Валерий
Турчин
Карты,
символы, искусство
Играть, так
играть. Кажется ли, или и впрямь из некой метафизической дали прибрели к нам
эти пустотелые коконы-тела? Фигуры их обтянуты лентами карт: так раненых
перевязывали бинтами, а древние египтяне пеленали своих мертвецов. Они немы, им
нечего сказать, но мы понимаем, что они гости из неведомых краев, где страсть
сжигает души дотла, то есть это аллегория, в самом банальном и самом высшем
понимании такой стилистической и смысловой фигуры. И знаем, что их пригласила в гости художница Наталья
Нестерова; это на ее полотна мы смотрим, и это ее краски, ее образы. На столе,
в мастерской на Арбате, лежит неполная колода карт, рядом начатый пасьянс.
Гадать, так гадать.
Невольно
задумаешься, что карты нам и что мы им.
Художники
со времен кубизма полюбили их изображать, ими декорируя свои композиции и
раскладывая пасьянсы своих «измов», когда один из них побеждал другого в
страшной борьбе не на жизнь, а на смерть. Они намекали на искусство ворожей,
сравнивая свои живописные ребусы с таинствами предсказания судьбы: зрителю и то
и это казалось непонятным и загадочным. Помнится, «Бубновый валет» напугал
обывателей в 1910 году, да так, что мастеров, решившихся выставиться, запомнили
надолго. Чудилось, что заманивают они не на вернисаж, а в игорный дом, чтобы
обчистить души и обмануть. «Бубнововалетовцы»! Они решили клеймо «valet de
carreau» поставить на афишу, тем самым напомнив о темных проделках «валетов»,
давно почитавшихся за шутов, пройдох и мошенников. Чуть ли не Мольер в «Любовной
досаде» упомянул их. Вот и Ганя Иволгин у Достоевского молчит при разговоре
князя Мышкина с Настасьей Филипповной («она всю жизнь будет меня за валета
бубнового считать»). Салтыков-Щедрин в очерках «Дети Москвы» вспоминает об
образе каторжанина «с бубновым тузом на спине». Этот образ появляется и в
«Двенадцати» Блока: «На спину б надо бубновый туз». Не менее дерзки были и
валеты червонные. Славу ихнюю донес до русского читателя П.Понсон де Террайль в
книге «Клуб червонных валетов», зачитанной в России в переводах до дыр. Там
живописно рассказывалось о людях, живших шантажом. Вся эта символика карт,
всплывающая со дна простонародных представлений и входящая в образы литературы
и изобразительного искусства нового времени, уходит историческими корнями
своими в глубь веков, в средневековье. И всякий, взявший по тому или другому
поводу карты в руки, вольно или невольно приобщен к большой традиции, ибо глядя
на «картинки» с «рубашками», занимаясь символикой чисел на картонках,
раскладывая их перед собой в определенном порядке, вступает в борьбу с великой
Игрой, где он лишь потенциальная жертва.
Искусство
гадать на картах и играть в карты издавна связывалось с историей искусства,
хотя бы потому, что часто великие мастера, будь то Мантенья, Дюрер или Давид, не
считали для себя зазорным их порисовать. Впрочем, хотя и великие мастера
интересовались, как их изготовить, всякому понятно, что при необходимости он и
сам при помощи бумаги, ножниц и карандаша может смастерить колоду. Но
по-настоящему дело пошло на лад, когда карты, рисованные до того от руки
художниками и которые владыки прятали в драгоценные ларцы, позволяя себе
поиграть в них лишь в случаях особо торжественных, стали печататься с медных
или деревянных досок, как гравюры. Церковные владыки (сами тайком поигрывая в
своих апартаментах в картишки) не знали, как бороться со злом, чуя в нем
изобретение дьявола. Страсть к игре подобно эпидемии охватила Европу. Неведомое
изобретение восточных мудрецов, где стреловидные дощечки (прообразы карт)
являли четыре стихии, было купцами занесено в Венецию и другие торговые города.
Стихии быстро приспособили в «масти», и они стали представлять горожан и
крестьян, королей и рыцарей. Как и в жизни, между картонными персонажами
началась увлекательная борьба, а карты с цифрами, помимо их глубокой
эзотерической символики, намекали на богатство, возрастая по достоинству.
Цыгане, наследуя «тайны Востока», вскоре принесли в города Европы искусство
гадания и тем особенно прославились, занимаясь своим ремеслом на рыночных
площадях и во дворцах знати. Они предсказывали по картам будущее, и это
добавило «картонкам» еще большей таинственности. Система «тарок» или «тарокки»
(названия менялись в зависимости от
страны распространения) насчитывала 80 листов в колоде, и их охотно применяли
для гадания. Игровые же системы обходились, как правило, меньшим количеством, в
зависимости от правил.
Сама же
мания игры охватила в XVII веке чуть ли не все слои населения, и каждый находил
оправдания для подобного проведения досуга. Солдаты коротали время между
битвами и развлекались в походах, монахи играли в монастырских кельях, девицы у
себя в светелках, короли в залах и опочивальнях… Казацкие заставы познакомились
с новым европейским развлечением и вскоре «заразили» всю Россию. Нередко карты
украшались девизами и сентенциями, и с ними придумывались различные игры, не
только «в дурачка», но и любовные. Одновременно с общим увлечением росла и
каста шулеров, многие из которых стали подлинными мастерами по потрошению
кошельков простаков. Чтобы затруднить подглядывание за картами партнера, на
оборотной стороне их стали наносить пестрый орнамент — «рубашку». Последним
потрясением для иконографии карточных изображений явилась Великая Французская
революция, которая предпочитала санкюлотов и обезглавленных королей. Наполеон I
приказал печатать на колодах карты местностей, куда отправлял свои армии. В
другие времена на них даже писались (в транскрипции) предложения вроде
«Сдавайся!» и «Где враг?». Но все-таки всевозможные дидактические ухищрения
владык мира слетали с печатных картонок, как ненужный сор, и уже в начале XVIII
столетия складывается более или менее каноническая стилистика оформления карт.
Вот почему герои баталий за столом до сих пор щеголяют в париках, костюмах и
платьях эпохи рококо. И только шутники им могли пририсовывать длинные носы и
большие уши, а то и вклеивать фотографии своего начальства. Так как карты были
связаны с деньгами и страстями, сама игра часто сопровождалась буйными
возлияниями, то понятно, что и «девки» могли вскоре стать героинями «картинок».
Так появились порнографические карты — плод запрещенной низовой культуры.
В России
карточную игру восприняли с удовольствием. В эпоху Екатерины II печатались
различные руководства с «описанием картежных игор и с показаниями правил оных».
И отдельные ограничения в XVIII веке имели эпизодический характер,
преимущественно они касались преследования шулеров, которым порой грозили
нешуточные наказания. Сложен был только вопрос об организации специальных
игорных домов, появившихся сперва в Париже в XVIII веке. Они, конечно,
приносили колоссальный доход, но как место низких страстей, наживы и часто
преступлений вызывали массу нареканий. Тем не менее те, кто поддался пагубной
страсти, знали, куда им ехать, а именно, в некоторые города Германии, скажем,
Баден-Баден. XIX век был полон рассказов-историй о казнокрадстве, проигранных
поместьях, лошадях и любовницах, о неудачниках-самоубийцах. Так как каждая
талия требовала свежих колод и расход карт был огромен, то создавалась целая
индустрия небольших типографий, специализировавшихся на их изготовлении. В
Россию карты обычно привозились из-за границы, преимущественно Германии или
Польши. Отечественные производители им только подражали. Однако в начале XIX
века в России печатание карт было монополизировано двором и вплоть до революции
1917 года оставалось императорской привилегией. Советская власть долго не
знала, как отнестись к «позорному наследию прошлого», игроков всячески
клеймила, но и сама, во время перерывов на партконференциях, любила
перекинуться в безобидного «дурачка». Попытки изменить стилистику оформления
карт были малоудачными, только что разве модерн и Ар деко уточнили в
современном вкусе рокайльные элементы декора.
Насколько
XIX век оказался мало оригинален в стиле оформления карт, настолько сами карты
стали символами стиля. Оноре Домье, посетивший выставку Эдуарда Мане, заметил,
что она возвращает нас к Ланселоту. В его замечании содержался намек на имя
одного из легендарных рыцарских «валетов», входивших в символику старинных
карт. Эту позицию прояснил, глядя на «Олимпию», Гюстав Курбе, который сказал:
«Я, конечно, не академик, но живопись ведь это не игральная карта». Критиков
новатора поразило то обстоятельство, что живопись Мане «плоская», фигуры резко
оконтурены, и это дало им повод вспомнить о раскрашенных картонках для игры.
Потом уже Поль Сезанн стал, завершая караваджистскую традицию, работать над
своими «Игроками в карты». В России в разгар авангардных поисков Ольга Розанова
создала серию карточных персонажей, в которой, возможно, представила в
аллегорическом виде героев «Бубнового валета».
Видимо,
образы карт решительно входят в сознание европейской культуры в эпохи бурных
перемен. Ведь и «Пиковая дама» Пушкина стала символом конца романтизма…
Наталья
Нестерова, раскладывая пасьянсы в мастерской и представляя образы окартеженных
людей, завершает большую традицию «картопонимания». Когда-то, на заре
отечественного постмодернизма, Владимир Немухин разбросал карты по своим
холстам, модернизируя кубистов. Теперь же, когда завершение постмодернизма
близко как никогда, становится понятно, что он и мог явиться нам в
индивидуализированной мифологии Нестеровой, говорящей, что всему наступает
конец, и культуре карт в европейской культуре также.