Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Редакционный портфель Москвич в Петербурге

Аннотация Предисловие Дневник А.Я.Буглакова Примечания


Примечания

Примечания

 

Примечания

 

1 Прянишников Федор Иванович (1793—1867), петербургский почт-директор после смерти Константина Яковлевича Булгакова (с ноября 1835 г.). В 1841 г. стал тайным советником и директором Почтового департамента, оставшись почт-директором. В 1842—1847, 1849—1853 исполнял дела главноначальствующего над Почтовым департаментом (в отсутствие В. Ф. Адлерберга).

2 Булгаков Александр Константинович (Сашка; 1816—1873), сын К. Я. Булгакова, полковник Кавалергардского полка.

3 Перовский Борис Алексеевич, граф с 1855 (1815—1881), член Государственного совета, ген. от кавалерии. Был женат на племяннице Булгакова Софье Константиновне.

4 День Св. Николая Чудотворца угодника. Тезоименитство императора Николая Павловича.

5Перечислены: Гризи (Grisi) Джулия (1811—1869), итальянская певица, гастролировала в Петербурге в 1850—1852; Марио (псевд. графа Джузеппе Марио де Кандиа; 1812—1883), итальянский тенор, дебютировал на сцене Grand Opera в Париже, позднее перешел на сцену итальянской оперы в Париже, гастролировал в Лондоне, многих городах Америки, Петербурге, в самой же Италии никогда не пел; Тамбурини Антонио (Antonio Tamburini; 1800—1876), итальянский певец, певший в петербургской Итальянской опере в 1849—1852; Фроццолини (Frezzolini) Эрминия (1818—1884), итальянская певица, в 1848—1850 пела в Итальянской опере в С.-Петербурге, в 1855 покинула сцену; Эльслер (Elsler) Фанни (Франциска; 1810—1884), австрийская балерина, много гастролировала в России.

6 Адлерберг Владимир (Эдуард Фердинад Вальдемар) Федорович, граф (1790—1884), главноуправляющий Департамента почт (1842—1856), совмещал эту должность в течение 4-х лет с должностью министра императорского двора (1852—1870).

7 Долгоруков Александр Сергеевич, кн. (1809—1873), чиновник особых поручений при московском военном ген.-губернаторе, камер-юнкер (с ноября 1832), зять А. Я. Булгакова (с 28 янв. 1831).

8 Долгоруков Николай Александрович (Никоша), кн. (1833—1873), любимый внук А. Я. Булгакова, сын кн. А.С. Долгорукова и старшей дочери Булгакова Ольги Александровны. Окончил медицинский факультет Московского университета (Николай I, встревоженный революциями в Европе и желая ограничить число студентов нелюбимого им Московского университета, дабы пресечь дух вольнодумства, воспретил поступление туда на все факультеты кроме непрестижного медицинского). Как военный врач Никоша Долгоруков принимал участие в Крымской войне и обороне Севастополя. В деле фонда 79 (А. Я. и К. Я. Булгаковы) находится рапорт старшего научного сотрудника Центрального государственного литературного архива Г. М. Залкинда начальнику архива Л. М. Рогалину от 21 ноября 1943 г. следующего содержания:

 

«Около месяца тому назад в проходную УГА НКВД СССР явилась пожилая женщина и попросила пропуск в Литературный архив. Но у нее не оказалось паспорта. Тогда пожелала она передать в архив рукопись. В пропускную будку приглашена была Ф. В. Зайдман. Старушка ей сказала: «У меня много было таких книг, но их пожгли соседи. Я спасла последнюю. Передаю ее в Архив, не купят ли ее у меня? Зайду за результатом через несколько дней». Тов. Зайдман получила от старушки рукопись в переплете, но не догадалась спросить ее фамилию и адрес. Старушка более в архив не явилась <...> Рукопись является сборником писем, переплетенных вместе, в переплет из темной кожи <...> Анализ содержания писем устанавливает принадлежность этого сборника князю Николаю Александровичу Долгорукому <...> Среди писем много писем А. Я. Булгакова. Князь Н. А. Долгоруков окончил медицинский факультет Московского университета и был врачом во время Севастопольской обороны. Переписка его в годы Крымской кампании дает немало сведений об этой эпохе и придает сборнику значительную историческую ценность <...> полагаю необходимым, составив акт, включить сборник писем к Н. А. Долгорукому в фонды Литературного архива, т. к. у нас уже имеются другие фонды, где находятся многочисленные письма А. Я. Булгакова».

9 «Экстра-почта», «Легкая почта» — виды почтовых экипажей того времени.

10 Булгакова Наталья Васильевна (рожд. княжна Хованская; 1785—1841), первая жена А. Я. Булгакова.

11 Воронцов Михаил Семенович (1782—1856), граф, с 1845 кн., в 1853, при увольнениии от службы, пожалован титулом светлейшего и званием фельдмаршала, военачальник и государственный деятель.

12 Волконский Петр Михайлович, кн. (1770—1852), ген.-адъютант, управляющий Главным штабом, министр императорского двора. Пожалован титулом светлейшего 30 авг. 1834, в день освящения Александровской колонны.

13 Боде Лев Карлович (1787—1859) — барон, обер-гофмейстер, герой Отечественной войны 1812 года.

14 Дурново (рожд. кнж. Волконская) Александра Петровна (1804—1859), дочь П. М. и С. Г. Волконских, с 1831 замужем за шталмейстером Павлом Дмитриевичем Дурново (1804—1864).

15 Перечислены: Панин гр. Александр Никитич (1791—1850), бывший «архивный юноша», в 1809—1812 служивший в Московском архиве Коллегии иностранных дел. В 1812 вступил в ополчение, участвовал в Бородинском и других сражениях, был в заграничном походе. Олсуфьев Александр Дмитриевич (1790—1853), также определившийся в 1806 г. в Московский архив Коллегии иностранных дел переводчиком, участник Отечественной войны, тайный советник, почетный опекун московского опекунского совета. Полторацкий Сергей Дмитриевич (1803—1884), библиофил и библиограф. Кроме того устроил первый в России игольный завод (прежде иголки экспортировались из Англии).

«Нашел я записанных…» для представления тому или другому лицу при дворе посетитель должен был предварительно записаться в специальной книге.

16 Ольга Александровна Долгорукова (рожд. Булгакова), княгиня (1814—1865), младшая дочь А. Я. Булгакова, фаворитка императора Николая Павловича, который был крестным отцом ее дочери.

17 Бартенева Прасковья Арсеньевна (1811—1872), фрейлина, певица-любительница, ученица М. И. Глинки.

18Нессельроде Карл Роберт (Карл Васильевич), граф (1780—1862), государственный деятель, дипломат, министр иностранных дел в 1816—1856.

19 Рибопиер (Рибопьер) Александр Иванович, граф (1781—1865), член Государственного совета, б. сотрудник российской миссии в Вене, б. российский посол в Вене и Берлине, затем обер-камергер при дворе.

20 Перечислены: А. Ф. Орлов, граф, с 1856 – кн. (1786—1861), государственный деятель, начальник III Отделения Е. и. в. канцелярии после смерти А. Х. Бенкедорфа. Чернышев Александр Иванович, граф (с 1826), светлейший кн. (с 1841) (1786—1857), военный министр в 1827—1852, председатель Государственного совета, ген.-адъютант, приятель юности Булгакова. Шульгин Дмитрий Иванович (1785—1854), генерал от инфантерии, в 1825—1830 московский обер-полицмейстер, добрый знакомый Булгакова, с 1847 – ген.-губернатор Санкт-Петербурга. Раскрыл т. н. «заговор» Буташевича-Петрашевского, о котором далее пишет Булгаков. Хитрово Алексей Захарович (1776—1854) — российский государственный деятель, сенатор, действительный тайный советник, член Государственного совета, второй Государственный контролер России (1827—1854), проведший на своём посту рекордный для Государственного контроля срок. Шаховской Иван Леонтьевич (1777—1860), ген. от инфантерии, ген. адъютант. Участник боевых действий против польских конфедератов в 1794, Отечественной войны и заграничного похода русской армии, подавления польского восстания 1831 года. В 1839—1858 председатель департамента Военных дел. Закревский Арсений Андреевич (1786—1865), граф (с 1830), генерал-лейтенант, в 1828—1831 министр внутренних дел, финляндский (с 1823), а затем московский (с 1848 по 1859) ген.-губернатор. Был уволен в связи со скандалом: его дочь Лидия, не получа развода от мужа – сына К. В. Нессельроде, вышла замуж за князя Д. В. Друцкого-Соколинского. Синод признал брак недействительным, и дочь с мужем вынуждены были жить за границей. А. А. Закревский и Булгаков еще с 1820-х были близкими друзьями.

21 Так Булгаков пишет фамилию Виельгорских – графа Михаила Юрьевича (1788—1856), обер-шенка, мецената, музыканта и его брата графа Матвея Юрьевича (1794—1866), виолончелиста и музыкального деятеля.

22 Перовский Василий Алексеевич (1795—1857), граф с 1855, ген.-адъютант (с 1829), оренбургский военный губернатор в 1833—1842, впоследствии оренбургский и самарский ген.-губернатор, член Государственного совета.

23 Завадовский Василий Петрович, граф (1798—1855), — русский государственный деятель, обер-прокурор Сената Российской империи. Был в большой дружбе с покойным братом Булгакова Константином Яковлевичем.

24 Полозов Даниил Петрович (1794—1850) — участник Отечественной войны 1812 года. Начальник 1-го округа корпуса жандармов с 1833, генерал-лейтенант (1837).

25 Эмерика Адамовна Булгакова (рожд. Ограновичева, в первом браке Мацнева) (ум. 1847), вторая жена А.Я. Булгакова (со 2 ноября 1845).

26 Костя — Булгаков Константин Александрович (1812—1862), старший сын А. Я. Булгакова. Своего рода знаменитость, он даже попал в книгу М. И. Пыляева «Замечательные чудаки и оригиналы» (СПб., 1898). К.А. Булгаков был соучеником Лермонтова по Благородному пансиону Московского университета, затем окончил Школу гвардейский подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, откуда вышел офицером в лейб-гвардии Московский полк. Пользуясь покровительством вел. кн. Михаила Павловича, по близкому знакомству своего отца с великим князем, позволял себе разного рода «шалости», которые не сошли бы с рук никакому другому офицеру. Выйдя в отставку, увлекся спиртными напитками, стал читать герценовский «Колокол» и вконец расстроил здоровье, так что едва мог владеть своими ногами. Композитор-дилетант, Константин Булгаков был другом М. И. Глинки, разыгрывал сложные композиции «по одному уху», не записывая ноты. Булгаков так отзывался о непочтительном сыне:

 

«Костя, несмотря на свои страдания, продолжает вести такой же гибельный образ жизни: не бывши даже мичманом ни в каком флоте, у него, в продолжении дня, по крайней мере, двенадцать адмиральских часов. Как скоро гость к нему в дверь (а известно, что гости его не члены славного общества воздержания), он кричит: "Алексей! Подай водки!" Вторая забава – музыка! Третья: карты! Четвертая: обед! Пятая: чтение журналов и особенно книг запрещенных, в коих ругают Россию. Он в величайшем веселом расположении, когда приятели присылают ему свежий № Колокола, журнала, издаваемого в Лондоне на Русском языке изгнанным из России Герценом, скрывавшим имя свое под псевдонимом Искандер <…> Я всегда избегаю говорить о Косте в записках моих: радостного нечего сказать. Довольно посмотреть на его лицо, на коем резко отпечатывается несчастная страсть, укротившая жизнь его и отнявшая у него владение ногами. Развратная и распутная жизнь довершила начатое вином. Он сделался равнодушным ко всему тому, что прочими смертными почитается святым или священным; вспоминая годы молодости его, я... Но зачем буду я предаваться горьким сим размышлениям. Было время, что я сильно скорбел о Косте, теперь не то уже питаю к нему чувство. Я боюсь, чтобы прежняя моя к нему любовь не превратилась со временем в совершенное равнодушие. К нему нельзя даже иметь сострадания, потому что он всегда весел, не жалуется, или редко, на то, что должен претерпевать. Обыкновенный, или, лучше сказать, всегдашний, ответ его к присылающим узнавать о его здоровье, заключается в сих словах: "Скажи, что мне, слава Богу, хуже!" или: "Я не собираюсь еще околевать!" Это все еще цветочки, слишком было бы грустно говорить об ягодках. Теплая вера, служащая всякому страждущему христианину утешением и подмогою, давно изгнана из сердца больного. Давно не замечал я ни одной черты чувствительности в поступках или разговорах Кости, тогда как добродетель эта всегда наполняла сердце его. Нет святого лица, предмета, вещи, обязанности, долга, к которым оказывал бы он малейшее уважение, напротив того, он над всем этим шутит, ему все равно, о ком бы ни говорили, нет изъятия ни для кого. Одним словом, грамота, предоставляющая митрополиту Филарету звание праведного и святого, не столько бы его порадовала, как Костю – слыть замечательнейшим и блистательнейшим esprit fort в целой Российской империи. Он не упускает ни одного случая выказывать крепкую эту слабость, как и все вольнодумцы вообще. Но полно о сём тяжком для сердца предмете. И теперь, писавши сии строки, слышу голос его и крики, не знаю, за что и с кем бранится» (Встречи с прошлым. Вып. 9. М., 2000. С. 98-99). 

 

Оставил свои воспоминания о встрече с московской знаменитостью и Афанасий Фет:

 

«Однажды Тургенев, во время пребывания своего в Москве, сказал мне: "Вы, вероятно, знаете, что у бедного Конст. Булгакова отнялись ноги, и он доживает свой век на квартире у отца. Он просил меня познакомить его с вами. Я убежден, что вам интересно будет встретиться с этим оригиналом, и я завтра за вами заеду в два часа дня. Это самое его показное время, к которому его успевают отмыть и приодеть от полуночного пьянства". На другой день мы с Тургеневым с отдельного крыльца через какие-то полутемные переходы взошли в довольно просторную комнату с прекрасным роялем и весьма незатейливой мебелью по стенам. На двухколесном кресле сидел, свесив неподвижные, тщательно в полосатые чулки и лаковые башмаки обутые ноги, сам хозяин Конст. Булгаков, бодрый на вид, одетый с некоторым щегольством. Пожав мне руку, он отрекомендовал своего приятеля, рыжеватого немца с одутловатым лицом, помнится, Ивана Ивановича.

– У нас, – обратился Булгаков к Тургеневу, – вчера с Иваном Ивановичем был бал. Накрыт был большой стол, расставлены на столе свечи, мы запаслись двумя штофами очищенной, и гостям было полное угощение.

– А ваш бал не беспокоит вашего соседа? – сказал Тургенев, указывая глазами на запертую дверь, ведущую, очевидно, в помещение старика Булгакова.

– Этого?.. – тут наш хозяин разразился такими громогласными и нецензурными ругательствами против отца, которого, вероятно, к этому уже приучил, что нам сделалось не по себе» (Фет А. Ранние годы моей жизни. М., 1893. Глава XXVI. С. 222-225).

 

Перед переездом с почт-директорской квартиры Булгаков писал:

 

«О самом себе мало я забочусь, будучи способен как душевно, так и телесно многое перенести, но в дороге думал я все о положении больного моего Кости. Он привык к большим, прекрасным своим комнатам, унизанным от пола до потолка портретами его друзей, приятелей, знакомых, знаменитых музыкантов, артистов, женщин и разными всякого рода эстампами, безделками и пр. В одной комнате поставлен скелет знаменитого какого-то англинского скакуна. Всякое утро комнаты Кости набивались приятелями, кои его навещали, все приезжие из Петербурга являлись к нему немедленно, он угощал их разными музыками и цыганским хором. Все это должно рушится, и я боялся, что он впадет в ужасное уныние… совсем вышло не то… Можно представить себе удивление мое, увидя, чем он занимается, когда я вошел к нему в первый раз: две стены большой угольной комнаты с диваном были уже совершенно очищены и торчали одни только гвоздики. Костя, со всем своим штабом, занимался сниманием рам с картин, портреты вклеиваются в большой альбом, который будет составлять множество томов, стеклы же и рамки назначаются в продажу. Я нашел его по-прежнему веселым, расположенным все хулить и всех ругать» (часть XVI, 1856).

27 Норов Абрам Сергеевич (1795—1869), литератор, историк, путешественник, библиофил, полиглот (владел английским, французским, немецким, испанским, итальянским, который знал до тонкостей, включая, например, сицилийский диалект, некоторыми славянскими (чешским и лужицким), латынью, древнегреческим, арабским, а также классическими и древнееврейским языками; был первым русским учёным, умевшим читать иероглифическую письменность). Под Бородином потерял ногу, замененную деревяшкой, но службу не оставил. Путешествуя по святым местам стал основоположником отечественной библейской археологии. Министр народного просвещения в 1854—1859. Тютчев посвятил ему такие строки: «Тому, кто с верой и любовью / На многотрудном их пути / Поставлен новым поколеньям / В благонадежные вожди». Благонадежный вождь был большим почитателем женского пола. В этой связи очень любопытны опубликованные в «Русской старине» воспоминания М. И. Михельсона об инспекторской поездке Норова в Варшаву в 1857. В частности, Михельсон писал:

 

«Приехав в Варшаву, мы остановились в квартире тогдашнего попечителя учебного округа П. М. Муханова, принявшего гостей своих с изысканным радушием. <…> Уже через несколько часов по приезде нашем, мы все отлично устроились и чувствовали себя как дома: каждый развлекался по-своему, а Авраам Сергеевич вскоре, снабженный догадливым хозяином прекрасным стереоскопом <…>, – с видимым наслаждением любовался этой интересной новинкой, придававшей всем изображаемым предметам особенную рельефность, или, предпочитая слово русское, – выпуклость... Милый старик, вызывая двусмысленные улыбки своих дам, положительно захлебывался от обильно доставленного ему удовольствия…

Однажды, кажется на другой или третий день после нашего приезда, когда кончился обед, дамы ушли и мы одни остались за столом, Авраам Сергеевич, как-то сильнее обыкновенного заикаясь, обратился ко мне и сказал: "вот что… у подъезда стоит моя карета, поезжайте к Дациаро (варшавский магазин эстампов) и к…купите мне разных н…н… ню…ашек, да поинтереснее, – прибавил он улыбаясь, – только не г… г… гаворите, что для меня!"

Я не тотчас, но после некоторого, недолгого, впрочем, размышления догадался, что новое для меня выражение "нюашка", вероятно, произошло от соединения французского слова "nu" (голый) и русского ласкательного окончания "ашка" <…>

Я предложил доктору ехать со мной. Он согласился. Мы сели в карету и минут через пять были у Дациаро.

– Покажите мне нюашек, да поинтереснее, – сказал я приказчику.

Тот, с недоумением посмотрев на нас, спросил:

– Que desirez vous messieurs (что вам угодно, господа)?

Я объяснил ему тогда по-французски, зачем мы приехали. Француз показал нам все, что у него было "хорошего": тут были фигуры отдельные и не отдельные, фотографии некрашенные и крашеные, одним словом, – чего хочешь, того просишь. Посоветовавшись с доктором, я отложил с десяток самых пикантных экземпляров и спросил о цене.

– Два с полтиной за штуку! – ответил приказчик.

– Как дорого! – возразил я невольно, употребив стереотипную фразу некоторых покупателей.

– Pas du tout monsieur! (никак нет!) – поспешил с достоинством заметить приказчик. Еще сегодня его превосходительство, господин министр народного просвещения купил по этой цене на 25 рублей.

Мы с доктором, точно сговорившись, разом переглянулись… Я немедля заплатил, и мы пустились в обратный путь.

Приехав домой, я передал покупку Аврааму Сергеевичу, который, с видом знатока, рассмотрев каждую картину отдельно, остался очень доволен этим "новым" приобретением… Действительно, француз отличился: он выложил нам, как более молодым покупателям, такие экземпляры, каких он не посмел предложить почтенному старику-вельможе» (Русская старина. 1898. № 5. С. 289–299).

28 Гедеонов Александр Михайлович (1791—1867), административный и театральный деятель. В 1847—1858 директор императорских театров обеих столиц. Не пользовался ни популярностью, ни уважением среди артистов и сам относился к ним и их нуждам пренебрежительно. В 1858 назначен обер-гофмейстером царского двора.

29 «Пуритане» (1835) – опера В. Беллини.

30 Пашка – Булгаков Павел Александрович (1825—1873), младший сын А. Я. Булгакова, начал службу в канцелярии графа Воронцова на Кавказе, затем – на дипломатической службе. Булгаков умер в Дрездене у него на руках, 8 декабря 1862 г., когда поехал в чужие края навестить сына.

31 «Норма» (1831) – опера В. Беллини.

32 Манычаров Петр Макарович (ок. 1769—после 1839), старинный приятель братьев Булгаковых.

33 «Лукреция Борджиа» («Lucrezia Borgia») — опера Г. Доницетти по мотивам одноименной пьесы Виктора Гюго. Премьера состоялась 26 декабря 1833 в Милане в театре Ла Скала.

34 Барятинский, кн. Александр Иванович (1815—1879), адъютант наследника престола (будущего императора Александра II), руководитель подавления нац.-освободительной борьбы горцев на Кавказе в 1835 и 1845, во время Крымской войны – нач. штаба Отдельного Кавказского корпуса, в 1856—1862 – главнокомандующий войсками и наместник на Кавказе. Сломил сопротивление Шамиля и 25 авг. 1859 взял его в плен.

35 «Э! Вот и ты! Дай мне руку! Скажи мне, ты такой же шалопай, как твой сын Константин?» – «Я? (...) Я шалопай? Что за вздор! Совсем наоборот, меня считают человеком крайне серьезным, а в некоторых домах меня даже называют ханжой». – «Как? Ты ханжа! ... Но что ты собираешься здесь делать?» – «Обращать <в христианство – С. Ш.>!» – «Обращать? Ну, мой милый, для этого я не гожусь, и ты не достоин брать меня под руку» (фр.).

36 «О! Скажи-ка, господин ханжа, твое настроение не переменилось?» – «Нет. (...) Желание тебе понравиться, прекрасная маска, меня совершенно изменило. Я стал еще большим негодником, нежели мой сын, в общем, вы видите перед собою настоящего Дон Жуана». – «Ну и прекрасно, дай мне руку, я буду Церлиной, Д<онной> Эльвирой, Д<онной> Анной, словом, всем, что ты захочешь» (фр.).

37 Клейнмихель Петр Андреевич, граф (1793—1869), ген.-адъютант, с 1835 управляющий Департаментом военных поселений, впоследствии главноуправляющий путями сообщения.

38 «Вот и ты (...) Кто не может здесь петь или заниматься чем-либо другим, тот отыгрывается на еде и выпивке». – «Вино не дешево» (…) «Глядите, к нам приближается государь» (фр.).

39 «Так вот... Я знать не хочу, кто ты...» – «Ну и прекрасно. Ты сказала, что хорошо знакома с моим сыном». – «Да, и я хорошо знаю, кто ты. Но не говори мне, что ты делаешь в Москве и что собираешься здесь делать. Поднимемся наверх, там мы расстанемся, и я возвращусь к своему обществу» (фр.).

40 «Ты принимаешь меня за француженку. Даю тебе слово, что я русская. Это все, что я могу тебе сказать. Прощай!» (фр.).

41 Мария Константиновна Булгакова (рожд. Варлам) (1796—1879), вдова К. Я. Булгакова.

42 Корбари. Дополнительных сведений о ней установить не удалось.

43 Сологуб (правильно – Соллогуб) Владимир Александрович, граф (1813—1882), писатель, чиновник особых поручений при Министерстве иностранных дел. Был женат на дочери Мих. Ю. Виельгорского.

44 Названы: Самойловы — Надежда Васильевна (по мужу Макшеева; 1818—1889) — драматическая и оперная актриса и певица. Также известна как Самойлова 1-я. Ее сестра Вера Васильевна (по мужу Мичурина; 1824—1880) — российская актриса. Известна также как Самойлова 2-я. Каратыгин Василий Андреевич (1802—1853), петербургский актер, переводчик, мемуарист. Мартынов Александр Евстафьевич (1816—1860), актер Александринского театра.

45 Перспективная, Перспектовая, Невская перспектива – Булгаков употребляет уже устаревшие к тому времени названия Невского проспекта.

46 Свистунов Алексей Николаевич (1808—1872), директор департамента личного состава в Министерстве иностранных дел, брат декабриста Петра Свистунова (1803—1889), в описываемый период с 1837 переведенного с каторги на поселение в г. Курган.

47 Елизавета и Елена – сестры Булгакова по отцу – Якову Ивановичу. Матери у них были разные.

48 Голицын Александр Николаевич, кн. (1773—1844), государственный деятель, статс-секретарь, обер-прокурор Св. Синода, главноуправляющий дел иностранного исповедания и министр народного просвещения, впоследствии канцлер российских орденов; в последние годы жизни занимал должность главного начальника Почтового департамента.

49 Балк-Полев Пётр Фёдорович (1777—1849), тайный советник, камергер, с 1804 российский посланник в Бразилии.

50 Пашкова (рожд. Долгорукова) Надежда Сергеевна, кнж. (1811—1880), дочь С. Н. Долгорукова, сестра А. С. Долгорукова, зятя Булгакова.

51 «Жанна Д'Арк», опера Дж. Верди. Премьера прошла в миланском театре «Ла Скала» 15 февраля 1845.

52 Плесси-Арну (Plessy-Arnould) Жанна-Сильвани-Софи (1819—1897), французская актриса, игравшая во французской труппе петербургского театра в 1845—1856.

53 «Видите ли... поскольку им сказали, что вы искусный обольститель, они все спрятались». – «Но вы-то не спрятались (...) а это говорит о том, что вы ни чуточки не боитесь моего обольщения». – «Знаете, почему?» – «Почему, мадам?» – «Потому что вы всем женщинам говорите одно и то же». – «Это забавно! Можно подумать, что все они прелестны, как вы, и каждый раз, когда я говорю с одной из них, вы оказываетесь тут как тут, чтобы записать мои слова...» (фр.).

54 Болтовня (фр.).

55 «Черное домино» (1837), комическая опера Д. Обера (либретто Э. Скриба).

56 Дубельт Леонтий Васильевич (1792—1862), участник Отечественной войны, адъютант Н. Н. Раевского-старшего (до 1822). С 1835 начальник штаба Корпуса жандармов, в 1830—1856 гг. управляющий III Отделением Е. и. в. собственной канцелярии. Титул барона не носил, здесь Булгаков ошибается.

57 Живокини Василий Игнатьевич (1805—1874), комик, актер московского Малого театра с 1825.

58 «Эсмеральда» (1844) балет Ц. Пуни и Р. Дриго.

59 Здесь в значении: «спорят, дискутируют» (фр.).

60 Гёргей Артур (Gorgei Artur; 1818—1916) — венгерский военачальник, инсургент.  В революцию 1848 главнокомандующий венгерской национальной армией, военный министр, а после ухода Л. Кошута – диктатор. Как это обычно бывает после неудачных войн, из-за капитуляции и сдачи в плен получил репутацию предателя. Позднее его заслуги в деле борьбы за освобождение Венгрии были признаны. Приведем более раннюю запись Булгакова о суждениях на сей предмет в Английском клубе:

 

«Получено радостное известие, что Георги, по власти диктаторской, положил безусловно оружие 1-го марта перед нашими войсками. Войско, им лично предводительствуемо<е>, состояло из 40/т. пехоты, 3000 кавалерии, 140 пушек. При сем передались 11 генералов и множество Депутатов, Министров и других гражданских чинов. В донесении сказано, что Георге, подъехав к рядам нашим, воскликнул: "Чего нельзя совершить с подобным войском!" Получа известие сие, так как это было в середу, я поехал нарочно обедать в Английский клуб, чтобы протрубить эту радостную весть. Все были в восторге, нашелся, однако же, один человек (к сожалению, генерал, на коем висел Георгиевский крест), который, слушая чтение, сказал: "Георге не что иное, как изменник и подлец!" Видя в первый раз этого генерала, я не счел нужным делать ему возражения и удовольствовался на него посмотреть, как и все протчие, тут бывшие. Он скоро скрылся, и началась полемика об этом предмете. Князь Влад. Сер. Голицын утверждал, что Георги может и не быть изменником, но укорять его будут многие. Легко было мне опровергнуть слова сии следующими доводами: Георги до сего времяни храбро дрался, сию справедливость и Паскевич ему отдавал во всех своих донесениях, Георги не дал себя подкупить деньгами, ежели он был предателем, то почему же одиннадцать генералов были с ним согласны? почему они его, яко изменника, не сковали? почему старший между ними не принял начальства над войском? Мы не можем здесь судить, не зная всех обстоятельств: что оставалось делать Георги, теснимому между Паскевичем, Гейнау и австрийцами, Лидерсом и армиею Елашича? Кровь напрасно проливать для личной славы и всеконечного разорения отечества? Разве Мак не сдался в Ульме с 30/т. войска? Разве под Дрезденом в 13-м году те же Австрийцы, в числе 25/т., не положили ружье перед Наполеоном? Разве Дюпон под <Байлом?> не сдался Англичанам с 25/т. войска? – но никто из этих предводителей не был обвинен в измене. Есть случаи бедственные, коих исключить нельзя!.. "Конечно, так! – воскликнул с жаром отставной генерал Плещеев, – но этих случаев Русская военная история не представляет, мы не знаем этих случаев, и как свет стоит, не только корпус, но рота Русская не сдавалась". Надобно сознаться, что успехи наши высоко поставили имя Николая I и Русских в Европе. Что же скажут теперь завистники наши? Какие не предсказывали нам бедствия журналы французские и англинские? Получено известие, что Лидерс довершил <так!> совершенно Бема под Шевегином. Теперь пойдет все расклеиваться у возмутителей. Кошут, великий Кошут, коего в Лондоне уподобляли Вашингтону, бежал – положим, что это следствие страха, но страх не заставил его забыть украсть и увезти с собою все царские регалии и сокровища венгерские. Хорош Вашингтон господ Англичан; американский был для них солон, а этот просто гадок для всех».

61 Ридигер Федор Васильевич, граф (1783—1856), ген.-адъютант, во время Венгерской кампании 1849 заставил сложить оружие Гергея. С 1850 – член Государственного совета.

62 Здесь в значении «переговоры».

63 «Другая… особа скончалась» — в предыдущем, пропущенном, отрывке говорилось о смерти знакомого Булгакова графа Николая Ивановича Зотова.

64 См. нашу публикацию: «Мадригал с двойным дном: (скрытый каламбур в послании Пушкина Princesse Nocturne) // Наше наследие. Редакционный портфель. URL: www.nasledie-rus.ru.

65 Шувалов Андрей Петрович, граф (1802—1873), церемонимейстер, с 1850 обер-гофмаршал, президент придворной конторы.

66 «Севильский цирюльник» (1816), опера Дж. Россини.

67 «Семирамида» (1823), опера Дж. Россини.

68 «Гугеноты» (1836), опера Дж. Мейербера по повести Мериме «Хроника времен Карла IX».

69 Галль (Gall) Франц Иозеф (1758—1828), австрийский врач, основоположник френологии, ныне расценивающейся как лженаука.

70 Виноваты всегда отсутствующие или покойники (фр.).

 71Новорожденного великого князя Николая Константиновича (1850—1919) ждала очень непростая судьба. Он окажется изгоем в царской семье из-за до сих пор не вполне ясной истории с похищением им в Мраморном (Константиновском) дворце украшений с иконы, подаренной его матери Николаем I. Негласно объявленный умалишенным (клептоманом) и сосланный в Ташкент, он деятельно занялся ирригацией и благоустройством края. В Петрограде при дворе его имени не упоминали и принимали всевозможные меры истребить память о «царственном воре». Февральскую революцию опальный великий князь приветствовал посланной в Петроград телеграммой. Умер в Ташкенте в январе 1918 от воспаления легких, а не был расстрелян большевиками, как об этом утверждается в некоторых публикациях. Напротив, в некрологах ташкентских газет (Новый путь. 1918. 13 янв.; Свободный Туркестан. 1918. 16 янв.; подписано А. Новицким) отмечались заслуги «бывшего великого князя» в деле благоустройства и городского строительства. См. о нем (до периода ссылки): Лир Фанни. Роман в царском доме. Женева: М. Элпидин, 1901 (Сокращенное издание кн.: LearF. LeRomand'uneAmericaineenRussie. Paris, 1875); Кн. Михаил Греческий. В семье не без урода. Биография великого князя Николая Константиновича. М.: Захаров, 2002.

72 «Какое вино вам подать к нашему вторнику, у меня осталась последняя бутылка, оно превосходно, такое, как вы любите» (фр.).

73 Графиня – Воронцова (рожд. Браницкая) Елизавета Ксаверьевна (1782—1880), жена М. С. Воронцова (с 1819), адресат нескольких любовных стихотворений Пушкина.

74 Лобанов Иван Александрович (1788—после 1860), действ. тайн. советник, сенатор.

75 Вьетан (Виетан) (Vieuxtemps) Анри (1820—1881), бельгийский скрипач, композитор и музыкальный педагог.

76 Е.Ф. Шармер, лучший петербургский портной. Между прочим, у него шил себе платье Ф. М. Достоевский, вскользь упомянутый Булгаковым в публикуемом отрывке.

77 Здесь в значении «кухня», «кулинария».

78 В начале революции, 24 ноября 1848 папа Пий IX бежал из Рима, но не в Портичи, как пишет Булгаков, а в другой неаполитанский городок – Гаэту, где к нему присоединилось большинство кардиналов. Рим оказался в руках революционеров, 9 февраля 1849 провозгласивших республику. Тогда папа обратился за помощью к Франции, Австрии, Испании и Неаполю. 29 июня 1849 французская армия генерала Удино захватила мятежный Рим, а 12 апреля 1850 Пий IX вернулся в свои владения.

79 Муханов Николай Алексеевич (1802—1871), с 1856 тайный советник, обер-форшнейдер Высочайшего Двора, член комиссии по построению храма Христа Спасителя в Москве, один из старшин Российского Благородного собрания.

80 Модное тогда лечение «животным магнетизмом» по методу австрийского врача Ф. Месмера.

81 Не вполне точная цитата первой строки «Путешествия N.N. в Париж и Лондон». У И. И. Дмитриева: «Друзья! Сестрицы! я в Париже!»

 



Москвич в Петербурге Аннотация Предисловие Дневник А.Я.Буглакова Примечания

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru