Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Архив событий Проект редакции журнала «Наше наследие»

Выставка графики Елены Трофимовой

«HOMO LIBRI»

В выставочном зале редакции журнала «Наше наследие» представлена ретроспектива книжной графики Елены Трофимовой «HOMO LIBRI». Цельные иллюстративные циклы показывают мастерство художника в работе с очень разными литературными текстами, в каждом из которых был найден особый графический стиль, передающий не только образы повествования, но и органично формирующий внутреннее пространство книги. «Русские заговоры» (1991), С.Аксаков «Семейная хроника» (1988), А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (1987), В.Тендряков «Избранное» (1985), А.Н.Островский «Горячее сердце» (1984), Л.Н.Толстой «Крейцерова соната» (1983), Данте «Vita nova» (1982), Бертольд Брехт «Мамаша Кураж и ее дети» (1965),— все эти книги в графических интерпретациях Елены Трофимовой стали классикой жанра, вошли в историю российского книжного искусства.

Вот как характеризует творческий путь Елены Трофимовой известный московский график Юлий Перевезенцев:

О Елене Трофимовой, с полным основанием, можно сказать — она подлинный Homo Libri. Вся ее жизнь, так или иначе, связана с книгой. Неистовый книгочей, она фанат книги в любых ее проявлениях, от источника познания до книги как предмета искусства. У нее не было проблем с выбором профессии. Родившись в семье талантливого иллюстратора Александра Андреевича Васина (1915–1971), не задумываясь стала художником, и свои первые работы сделала еще будучи студенткой. Всего же она оформила около ста книг, заслужив репутацию успешного иллюстратора. Однако диапазон ее творческих интересов и возможностей гораздо шире. Трофимова интеллектуал, тонко чувствующий литературу и искусство, человек, наделенный поэтическим даром, острый полемист и педагог с оригинальной, собственной методологией преподавания изобразительного искусства.

Что же касается самой книги как продукта культуры, то создание ее — сложный многоуровневый процесс, результат творческого взаимодействия людей многих профессий. И работа над иллюстрациями тесно связана со всем издательским комплексом, подчас ограничивающим художника множеством условий.

В каждом иллюстративном замысле пересекаются три действительности — мир, изображенный в литературном произведении, мир писателя и мир самого иллюстратора. Художник должен учесть и увязать все эти данности. В треугольнике «писатель, иллюстратор, читатель» задача художника — не мешать читателю, и сделать книгу предметом искусства. В своих лучших иллюстративных циклах Трофимова, как опытный лоцман успешно преодолевает все преграды и ограничения. Ранние работы, чаще черно-белые — жестко графические более условны и стилизованы. Их отличает ясная структурность формы. В более поздних преобладает живописное начало, художник исследует взаимоотношение цвета и пластической формы. Они более пространственны и реалистичны, что отвечает литературному источнику, по большей части это русская классика XIX века. В каждой серии разная мера условности. Лучшие из них отличает тонкое и точное соответствие литературному произведению, передающее аромат эпохи. В каждом цикле своя интонация, свой особый звук. Трофимова хорошо знакома с материальной историей разных эпох, а пространственно-ритмическая организация пластических форм — сильная сторона ее дарования.

Последние годы Елена Трофимова не работает в книге. Она полностью со всей страстью погрузилась в преподавание и искусствоведческие изыскания и в этом преуспела так же, как в прежней своей деятельности художника-иллюстратора.

Выставка в «Нашем наследии», открывшаяся накануне семидесятилетнего юбилея Елены Трофимовой, собрала многочисленных ее друзей, художников и дизайнеров, с чьими именами связаны достижения российского искусства книги.

Среди участников вернисажа «HOMO LIBRI» были: Н.Попов, Ю.Перевезенцев, Н.Калинин, Б.Трофимов, Ю.Ващенко, А. и Т. Коноплевы, С.Терехов, В.Васильев, Л.Орлова, А. и И. Смирновы, М.Соркин, Ю.Холодовский, И.Трофимов, А., Е. и М. Васины, Н. и О. Вельчинские, А. и И. Антоновы, Е.Радлова, Е.Бондаренко, А.Моторов, Н.Громова, Л.Герасимова, Л.Горяева, Е.Дьяконова, В.Голубева, А.Тотибадзе, М.Михальская, М.Воронцова, М.Овчинникова

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru