1 Современники писали о новом литературном течении: «Необходимый, но по существу “только подсобный” метод ныне возвели в основной, признали его, вместе со “статистическим” “единственно-научным”, и в результате режут безжалостно тело поэзии, не заботясь об ее духе» (Сиповский В. Схоластика // Литературный еженедельник. 1923. № 23). Обращаем внимание также на большую статью Л.Д.Троцкого «Формальная школа поэзии и марксизм» (Правда. 1923. 26 июля).

2 В своей вступ. ст. «Основные элементы лирики Фета» к редактированному им Полн. собр. стихотворений Фета (СПб., 1904) Б.В.Никольский писал: «При рассмотрении собранного материала напрашивался вопрос: все ли должно и можно включать в общедоступное издание? Неровность вдохновений Фета, интимный характер некоторых пьес, — побуждали ограничиваться лишь осмотрительною выборкой; малая вероятность скорого появления критического издания обуславливала желание поделиться с читателями всеми добытыми богатствами» (Указ. соч. С. LVI–XCVIII).

3 Китайская грамота (фр.).

4 Лидия Алексеевна Чарская (наст. фам. Чурилова; 1875–1937) — писательница. Она была одним из самых популярных в дореволюционной детской и подростковой литературе нач. ХХ в. авторов, книги Чарской пользовались бóльшим спросом, чем даже сочинения Жюль Верна. В то же время большинство критиков единодушно выступали против популяризации ее произведений, как «образцового дурновкусия». Огромное литературное наследие Чарской в значительной, и не самой лучшей, части переиздано в последние десятилетия.

5 Л.Н.Майков — историк литературы, пушкинист. Упомянута биографическая статья о нем «Гуманист-академик» в кн.: Батюшков Ф. Д. Критические очерки и заметки о современниках. Ч. II. СПб., 1902. С. 225–228.

6 Великая порода! (фр.).

7 Сестра Фета Анна Афанасьевна Шеншина умерла в детстве, и сведений о ней почти не сохранилось.

8 Вскоре эти письма были опубликованы, но другим исследователем. См.: Фет в переписке с И.П.Борисовым / Публ. Е.Покровской // Литературная мысль. Кн. I. Пг., 1923. Характерно для научной щепетильности Блока, что в «Рождении поэта…» он цитирует эти письма по публикации Покровской, далеко не образцовой в смысле археографии, хотя располагал подлинниками. Цитируемое Садовскому Блоком по памяти место в письме Фета, написанном осенью 1851 г., вскоре после гибели Марии Лазич, звучит так: «…ищу хозяйку, с которой буду жить, не понимая друг друга».