15 лет Российскому
фонду культуры
Анатолий Компаниец
Несостоявшийся
дар
Это происходило в самом апогее дарительского
движения Советскому фонду культуры, когда оно наполнялось конкретными делами
программы «Возвращение» и акциями под девизом «У бескорыстия есть имена». До
сей поры удивляюсь энтузиастской страсти команды, которую собрала в отделе
дарений Лариса Малинина, — собрала из истых музейщиков, десятилетиями
обреченных барахтаться в болоте «остаточного принципа».
… Стык весны
и лета 1989 года. Сложилось так, что в тот день старшим на аппаратном хозяйстве
в фонде довелось остаться мне. И вот — сразу две встречи с посетителями, как
тогда еще не говорили, из дальнего зарубежья. Деловито, немногословно, оперируя
цветными фотоснимками, гонец из знаменитой германской фирмы «Симменс» изложил
суть своего визита: имеем намерение преподнести в качестве дара русские
ценности, которые удалось поисковикам концерна приобрести на одном из
европейских аукционов; мотивы — незамысловаты, непритязательны и бессребрены; условие
лишь одно: мы — вам дары, вы нам — фото о церемонии дарения, на которой
обязательно присутствие Председателя Д.Лихачева и первой леди Р.Горбачевой.
Гость фонда
В.Дворский, наш бывший соотечественник, к той поре уже подданный США, живший и
работавший в ФРГ, ушел с надеждой, оставив и меня наедине — со своей. На другой
день первый зам. председателя Г.Мясников мой доклад о встрече облек в
поручение: раз проявил рвение и взял на себя ответственность, то — за работу.
Тут же позвонил я в Питер Дмитрию Сергеевичу, заручился и его поддержкой,
благословением.
В середине
мая ушло письмо в Музеи Кремля — важно было оперативно получить экспертную
оценку. В начале июля академик Д.Лихачев прибыл в Москву — по делам фонда.
Вникнув в мой доклад о готовящейся акции принятия немецкого дара, распорядился
передать Р.М.Горбачевой его личное письмо. Написанное собственноручно обращение
Председателя ушло к члену Президиума фонда. Ушло по установленному каналу связи
— через фельдъегерских связных.
Вот это
послание, буква в букву, запятая в запятую: «Глубокоуважаемая Раиса Максимовна!
Фирма «Симменс» из ФРГ предполагает вручить в качестве дара Советскому фонду
культуры усыпанную бриллиантами подвеску к царской короне и три медали к
300-летию Дома Романовых, значащиеся по каталогу, как принадлежащие лично
царской семье. Заключение экспертов Музеев Московского Кремля (копию прилагаю)
— этот дар исключительно ценен. Я очень прошу Вас лично принять его в любое
время до конца 1989 года. Мы сообщим фирме — время, которое Вам удобно. С
искренним уважением — Д.Лихачев. 11.VII.1989 г.».
А в
заключении кремлевских искусствоведов говорилось: «Золотая подвеска в форме
шапки Мономаха, украшенная сапфиром-кабашоном в центре, алмазами работы
петербургской фирмы К.Фаберже, выполнена, возможно, в 1913 году. Подвеска —
подарок императора Николая II его матери — императрице Марии Федоровне на
300-летие Дома Романовых».
Далее старшие
научные сотрудники С.Коварская и С.Никитина в письме от 26.05.89 г.
информировали: «Комплект, состоящий из трех памятных медалей одного размера
(7,5 см), отчеканенных в 1913 г. на Петербургском Монетном дворе в золоте,
серебре и бронзе, посвящен 300-летию царствования Дома Романовых. На лицевой
стороне всех трех медалей погрудное изображение царей Михаила Федоровича и Николая
II, на оборотной — изображение сцены избрания Михаила Романова на русский
престол. Над созданием памятной медали работал медальер А.Жакар. Памятная
медаль из драгоценных металлов была выпущена небольшим тиражом и в наборе
вместе с бронзовой предназначалась для подношения в дни торжеств членам
императорской семьи и ближайшим сановникам. Монетный двор направил по одному
комплекту памятной медали на хранение в нумизматические собрания крупнейших
музеев страны».
Аргументы
авторитетных профессионалов своей доказательностью и конкретностью поднимали
планку приобретений «Симменса». А вердикт их резюмировал: «Подвеска, как редкий
тип изделия, не имеющая аналогов в музейных собраниях, несомненно представляет
историко-художественную, музейную и материальную ценность […] Ювелирное изделие
[…] (может пополнить) […] коллекцию Государственной Оружейной палаты, где
сохраняются произведения всемирно известной фирмы К.Фаберже […] Коллекция
состоит из императорских подарков в виде пасхальных яиц и других уникальных
ювелирных изделий из поделочных и драгоценных камней, выполненных выдающимися
мастерами из фирмы — М.Перхиным, Г.Вигстремом, Ю.Раппопортом, С.Векевой […]
Комплект с памятной медалью на 300-летие царствования Романовых в золоте,
серебре и бронзе, помещенный в специально изготовленный футляр с оттиснутой
юбилейной датой, представляет историческую и художественную ценность.
Целостность комплекта, его сохранность, принадлежность к императорскому дому
повышают его значение. Приобретение всего комплекта позволит пополнить
коллекцию русских медалей Оружейной палаты, состоящей в основном из экспонатов,
неразрывно связанных с многовековой историей российского государства».
А между тем
динамика реализации самого факта дарения все более настораживала. Проходили
недели и месяцы, а ответа от Раисы Максимовны так и не было. Приходилось
успокаивать немецкую сторону расплывчатым доводом: задействованы слишком
высокие инстанции и особы — надо уметь ждать. Порой мне казалось, что
представители именитой компании затеяли зондаж: если русские тратят много
времени, значит, покупки «Симменса» из разряда незаурядных.
И лишь на
излете года все прояснилось. На рабочей встрече в апартаментах цековского отеля
в Плотниковом переулке, где остановился Д.Лихачев, его первый зам. Г.Мясников
вручил мне конверт. В нем — возвращенные Раисой Максимовной документы по акции
«Подвеска», без комментариев и ответа. Зато комментарий Георга Васильевича был
однозначен: член президиума не может принять дар «Симменса». Устно она причину
объяснила так: мы — не Романовы, мы — Горбачевы. А Дмитрий Сергеевич
рекомендовал мне хранить все документы по «Симменсу» в собственном домашнем
архиве. И вручил мне еще один конверт — с его рукописным письмом Раисе
Максимовне.
И в этой
связи несколько реплик.
Мне довелось
знать Раису Максимовну еще в Ставрополе в конце 60-х годов, где мы с ней
взаимодействовали на преподавательском поприще. В Москве сотрудничали в Фонде
культуры. Она была просто добрым человеком, русской женщиной, нашим
согражданином — и с мечтой, и с верой, но и заблуждающейся, и просчетной. Ее
поступок в истории с царскими реликвиями произошел на отливной перестроечной
волне, когда звезда М.С.Горбачева гляделась уже размытой. Вот и срыв. Нервов,
воли…
До кончины
ее, генсековскую супругу, максимально идеализировали, — но со знаком минус,
приписывая ей несусветное с точностью до наоборот. А после ухода в мир иной ее
с тем же натиском идеализировали, и опять невпопад.
До прихода в
Фонд культуры мне довелось пройти гражданственную школу патриарха нашей военной
культуры (есть она — такая!) у маэстро генерала Бориса Александрова,
заместителем у которого состоял в Краснознаменном академическом ансамбле.
А в Фонде
посчастливилось закончить «мои университеты» у патриарха всеотеческой культуры
академика Дмитрия Лихачева, помощником которого быть мне была оказана честь.
Уже почти на
исходе своего почти векового жизненного пути он писал мне: «Дорогой Анатолий
Яковлевич, спасибо за письмо. Сейчас более или менее здоров (по возрасту). Я с
удовольствием вспоминаю дни Фонда культуры, хотя и тогда много было “не так”…»
Здесь ключ к
лихачевскому, строго интеллигентному истолкованию и того дарительского казуса.
Ведь становление Фонда как общественно-подвижнической ниши культуры вместило
далеко не одни «только так»! Было и иначе, и «не так».