, «некоторым смущением» рассматривал альбом: ведь это его предок
генерал-адъютант И.В.Васильчиков был одним из тех, кто осудил декабристов на
пожизненное заключение в Сибири и таким образом «свел» их под одну обложку
теперь уже музейного экспоната.
Согласно
семейному преданию, автором обложки альбома был декабрист Н.М.Муравьев,
проживавший в 1835—1843 годах на поселении там же, где и Волконские — в селе
Урик близ Иркутска. На ее лицевой стороне воспроизведена набранная из различных
пород сибирских деревьев мозаичная копия акварели Н.А.Бестужева «Ворота
Читинского острога» (1829—1830).
Среди
входящих в альбом изображений — графические произведения, литографии, однако
подавляющее большинство составляют фотографии. Все они тем или иным образом
связаны с декабристами и лицами из их ближайшего окружения и относятся к
1850—1860-м годам.
Центральное
место занимают портреты декабристов Г.С.Батенькова, И.И.Пущина, А.Н.Сутгофа, М.И.Муравьева-Апостола, А.В.Поджио, выполненные
в то время, когда после томительно долгих тридцати лет каторги и ссылки они
вернулись из Сибири в Европейскую Россию и были восторженно встречены
современниками.
Автором
большинства снимков является Карл Август Бергнер — без сомнения самый известный
московский фотограф 1850-х годов. Он выполнял частные заказы и не ставил перед
собой задачи создания галереи портретов «лиц, известных в России». Однако
сегодня фотографии мастера, обладающего индивидуальным творческим почерком,
воспринимаются как единая серия. Оригинальный способ печати, ажурное изящество
рисованного фона, нежный тон виража выгодно отличают произведения Бергнера от
работ других авторов. Его портреты иллюстрируют подчеркнутое внимание фотографа
к человеку, сидящему перед камерой.
Фотопортреты
1850—1860-х годов ознаменовали сам факт получения декабристами долгожданной
свободы и возвращения их из Сибири. Запечатленные на снимках лица поражают
величием образа и силой духа.
Известно,
что декабристы предпочитали ателье «Фотография А.Бергнера в Москве» прочим и
посещали его вместе с членами своих семей. В 1857 году побывала здесь княгиня
М.Н.Волконская, чей портрет открывает альбом. И если перечисленные выше
фотографические и литографированные изображения декабристов имеются в крупнейших
музейных собраниях нашей страны и хорошо известны по многочисленным
публикациям, то портрет Марии Николаевны никогда и нигде не воспроизводился.
Княгиня
М.Н.Волконская известна не менее своего знаменитого мужа: любимая дочь героя
войны 1812 года генерала Н.Н.Раевского, адресат поэтических строк Пушкина, да и
сама по себе — личность незаурядная. В 1826 году она приехала к мужу в Сибирь и
прошла вместе с ним тяжкий тридцатилетний путь. В пожилой даме на
фотографическом снимке с трудом угадывается та самая смуглолицая «дева Ганга» с
горящими глазами и гордой осанкой, которая в молодые годы покоряла не только
внешним обликом, но и энергичным, волевым характером. Описывая в своих мемуарах
годы, проведенные в изгнании, Волконская писала, что иногда ей казалось, что
надежды на освобождение нет никакой и она, муж и дети навсегда останутся в
Сибири. На бергнеровском портрете мы видим женщину со следами страданий и горя
на лице.
Помещенный
в альбом любительский снимок, сделанный, по-видимому, в 1862—1863 годах в селе
Воронки Черниговской губернии, запечатлел Марию Николаевну с сыном Михаилом.
Далеко не совершенная по исполнению фотография очень содержательна: молодой
мужчина, полный сил и надежд на будущее, смело смотрящий в объектив камеры,
слегка поддерживает мать, изможденную, потупившую взор, погруженную в
собственные размышления. За мгновением, зафиксированным на снимке, угадывается
и прошлое, и будущее. Это последнее прижизненное изображение одной из самых
замечательных русских женщин XIX столетия.
Мария
Николаевна умерла в 1863 году и была похоронена там же, где и проживала
последнее время — в Воронках, в семье дочери Елены. Здесь же в 1865 году умер
Сергей Григорье-вич Волконский. На одном из фотографических изображений мы
видим дом, где он жил в последние годы.
Имение в
Воронках в 1850-х годах принадлежало второму мужу Елены Сергеевны дипломату
Николаю Аркадьевичу Кочубею. О семье Кочубеев сотрудникам Исторического музея
много рассказал специально прибывший из Нью-Йорка в Москву на торжественную
церемонию передачи семейной реликвии Андрей Сергеевич Кочубей, также потомок
декабриста: его отец был младшим внуком Елены Сергеевны.
Брак Нелли,
как называли в семье Елену Сергеевну, с Николаем Аркадьевичем Кочубеем
состоялся в 1860 году в Париже. К этому времени относятся парные портреты
молодоженов, выполненные, по-видимому, С.Л.Левицким, известным русским
фотографом, работавшим в те годы в столице Франции и снискавшим у парижан
заслуженную славу.
Здесь же
снимки сына Елены от первого брака с чиновником Главного управления Восточной
Сибири Д.В.Молчановым. Первенец был назван в честь своего знаменитого деда
Сергеем.
Тем же
именем назвали своего сына Михаил Волконский и его жена Елизавета, дочь
гофмейстера светлейшего князя Григория Петровича Волконского, чьи портреты
также присутствуют в альбоме. Младенец, запечатленный на нескольких фотографиях-визитках
середины 1860-х годов, не кто иной, как Сергей Михайлович Волконский — в будущем известный теоретик театрального искусства, директор
Императорских театров.
И Михаил, и
Елена Волконские провели детские годы в Сибири в окружении друзей отца по
декабристскому движению и членов их семейств, поэтому так много в альбоме
снимков жен декабристов и их детей — А.И.Давыдовой, Е.С. Давыдовой (рожденной
Трубецкой), П.В.Давыдова, З.С.Свербеевой (рожденной Трубецкой), С.Н.Бибиковой
(рожденной Муравьевой) и др.
Как и в
каждом альбоме, здесь множество изображений лиц из ближайшего окружения семьи
1860-х годов — Ухтомских, Ностицов, Орловых, Раевских, Кочубеев…
Таковы
первые впечатления об этом удивительном памятнике. Как и всякий документ эпохи,
он нуждается в дальнейшем серьезном изучении.