Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Архив событий Проект редакции журнала «Наше наследие»

In memoriam

О Сергее Шумихине

Сергей Викторович Шумихин (1953–2014)

Известие, что Серёжа Шумихин ушел из жизни, глубоко опечалило меня и поразило своей неожиданностью – ведь совсем незадолго до этого скорбного дня мой коллега по работе обмолвился, что встретил его в РГБ…

В 1990 году в Институте мировой литературы началась подготовка издания академического собрания сочинений Есенина. Как её участники, мы с Н. И. Шубниковой-Гусевой в то время постоянно приходили в читальный зал РГАЛИ, где вчитывались в рукописи поэта и в документы, связанные с его именем. Однажды к нам подошел высокий, молодо выглядевший ясноглазый человек, представился и предложил принять участие в проекте комментированного издания материалов к биографии Есенина, хранящихся в архиве. Это был Серёжа Шумихин.

Мы согласились и принялись за работу. Наталья Игоревна занималась комментарием к воспоминаниям Г. Бениславской и к её дневнику, а я – статьей поэта «Железный Миргород» и вариантами ее текста для воспроизведения в печати (их в есенинской рукописи оказалось немало). Но при этом мы не раз собирались втроём и обсуждали вопросы, появлявшиеся у каждого из нас по материалам сборника в целом.

Серёжа был очень внимательным собеседником, прислушиваясь к любому из высказанных замечаний и учитывая их в своей комментаторской работе, и непременно благодарил коллег за ту или иную помощь или подсказку – это было его правилом профессионала. Помню, как он поделился со мной, что не может прочесть зачеркнутое место в рукописи воспоминаний А. Тарасова-Родионова о Есенине, и предложил попробовать разобрать, что же всё-таки там написано. У меня это получилось. Когда сборник вышел, я увидел, что Серёжа в своём комментарии оговорил моё участие специально…

Он с готовностью оказывал нам всяческую помощь в работе над есенинским собранием сочинений. В частности, мы обязаны ему сведениями об источниках формирования архивного фонда Есенина во второй половине 1930-х годов в РГАЛИ (тогда ЦГЛА), без чего невозможно было бы прояснить некоторые важные детали бытования есенинских рукописей после кончины поэта.

С середины 1990-х мы встречались с Серёжей нечасто, но за его публикациями я следил постоянно и всегда находил в них что-то новое для себя.

Наше (уже виртуальное) общение возобновилось в середине 2007 года:

«Дорогой Сергей, у тебя имейл завелся давно, а у меня месяц назад. Штука удобная. Я теперь сотрудник ИМЛИ, работу сдающий по электронной почте.

Сейчас готовлю для “Нового мира” большую публикацию (пойдет с января 2008, с продолжением, в 4-х номерах). Это дневник одного из их редакторов Вяч. Полонского… В связи с этим вопрос по теме: не можешь ли датировать эксцесс с Есениным, когда тот порезал руку?..

Заранее благодарю. Обращайся тоже за разными справками. Интернет для подготовки комментария – поразительная штука, хотя и ляпов там немало.

Твой тезка Сергей Шумихин».

Я ответил на его вопрос, но продолжения переписки тогда не последовало. Лишь 23 марта 2009 года от него пришло письмо: «Дорогой Сергей, не смог бы ты помочь откомментировать – в пределах возможного, разумеется, – запись из дневника Кузмина… Мне не комментарий как таковой нужен, а справки о лицах к аннотированному указателю имен. Кое-кого я знаю».

В то время Серёжа готовил для «Нашего наследия» публикацию дневника М.А. Кузмина за 1929 год. Ко мне он обратился, так как знал, что я давно занимаюсь Николаем Клюевым, одним из героев записи, о которой идёт речь [3 июня 1929; см. её в № 95 (2010), с. 92]. Его интересовал некий Василий Васильевич. Из литературы было известно, что среди знакомых Клюева был архитектор В.В. Улитин, и Серёжа хотел уточнить у меня сведения об этом человеке. В.В. Улитин, однако, звался не Василием Васильевичем, а Василием Владимировичем… Казалось, поиски упёрлись в тупик. Но буквально через несколько дней (28 марта) Серёжа поспешил поделиться со мной своей находкой: «Дорогой Сергей, я распутал всё. Помогли записи <Кузмина> за другие числа и некоторое количество интуиции. Итак, чтение <речь – о клюевском чтении своей поэмы “Погорельщина”> происходило в доме Великанова Василия Васильевича (1898–1969) – композитора. В 1920–1933 зав музыкальной частью Ленинградских драмтеатров. В 1930 окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции В.В. Щербачева».

До конца 2009 года мы обменялись ещё несколькими письмами по возникающим друг у друга текущим вопросам. А 25 февраля 2010 он написал мне:

«Дорогой Сергей, надеюсь на твою память. Дело вот в чем: много лет назад, еще во время работы над сборником “Есенин: материалы к биографии”, мне попадались в одном из журналов (кажется, не московском, а ленинградском, но твердо не помню) то ли целиком опубликованные, то ли пересказанные с цитатами внутри статьи журналиста – опять не помню – воспоминания (письмо с воспоминаниями?) вдовы Г.Ф. Устинова Е.А. Устиновой, “тети Лизы”. Не знаешь ли ты, о чем речь? Через 18 лет позарез потребовалось, а в хаосе бумаг найти невозможно. Кстати, принял твердое решение: никаких выписок на отдельных листках. Всё только в тетрадках и блокнотах, различающихся по цвету и формату. Хоть какая-то гарантия, что с бумажным мусором не будет выметено и не затеряется. А память подскажет: это должно быть в синей тетрадке, а это я записывал в зеленой... Жму руку».

В тот момент я тоже не сообразил, что имеет в виду Серёжа, и обратился за помощью к Н.И. Шубниковой-Гусевой – нашей общей коллеге по работе в 90-е годы. Она-то и прояснила нам, что на самом деле это были воспоминания, но не «тёти Лизы», а другой женщины – Н.М. Гариной, опубликованные в Петербурге К.М. Азадовским («Звезда», 1995, № 9).

Вскоре (16 марта) я сообщил Серёже: «22 марта в 18.00 в малом зале ЦДЛ – презентация книги “Николай Клюев: воспоминания современников”, вышедшей у Лесневского. Приходи, если сможешь, кажется, будет небезынтересно». И 22-го он пришел в ЦДЛ, и мы встретились.

Может быть, дело было в том, что я очень давно не виделся с Серёжей, – но при взгляде на него мне тогда сделалось неуютно. Стоявший передо мной человек уже не был полон энергии, как много лет назад, глаза его уже не лучились, как прежде, ясностью, но были усталыми, померкшими. Впрочем, перелистав книгу о Клюеве, он сразу же указал на попавшиеся неточности – его хватка прирождённого архивиста совершенно не оскудела… Этой нашей встрече суждено было стать последней.

В июле–августе 2010 года Серёжа еще задавал мне в письмах вопросы в связи с готовящейся им публикацией инскриптов М. Кузмина (см.: «Наше наследие», 2010, № 95, с. 110–112) А 6 декабря поинтересовался:

«Здравствуй, Сергей. У меня вопрос по Полонскому – Григорьеву. Готовя книжное издание дневника Полонского (то, что было в “Новом мире”, – это журнальный вариант) я хотел бы использовать письма Б.Д. Григорьева к нему как к искусствоведу, но пока еще не добрался до того, чтобы заказать их в РГАЛИ и внимательно прочитать. Ты их смотрел, готовя публикацию в “Нашем наследии”, – что можешь сказать о содержании и о том, не готовит ли кто-либо их к печати? А может, уже и опубликовал – в Интернете я, впрочем, не нашел. Буду благодарен за сведения, хотя бы в самых общих чертах».

Эти письма Бориса Григорьева, ставшие составной частью моей публикации литературных материалов художника («Наше наследие», 2008, № 87/88, с. 108–109), которую упомянул Серёжа, к тому времени уже были вывешены в Сети. Я сразу же послал ему адрес соответствующего сайта, но ответа не получил. Не ответил он и на следующее письмо, отправленное мною несколько дней спустя.

На этом наша переписка оборвалась. С тех пор до меня доходили лишь скудные, без каких бы то ни было подробностей, сведения о нездоровье Серёжи. А 5 февраля 2014 года случилось то, что случилось…

Сейчас он иногда видится мне – и не пожилым человеком с потухшим взором, но тем ясноглазым, беспредельно преданным любимому делу юношей, с кем я встретился без малого четверть века назад в архивном читальном зале.

Вечная ему память.

Сергей Субботин

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru