Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Редакционный портфель Александр Севастьянов. «Расскажу тебе теперь кое-что секретное…»

Аннотация Александр Севастьянов. «Расскажу тебе теперь кое-что секретное…» Примечания Иллюстрации


Примечания


1 Текст приводится с соблюдением орфографии и пунктуации оригинала, но без использования букв, вышедших из употребления, и без твердого знака в окончаниях на согласную.

2 Имеется в виду, скорее всего, Василий Сергеевич Трубецкой (1776-1841,) генерал-адъютант, сенатор и член государственного совета, бывший в 1830 году чрезвычайным послом в Лондоне, но возвращенный в Россию в 1831.

3 Речь о Григории XVI (Бартоломео Альберто-Мауро Капеллари, 1765-1846).

4 Переписка русских пенсионеров подвергалась перлюстрации.

5 Так писалась фамилия Брюлловых, пока Александр Первый не пожаловал братьям Брюлло, Карлу и Александру, перед отправкой их за границу, окончание фамилии «-ов» в ознаменование выдающихся успехов на художественном поприще. Европа должна была узнать их под «русским» именем.

6 Российским посланником в Риме до апреля 1832 г. был князь Г.И. Гагарин (театрал и друг многих художников). Брюллов играл в любительских комедиях у него, оформлял спектакли вместе с Н.Е. Ефимовым и Г.Г. Гагариным-сыном. Г.И. Гагарин писал в 1828 году А.Н. Оленину: «Брюллов гений необыкновенный, который на все поддается, его портреты, его сочинения, его отделка – все превосходно». – Ацаркина, с. 67.

7 Карл Брюллов состоял в масонской ложе Избранного Михаила, но в 1822 г. дал подписку о неучастии в тайных обществах в дальнейшем. – Сахаров В.И. Листки из «масонской архивы» к биографии М.Н. Загоскина и К.П. Брюллова // Литературная Россия, 6 февраля 1998, № 6.

8 Ефимов Николай Ефимович (1799-1851), архитектор, гравер и рисовальщик. С 1840 г. академик архитектуры, с 1844 г. профессор АХ. В Италии пребывал с 1827 до середины 1830-х гг.

9 Речь идет о француженке Аделаиде Демулен, «переданной» Бюллову потерявшим здоровье и уезжавшим в Сорренто Сильвестром Щедриным. Карл потом оставил Аделаиду и завел роман с графиней Юлией Самойловой. Не получив ответа на свое отчаянное письмо, молодая женщина покончила с собой, утопившись. Списки этого и еще одного любовного письма Аделаиды на французском языке, видимо, ходили по рукам русских пенсионеров; Иванов сберегал в своем архиве до самой смерти комплект, сделанный рукой неустановленного лица, если не самой несчастной (ОР РГБ, ф. 111, к. 9, ед. хр. 13).

10 Гофман И. (в справочниках не значится) художник родом из Риги, с которым у Иванова сложились особенно близкие отношения в Риме. Втроем с Григорием Игнатьевичем Лапченко они образовали дружеский триумвират: «Гофман, Лапченко и я составляем одно тело. Первый добр, умен и несколько тоже рассеян, не любит карлистов, т.е. приверженцев к Карлу [Брюллову]», – такую запись оставил Иванов в своих бумагах (Новицкий, с. 55).

11 Марков Алексей Тарасович (1802-1878) приехал в Италию в 1830 году.

12 Возможно, Иванов несколько сгустил тут краски, рисуя черным образ Карла Павловича. Между тем, сохранилось верное свидетельство, что данный эпизод не слишком омрачил отношения Брюллова с Марковым, которому он, отъезжая из Италии в Петербург в 1834 г., доверительно оставил все свои неоконченные картины, принадлежности живописца, бытовые вещи и т.п., правда, запечатав имущество своим перстнем-печаткой (Ацаркина, с. 140). Брюллов, по воспоминаниям художника Алексея Боголюбова, всегда посмеивался над Марковым, приятельски поддразнивал, именуя его «Колизеем Фортунычем» и «нищим профессором в долг» (обыгрывая названия его картин: «Фортуна и нищий» и так и не дописанные «Христианские мученики в Колизее»). Не этот ли трудный опыт был причиной того, что Марков, преподавая в Академии в 1840-е гг., отличался, как пишут энциклопедии, «особым вниманием к молодым художникам». Справедливость требует признать, что Карл Павлович кому-то из русских художников и покровительствовал, например, яро заступился перед А.Н. Демидовым за «невинно обвиненного» Казицына.

13 Федор Антонович Бруни (1799-1875) отправился в Рим еще весной 1819 г. и к началу 1830-х гг. уже был состоявшимся художником. В 1826 году он получил сто червонцев от Общества, но не стал пенсионером, т.к. имел имя и независимость, а потому проигнорировал призыв «чтобы он объяснил Обществу откровенно свои нужды». Он был известен как автор «Смерти Камиллы, сестры Горация», «Пробуждения граций», «Вакханки и амура» и пр. В 1827 г. АХ поручила ему сделать две гигантские копии с росписей Рафаэля «Торжество Галатеи» и «Изгнание Илиодора из храма». К приезду Иванова он прочно занял не последнее место в русской художественной иерархии за рубежом.

14 Архитектор А.И. Засен (Зассен, фон Зассен) занимает много места в долголетней переписке Иванова с отцом (с первого из сохранившихся писем отца к сыну и до самого последнего в 1846 г.) из-за денежных отношений. Пожалев растратившегося молодого человека, чуть не угодившего в тюрьму, Иванов-сын принял деятельное участие в сборе средств для него и сам выдал ему 1500 рублей на дорогу до Петербурга с больной невестой. Эти деньги он тщетно потом пытался получить обратно. Иванову-отцу довелось и судиться с братьями Засенами.

15 Соболевский Андрей Петрович (1789-1867) и Юлиан Юзефович Карчевский – художники. Карчевский, с которым сблизился Иванов, умер в Риме в 1833 году.

16 О В.И. Григоровиче и его отношениях с автором письма, а также об «Обществе» подробности впереди.

17 Отец и первый учитель автора письма – художник Андрей Иванович Иванов (1776-1848), сын «неизвестных родителей», в АХ был принят из Московского Воспитательного дома. Окончил ее с золотой медалью, но за рубеж командирован не был, поскольку к тому времени обзавелся семьей, женившись на Екатерине Ивановне, дочери художника Диммерта (Демерта). Дослужился до профессора АХ, выслужил дворянство.

18 Сухих Андрей Акимович (Якимович, Екимович, 1798-1843), учился в АХ с 1808 по 1821 гг. О нем речь впереди.

19 Младший брат Сергей со временем, после смерти отца, переехал к старшему брату в Рим, где заботливо ухаживал за ним. В Россию, однако, за братом не последовал, продолжал жить и скончался в Риме в 1877 г.

20 Александр Осипович Орловский (1777-1832), российский художник польского происхождения, протеже великого князя Константина. Путешествовал по Франции, Италии, Германии. Чем обязан ему Иванов, выяснить не удалось.

21 Иванов имел обыкновение составлять и хранить черновики своих писем: «После его смерти я сошелся в Риме с его братом Сергеем, архитектором, и многое от него узнал; наконец, после смерти архитектора, мне пришлось разбирать бумаги обоих братьев: в бумагах Иванова я нашел много черновых писем, некоторые из них писаны в альбомах, другие на отдельных листках. Таким образом накопился у меня значительный материал…» (Боткин, с. II). Альбомами тут Боткин именует записные книжки или просто сшитые листы разного формата.

22 Алексей Петрович Новицкий (1862-1934), академик Всеукраинской Академии наук, в то время помощник библиотекаря Московского исторического музея и главный редактор «Русского художественного архива» (1892-1894, изд. В.А. Головин), много работал с архивами Иванова. Он в своем журнале полностью опубликовал письма Иванова-отца к сыну (письма сына к отцу не сохранила внучка последнего, Е.А. Сухих), а в 1895 г. издал книгу об А.А. Иванове, где и напечатал искомый черновик, дав «глухую» ссылку. К тому времени фонд Иванова в РМ не был описан, да и культура ссылок не сформировалась в достаточной мере, так что точнее сослаться Новицкий не мог. Да и хотел ли? Есть основания в этом сомневаться.

23 Новицкий, с. 56-58.

24 Поскольку именно Румянцевский музей владел, хранил и выставлял для публики прославленное «Явление Христа народу».

25 Отчеты Румянцевского музея 1879-1882 гг. – С. 43-49.

26 Там же. Ср. характерный отзыв проф. В.М. Зуммера: «Пользующаяся в литературе об Иванове значением едва ли не первоисточника книга М.П. Боткина… при сличении с Ивановскими материалами московского Румянцевского музея обнаруживает крайнюю неполноту… Опубликование писем без начала, без конца, соединение двух разных писем в одно, ошибки в чтении, пропуски, переделки, как от недопустимой небрежности, так и в целях сознательного искажения – заставляют признать печатный текст версией» (Зуммер В.М. Александр Иванов: материалы и исследования. Тезисы диссертации. – Машинопись. – Баку, 1924. – ОР ГТГ, ф. 51, ед. 16, л. 1).

27 Виноградов, с.

28 Анисов, с. 114-115.

29 Алпатов, т. 1, с. 67.

30 Петр Иванович Нерадовский (1875-1962), главный хранитель Русского музея, в 1925 г. и.о. директора ГТГ, в 1925-1928 гг. член Ученого совета и Правления ГТГ, в 1933 арестован и репрессирован, с 1935 г. жил в Тарусе, в 1938 г. арестован и репрессирован повторно, освобожден в 1943 г., до 1958 г. жил в Загорске, затем в Москве. Над монографией об Иванове работал с перерывами как минимум с 1912 по 1933 гг., предлагая ее разным издательствам, судя по переписке (письма Е.М. Хрулова – И.С. Остроухову, И. Кнебеля – Нерадовскому, И.С. Остроухова – Нерадовскому, В.Д. Комаровой – Нерадовскому и др.). Особенно активно он готовил издание переписки Иванова в начале 1930-х гг., однако в связи с арестами и проживанием вне Москвы работа осталась незаконченной. Архив Нерадовского хранится в ОР ГТГ.

31 Машинопись хранится в НИОР РГБ, в деле фонда.

32 Аскарянц А.В., Машковцев Н.Г. Архив А.А. и С.А. Ивановых. – Записки Отдела рукописей. – М., Гос. б-ка им. В.И. Ленина, 1958. Вып. 20. (Машковцев занимался рисунками.)

33 Обращенные к Измайлову послания есть в папке «Копии с писем А.А. Иванова к разным лицам, 1831» (ОР ГТГ, ф. 31 [Нерадовского], ед. 2493), но «черновика Новицкого» среди них нет, как и в папке «Копии писем А.А. Иванова к разным лицам (1830-1851 гг.)» и других.

34 Архив РГБ, оп. 17, д. 256.

35 Профессор Зуммер, изучавший, по его словам, наследие Иванова в течение 33 лет, специализировался на религиозных мотивах в творчестве художника. Его судьба пересеклась с судьбой Новицкого на Украине. Новицкий в 1918 г. оказался в Крыму (на своей даче в Коктебеле), но в эмиграцию не попал и в Москву не вернулся, а остался работать на Украине, где около 1928 г. сблизился с Зуммером. Однако в 1933 г. Зуммер был арестован и репрессирован, судьба его архива мне неизвестна, а в 1934 г. Новицкий умер на Украине в звании академика. Так что вряд ли судьба публикуемого письма восходит к собранию последнего.

36 На такой бумаге, например, с филигранью знаменитой фирмы «Whatman» и датой «1831» было написано письмо Карлу Брюллову, которое Иванов, по всей видимости, так и не решился отправить (ОР РГБ, ф. 111, к. 4, ед. 19, л. 5). Встретилась мне и бумага высшего сорта с филигранью «A. Johannov», что дает повод думать о специальной «именной» бумаге, изготовленной для Иванова на заказ (ОР РГБ, ф. 111, к. 4, ед. 19, л. 3). Без сомнения, Иванов понимал в таких вещах толк и хорошей бумагой не разбрасывался.

37 Точно так же, например, на свободном пространстве письма Измайлова Иванову, хранящегося в том же фонде, разместили из экономии свои дружеские приписки Васильченко и Спарро, без расчета на отрыв, однако и не на отдельных страницах.

38 ОР РГБ (б. Румянцевский музей), ф. 111, к. 4, ед. хр. 67, л. 3 об. Ср. ремарку из описания фонда художника: «А.А. Иванов из соображение экономии писал одновременно всем членам семьи, а иногда даже в один конверт вкладывал письма к своим академическим друзья – П.И. Измайлову, М.Е. Васильченко и др.» (Аскарянц А.В., Машковцев Н.Г. Цит. соч., с. 30). Кстати, письмо приходится считать чистовым не только по причине чистописания: к нему имеется черновик, написанный в характерной для ивановских черновиков трудночитаемой манере.

39 Аскарянц А.В., Машковцев Н.Г. Цит. соч., с. 5.

40 Там же.

41 ОР РГБ, опись 111, короб 4, № 27.

42 Алпатов, т. 1, с. 59.

43 Письмо отцу весной 1834 года (Боткин, с. 40).

44 Боткин, с. 353.

45 Иванов-отец, возможно, все же, не был полностью в курсе поползновений зятя, ибо немало с ним профессионально сотрудничал; в 1831 г. он отписывал сыну: «Работой моего зятя… был доволен и назначил послать для усовершенствования в чужие края». Сухих с женой жил на Васильевском острове по соседству (через дом) от семьи Ивановых, перебравшихся из академической квартиры в дом купцов Жуковых не позже июля 1831 года (см. Письма, с. 25). Вплоть до ноября 1835 г. в письмах отца к сыну Сухих упоминается вполне уважительно и благожелательно, хотя отец и «замечал с давнего времени несходство нравов» между зятем и дочерью.

46 ОР РГБ, ф. 111, к. 1, ед. хр. 3, 1 ч., л. 5.

47 ОР РГБ, ф. 111, к. 4, ед. хр. 67, л. 3 об.

48 Первый приезд состоялся в октябре-ноябре 1830 г., после чего Иванов отправился в поездку по городам, в частности, посетил Флоренцию, и только потом вернулся в Рим опять.

49 Алпатов, т. 1, с. 12.

50 Карл Иванович Рабус (1800-1857) окончил АХ в 1821 г. , рисовальщик и живописец.

51 Измайлов Петр Иванович (1808 или 1809 - ?) в 1819 был принят в АХ, в 1826 получил вторую серебряную, в 1827 первую серебряную, в 1830 г. вторую золотую медали, был выпущен с аттестатом художника XIV класса живописи исторической и со шпагой. С 1831 г. помощник архитектора при Царскосельском дворцовом управлении.

52 Васильченко Матвей Емельянович (1811 - ?) учился в АХ, но не приобрел сколько-нибудь значительной известности как художник.

53 Спарро Павел Иванович (1814-?) сын американского вице-консула, учился в АХ с 1824 г.

54 Осокин Константин Семенович (1801-?) был выпущен из АХ в 1831 г. художником XIV класса.

55 Тверской Николай Михайлович (1804-1848) за недостатком средств вышел из АХ в 1826 г., но в 1827 г. был назначен академиком за портрет Николая Первого и отправлен в Рим на средства Общества поощрения художников.

56 Иордан Федор Иванович (1800-1883) гравер, ученик АХ с 1809 г., пенсионер АХ за границей с 1829 г.

57 Демерт Николай Александрович (1833-1876) двоюродный брат Александра Иванова, писатель, публицист.

58 ОР РГБ, ф. 111, к. 1, ед. хр. 2, л. 9-9 об. Записная книжка в обложке из синей бумаги, видимо, самая первая из «итальянских», со словариком (перевод слов: ситного хлеба, яблоки, груши, мясной суп, картофель, сделай нам макаронов, это масло негодное, дай нам получше и проч.) и записками о впечатлениях от Флоренции, Вероны, Болоньи и пр.: путевые заметки написаны явно еще до окончательного водворения в Риме. Среди всего этого – данный черновик. Воспевание мужской дружбы мы видим и в самой первой картине Иванова, написанной в Риме, но не отосланной в Россию и пребывавшей в мастерской художника до конца: «Аполлон, Гиацинт и Кипарис». Она также передает чувства, владевшие душой Иванова на рубеже 1830-х гг.

59 Там же, с. 75.

60 Письма, с. 23.

61 Письма, с. 25.

62 Письма, с. 26.

63 Могли ли российские корреспонденты Иванова-младшего писать ему с «полной доверенностью», будучи убеждены, что их письма читает не только он?

64 Письма, с. 27.

65 Письма, с. 350.

66 Письмо ок. 30 октября 1831 г. – ОР РГБ, ф. 111, к.4, ед. 65, л. 1.

67 Ссылка Нерадовского на фонд Иванова в РМ: № 2196, л. 76).

68 Боткин, с. 40.

69 А.В. Аскарянц насчитала в ОР ГБЛ до 15 черновых писем Иванова к Измайлову, относящихся к началу 1830-х гг. По меньшей мере одно есть в ОР ГТГ.

70 Ср. признание Иванова-отца: «Письма мои приходят к тебе, по твоему замечанию, читанные, но я не могу против того сделать». – Письма, с. 92.

71 ОР ГТГ, ф. 31, ед. 2491, л. 27.

72 Алпатов, т. 1, с. 81.

73 ОР РГБ, ф. 111, к. 4, ед. 5, л. 1-2.

74 Иванов-отец писал сыну 16 января 1834 года: «Желание твое иметь от г. Григоровича хоть несколько строчек собственноручного письма его в твое удостоверение, что он действительно забывает противу его поступки, было мною ему представлено…» (Письма, с. 155).

75 Уточню: он убеждает отца испросить прощение у Григоровича за сына.

76 Зотов, с. 708.

77 ОР РГБ, ф. 111, к. 4, ед. 19, л. 6-7. Письмо хранит следы сгиба и заклейки в конверт.

78 Зотов, с. 708.

79 Заметка в записной тетради (Виноградов, с. 102).

80 А.В. Аскарянц насчитала до 50 черновых писем Григоровичу за 1831-1850 гг.

81 Машковцев, с. 64.

82 Это мнение укрепилось и в научно-популярных текстах, например: Порудоминский В.И. Брюллов. – М., 1979 (серия ЖЗЛ).

83 Алпатов, т. 1, с. 21.

84 Алпатов, т. 1, с. 65, 67. Правда, ниже Алпатов отмечает: «Но, видимо, сблизиться с Брюлловым Иванову было нелегко. Попытки через отца воздействовать на Брюллова как на бывшего ученика и уговорить его не отказывать в своих советах ни к чему не приводят. С досадой Иванов замечает в Брюллове непостоянство, вспыльчивость и своенравность. Ему претит его умение устраивать свои дела через посланника. Когда Иванову не удается получить разрешение на производство копий с росписи Рафаэля, ему чудятся в этом происки Брюллова… Поводов для разногласий, споров и ссор было достаточно. Однажды Иванов напал на архитектора Ефимова за то, что он пытался присвоить себе картины покойного Сильвестра Щедрина, но тот нашел поддержку у Брюллова. Другой раз Иванов вступился за Гофмана, картину которого Брюллов не допускал на выставку ввиду ее низкого качества, и снова между двумя художниками легла тень. Однажды Брюллов позволил себе обидное слово по поводу пенсионера Михаила Маркова, тот в отчаянии чуть не наложил на себя руки, его утешителем и защитником выступил Иванов. Наконец, когда архитектор Засен, которому Иванов одолжил деньги на обратный путь в Петербург, не вернул их назад, это стало поводом для новой обиды на Брюллова, поскольку Засен приходился ему родственником» (там же, с. 67-68). Все упомянутые имена мы встречаем в исследуемом письме Иванова, отголоски которого здесь явственны.

85 Машковцев, с. 62.

86 Торвальдсен, наряду с художником Камуччини, по официальному соглашению с русским правительством присматривал за нашими пенсионерами в качестве «общника» Петербургской Академии.

87 Академик П.П. Соколов. Воспоминания. Под ред. Э. Голлербаха. – Л., 1930. – С. 70.

88 Среди них были баснословно богатая и знатная графиня Юлия Самойлова, жена министра иностранных дел Мария Нессельроде (урожденная Гурьева) и др.

89 Там же, с.74, 77.

90 Вместе с тем, характерное признание-самооценка встречается в воспоминаниях М.И. Железнова. В ответ на просьбу Анджело Титтони написать ему головку мадонны, Брюллов ответил: «Я просидел всю жизнь по горло в грязи, а ты говоришь мне: пиши идеал чистоты и непорочности. Я его не понимаю! Если тебе нужна кающаяся Магдалина, то я смогу написать ее» (Машковцев, с. 223).

91 Зуммер В.М. Указ соч., л. 3.

92 Боткин, с. 41.

93 Расшифровка Нерадовского (ОР ГТГ, ф. 31, ед. 2491, л. 27) со ссылкой на шифр МП и РМ: № 2196, л. 82. Орфография источника сохранена.

94 Об этом отказе Мария Иванова (в замужестве Ритмейстер, умерла в 1836 г.) вспоминала с гордостью, утверждая, что иначе Карл бы не смог уехать в Италию (как некогда не пустили ее отца из-за женитьбы на ее матери), а значит, не получил бы всеевропейскую известность (Машковцев, с. 28).

95 Новицкий, с. 58. Вообще, особенно в начале 1830-х гг. Иванов в черновиках писем к Григоровичу и к неизвестным не упускает возможности «проехаться» по адресу Брюллова, приписывая ему в т.ч. «площадное слов(цо) Руских извощиков» (ОР ГТГ, ф.51, ед. 2, л. 5).

96 Это весьма резкое письмо с дословным повторением отдельных фраз и абзацев, Иванов написал дважды: в июле и в декабре 1832 года, на обороте письма в ОПХ и отдельно, но, по-видимому, так и не посмел отправить (ОР РГБ, ф. 111, к. 4, ед. 4 и 19, л. 1 и 5).

97 Боткин, с. 269. Отзыв Иванова, несомненно, пристрастен. Для сравнения – отзыв будущего героя Севастополя, капитана брига «Фемистокл» В.А. Корнилова в письме брату: «Весьма доволен Брюлловым, он оправдал мое доброе мнение о его добром, чистом характере» (Ацаркина, с. 148). На «Фемистокле» Брюллов плыл из Афин в Смирну (1834) и успел подружиться с капитаном.

98 ОР ГТГ, ф. 31, ед. 2491, л. 41.

99 Боткин, 96. Ср. прим. выше.

100 Аскарянц А.В., Машковцев Н.Г. Цит. соч., с. 47.

101 Независимый и решительный характер Брюллова ярко проявился сразу по окончании Академии, когда он так же отказался от пенсиона из-за того, что его требование о смене наставника не было удовлетворено. К тому же «на товарищеском обеде… по случаю окончания Академии Брюллов, провозгласив тост в честь своих профессоров, предал анафеме [президента АХ] Оленина» (Ацаркина, с. 38). Позднее он отослал обратно Обществу свой пенсионный вексель, отказался носить орден св. Владимира, пожалованный ему в 1829 году Николаем I, и т.д. Иванов никогда не позволил бы себе ничего подобного.

102 По моим представлениям, Брюллов счел бы ниже своего достоинства серьезно критиковать Иванова. Свидетельствует в своем дневнике Тарас Шевченко, близко знавший своего благодетеля: «Карл Павлович Брюллов никогда ни слова не говорил о картине Иванова, самого же Иванова в шутку называл немцем, то есть кропотуном. А кропанье, по словам великого Брюллова, верный признак бездарности». Ср. слова М.И. Железнова о Брюллове, который говорил: «Тот не художник, для кого исполненье составляет труд», «кропотность исполнения сообщает вялость даже самой мысли» (Виноградов, с. 209).

103 Как сказал хорошо знавший его Меликов: «Он был неумолим к бездарностям, которые считали себя великими художниками» (Машковцев, с. 167).

104 Виноградов, с. 69. Ср. запись в тетради Иванова начала 1830-х гг.: «Брюлло гораздо охотнее, куражнее работает, когда всех унизит, уходит победителем в свою студию…» (Виноградов, с. 95).

105 Записка без подписи и без даты, но показательно, что даже такой краткий текст Иванов считал нужным вначале набросать вчерне (ОР РГБ, ф. 111. к. 4, ед. 4, л. 4). В упоминавшемся выше неотправленном письме Брюллову он признавался, перед тем как разоблачить моральное несовершенство адресата: «Искусством Вашим или последней Вашей картиной Вы уверили свет что Русским назначено усовершенствовать все то, что изобрели Великие живописцы Италии».

106 Письма, с. 153.

107 Виноградов, с. 102. Поскольку Иванов (по матери Демерт) был, пожалуй, немногим более «собственно русский», чем Брюллов, его кычение русскостью забавно.

108 Весьма характерен подлинный дагерротип 1846 года, на котором художник предстает с лицом человека, много, но тщетно думающего о смысле жизни и смерти.

109 Надо заметить при этом, что сам Иванов не спешил последовать своей максиме и вовсе не путешествовал по России, как должно бы русскому художнику, по его собственным уверениям. На родину он вернется лишь спустя 27 лет после отъезда и притом именно в Петербург. А его младший брат, воодушевленный примером старшего, так и остался в Риме навсегда.

110 Боткин, с. 287.

111 Главнейшей из книг, оказавших столь соблазнительное влияние на Иванова, был запрещенный Ватиканом труд Давида Штрауса «Жизнь Иисуса», тщательно им изучавшийся. По этому поводу И.С. Тургенев запомнил курьезное: Иванов «сообщил нам любопытные подробности о своей поездке в Германию к одному известному ученому [Штраусу], воззрение которого совпало с тем, что он, Иванов, хотел выразить в своей картине. Он намеревался пригласить этого ученого в Рим для того, чтобы тот решил, точно ли соответствует картина вышеуказанному воззрению» (Виноградов, с. 410).

112 В 1833 году, задумывая свой гигантский холст, Иванов поначалу надеялся, что московское купечество выкупит его для затевавшегося Храма Христа Спасителя, чтобы разместить напротив иконостаса. Привезя в 1858 году картину в Петербург, он мечтал получить за нее от государя 30 тыс. рублей, и одновременно за эту же цену надеялся продать ее миллионеру Кокореву, о чем писал брату в Рим: такова была его оценка. Но двор предлагал ему поначалу 10-12 тыс., а в итоге дал конечную цену в половину чаемой: 15 тыс. рублей. Справедливость требует заметить, что за 25 лет воплощения своего замысла Иванов успел получить под этим предлогом от разных благодетелей, включая ОПХ, наследника цесаревича, императрицу и самого императора, не менее 9000 руб. ассигнациями, 1000 червонцев, 1500 руб. серебром и 6000 франков.

113 Виноградов, с. 19.

114 Непрестанно ревнуя к Брюллову, Иванов пытался в 1840-е годы дать и свою версию «Вирсавии», но не пошел дальше акварельного наброска.

115 Алпатов, т. 1, с. 65. Бруни, которого художник рекомендует в письме как «человека доброго», «посмотрел на меня довольно странно», пишет Иванов в мае 1858 г. по возвращении в Петербург (Боткин, с. 325). Возможно, Иванов не ошибся, и на самом деле «Бруни и др. члены Академии прикрылись именем весьма мало известного и плохого литератора» (Боткин, с. 349-350), инспирировав разгромно-ядовитую статью некоего К. Толбина в «Сыне Отечества» о труде всей жизни Иванова, после которой художник впал в ужасное моральное состояние, предшествовавшее смерти. Так жестоко отплатил Бруни за давнюю критику?

116 Всего от первых набросков до финала работа заняла около пяти лет, но главный труд был завершен быстро, доводя художника порой до изнеможения и обморока, так что ученики выносили его из мастерской на руках.

117 Ср. Алпатов: «Первоначально в картине Иванова лейтмотивом должен был звучать призыв Иоанна к покаянию, молитве и крещению» (т. 1, с. 377). В советском искусствоведении встречались попытки выискать в картине Иванова чуть ли не социалистическую или, на худой конец, демократическую идею, но вряд ли можно всерьез рассматривать такую гипотезу.

118 Эта ошибка Иванова – наследие академической школы с ее акцентом на наивно-иллюстративный историзм – оказалась преодолена уже Крамским, а там и символистами. Стоит отметить, что родной отец отговаривал его, справедливо указывая на главную сложность: «Избранный тобою сюжет неудобоисполнителен по ограниченности живописи: смысл всего Евангелия – предмет довольно важный, но как ты оный изобразишь?». Как в воду глядел! Иванов-сын не нашел ответа на этот вопрос. Однако, когда в 1842 году архитектор Константин Тон, главный планировщик Храма Христа Спасителя, запросил у Иванова точные размеры полотна, Иванов уже и сам осознал, что создал не религиозную картину, т.к. ее предмет «трактован совершенно исторически, а не церковно», о чем честно написал Тону в 1843 г., отказавшись от размещения «Мессии» в храме (Виноградов, с. 6).

119 Об этом рассказано в письме Иванова-отца от 6 марта 1846 г.

120 Алпатов, т. 2, с. 116.

121 ОР РГБ, ф. 111, к. 1, ед. 6, л. 81.

122 Письма, с. 101.

123 Характерно самонаблюдение Иванова в связи с посещением его мастерской государем императором: «Эта минута моя была самая высокая в моей земной жизни, я внутренне укрепился молитвой, и вот – царь. Он раскрыл во мне чувство моей собственной значимости, которое меня так сильно занимает. Не сочтите это за гордость и тщеславие...», – писал он Шевыреву. Не подобные ли проявления позволили художнику Алексею Боголюбову обронить полушутку: «Иванов был маньяк. А кто говорил, что имел букашку в мозгу»…

124 Крайне характерна отповедь Иванова Гоголю: «Одно мне позвольте возразить против следующих слов вашей статьи: “Иванов ведет жизнь истинно монашескую”. И очень бы не отказался иметь женой монахиню – женщину, занятую преследованием собственных своих пороков» (Боткин, с. 247). Весьма своеобразное отношение к идее брака… Недаром когда-то он писал ближайшему другу Измайлову: «Отдаляю от себя узы супружества… я предчувствую, что мне не добраться до берега» (Виноградов, с. 144).

125 Алпатов, т. 1, с. 60.

126 Боткин, с. 414. Ср. воспоминания П.М. Ковалевского: «Тут я увидал Иванова… все тем же сосредоточенным, съежившимся ипохондриком, боязливо встречавшим прихожих на пороге и провожавшим их без всякой надобности до самой лестницы» (Боткин, с. 403).

127 Кроме «Явления Христа Марии Магдалине после воскресения» (1835) Иванов не отправил на родину ни одной картины за весь непомерный срок своего пребывания в Италии. Если не считать милых, но неоконченных акварелей, неофициально переданных особам царствующего дома.

128 Иванов поместил его изображение в недрах толпы, на заднем плане, в виде отчаявшегося грешника.

129 Виноградов, с. 67.

130 Вариант от 29 декабря 1832 г. – ОР РГБ, ф. 111, к. 4, ед. 19, л. 5.

131 Расшифровка Нерадовского, папка «Письма к разным лицам 1832-1858» (ОР ГТГ, ф. 31, ед. 2487, л. 34), со ссылкой на шифр РМ: № 2196, л. 31.

132 Боткин, с. 86.

133 Виноградов, с. 195.

134 Боткин, с. 196.

135 Жемчужников Л.М. Мои воспоминания из прошлого. – Л., 1971. – С. 168.

136 Боткин, с. 276.

137 Боткин, с. 405.

138 Свидетельствует Н.Г. Чернышевский: «Иванов был несколько лет в настроении духа, подобном тому, жертвою которого сделался Гоголь, оставивший памятник своего заблуждения в “Переписке с друзьями”. Но, к счастью, Иванов прожил несколько долее Гоголя, и у него достало времени, чтобы увидеть свою ошибку, отказаться от нее и сделаться новым человеком».

139 «Картина далеко не окончена. Однакож, я ее укладываю и посылаю в Петербург», – писал он по данному поводу (Боткин, с. 298).

140 Алпатов, т. 2, с. 221.

141 Отец однажды написал сыну так: «Уверь меня, что ты непременно имеешь намерение возвратиться на родину, в отечество. Должно любить его, должно служить в рядах его, несмотря на неприятности».

142 Ср. И.С. Тургенев: «Картина его уже была в Петербурге и начинала возбуждать невыгодные толки» (Боткин, с. 413).

143 Боткин, с. XXIX-XXX.

144 Цит. по: Анисов, с. 338. Автор указывает, что в среде художников долго считалось, что Иванов покончил с собой, а версию холеры пустил-де в публику Боткин, присвоивший себе его лучшие этюды.



Александр Севастьянов. «Расскажу тебе теперь кое-что секретное…» Аннотация Александр Севастьянов. «Расскажу тебе теперь кое-что секретное…» Примечания Иллюстрации

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru