1 Речь идет о статье
К.Чуковского «Ахматова и Маяковский» и рассказе Е.Замятина «Мамай» в № 1
альманаха «Дом Искусств». По мнению А.Луначарского «Дом Искусств»: «…производит
впечатление абсолютной ненужности, совершенно безразлично, вышел ли этот журнал
или не вышел, написаны эти стихи, повести или не написаны…» (Печать и
революция. 1921. № 2. С. 224).
2 Слова
из письма Л.Н.Толстого Фету от 28 июня 1867 г. (см.: Толстой Л. Н. Переписка с русскими писателями Т. I. М.:
Художественная литература, 1978. С. 387). >>>
3 Из стихотворения Гумилева «Заблудившийся трамвай» в №
1 «Дома Искусств»:
И,
промелькнув у оконной рамы,
Бросил
нам вслед пытливый взгляд
Нищий
старик, — конечно, тот самый,
Что
умер в Бейруте год назад.
4 Речь идет о названной выше
книге А.Блока «За гранью прошлых дней» (1920).
5 Сергей Федорович Ольденбург
(1863–1934) — востоковед, непременный секретарь Российской Академии Наук в
1904–1929 гг. Входил в ЦК партии кадетов. В июле-августе 1917 г. был министром
народного просвещения Временного правительства.
6 Два письма Александра Блока
от 22 ноября и 10 декабря 1920 г. Георгий Блок опубликовал в своих
воспоминаниях «Герои “Возмездия”» (Русский современник. 1924. .№ 3. С. 181,
185). Оригиналы неизвестны, машинописные копии хранятся в Пушкинском Доме.
Письма Георгия Блока к Александру Блоку сохранились в фонде последнего и прежде
не публиковались. Приводим четыре из них с небольшими сокращениями.
>>>
7 Имеются в виду книги: Ремизов А. Заветные сказы: Царь Додон;
Что есть табак; Чудесный урожай; Султанский финик. Пб.: Алконост, 1920. (Ранее,
в 1919 г., «Заветные сказы» запрещались цензурой.) «Занавешенные картинки»
М.Кузмина с рисунками В.Милашевского были изданы петроградским издательством
«Петрополис» на правах рукописи, без цензурного разрешения (в то время,
конечно, невозможного). На титуле стояло фиктивное место издания — Амстердам.
Книга в открытую продажу не поступала; время от времени Кузмин или Ю.Юркун
брали в книжной лавке «Петрополиса» экземпляры, реализуя их среди знакомых
букинистов и библиофилов. Отвечая на появившуюся
много позже в еженедельнике «Жизнь искусства» (1924. № 5) рецензию
«Амстердамская порнография», подписанную С.Э. (т.е. Старый Энтузиаст), Кузмин
писал ее автору Акиму Волынскому: «Книга, изданная 5 лет назад на правах
рукописи, официально в продажу не поступавшая, ни юридически, ни этически не
может быть объектом печатного обсуждения, как дневник, частные письма, случайно
найденные у антиквара или собирателя автографов» (Цит. по: Богомолов Н.А., Дж. Э. Малмстад. Михаил Кузмин: искусство, жизнь, эпоха. М., 1996.
С. 227).
8 Николай Осипович Лернер
(1877–1934) — литературовед, критик, драматург, пушкинист.
9 Названы книги издательства
З.И.Гржебина: Лермонтов М. Ю.
Избранные сочинения в одном томе. 1814–1841 / Ред., вступ. ст. и примеч. А.
Блока. Берлин; Пб., 1921; Некрасов Н. А. 1821–1877. Избранные стихотворения / Ред., вступ.
ст. и примеч. К.Чуковского. Берлин; Пб., 1921; Лернер Н. О. Белинский: Критико-биографический очерк. Берлин; Пб.,
1921.