Д.М.Никанорова
Вокруг
Пушкина: родословные связи русского дворянства
В 1983 году при Московском городском отделении
Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры была организована
Комиссия по подготовке выставки «Декабристское движение в памятниках из личных
собраний и коллекций».
Выставка приурочивалась к 160-летней годовщине
восстания декабристов — к 1985 году.
Основным вкладом в работу комиссии стали собранные
А.К.Нарышкиным (одним из наследников декабриста М.М.Нарышкина) сведения о
потомках декабристов, проживающих в Москве. Их оказалось около двадцати.
Комиссия обратилась к потомкам с просьбой сообщить
все, что им известно об их родственных связях с декабристами. Отклик был
обширен, но, к несчастью, чаще всего мало обоснован: откликнувшиеся не
приводили убедительных сведений о родстве с теми, потомками которых себя
считали. Для уточнения этих сообщений приходилось отыскивать в архивах, музеях,
библиотеках родословные декабристов, что оказалось делом достаточно сложным.
До революции 1917 года в Петербурге существовал
Департамент Герольдии, в котором сохранялись и по мере надобности за
соответствующую плату выдавались сведения о родственных связях отдельных
дворянских родов и их гербах. К тому же, начиная с первой половины XIX века и до самой революции, было издано большое
количество родословных справочников. Но все они прослеживали родственные связи
только по мужской линии, а большинство потомков декабристов носили уже совсем
другие фамилии, т.к. были наследниками как раз по женской линии.
Это и привело к необходимости построения так
называемых горизонтальных схем, где наряду с мужской наследственностью
учитывалось и родство через женщин. Путем кропотливых поисков в рукописных
отделах и архивах стало возможным составить схемы, наглядно связывающие
отдельные фамилии и, кроме того, выявляющие родство и свойство между ними.
Составленные по такому принципу схемы с участием женских родовых связей по
инициативе автора данной статьи и при участии других членов Комиссии были
вычерчены в большом масштабе и выставлены как в Москве, так и во многих других
городах России и Украины. Интерес к этой работе превзошел ожидание ее
исполнителей, хотя некоторые специалисты, работающие в области научной
генеалогии, сочли эти схемы «ненаучными» именно в силу того, что в них
учитывались родственные связи по женской линии. Но зато они дали исключительно
содержательные сведения о малоизвестных потомках старинных родов России.
Следует отметить, что и в XIX веке подчас приходилось учитывать родство по женской
линии. Так, богатейший вельможа граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов
(1790—1868), сын фаворита императрицы Екатерины II, хозяин знаменитого усадебного ансамбля Дубровицы, не
имел потомства. В течение многих лет графа считали душевнобольным, учредив над
ним опеку, и все эти годы тянулся процесс по его наследству. В конце концов
наследство его было присуждено наследникам именно по женскому родству его отца
и только от них перешло впоследствии к князьям Голицыным.
Небезынтересным примером результата проделанной работы
может служить следующая история. Профессор русского языка одного из высших
учебных заведений Дели Александр Владимирович Есаулов писал нам из Индии о том,
что его мать княжна Оболенская в родстве с декабристом князем Евгением
Петровичем Оболенским, а бабушка -- урожденная Поджио, но точно установить свою
родословную ему не удается. Накопленные к тому времени сведения по дворянским
родословиям позволили мне разобраться в этой истории и послать Есаулову схему с
подробным чертежом его родства. Завязалась переписка, из которой выяснилась
сложная история жизни этого человека. Сын одного из последних пажей великой
княгини Марии Павловны, бывшего в дальнейшем последним губернатором Одессы,
Александр Владимирович ребенком вместе с отцом проделал путь русской эмиграции
через Турцию в Европу, где семья обосновалась в Италии. Во время Второй мировой
войны Александр Владимирович был переводчиком в войсках немцев. Но после войны
вполне благополучно обосновался в Индии, женился на индуске, у них родился сын.
Ко времени написания письма он уже был одинок, а сын, по настоянию Александра
Владимировича получивший образование в тогдашнем Ленинграде, физик по
специальности, успешно работал в Париже. Сын усиленно приглашал уже сильно
постаревшего и больного отца к себе. Но Александр Владимирович, оставив все
свое обустроенное и обеспеченное пенсией существование, решил вернуться на
родину и приехал в Москву, где у него не было никакой родни. Передал в Фонд
культуры ценные реликвии, получил российское гражданство и теперь ведет активную
переписку с нужными ему архивами и музеями и пишет свои, обещающие быть
интересными мемуары.
А в качестве характерного примера принятия желаемого
за действительное может служить другая история. Некий следователь-криминалист
из Куйбышева обратился к тогдашнему Председателю Верховного Совета СССР
А.И.Лукьянову с просьбой переменить ему фамилию на «Анненков», т.к. он является
потомком глубоко им чтимого декабриста Александра Ивановича Анненкова. Копия
его обращения со схемой родословной была передана мне для экспертизы. Работа в
Военно-историческом архиве позволила совершенно точно установить, что автор
письма не имеет никакого родства с дворянским родом Анненковых, а является
членом семьи уроженца казачьей станицы Журавлевка на Урале и племянником уроженца
этой же станицы, известного атамана белоказачьих войск Б.В.Анненкова. Это
подтвердилось и при изучении мемуаров внучки декабриста А.И.Анненкова Марии
Владимировны Брызгаловой. Рукопись ее воспоминаний привез из Америки Константин
Симонов, который во время войны получил от Марии Владимировны не только эти
мемуары с подробной родословной, но и очень дорогую для нее и для истории
России реликвию — браслет из кандалов декабриста Анненкова, изготовленный на
каторге декабристом Н.А.Бестужевым. Симонов передал мемуары в рукописный отдел
Литературного музея Москвы, где я их и прочла, а браслет — в Музей революции
(ныне — Музей современной истории России), где он и находится.
Что касается атамана Б.В.Анненкова, то, известно, что
он запятнал свое имя жестокостью. К сожалению, иногда печатались его фотографии
как внука декабриста, что совершенно неверно.
Можно привести еще многие примеры результатов нашей
деятельности. Так, когда приближалась юбилейная дата — 200 лет со дня рождения
А.С.Пушкина, частным издателем в 1997 году нам было заказано составить альбом
родственных связей А.С.Пушкина с отдельными представителями русской культуры.
Эта работа лежала в русле наших первоначальных изысканий. Увы, в какой-то
момент заказчик-издатель скрылся, не оставив никаких следов. А к этому времени
автором настоящей статьи и чертежником-исполнителем Л.П.Тиньковой уже было
разработано и выполнено много схем, где подробно прослеживались происхождение и
жизненный путь поэта, его предков, потомков и современников. По нашему мнению, работа
должна была наглядно показать, как на личность влияет, кроме происхождения,
среда, связи внутри ее окружения и время, в котором она реализуется.
Разработанные в подготовленном альбоме схемы
родственных связей А.С.Пушкина с некоторыми представителями дворянской культуры
— такими, как Н.М.Карамзин, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, Г.Р.Державин, кн.
П.А.Вяземский, А.С.Грибоедов, М.С.Лунин, П.Я.Чаадаев, кн.
Е.Р.Воронцова-Дашкова, кн. З.А.Волконская, М.А.Бакунин, Н.Н.Раевский, М.Ф.Орлов
и другие (всего 80 лиц), помогают выявить забытых деятелей той эпохи, что важно
и для истории отдельных семейств и личностей, и для понимания роли поколений в
формировании всего общества.
Мы старались найти не только портреты наших героев, но
и воспроизвести максимальное количество фамильных гербов, т.к. они почти не
известны современному читателю. Многие фамилии сохранили исторические эмблемы,
уходящие в вековую даль, и по своему усмотрению повторяли их на каретах,
пуговицах, на предметах обихода — тарелках, ложках и т.д. Для систематизации
этих порой произвольных изображений в самом конце XVIII века начинается кодификация русских дворянских
гербов. «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской Империи» начал
издаваться в 1797 году и существовал до самой революции и печатал гербы
дворянских фамилий, получивших на это право, утвержденное Департаментом
Герольдии. Заготовлено к изданию было около 20 томов, но вышли из печати очень
малым тиражом первые десять с черно-белыми рисунками гербов и описанием их
раскраски.
Многие дворянские роды вели свое происхождение, как
тогда говорили, «из немец». Их гербы можно было, правда, не всегда найти в
издании Carl Arvid von Klingspor “Baltisehes Wippen-buch”, Стокгольм, 1882.
Все эти тома были доступны для работы в Москве только
в Исторической библиотеке, в бывшей Румянцевской, в Библиотеке иностранной
литературы и в Отделе редких книг Государственного музея А.С.Пушкина. Но во
всех этих хранилищах копировать гербы не разрешалось и приходилось их
срисовывать. Заведующая Отделом редких книг Музея А.С.Пушкина Юлия Юльевна
Гречихина собственноручно приносила из музейного хранилища тяжелые фолианты и
разрешала в своем присутствии копировать гербы из них. Большое спасибо и низкий
поклон ей за это! Раскраску гербов для альбома выполнила архитектор по образованию
и хорошая художница Татьяна Борисовна Николаи.
Хочется надеяться, что содержание альбома, а это —
малоизученная важная составляющая нашей культуры, заинтересует читателей (а
может быть, и издателей), и проделанная работа не останется невостребованной.
От редакции. Публикуя материал Д.М.Никаноровой о работе над
«Альбомом родословных связей русского дворянства с А.С.Пушкиным», редакция
«Нашего наследия» надеется организовать спонсорскую поддержку изданию этого
поистине уникального многолетнего труда, не имеющего аналогов в пушкинистике и
необычайно важного и интересного в познании нашего прошлого.