Наталья
Михайлова
Альбом Мариных1
Я не люблю
альбомов модных:
Их
ослепительная смесь
Аспазий
наших благородных
Провозглашает
только спесь.
Альбом
красавицы уездной,
Альбом
домашний и простой,
Милей
болтливостью любезной
И
безыскусной простотой.
А.С.Пушкин
Альбом Мариных, который нам
любезно предоставил для публикации его владелец, — «домашний и простой». Под
красным марокеновым переплетом с золотым тиснением — пожелтевшие листки с
золотым стершимся обрезом, хранящие давно ушедшую жизнь большого семейства,
известного в истории России.
Род Мариных
восходит к Павлу Гедруанту из княжества Сан-Марино — он перешел на руcскую
службу в начале XVI века при отце Ивана Грозного великом князе Василии III. Его
потомки Марины с честью служили в русской армии. Среди них — полковник Никифор
Михайлович Марин (1736–1811) и его сыновья: полковник Сергей Никифорович
(1776–1813), полковник Евгений Никифорович (1778–1843), генерал-лейтенант
Аполлон Никифорович (1789–1873) — они были участниками военных кампаний
1805–1807, 1812–1814 годов, сражений при Аустерлице, Фридланде, «битвы народов»
при Лейпциге, Бородинского сражения, кавалерами многих боевых орденов и наград.
Младший их брат Николай Никифорович (1792–после 1843) не участвовал в войне
1812 года — будучи еще молодым, по болезни ушел в отставку2.
Марины вошли
и в историю русской литературы. С.Н.Марин — автор од, гимнов, дружеских
посланий, песен, эпитафий, эпиграмм, сатирических стихотворений, переводчик
трагедии Вольтера «Меропа». Трагедия в его переводе с успехом была поставлена
на петербургской сцене в 1811 году; главную роль исполняла прославленная
Екатерина Семенова. С.Н.Марин был знаком с Н.И.Гнедичем, И.А.Крыловым,
Г.Р.Державиным, В.А.Озеровым, И.И.Дмитриевым, К.Н.Батюшковым, П.А.Вяземским,
Д.В.Давыдовым. Его стихи пользовались большой известностью, барышни
переписывали их в альбомы, его песни перепечатывались в песенниках до начала XX
века. Стихотворения С.Н.Марина отозвались в ранней лирике Д.В.Давыдова. Его имя
названо в «Послании В.Л.Пушкину» А.С.Пушкина. А.Н. и Н.Н. Марины были знакомы с
Пушкиным. «В 1820 году в мае месяце собрал я шестерку лошадей и в матушкиной
карете с братом Николаем Никифоровичем отправился на Кавказ, — писал в своих
мемуарах Аполлон Никифорович. — В Петров день 29 июня мы благополучно прибыли
на Кавказ в Константиногорск, нашли себе квартиру и начали брать горячие ванны.
В Константиногорске мы очень хорошо сошлись вместе с братом с знаменитым нашим
поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. С ним я был знаком еще тогда, когда он
был в Лицее в Царском селе»3. А.Н.Марин отдал дань поэзии и прозе: в
1846 году в Санкт-Петербурге вышел в свет его «Краткий очерк истории л.-г.
Финляндского полка», в 1848 году — поэтический сборник «Русские богатыри»,
посвященный войне России с Наполеоном.
Скажем сразу:
в альбоме Мариных нет стихов Сергея и Аполлона Никифоровичей. Альбом
принадлежал одному из сыновей их брата Евгения Никифоровича. Он заполнен
рисунками, многие из которых вклеены в альбом, памятными записями, засушенными
цветами, как сказал бы герой И.А.Гончарова Александр Адуев, — «вещественными
знаками невещественых отношений». Многие записи помечены Воронежем, где было
родовое гнездо Мариных.
Силуэты,
вырезанные в Санкт-Петербурге в 1844 году из черной бумаги, сохранили профили
детей Е.Н.Марина и его жены Варвары Александровны, урожденной Сонцевей
(1785–1835): Сергея (1818–1897), ставшего штаб-ротмистром л.-гв. Кирасирского
полка (лист 13), Владимира (1830–1889), служившего впоследствии в департаменте
внешней торговли (лист 34, силуэт нарисован тушью), Петра (1821–1866),
инженера, штабс-капитана путей сообщения (лист 36), Зинаиды (1824–?) (лист 37),
Марии, в замужестве Мишковской (1820–1853) (лист 47).
Дети Е.Н. и В.А. Мариных хорошо рисовали. В альбоме
много их рисунков: Мария запечатлела тушью пейзаж с бурной рекой и фигурой
рыбака (лист 3), голубые гиацинты (лист 32), Владимир — мужчину в шляпе с
пером, зеленом жилете, с трубкой и кружкой в руках (лист 70, цветные
карандаши). На 12-м листе — карандашные наброски С.Е.Марина: молодой человек с
длинными вьющимися волосами целует женскую руку; рука дамы: тонкие пальцы
держат стебель розы; целующаяся пара; профиль женщины в чепчике: ее глаз лукаво
прищурен, губы улыбаются; женщина с длинными волосами и грустным лицом сидит у
стола: она оперлась рукой о щеку, глаза печально устремлены вдаль, другая рука
прижимает к столу письмо; щеголь в белом цилиндре, белых панталонах и белом
жилете с тросточкой; лысеющий господин с цилиндром и тростью в одной руке и
букетом цветов в другой; старик с цилиндром и тростью под мышкой надевает
перчатки. Невольно вспоминаются стихи С.Н.Марина:
Смеяться
есть над чем! Здесь тьма оригиналов!
Дворян,
судей, купцов, князей и генералов.
И франты
есть у нас и кучи молодцов,
Которых
описать не сыщешь право слов4.
Под рисунками
— подпись: «С.Марин. 5 мая 1842. Город Кизляр». И еще: «29 апреля 1843 г. С. П-бург». Быть может, С.Е.Марину принадлежат и карикатурные профили, наклеенные на 18-й
лист: дама с длинными серьгами, господин с пухлыми губами в черном шейном
платке, небритый военный с попугайным горбатым носом и смешным хохолком (тушь,
перо). На 66-м листе — еще один рисунок С.Е.Марина, выполненный карандашом 11
июля 1844 года: идиллическая сцена, где среди цветов изображены молодые люди с
босыми ногами; голова девушки лежит на коленях у юноши.
Прекрасным
рисовальщиком был брат Е.Н.Марина — Николай Никифорович. В альбоме — его
пейзажи и исторические сцены, выполненные акварелью и гуашью. На 21-м листе —
пейзаж, передающий поэзию усадебной жизни, описанной Пушкиным в романе «Евгений
Онегин»:
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный
Стоял над речкою...
На 69-м листе
— южный пейзаж, выполненный в 1826 году, и подпись: «Из маменькиного альбома.
Рисовал дядя Николай Никифорович». На 17-м листе — батальная сцена: лошади,
всадники, с подписью «1830 года 24 июня. Nиколай Марин», и горный пейзаж. На
53-м листе Н.Н.Марин в 1819 году изобразил триумфатора, въезжающего на
колеснице в триумфальные ворота. За ним на лошадях скачут воины в касках с
пиками. Женщина с ребенком и старик указывают на торжественное шествие. Над
триумфатором летит Слава, увенчивая его лавровым венком. Быть может, Николай
Никифорович, трудясь над этим рисунком, вспоминал стихи своего брата Сергея
Никифоровича о славе:
Так многих
уж она любила,
Что нет
утех ей милым быть.
Ей Август
мил был, и Атилла,
Знаком с
ней Цесарь, Аристид5.
Под рисунком
подпись: «Милому другу Александр Евгеньевичу от Н.Марина на память даю труд
мой. 1843 года. Августа 20 дня».
Александр
(1816–после 1886) — старший сын Е.Н. и В.А. Мариных. Он служил в Преображенском
полку, а затем по домашним обстоятельствам уволился со службы в чине поручика.
Среди листов альбома сохранилась записочка, в которой родители поздравляли его
с днем Ангела:
«Поздравляем
тебя Наш Друг Сердечной Александр Со днем твоего Ангела и желаем, чтоб сия вещь
всякой час как ты на них посмотришь, напоминало тебе истенно-единственных и
Любящих тебя Друзей
Евгения и
Варвару Мариных
1833 года
Августа 30
дня
С :
Петербур.»
О дружба!
Может ли сравниться
С тобою в
свете что-нибудь?
Богатством,
знатью льзя гордиться,
Но льзя ль
найти к блаженству путь?6
— писал С.Н.Марин.
В.А.Мариной
оставалось недолго жить — в 1835 году ее не стало. На 59-м листе изображено
надгробие над ее могилой, увенчанное распятием. В альбом вложен лист с карандашной
записью, воспроизводящей надписи на надгробии Варвары Александровны,
похороненной вместе со своими детьми, умершими во младенчестве и отрочестве:
«Младенец Варвара Евгеньевна Марина. Родилась 1825 года ноября 30 дня.
Скончалась в 1826 году Декабря 22 дня. Отроковица Анна Евгеньевна Марина.
Родилась 1817 года июня 24 дня. Скончалась в 1826 году ноября 14 дня. Здесь
погребено тело полковницы Варвары Александровны Мариной Урожденной Сонцевой.
Родилась 1785 года сентября 29 дня. Скончалась 1835 года Мая 22 дня. И с нею ее
младенец Николай Евгеньевич Марин. Младенец Екатерина Евгеньевна Марина.
Родилась 1823 года августа 24 дня. Скончалась в 1827 году Ноября 25 дня».
В могиле
хладной прекратятся
Мои печали
и любовь;
И чувства
нежны истребятся,
Когда моя
иссякнет кровь7.
На 43-м листе
— засушенные цветы и подпись: «29-го сентября 1836 года. W. С
Маминькиной могилы». В маленьком, наклеенном на лист голубом конвертике —
«cheveux de ma mиre».
На 41-м листе
— засушенные цветы и подпись: «Цветы из гроба покойного папиньки. 17 июня 1843,
Воронеж» и тоже — маленький конвертик с волосами «mon pиre».
На следующем,
42-м листе вклеен траурный билет в черной рамочке:
«Александр
Евгеньевич Марин и Мария Евгеньевна Мишковская, урожденная Марина, с душевным
прискорбием, извещая о кончине Родителя своего Полковника Евгения Никифоровича
Марина покорнейше просят для отдания последнего долга покойному пожаловать на
вынос тела в дом его и на погребение в Церковь Вознесения Господня; сего Июня
17 числа в 9-ть часов утра».
На билете
подпись: «Скончался 14-го Июня 1843 года в 6ть
часов и 20ть минут утра в Воронеже».
Взмахнув
косой — ужасно время
На крыльях
ветреных парит8.
И еще цветы
на 62-м листе. Один из них — «засохший, безуханный» — как написано на листе, «с
гроба Е. И. В. великой княжны Марии Михайловны». Великая княжна Мария
Михайловна (1825–1846) — дочь великого князя Михаила Павловича и великой
княгини Елены Павловны, которая принимала у себя Пушкина, любила его творения,
скорбела о его безвременной кончине. «Итак, свершилось, и мы потеряли
прекраснейшую славу нашего отечества! — писала Елена Павловна 29 января 1837
года Жуковскому. — Я так глубоко этим огорчена, что мне кажется, что во мне
соединяются сожаления и его друзей, и поклонников его гения»9. В
альбом Елены Павловны Пушкин записал стихотворение «Полководец». Быть может, ее
дочь Мария, с гроба которой кто-то из Мариных взял и сохранил на память о ней
цветок, держала в руках этот альбом, читала текст, написанный рукой Пушкина.
Альбом
Мариных сохранил память не только о печальных, но и о радостных событиях:
свадебные цветы флердоранжа (листы 63 и 67), засушенное растение из Висбадена
на 64-м листе (путешествие 1840 года), привезенные в 1840 году из Парижа
наклейки шампанских вин (лист 45).
Шампанское
— и дай мне руку!
Вели
стаканы нам налить.
Забудем
горести и скуку
И станем
мы любить и пить10.
В альбом
вложена записочка: «Если можно, милый друг Яшинька, постарайся достать сегодня
нам ложу <нрзб>. Пожалуста, голубчик».
Впрочем,
Марины думали не только о временном, но и о вечном. В альбом вклеен лист с
текстом «Молитва Пресвятой Богородице» (лист 8). На обороте листа запись:
«Прислал мне папинька в 1834 году в школу подпрапорщиков». На 61-й лист наклеен
листок синей бумаги с текстом:
«Употреби труд Храни мерность
богат будеши.
Воздержно пiй Мало ядь Здрав
будиши.
Твори благо бегай Злаго Спасен
будиши. —
Слово
Светителя Митрофана».
Но вернемся к
рисункам из альбома Мариных. Описывая альбом уездной барышни в «Евгении
Онегине», Пушкин заметил:
Тут непременно вы найдете
Два сердца, факел и цветки.
Мария не
только нарисовала голубые цветки гиацинта на 32-м листе, она вышила бисером
розовые розы по канве, свой инициал «М» и дату «1842» (лист 48; на обороте на
наклеенной бумажке — запись: «Сестра Маша. Октябрь. Воронеж»). Еще одна
бисерная вышивка 1842 года — тоже цветы — принадлежит Зинаиде (лист 38; запись
на обороте: «Сестра Зеня. Октябрь. Воронеж»). И «тетинька Татьяна Никифоровна»
(родилась в 1791 году, была в тайном постриге) оставила свой рисунок — букет из
розового шиповника, желтых нарциссов и голубых гиацинтов (лист 23).
На 49-м листе
подписанный инициалами «Е.М.» рисунок изображает лук, крылья, пылающие сердце и
факел.
Есть в
альбоме и другие рисунки: на листе 11 — три розовых плода на ветке с зелеными
листьями и подпись: «Дядя П.А.Сонцев». Это брат Варвары Александровны Мариной.
На 16-м листе — карандашный рисунок, cвоего рода вариация на тему «Кавказского
пленника». Рисунок подписан П.Федоровым. На обороте подпись: «В знак памяти,
моему прекрасному Пансионеру. <?> П.Федоров». На 29-м листе на черном
фоне горящая свеча; трудно читаемая на черном подпись: «Апр. <?> 16 р.
[т. е. “рисовал”. — Н.М.] Ник. Шишкин». Пожалуй, это один из самых
выразительных рисунков альбома, достойный стать иллюстрацией к пушкинскому стихотворению
«Ночь»:
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя...
твоя...
Автор двух
рисунков — Теодор (Федор) Чуриков. Ученик Императорской Санкт-Петербургской
академии художеств, в 1809 году он был награжден двумя серебряными медалями; в
1811 году был выпущен из Академии с аттестатом первой степени по исторической
живописи. В 1835 году Чуриковым при содействии Академии художеств в Воронеже
была учреждена Художественная школа рисования11. Для альбома Мариных
в 1832 году он нарисовал мужскую голову с развевающимися волосами (лист 5). На
30-м листе наклеен еще один его акварельный рисунок 1825 года, изображающий дом
с бельведером, парк, окруженный оградой, храм, стоящий неподалеку, реку и
дальний лес. Под рисунком подпись: «Подарил папинька в Воронеже 3 июня 1843 г.».
Не имеют
подписи профессионально выполненные архитектурные фасады дворянского дома (лист
58) и храма (лист 60). На листе 58-м есть подпись: «Воронеж».
В
стихотворном письме к уроженцу Воронежа М.М.Нечаеву С.Н.Марин писал:
На родину
хочу и телом и душою!
Явлюся к
вам, друзья, осеннею порою,
Курьерскую
возьму, и с плетью на руке,
Предстану
перед той в дорожном колпаке.
Весь в
сумках и ремнях — ах, долго дожидаться.
Хотелось
прежде мне с друзьями повидаться,
И к сердцу
томному хотелось их прижать;
Да не
велит устав — и так обязан ждать,
Доколе
осень к нам, и бури принесутся,
Дни красны
пропадут, и дожжики польются,
Маневры
кончатся — и вкусим мы покой —
Тогда-то
милый друг увижусь я с тобой,
И
трудности пути и холод позабуду,
Иззябну,
изобьюсь — но к вам в Воронеж буду12.
Вечный покой
С.Н.Марин нашел на кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. На
предпоследнем, 72-м листе альбома — вышивка шелком на бумаге: два дерева,
надгробие с урной, на постаменте — «S 1813». Сбоку — запись чернилами: «1813
года февраля 9 дня не стало друга моего и брата C.N.Марина». Внизу под вышивкой
— «Принадлежало покойному папиньке». На обороте листа — наклеена вышивка по
шелку: ваза с пышным букетом цветов. Последний 73-й лист остался незаполненным...
О! Альбом!
Живи сто лет,
Нашу
память сохраняя!..
Без тебя и
нас как нет...
Ах! Живи,
нас вспоминая!13
Нужно ли
говорить о том, что альбом Мариных — замечательный памятник нашей культуры?
1 При
публикации текстов из альбома сохранены орфография и пунктуация оригинала.
2 См.: Акиньшин А., Ласунский О. Воронежское
дворянство в лицах и судьбах. Воронеж, 1994.
С.86.
3 Марин
С.Н. Полн. собр. соч. М., 1948. С.490.
4 Там же. С.82.
5 Там же.
С.101.
6 Там же. С.168.
7 Там же. С.33.
8 Там же.
С.60.
9 Цит. по: Трофимов И.
Полководец // Прометей. Т.10. М., 1974. С.200.
10 Марин
С.Н. Указ. соч. С.54.
11 См. : Императорская Санкт-Петербургская академия
художеств. 1764–1914. / Сост. С.Н.Кондаков. Т. II. С.219.
12 Марин С.Н. Указ. соч. С.85.
13 Стихи
неизвестного автора в рукописном альбоме. Рукописный отдел Государственного
музея А.С.Пушкина. Ф.3. Оп.1. А. 48/148. Л.71об.