1
20 января 1921 г.
Многоуважаемый Борис
Александрович,
Занимаясь в настоящее время Фетом, я постоянно прибегаю к
Вашей книге о нем, как к ценнейшему и единственному руководству1. К
сожалению, своевременно, я ее не купил, теперь купить негде, в библиотеках — в
некоторых (напр., в библ. Академии Наук) ее нет, в других она нарасхват, и я
бедствую. Я был бы бесконечно Вам благодарен, если бы Вы нашли возможным,
прислать мне один экземпляр, буде сохранился у Вас еще некоторый запас.
Доверяться почте нынче опасно, и потому лучше бы, конечно, прислать ее с
оказией, а не то можно рискнуть и под заказной бандеролью или заказным письмом.
Все расходы я немедленно возмещу.
Цель моих занятий — составление подробной биографии Фета, а
для разборки «суконных одеял» (как Вы их называете2) и для любовного
исследования того сокровища, которое под ними, Вы понимаете, как важна Ваша
книга. Простите же меня за беспокойство.
Искренно Вас уважающий
Блок.
Мой адрес —
Петроград, Литейный 30, кв. 19
Георгию Петровичу Блоку.
Телеф. 57-10.
P.S. Если у Вас осталось мало экземпляров, и Вам жаль
отдавать один из них частному и неизвестному Вам лицу, то, может быть, Вы
направите его в 1 Отделение Библиотеки Российской Академии Наук
(Университетская наб., 3), известив об этом меня.
Б.
1 Блок пишет о «ценнейшем и единственном руководстве»,
к которому он якобы «постоянно прибегает», имея в виду не существующую в
природе книгу «А.А.Фет. Жизнь и творения. С приложением хронологической канвы»
(названия иногда слегка варьировались), над которой Садовской неторопливо
работал много лет. Еще 1 октября 1912 г. он писал Э.К.Метнеру: «Моя книга о
Фете продвигается понемногу. Весной думаю представить рукопись ее на Ваше
усмотрение, — быть может, “Мусагет” найдет возможным издать ее». Год спустя, 11
октября 1913 г., Садовской вновь обращался к Метнеру: «Я и не предполагаю
особенно спешить с книгой и согласен отложить ее печатание до осени. Мне важно,
чтобы издал ее именно “Мусагет” <…> Я достал много новых материалов,
много неизвестных стихов Фета и смею надеяться на получение за нее
академической премии» (НИОР РГБ. Ф. 167. К. 14. Д. 39). Книга неоднократно
анонсировалась с указаниями «готовится к печати», «печатается» (в сборниках
Садовского «Пятьдесят лебедей» в 1913 г., «Полдень» и «Озимь» в 1915-м, «Ледоход»
в 1916-м). В библиографии Садовского в словаре Е.Ф.Никитиной «Русская
литература от символизма до наших дней» (М., 1926) была указана даже как
вышедшая в 1917-м в свет.
Впрочем, это относится не
столько к ошибке библиографа, сколько к сознательной мистификации писателя,
сочинившего для словаря свою фантастическую биографию (см. ниже, примеч. 15 к
письму № 13 от 22 октября 1921 г.)
Садовской, естественно,
решил, что его просят о высылке «Ледохода», что и было исполнено. Позднее Блок
признался Садовскому в своей ошибке (см. приписку к письму № 10 от 6/19 августа
1921 г.). В его архиве в Пушкинском Доме сохранилась «Летопись жизни А.А.Фета»
(машинопись с авторской правкой), опубликованная Б.Я.Бухштабом в сборнике
«А.А.Фет. Традиции и проблемы изучения» (Курск, 1985), в том виде, в каком она
вышла из-под пера Г.П.Блока, т. е. без библиографических и архивных ссылок (с
рядом корректировок и дополнений Г.Д.Аслановой переиздана девять лет спустя в
сборнике «А.А.Фет. Проблемы изучения жизни и творчества» (Курск, 1994. С.
276–346). Эта «Летопись» никак не может быть соотнесена с анонсированным трудом
Садовского: слишком она скромна для издания отдельной книгой.
2 Имеется в виду описанный Фетом эпизод из своей
поездки в Италию с сестрой Надей, когда он приказал завесить одеялами окна в
горной гостинице (см.: Фет А.А. Мои
воспоминания. 1848–1889. Часть I. М., 1890. С. 171). Садовской писал в своей
статье о Фете: «И адъютантство в полку, и хозяйственная политика агрария, и
“шеншинство”, и камергерство, — все это те же “суконные одеяла”, которыми
великий поэт тщательно завешивал от непосвященных свою “Горную высь”» (Садовской Б. А. Русская Камена. М.,
1910. С. 148).