Галерея журнала «Наше наследие»
Сергей Попов, фото Ивана Хилько
Возвращение
Мастера
Георгий Мотовилов (1892—1963) — художник одной из
сложнейших и трагичных эпох в русской истории: сталинского времени. Теперь уже
эта эпоха рассматривается дифференцированно, различные поколения, устремления,
пластические тональности в ней образуют для нашего восприятия отнюдь не
однообразный монотонный гул, но сложную многоголосицу. И нынешним невниманием
общественности к своему творчеству Мотовилов обязан «образовавшемуся» для его
наследия месту, некой установке — чуть-чуть не дотянул по масштабу до
хрестоматийных мастеров: Вучетича и Манизера, Коненкова и Матвеева; до первых —
по масштабности заказов, до вторых — по отточенности, «знаковости» пластических
качеств. Однако в установленные схемы Мотовилов «не укладывается». И к тому же,
созданные им произведения по масштабу и размаху таланта превосходят
реализованное любым из современных отечественных скульпторов. Даже если бы до
нас дошла лишь какая-то отдельная сфера его работы — монументальные рельефы,
или памятники, или камерная пластика — Мотовилов и то остался бы в истории
искусства.
Георгий Мотовилов родился в семье представителей
известного со времен Дмитрия Донского дворянского рода. Процесс его духовного
формирования, можно сказать, был сложносоставным. В нем играла роль и сильная
религиозность его семьи (двоюродный прапрадед скульптора Николай Мотовилов был
знаменитым «служкой» Серафима Саровского), и полученное, как и его отцом,
высшее медицинское образование. Прошел фронт Первой мировой войны в качестве
военного врача.
Мотовилов не получил систематического художественного
образования в стенах Академии художеств. Но его вполне заменила
непосредственная, практическая работа в студиях лучших скульпторов начала века,
среди которых был С. Волнухин, один из классиков монументального искусства
эпохи модерна. Уже после революции Мотовилов продолжает обучение во Вхутемасе у
С.Коненкова, чьи уроки определили во многом творческий путь молодого
скульптора, во-первых, накопленным запасом пластической «щедрости» — свободным
варьированием фактур, мáстерской работой в дереве и других материалах,
во-вторых, символической наполненностью образов и, в-третьих, новаторскими
возможностями работы в монументальных масштабах. Впоследствии Мотовилов
неоднократно помогал Коненкову в исполнении его заказных работ. Позднее, в 50-х
годах, он создаст скульптурные портреты обоих учителей.
Счет «зрелости» Георгия Мотовилова ведется от его
скульптуры «Металлург», стоявшей внутри знаменитого павильона по проекту Бориса
Иофана, увенчанного «Рабочим и колхозницей» Веры Мухиной, на Всемирной выставке
в Париже в 1937 году. «Металлург» получил Гран-при этой экспозиции. Ныне он
находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. И если мухинских
«Рабочего и колхозницу» производят от знаменитых раннеантичных «Тираноубийц» (а
их сопоставлял в своих теоретических трудах и сам Мотовилов), то, продолжая
сравнения, «Металлург» Мотовилова — «Дорифор» соцреализма. Так же, как и шедевр
Поликлета, ставший образцом канона в классической античной скульптуре, работа
Мотовилова вполне претендует на звание канонической среди образов «высокой
классики» века двадцатого. Социалистический реализм если вообще и имел место
для Мотовилова как понятие (а в своих теориях он ни разу не упомянул это
пафосное словосочетание — индульгенцию для художника того времени), то уж точно
никогда не был догмой, мертвой буквой, но наполнялся в первую очередь
человеческим содержанием.
Опоэтизированное московское метро не в последнюю
очередь обязано именно Мотовилову своим неповторимым обликом. Он первым
предложил и начал создавать сюжетные рельефы для московского метро, — выдвинув
альтернативу как инертному декоративному украшательству перронных залов, так,
например, и «инфернальной» круглой скульптуре станции «Площадь Революции».
«Электрозаводская» и «Смоленская», кольцевые «Проспект
Мира», «Октябрьская», «Парк Культуры». Фризы, сюжетные горельефы, декоративные
и эмблемные барельефы, монументальная купольная и зальная скульптура.
Достижения Мотовилова — не количественные даже, хотя они рекордны, но
качественные — новые идеи синтеза, которыми буквально пронизана культура тех
лет.
Рельефы Мотовилова необычайно разнообразны. По сути,
он один из их демиургов, их создателей как художественной и смысловой формы при
советской власти. Он воплотил все их виды, испробовал на многих территориях и
во многих материалах, пережил различные их судьбы, степени воплощения и
разрушения. Рельефы МГУ, особенно парадный картуш над главным входом,
воспринимаются вне зависимости от критиковавшихся еще в 1960-х их
художественных достоинств — как вочеловеченные символы благоденствия, как
своеобразный проект парадиза, идеалистическая утопия, недостижимая, как и сами
эти высоко вознесенные сценки «сталинансного» триумфа телесности. Напротив, в
поздних каменных рельефах на Доме композиторов в ход пошли новаторские
пластические приемы, выдающие связь с любимыми им Сикейросом, Риверой.
Работой над памятниками отмечены для Георгия
Мотовилова годы его наивысшей творческой зрелости. И — нераздельно с этим —
смелости, ибо воплощение их в окончательный вид было фактически путем «через
тернии». Мотовилов первым начал сажать «нога на ногу» писателей в памятниках —
удачно пойманная через композиционный ход бытовая деталь, — что первоначально
вызвало взрывную реакцию у властей. Подобная поза трактовалась тогда как
безоговорочно буржуазная, чуть не прозападническая, а скульптору вменялись в
вину немотивированные формалистические изыски. По этой причине памятник
«советскому» Толстому не устанавливали около десяти лет, пока, наконец, после
мытарств и переносов места установки Алексей Николаевич не расположился-таки
«по-буржуазному», по-домашнему, в кресле, в уютном сквере, — но за церковью
Большого Вознесения, где венчался Пушкин.
В этом памятнике, как и в последующем — Чехову в Ялте,
для Мотовилова была важна прежде всего передача полифонического,
противоречивого внутреннего мира его героев — писателей. Внешнее сходство
принималось им скорее как обязательное условие игры, как безоговорочная установка
реалистического стиля. Но в процессе создания памятника Чехову достигнута
по-своему кульминация этого стиля, где за пределами реализма лежало
вчувствование. Степень сходства превосходила все «нормы»: видевшая памятник
Ольга Книппер-Чехова сказала, что в искусстве ХХ века никому еще не удавалось
передать облик великого писателя так, словно автор близко знал его при жизни.
Однако едва ли не самыми неожиданными сторонами
открывается нам творчество Мотовилова в его камерной пластике, широко
представленной на выставке в «Нашем наследии». Почти для каждого портретного
образа им употреблялся фактически иной пластический язык. Но если среди его
ранних скульптур определены безоговорчные шедевры, принадлежащие к числу лучших
в Советской России тех лет («Кулачный боец Анкудинов»), то в отношении
некоторых поздних работ, исполненных в 50-е годы, это еще предстоит быть
доказанным. Среди них — портрет Александра Салтыкова — искусствоведа,
восстановившего промысел Гжели после Великой Отечественной войны. Портрет скульптора
Габе, по тонкости лепки сопоставимый с Донателло. В нем Мотовилов передает
живое, чуть заметное движение лица, именно его пластику, как бы пластическое
дыхание, но не «зализывает», не мертвит при этом поверхность, как многие его
современники. А в портрете Мичурина складки одежды становятся уже «говорящими»,
анатомия образа передана не механически, но прочувствованно, словно по памяти
от полученной первой профессии военного врача.
Удивительна и та стилистическая свобода, которой
Мотовилов с легкостью оперировал в поздних работах. Если безусловной
принадлежностью к руслу стиля модерн был отмечен портрет отца, исполненный
незадолго до его смерти, в феврале 1917-го, то и впоследствии эта линия
неожиданно находит свое развитие. Портреты Мотовилова 50-х годов продолжают
культивировать линию модерна, иногда, правда, уходя в салонную сглаженность и
загадочность образа. Но лучшие образцы, такие, как «Женский портрет»
(Р.Куприянова), действительно доносят красоту пластики начала века — окружение
ее обобщенно вылепленных волос создает образ детально переданного лица словно в
раковине или в брызгах морской пены. Наоборот, более ранний портрет Андрея
Мотовилова, в рост — почти экспрессионистский: по пропорциям необычно вытянутой
шеи, по остроте образа сына, бритого наголо — на войну, по выразительности
рубленых, «готических» складок будто неуютной одежды.
В отличие от многих советских художников, у Мотовилова
не было творческого «раздвоения» — когда официальные заказы исполняются «на
потребу», а для себя, «в стол», идут произведения более высокого качества и
раскованной пластики. Мы знаем только одного Мотовилова, верного себе во всех
произведениях, пусть и терпевшего порой неудачи и кризисы. Признаваемого и
гонимого практически в одни и те же годы. Судьба его работ разнилась
кардинально: от портретов, выбрасывавшихся комиссиями буквально на помойку, до
многометровых колоссов — монументальных скульптур, венчавших целые комплексы
зданий. За всю жизнь «официального художника» он ни разу не «слепил вождя».
Ближайшими друзьями его были такие же «диссиденты внутри официоза» — художник
духовных тем и монументалист Павел Корин и бывший «бубновый валет» Александр
Куприн.
Наследие Георгия Мотовилова — живое для современного
человека, чтущего искусство ушедшего века во всей полноте, а не с теми
купюрами, которыми было трагически отмечено его время.