Из статьи «Мнимый Блок?»

 

Это лишь одна из нескольких литературных мистификаций Садовского, связанных с Александром Блоком, и, как кажется, единственная, которую постигла неудача и которая была отвергнута редакцией «Нового мира». Относится эта попытка к августу 1944 г. Садовской прислал в журнал машинописный список «поэмы» (жанровое определение принадлежит Садовскому):

 

            Белая ночь

 

Барон гулял по Невскому. Барон

Отменно выбрит и одет отлично.

От котелка до серых панталон

На нем изящно все и все прилично.

Зеленый галстух на воротнике,

Лимонная перчатка на руке

И набалдашник у тяжелой трости

Из благородной мамонтовой кости.

 

Закат бледнел. В оконных зеркалах

Пестрели сласти, зонтики, картинки,

И рдели меж колбас и черепах

С привозными черешнями корзинки.

Трамвая беспокойный звон и гул.

Еще один газетчик промелькнул,

Гостиный двор веревка оградила,

На думской башне десять раз пробило.

 

Вот на углу уютный Доминик.

Барон неслышно подошел к буфету,

Взял пирожок, поправил воротник

И развернул вечернюю газету.

А между тем бледнел и таял май.

На площади чугунный Николай

С конем своим, танцующим на месте,

Казалось, вырезан из черной жести.

 

И снова шел по Невскому барон.

Темнела Исаакия громада,

И медленно лилась со всех сторон

Прозрачная и нежная прохлада.

Над Петербургом замер вещий сон.

Который раз встает и снится он,

Который раз смущает он влюбленных

И сладко утешает обреченных.

 

И дрогнула усталая душа.

Как черный призрак в дымчатом эфире

Барон летал по улицам, спеша.

Вот на Галерной он в своей квартире.

Глядят шкафы заглавиями книг.

Он взял перо, задумался на миг,

Занес печать над маленьким пакетом

И посмотрел на ящик с пистолетом.

 

А завтра было то же все точь-в-точь:

Опять толпа и пыль на тротуарах,

Опять лилась и замирала ночь,

Опять шумели в кабаках и барах.

И на Галерной то же, что вчера,

Шкафы, портьеры, бронзовые бра,

И на пакете с вензелем корона,

И за столом на кресле труп барона.

 

Происхождение «поэмы» Садовской объяснял так: «Ровно тридцать лет назад я собирался издавать в Москве альманах “Галатея”. В сотрудники приглашен был и А.А.Блок, подаривший мне свою поэму “Белая ночь”.

Альманах не успел выйти по случаю начавшейся войны, и поэма Блока осталась в моем архиве» (РГАЛИ. Ф. 2569. Оп. 1. Д. 37).

Все, сказанное Садовским о «Галатее», не соответствует действительности. Задуманный в начале 1913 г. (а не «ровно тридцать лет назад», как писал Садовской в августе 1944-го) в Петербурге (а не в Москве), альманах распался из-за внутренних разногласий в редакции. Окончательно отказался от идеи его издавать Садовской в конце 1913 г., то есть задолго до начала мировой войны.

Для знакомых с творческой манерой Садовского, в особенности с его «рассказами в стихах», совершенно ясно, что «Белая ночь» и стилистически и тематически лежит в русле его позднего творчества (см. соответствующий раздел в НБП. С. 197–260). Можно сравнить петербургские реалии стихотворного текста со следующим местом из «Записок» Садовского (курсив мой. — С.Ш.): «Наступило лето. Белые ночи околдовали меня. Ровно в полночь я отправлялся гулять и медленно шел Вознесенским проспектом. Вот памятник императора Николая. Конь и всадник точно вырезаны из черного картона.

Белая мгла плывет и тает. Исаакий дымится <...>. Бродил я по набережной, каналами, вдоль дворцов. Выходил на Невский. У Доминика рюмка портвейну и пирожок. О, петербургские ночи!» (Записки. С. 170–171).

Сотрудник «Нового мира» Н.И.Замошкин, к которому поступила «Белая ночь», попросил Садовского прислать автограф. Садовской отвечал: «Поэма Блока, переписанная по его просьбе для меня поэтом Пястом, долго считалась утерянной, и только этой весной я случайно нашел ее в одной из книг моей библиотеки. Я не нашел нужным оставить ее у себя и уничтожил, как обыкновенную рукопись <?!! — С.Ш.>. За подлинность поэмы я Вам ручаюсь» (РГАЛИ. Ф. 2569. Оп. 1. Д. 373. Письмо от 16 сентября 1944 г.).

Аргументация Садовского и его ручательство редакцию «Нового мира» не убедили, и «Белая ночь» в журнале не появилась. Тогда Садовской попытался пристроить «поэму» в очередной выпуск сборников «Звенья». 3 июля 1946 г. он писал их редактору В.Д.Бонч-Бруевичу (который заочно достаточно хорошо знал Садовского в бытность свою директором Государственного литературного музея, куда Садовской продал значительную часть своего архива и библиотеки):

«Уважаемый Владимир Дмитриевич!

Простите, что поздно отвечаю: только вчера Н.В.Арнольд переслал мне Ваше письмо.

Препровождаю поэму Блока.

Статьи постараюсь доставить как можно скорее.

Не найдете ли возможным выдать мне аванс в размере тысячи рублей?» (НИОР РГБ. Ф. 369. Карт. 328. Д. 17. Л. 2).

Ответ бывшего директора Гослитмузея не мог утешить мистификатора:

«21 июля 1946 г. Многоуважаемый Борис Александрович. Рассмотрев присланную Вами рукопись — машинописный материал “Белая ночь” — и посоветовавшись с сериозными специалистами, у меня возникло большое сомнение в том, что это стихотворение А.Блока. Скорее всего — нет, а потому без получения автографа, который разрешил бы все сомнения, печатать <его> в сборнике “Звенья” я не считаю возможным.

С благодарностью за внимание к моему изданию, возвращаю Вам по этой причине присланное Вами стихотворение.

Всего Вам наилучшего.

Редактор сборников “Звенья” Вл. Бонч-Бруевич»

(Там же. Карт. 198. Д. 19. Л. 1 и об.).