Примечания

1 Мария Николаевна великая княгиня (1819–1876), старшая дочь императора Николая I. В 1839 г. вышла замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского, после смерти которого заняла место президента Академии художеств и председателя Общества поощрения художеств.

2 Матильда (Летиция-Вильгельмина) принцесса Бонапарт, (урожд.гр.де Монфор), дочь Жерома Бонапарта и Екатерины принцессы Вюртембергской, племянница императора Наполеона I (1820–1904). Когда ее брат Людовик-Наполеон в 1848 г. был избран в президенты Республики, она играла видную роль при его дворе. После восстановления Империи Матильда была включена в число членов императорской фамилии. Ее дом был одним из литературных центров Парижа в 1870-х–1890-х годах.

3 Анатолий Николаевич Демидов, князь Сан-Донато (1813–1870) — был некоторое время атташе в русском посольстве в Париже. В 1840 г. в Риме женился на принцессе Матильде. В 1841 г. купил княжество Сан-Донато и стал называться князем Сан-Донато. Собрал в своем дворце одну из лучших коллекций, распроданную после его смерти на двух аукционах 1870 и 1880 гг. В 1845 г. развелся с принцессой Матильдой. Император Николай I повелел ему выплачивать принцессе, к которой он был очень расположен, пожизненную ренту в 200000 руб.

4 Мария де Гальбуа (M.Galbois) (1828–1896) — чтица принцессы Матильды

5 Мария Аббатуччи (M.Abbatucci) — придворная дама принцессы Матильды

6 Пьер-Франсуа-Эжен Жиро (P.-F.-E. Giraud) (1806–1881) — художник, писатель, акварелист, карикатурист, гравер. Выставлялся в Салоне в 1831–1866 гг.

7 Клодиус Марсель Поплен-Дюкарр (C.-M. Popelin-Ducarre) (1825–1892) — иссторический живописец, выставлялся в Салоне в 1852–1867 гг.; художник по эмали. Работал на Севрской мануфактуре, ему удалось открыть секрет технологии лиможских эмалей XVI в. ; поэт, переводчик с итальянского.

8 Коллекция собиралась сначала под руководством гр. де Ньеверкерка, затем Фредерика Рейзе, директора Национальных музеев в 1874 г. После смерти принцессы в 1904 г. она была распродана в галерее Ж. Пети (см.: Catalogue des tableaux, objets dart et dameublement de S.A.I. Mme la Princesse Mathilde, Paris, Galerie George Petit, 17-20 mai 1904, 448 numeros)

9 Эрнест Эбер (Hebert Ernest) (1817–1908) — художник, директор Французской Академии в Риме (1867–1873 и 1885–1891).

10 Эдуард Детайль (Detaille E.) (1848–1912) — художник, ученик Ж.Л. Э. Мейсонье. Писал картины на исторические сюжеты и сцены франко-прусской войны.

11 Амори-Дюваль (Duval Amauru) (1808–1885) — исторический живописец, ученик Энгра.

12 Гюстав-Жан Жаке (G.-J. Jacque) (1846–1909) — ученик Бугеро, жанровый живописец и портретист.

13 Виктор Жиро (Giraud V) (1840–1871) — жанровый живописец, ученик Кабанеля.

14 Молодой художник Анри Реньо погиб героической смертью под Бюзенвалем, при отступлении 19 января 1871 г. На его похороны собралось, по выражению Э.де Гонкура пол-Парижа.

15 Фердинанд Гельбут (Heilbuth Ferdinand) (1826–1889) — немецкий художник, работавший во Франции. Специализировался на пейзжах и жанровых сценах на открытом воздухе. В 1876 г. получил французское гражданство, выставлялся в парижском Салоне и Королевской Академии в Лондоне.

16 Мари-Жозеф-Фредерик Вийо (M.-J.-F. Villot)(1805–1876) — художник, аквафортист и гравер, писатель. Возглавлял отделение живописи Лувра (1848–1861). В музее был инициатором реставрации картин, в частности обновления старого лака. В связи с этим возник скандал и Вийо был вынужден уйти в отставку. С 1861г. генеральный секретарь Музеев. Кавалер ордена Почетного легиона (1861). Его жена Паулина Барбье, художница и рисовальщица

17 Наполеон, принц Жером (1822–1891) — сын Жерома Бонапарта, брат императора Наполеона III.

18 Вероятно речь идет о разрыве принцессы Матильды и графа Ньеверкерка, с которым у нее была продолжительная связь, в 1869 г. Так как Ньеверкерк был покровителем Вийо (в частности? им был специально для Вийо создан пост генерального секретаря Музеев), Вийо не мог больше появляться в доме принцессы Матильды.

19 За свое великодушие и щедрость она снискала себе прозвище Notre-Dame des Arts.

20 Гюстав-Родольф Буланже (G.-R. Boulanger) (1824–1888) — художник, ученик Делароша. Оформил атриум Помпеянского дома принца Наполеона в подражание древнеримской живописи.

21 Теофиль Готье (T.Gautier) (1811–1872) — поэт и художественный критик

22 «Манетта Саломон» — пьеса Ж.и Э. де Гонкур, впервые поставлена в театре «Водевиль» в 1896 г.

23 Граф Альфред-Эмильен де Ньеверкерк, (A.-E. Niewerkerke) (1811–1892) — скульптор, коллекционер. В 1853г. — интендант Изящных искусств императорского дома, с 1863г. — суперинтендан Изящных искусств. В 1870г. после капитуляции Наполеона III подал в отставку, назначив на пост суперинтенданта императорских музеев Ф. Вийо, и, предвидя арест, покинул Францию. В 1872 г. он купил виллу близ Тосканы, где поселился с герцогиней Марией Кантакузен и ее дочерью Ольгой. Во Францию вернулся в 1885 г.

24 Хосе-Мария Эредиа (H.-M. Heredia) (1842–1905) — поэт.

25 Альманах Гота (Gotha) 1879 объявил о втором замужестве принцессы Матильды в декабре 1871 г. с Клодиусом Попленом. Эта публикация вызвала протест принцессы, вылившийся в статью «LAlmanach Gotha et Madam la princessе Mathilda», опубликованную в Фигаро от 5.1.1879. Э. де Гонкур пишет об этом в своем дневнике от 30.12.1879: «Фредерик Массон сообщил мне, что Гота 1879 объявила о замужестве принцессы с Попленом. Поплен думает, что это выходка Ньеверкерка», и затем 8.01.1879 он пишет: «Малышка Аббатуччи рассказала мне по секрету, что объявление о замужестве с Попленом в Готе повергло принцессу в такое ужасное состояние, что ее отчаяние даже смешно и, что однажды она так плакалась из-за этого объявления, что Поплен был вынужден сказать ей: «Уж не думаете ли Вы, что я очень счастлив?».

26 Дом 20 на улице де Берри был построен в 1781 г. герцогом Луи-Филиппом Орлеанским для г-жи де Монтессон. Принцесса жила там с 1870 г., она называла этот дом «моя драгоценная шкатулочка» («ma chère petite boite»)

27 Шарль Ириарт (C.Yriarte) (1933–1898) — писатель, рисовальщик, инспектор Национальных приютов, главный редактор «Monde illustré». Сотрудничал также в «Vie Parisienne», «Figaro», иногда под псевдонимами «Junior», «Marquis de Villmer»

28 Графиня де Воге (Vogüé) (урожд. Хастингс Генриетта Андерсон) — в 1846 г. вышла замуж за Мари-Виктуара-Рафаэля де Воге. Из Дневника Э. Де Гонкура от 22.12.1883: «…графиня де Воге, кокетливо скрывающая седые волосы под пудрой, эта женщина — бич для литераторов, и особенно для Ириарта».

29 Имя баронессы для Э. Гонкура было синонимом упадка салона принцессы: «…Этот салон угасает, как фейерверк под дождем, под наплывом всяких Гальбуа женского и мужского пола...,чья совершенная тупость убивает мысль и слово» (Ж. и Э. де Гонкур. «Дневники», 5 марта 1872)

30 После падения Второй империи герцоги Орлеанские вернулись во Францию. В 1871 г. они добились отмены декрета об изгнании и признания выбора герцога Анри-Эжена герцога Омальского депутатом Национального собрания. В 1873 году Орлеанистская партия, получившая в Национальном собрании большинство мест свергла президента Республики Тьера, заменив его монархистом маршалом Мак-Магоном. В 1876 г. монархисты потерпели поражение, и в 1877 г. после попытки монархического переворота Мак-Магон ушел в отставку.

31 Франсуа-Ашиль Базен (Bazaine A.) (1811–1888) — маршал Франции, принимал участие в сражении в Испании в иностранном легионе, участвовал во всех африканских экспедициях, в крымской кампании, был комендантом Севастополя. В 1862 г. был главнокомандующим в Мексике, затем получил жезл маршала Франции. Почувствовав в Мексике бесконтрольность, он вскоре захотел иметь реальную независимую власть, не боясь вступить с этой целью в секретные переговоры с главарями повстанцев. Был снят с должности Наполеоном III, отозван во Францию в 1867 г. и получил командование императорской гвардией в 1869-м. Во время войны 1870 Базен командовал Рейнской армией под Мецем. Проиграл сражения при Гравелоте и Сен-Приве. Из-за его бездействия Мец и 170-тысячная армия были сданы неприятелю, а Базен обвинен в измене.

32 Омальский Анри-Эжен-Филипп-Луи Орлеанский (1822–1897) — герцог, четвертый сын Луи-Филиппа I и Марии Амели. В 1873 г. председательствовал на военном совете по делу Базена.

33 После падения Второй империи герцоги Орлеанские вернулись во Францию. В 1872 г. был отменен декрет о конфискации их имущества, и в их пользу было присуждено из казны 40 млн. франков. Настойчивость, с которой герцог Омальский добивался этого вознаграждения в то время, как Франция должна была платить 5 млрд. франков контрибуции, повредила их популярности.

34 Этот эпизод описан и у Э. де Гонкура: 10 декабря 1873 г. «Сегодня обед у принцессы был холодным, невозмутимым, разговор прерывался долгими паузами. Каждый думал о суде над Базеном. После обеда принцесса углубилась в вышивание, — во время больших событий это для нее средство как бы уйти из своего салона, замкнуться в себе. Она едва отвечает тем, кто из вежливости садится на скамеечку у ее ног, а когда кто-нибудь входит, поднимает голову и спрашивает: «Ну как, известно что-нибудь?» Наконец, видя, что время идет и никто не приносит новостей, она вдруг восклицает: «Удивительные эти мужчины! Они ничего не знают! Если бы я была в брюках, мне кажется, я побывала бы всюду, знала бы все. Послушайте, юный Готье, не сходите ли вы в Имперский клуб, может быть, там что-нибудь знают?» Готье-сын отсутствует долго. Выходя, я встречаю его под воротами, он кричит мне: «Присужден к смертной казни, единогласно «.

35 Жак-Шарль Аббатуччи (J.-C. Abbatucci) (1816–1885), депутат-бонапартист от Корсики с 1872 по 1876г. и затем с 1877 по 1881г.

36 24 июля 1873 г. по приказу генерала Дю Барейля, министра военных дел, было проведено следствие по делу Базена в связи с капитуляцией Меца. Военный трибунал под председательством герцога д'Омаля заседал 6 октября в Малом Трианоне. Против Базена были выдвинуты неопровержимые факты, подкрепленные свидетельствами офицеров армии Меца. Он был признан виновным и приговорен к смерти и разжалованию в военных чинах. Маршал Мак-Магон, президент республики, смягчил наказание, заменив его 20-ю годами тюремного заключения. Препровожденный на остров Св.Маргариты, Базен бежал: в ночь с 9 на 10 августа 1874 г. он спустился по веревке в лодку, где его ждали жена и племянник. Он переправился в Геную, оттуда в Швейцарию, а затем в Испанию.

37 Здесь, вероятно, идет речь о Бланш Пасси (1833–1901), сестре Луи Пасси — друга детских лет Жюля Гонкура. На основе долгого, длившегося почти 10 лет, изучения жизни этой молодой девушки и записей о ней Гонкуры написали роман «Рене Мопрен» (в первоначальном варианте — «Молодая буржуазия»).

38 Путешествие, о котором идет речь, было предпринято А.Дюма-отцом (1802–1870) по просьбе и при финансовой поддержке министра просвещения графа Нарцисса де Сальванди. По мысли Сальванди А. Дюма должен был написать заметки о путешествии по Алжиру, чтобы привлечь интерес к этой стране. После Алжира А. Дюма поехал в Испанию в октябре 1846 г, чтобы присутствовать в качестве историографа на двух свадьбах, состоявшихся одновременно: свадьбе королевы Изабеллы испанской с инфантом доном Франсиском Ассизским (ее двоюродным братом) и свадьбе герцога Монпасье и сестры Изабеллы II инфанты Луизы-Фернанды. Это путешествие, в том числе и эпизод, о котором упоминает Липгарт, подробно им описано в его путевых заметках.

39 На берегу реки Монсанерес проходила знаменитая испанская коррида.

40 Этот же эпизод, основанный на «Записках» Дюма-отца, приведен в книге А. Моруа «Три Дюма», но вместо Жиро там присутствует Огюст Маке, соавтор Дюма-отца.

41 Принцесса начала заниматься живописью еще во времена свой молодости во Флоренции. В Париже у нее была мастерская, где она занималась акварелью под руководством Жиро. На Салоне 1865 г., где Э. Мане спровоцировал скандал своей «Олимпией», она выставила свои акварели, за которые получила медаль 3-го класса. Она выставлялась также в 1866 и 1867 гг. (о художественных занятиях принцессы Матильды см.: Masson Fr. La Princesse Mathilde artiste et amateur // Les Arts, 1904. mai).

42 Mathilda, la princessa. Eugene Giraud. Paris, 1884.

43 Во Дворце индустрии на Елисейских полях «Общество французских художников», созданное в 1881 г., устраивало ежегодные выставки. Здесь же происходили выставки Салона.

44 Огюст-Поль-Шарль Анастази (Auguste-Paul-Charles Anastasi) (1820–1889) — пейзажист и литограф, ученик Делакруа, Коро, Делароша. В 1870 г. он полностью ослеп, но благодаря продаже его картин, организованной друзьями, он был обеспечен до конца своей жизни. Гонкуры в «Дневнике» за15 агуста 1868 г. называют его «бездарным художником… нечто вроде мистика-идиота, пошлого, как чернь».

45 Эбер, урожд. Габриэль д’Укерманн — вышла замуж за художника в 1880 г.

46 «Фру-фру» — выражение, ставшее нарицательным, имитирующее шуршание дамских платьев

47 Жюль Дюпре (Dupre J.) (1811–1889) — художник романтического направления, его относят к барбизонской школе, хотя в Барбизоне он не работал.

48 Жюль-Жозеф Лефефр (J. Lefevre) (1836–1911) — художник академического направления, с 1855 г. выставлялся в Салоне, преподавал в Школе изящных искусств и Академии Жюлиана, кавалер ордена Почетного легиона.

49 Антуан Фовар .Информацииоб этом лице не обнаружено.

50 Картина Лефевра «Истина, выходящая из источника» находилась у художника Буланже, затем в Люксембургском музее, в настоящее время в Музее Орсе.

51 Гектор Леру (1829–1900) — исторический живописец, в основном писал картины на сюжеты из римской истории, кавалер ордена Почетного легиона.

52 Э.Липгарт «Взятие на небо Магдалины». Об этой картине писали многие парижские газеты и журналы. В частности, «Le Républicain» писала: «Скептицизм эпохи играет большую роль на выставке картин на религиозные сюжеты в Салоне 1884. Нашим картинам далеко до непринужденности старых итальянских мастеров, восхитительной нежности, странных и волнующих граций Рафаэля и да Винчи. Липгарт дает нам какую-то Венеру dans un prétexte, полуобнаженную, в своей грациозной Магдалине во “Взятии на небо”. “Monde Thermale”: “Могла бы быть тысяча доводов, чтобы обвинить м. Липгарта в том, что его “Взятие на небо Магдалины” легко сошло бы за полет Венеры — уж очень языческая, эта святая. Очень галантная, эта кающаяся! Но я предпочитаю легко довериться несколько манерным прелестям этой милой особы, которая главным образом вызывает ощущение музыки и танца». Сам Липгарт писал об этой картине в «La Vie Parisienne»: «Почему сильно озабочены местным колоритом в религиозной картине, благодарна ли публика нам за это? Вот мой подход. Я представляю “Взятие на небо Магдалины”. У грешницы вместо ковра мешок из-под кофе; кроме того, я поместил перед ней ангела причесанного àla Capoul и книгу с церковными песнопениями, заметьте, что в эту эпоху святой Амбруаз Миланский, который ввел в обращение амбруазское пение, еще не родился. В следующем году я пойду дальше, Archives будет готовить на газовой плитке». «La Revue Critique» писала: «“Магдалина” Липгарта показывает, что он учился у Лефевра». Более строго к этому подошла «La Gazette du Dimanche»: «Месье, — писала она, — оставьте святых в покое, потому что вы их не знаете». «La Revue Libérale», напротив, считала, что «Липгарт стремиться дать нам понять, что речь идет не о Мадонне, не о непорочной Матери Спасителя, но о куртизанке, обращенной и освященной. Он передает это ощущение с большой тонкостью. Его могут упрекнуть, что это стремление слабо уловимо, но нельзя в конце концов не согласиться, что художник это делает с большим талантом». Относительно сюжета та же газета, впрочем, замечает: «…что никогда не было вознесения Магдалины, но господа художники не церемонятся с сюжетами». В «Gazette de France» было написано: «Мне очень трудно судить о картине Липгарта “Взятие на небо Магдалины”, обнаженность прекрасно передана, слишком хорошо, может быть. Надо восхищаться ее погруженным взглядом, полным божественной любви и порыва к небу. Дополнительные предметы очень хорошо трактованы, даже ангел неплохо задуман и его призыв является именно призывом посланника счастья. Я не знаю почему, но эта композиция не полностью удовлетворяет дух, эта сидящая Магдалина не олицетворяет успения. Тем не менее это произведение достойное и ценное, свидетельствующее о непрерывном прогрессе художника. Я не знаю ничего более прекрасного и трогательного, чем эта легенда о Магдалине, которую ангелы унесли туда, куда поднималась ее любовь, туда, где сиял блеск ее слез: я в этом вижу теорию возвышенного и волю любви, поднимающей к Богу». «La Tribune»: «“Взятие на небо Магдалины” Липгарта очень приятное для глаза полотно. Обращена ли полностью эта Магдалина? В любом случае она прелестна и небо приобрело очень красивую женщину». «Chronique Parisienne» : «Липгарт бросается на полных парусах в христианский мифологизм и в этом растрачивает прекрасные и ценные качества, которые, как нам кажется, мог бы использовать лучше». «La Revue des deux mondes»: «Слишком языческий характер “Апофеоза Марии-Магдалины” г-на Э.Липгарта вряд ли позволит занять место в церкви, но несмотря на это движение и элегантность линий всей фигуры и моделированную мягкость обнаженного торса вызывают восхищение». «LArt»: «Липгарт — автор “Успения Магдалины” и изобретатель новой трактовки сюжета, просто нашел повод написать обнаженное женское тело. Он мог найти и другой повод для этого и не соединять превосходно моделированный гибкий торс и довольно уродливые ноги. Его Мария Магдалина, свежая и розовая несмотря на посты, самобичевание и пустыню. Ангел, посланный, чтобы ее ввести в небеса, приближает к ее обнаженному плечу частицу голубого платка, который заставляет вибрировать тона плоти. Довольно объемная музыкальной книги кажется изданной у Дантю! Когда я смотрю на красивую безразличную женщину господина Липгарта, меня преследуют воспоминания о Марии Магдалине Риберы — старой, сморщенной, с опавшими щеками, сжимающей в отчаянии исхудавшие руки скелета». Вырезки из газет собраны Э.К.Липгартом; находятся в его личном фонде: Архив ГЭ. Ф.23. Оп.1. Ед.хр. 96.

53 Картина была куплена правительством 20 мая 1884 г. за 2500 франков (Les Archives Nationale, F 21/4323, личные дела художников, чьи картины были куплены государством).

Далее из документов следует, что деньги были уплачены из статьи расходов на художественные работы по украшению общественных зданий. Затем, по существующим правилам, Липгарт должен был подтвердить авторство, то есть написать акварельную копию со своей картины, что было им сделано, как свидетельствует записка от 14 января 1884 г. Затем картина поступила на склад в Palais des Champes-Elysees и в ноябре 1885 года по предложению директора Изящных Искусств была определена в музей Экс ле Бэн (Савойя) (Aix-les-Bains), куда после долгой переписки была доставлена 15 февраля 1886 года.

(Arcives nationale de France,, F 21/2095, p.3 F 21/2203)

54 То есть в дом Липгарта. Сначала Э. Липгарт жил на улице Греза, 22 в Пасси, затем на бульваре Бертье, 61. В кадастре 1876 г. дома по адресу бульвар Бертье, 61, владельцем дома значится Луиза Жуан (Louise Jouanne) (1854–1931) — жена Липгарта, которая владела домом с 1870 по 1891? Г.). Там же дано описание этого кирпичного особнячка с садом: на первом этаже находился вестибюль, большая комната с камином, 2 туалетные комнаты, столовая, спальня, кухня, и т.д. На втором этаже помещалась мастерская ( Аrchive de Paris D P4, cartin 117).

55 Клаудио Лорензаль (Lorenzale y Sugranes? Claudio) (1814–1889), испанский художник, директор Школы изящных Искусств в Барселоне.

56 Антонио Казанова (Antonio Casanova y Estorach) (1847–1896) — исторический и жанровый живописец, пастелист, гравер. Учился у К. Лорензаля в Барселоне. С 1876 г. выставлялся в Париже.

57 Вероятно, речь идет о четырех панно Буланже для большого фойе Новой Оперы. «Мифологический танец», «Танец воинов», «Танец влюбленных», «Танец крестьян». Картины 4х1,5 м. включали портреты 20 танцовщиц.

58 Союз был основан в 1860 г. гр. DOsmond и Sampayo(сначала на улице Шуазе, затем на Вандомской площади, затем на улице Буасси д’Англа) с целью сближения художников и светской публики, организации выставок, театральных представлений и, в частности, концертов, в шутку назывался «Club des Mirlitons», а также «lEpatant».

59 Александр Кабанель (A.Cabanel) (1823–1889) — художник академического направления, профессор Школы изящных искусств, член Института, был одним из любимых художников Наполеона III

60 Имеется в виду картина Кабанеля «Респа защищает от грифов тела своих сыновей, казненных на горе».

61 Имеется в виду картина Кабанеля «Флорентийский поэт эпохи Возрождения».

62 Вероятно, имеется в виду «Рождение Венеры» 1863 г.

63 Портрет Жоржетты Шарпантье, жены издателя Шарпантье, был написан О. Ренуаром в 1876г.

64 Имеется в виду выставка «Сто лет французской живописи», организованная журналом «Аполлон» в Петербурге в 1912 г., к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г., на которой была представлена живопись от Давида и Энгра до Дерена и Марке. На ней были и картины Сезанна.

65 Шарль Маршаль (C. Marchal) (1825–1877) художник академического направления, исторический живописец, друг Дюма-сына и Жорж Санд; почувствовав, что слепнет, покончил с собой. Версия, предложенная Липгартом, звучит иначе.

66 Огюст Тульмуш (A.Toulmouche) (1829–1890) — жанровый живописец и портретист, кавалер ордена Почетного легиона, выставлялся в Салоне. Мари Тульмуш, художница, жена Огюста Тульмуша.

67 Адольф Гупиль (A.Goupil) (1806–1893) — торговец картинами.

68 Франсуа Канробер (F.Canrobert) (1809–1895) — маршал, с 1850 г. адъютант Людовика Наполеона, президента республики, во время Восточной войны в 1854–1855 гг. — главнокомандующий французской армией под Севастополем, во время французско-прусской войны в 1870 г. принимал участие в боях под Мецем, попал в плен, где находился до заключения мира.

69 Эмиль-Феликс Флери граф (E.-F. Fleury) (1815–1884) — генерал, первый адъютант Наполеона III, который доверял ему выполнение важнейших политических миссий.

70 Беньямин Эдуард Липгарт (1838–?).

71 Екатерина Михайловна Юрьевская (Долгорукая) (1849–1922) — морганатическая жена императора Александра II. После свадьбы в 1880 г. она и ее незаконнорожденные дети получили титул светлейших князей Юрьевских.

А.А.Толстая пишет в своих «Записках»: «Попытки играть роль за границей, особенно в Париже, предпринимаемые кн. Юрьевской после смерти государя, кончились ничем… Свет взвесил княгиню на своих весах и, не найдя ее достаточно весомой, перестал ею интересоваться… Поселившись в Ницце она вообразила себя свергнутой императрицей… и продолжала строить Ее Величество во французской прессе» (Толстая А.А. Записки фрейлины. М., 1996. С.224).

72 Алексей Петрович Боголюбов (1824–1896) — живописец-пейзажист, внук А.Радищева. С 1861 г. профессор «живописи морских видов» Петербургской Академии. С 1873 г. жил в Париже, где 1878 г. создал «Кружок русских художников», который посещал и Э. Липгарт.

73 Александра Андреевна Толстая графиня (1818–1904) — камер-фрейлина императрицы Марии Федоровны и императрицы Александры Федоровны.

74 По-видимому, речь идет о брошюре, написанной А.А. Толстой в ответ на книгу Лаферте об императоре Александре II, имеющей целью возвышение княгини Юрьевской и, по мнению многих, ею вдохновленной. Толстая издала свою брошюру анонимно, но инкогнито скоро было раскрыто. В «Записках фрейлины» Александра Андреевна пишет, что возмущенная книгой Лаферте она сочла своим долгом написать эту брошюру, но не упоминает ни о каком поручении со стороны кого-либо (Толстая А.А. Записки фрейлины. М., 1996. Л. 217-219).

Что касается притязания на трон княгини Юрьевской, то известно, что император Александр II действительно хотел короновать свою морганатическую супругу. В качестве прецедента было решено сослаться на коронацию Екатерины I. Для этого события будущая императрица заказала в Париже мантию и шифр для фрейлин Екатерины III, придуманный самим императором (Толстая А.А. Там же. С. 204, 221. О том же — Б.Н.Чичерин в своих «Воспоминаниях»).

75 Константин Николаевич, великий князь (1827–1892), управляющий Морским министерством (1855–1880), наместник Царства Польского (1862–1863), председатель Государственного Совета (1865–1881). Великий князь посетил мастерскую Э.К.Липгарта просле выставки картин русских художников в апреле 1882г.(Gibbas, 12 avril 1882).

76 Николай Максимилианович Романовский, князь, герцог Лейхтенбергский, внук Николая I (1843–1890) — генерал от кавалерии. Занимался минералогией, печатал статьи в «Записках минералогического общества», в том числе сделал обстоятельные химико-кристаллогафические исследования лейхтенбергита, кочубеита, брукита. С 1865 г. — президент Минералогического общества. Участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. После войны, по болезни, жил за границей с супругой Надеждой Сергеевной (урожд. Анненковой, по первому браку Акинфеевой).

77 Гюстав Флобер (1821–1880) — писатель.

78 В «Дневнике» за 13 апреля 1879 г. Э. де Гонкур писал: « Липгарт, работая над моим портретом, рассказал мне, что некоторые русские дамы принимают белладонну, чтобы увеличить зрачки и придать взгляду загадочность и блеск».

79 Александр Михайлович Горчаков (1798–1883) — светлейший князь, министр иностранных дел (1856–1882), государственный канцлер (с 1867 г.)

80 Надежда Сергеевна (урожд. Анненкова, по первому браку Акинфиева), получила в 1878 г. титул графини Богарнэ.

81 Константин Александрович Горчаков (р.1841) — князь, шталмейстер.

82 После смерти герцога его воспитанники Георгий и Николай Николаевичи получили титул герцогов Лейхтенбергских, с совершенным отделением от императорской фамилии и внесением в родословные книги дворян Санкт-Петербургской губернии.

83 «Девка Элиза», роман о жизни проститутки, вышел в свет в марте 1877 г.

84 Э. де Гонкур писал в «Дневнике» от 4 апреля 1977 г., что принцесса сказала ему: «То, что вы сделали, на вас не похоже. Это отвратительно, отвратительно!»

85 Роман «Братья Земгано» (1879) был написан Э.Гонкуром в память о любви, которая связывала его с братом Жюлем. Братья Земгано всю жизнь изобретают небывалый трюк, который должен стать итогом их работы. В результате младший брат во время его исполнения ломает обе ноги. О замысле книги Э. Гонкур писал в дневнике от 27 декабря 1877 г.

86 Фредерик Массон (F.Masson) (1847–1923) автор исторических трудов о династии Бонапартов.

87 Ги де Мопассан (1850–1893) — писатель. В это время уже вышел его рассказ «Пышка» (1879), а также были написаны романы «Жизнь» и «Милый друг».

88 Эрнест Ренан (1823–1892) — писатель, философ. В юности собирался стать священником, учился в нескольких семинариях. Под влиянием знакомства с немецкой философией и занятий древнееврейским языком порвал с церковью, собирался писать критическую историю начала христианства. Автор многочисленных работ по еврейской эпиграфике, истории происхождения христианства.

89 Ренан (m-me Ernest Renan) (?–1894) — урожд. Корнелия Шеффер, племянница художника Ари Шеффера, вышла замуж за Э. Ренана в 1856 г.

90 Шарль-Анри-Огюст Шеффер (C.-H.-A. Scheffer) (1820–1898) — ученый-ориенталист.

91 Ари Шеффер (A. Scheffer) (1795–1858) — художник романтического направления, родился в Додрехте. С 1811 г. — в Париже. Учился у П.-Н.Герена.

92 Ари Ренан (A.Renan) (1857–1900) — художник, художественный критик, поэт.

93 «Жизнь Иисуса» (1863) была написана Ренаном под влиянием его впечатлений от поездок в Палестину и на основе изучения Нового Завета, сочинений Иосифа Флавия и современной ему жизни в Палестине. Его критиковали за крайний субъективизм и модернизацию истории раннего христианства.

94 Жюль Мишле (J.Michelet) (1798–1874) — историк.

95 Ипполит Тэн (I.Taine) (1828–1893) — философ, писатель, историк, историк литературы и искусства. «История происхождения современной Франции» состояла из трех частей. Первая «Старый режим»(1875) — скорее история французского общества, чем государства, построенная на контрасте между культурно-аристократическим обществом салонов и народом, задавленным налогами. Вторая часть — «Революция» — написана на основе большого архивного материала, где Тэн, не скупясь на факты, впервые дал полную картину бедствий французского населения при якобинской диктатуре. Впечатление, произведенное этой книгой, было очень неблагоприятно для Тэна. Из третьей части — «Современный режим» — Тэн издал один том о Наполеоне и его преобразовании французского государства (1891), где Наполеон подведен под тип итальянского кондотьера, сохранившийся в стоящей в стороне от культуры Корсике. Большинство критиков того времени видело в его книгах только исторический памфлет.

96 Г-жа Массон, урожденная Коттин

97 Видаль (VidalYules) (1858–1895) — художник, писатель.

98 Эмиль Бланшар (E.Blanchard) (1819–1900) — профессор зоологии в Музее (1862–1895) и Институте Агрономии (1876–1888).

99 Луи-Годфруа Жаден (L.-G. Jadin) (1805–1882) — художник королевской псовой охоты.

100 Эрнест Баер. Сведений об этом лице обнаружить не удалось.

101 Эдмон Абу (E.About) (1828–1885) — писатель, журналист.

102 Поль Бодри (P.Baudry) (1828–1886) — живописец стиля Второй империи, модный портретист, художник-декоратор, выполнил панно для Парижской оперы (1862–1874).

О росписях в Опере Э. де Гонкур, в частности, писал: «Что касается росписей в Опере, то я их воспринимаю как безвкусное применение рисунка в стиле Микеланджело для изображения типа кокотки с улицы Сен-Жорж».

103 Анри Делаборд, виконт (H.Delaborde) (1811–1898) — историк искусства, хранитель эстампов Национальной библиотеки Франции, автор описания Отделения эстампов библиотеки и др.

104 Эжен-Мари Лабиш (E.-M. Labiche) (1815–1888) — драматург.

105 Имеются в виду 40 членов Французской академии. Французская академия (одна из 5, входящих в состав Французского института — Institut de France), старейшая в Европе, была основана по предложению кардинала Ришелье в 1635 г. Членами Академии главным образом являются писатели. Целью ее было (и является) поддержание чистоты французского языка, предметом занятий — вопросы грамматики, риторики, поэзии, издания классиков и словаря французского языка. В 1637 г. было постановлено, что число ее членов не должно превышать 40 человек, которые остаются членами академии пожизненно (отсюда и «Бессмертные»). Выборы нового академика могли состояться только в связи со смертью кого-либо из членов. При этом уставом строго запрещалось лицам, выставлявшим свою кандидатуру, посещать академиков перед выборами с целью просить голоса, но на практике установился прямо противоположный обычай.

106 Возможно, это Жюльен Луи Жоффруа (Julien-Lois Geoffroy) (1743–1814) — известный французский критик.

107 Э.Лабиш был избран в члены Французской академии 26 февраля 1880 г. (Castries D. De. La vieille Dame du quai Conti. Une histoire de l’Academie francaise. Paris. 1985).

108 Мариэтта Альбони (1823–1894) — певица, пела в Италии, Вене, Петербурге. В 1854 г. вышла замуж за гр. Пеполи, после его смерти в 1866 г. оставила сцену и появлялась только в концертах. В 1877 г. второй раз вышла замуж за офицера французской армии Зигера.

То же самое пишет и А. Ф. Кони в « Воспоминаниях старожила» о Петербурге : « в итальянской опере блистала ... в конце сороковых годов певица Альбони, по поводу крайней толщины которой и удивительного голоса остряки говорили, что это слон, проглотивший соловья». Кони А.Ф.. Избранные произведения. М.: Избранная литература, 1980. С.486

109 Липгарт выполнил также карандашный портрет М. Альбони 3 октября 1880 г. Он был помещен в журнале «La vie moderne» 1 января 1881 г. в № 1. С.8.

110 Гюстав Дрефус (Dreyfus Gustave) — коллекционер. Удивление Липгарта вполне характерно для того времени и среды из которой он сам вышел. Во Франции же, в отличие от России, со времени Наполеона III (1852–1870) и при его поддержке евреи очень активно стали продвигаться по социальной лестнице, занимая все более уверенно самые высокие посты не только традиционно в коммерции, но и в политике, искусстве, медицине, юриспруденции и др., все более интегрируясь и ассимилируясь во французском обществе. Тем не менее, скрытое предубеждение и намеренное замалчивание этой проблемы существовало, что в последствие привело к зарождению и развитию антисемитизма и в конечном итоге вылилось в 1894 г.в «дело Дрейфуса».

111 Шарль Эфрусси (Charle Ephrussi) (1819–1905) — писатель, возглавлял «La Gazette de beaux-arts».

112 Жюль Массне (1942–1912), — французский композитор. Член Института Франции (1878). В 1863 окончил Парижскую консерваторию (класс композиции А. Тома), получил Римскую премию (за кантату «Давид Риццио»). 1864 –1865 годы, как стипендиат, провел в Риме. В 1878 –1896 годах — профессор Парижской консерватории. В 1910 –м президент Академии изящных искусств. Написал свыше 30 опер, 3 балета, оратории, симфонии, фортепьянные произведения, около 200 романсов и песен и др.

113 Джузеппе де Ниттис (1846–1884) — художник и гравер-офортист, учился в Неаполе, работал в стиле «macchiaioli», (направление, сходное с французским импрессионизмом). В 1867 г. приехал в Париж, поступил в мастерскую Жерома; темой его картин были персонажи светской парижской жизни. Имел большой успех у парижской публики и умер в 38 лет в самом расцвете карьеры.

114 Этот портрет Эдмона де Гонкура в рабочем кабинете, сделанный Липгартом с пастели де Ниттиса был помещен в №22 «La vie moderne» за 1881 г.

115 Эмиль Леви mile Lévy) (1826–1890) — исторический и жанровый живописец, портретист, пастелист, декоратор. Ученик Фр. Э. Пико. Выставлялся в салоне с 1848 г., где неоднократно получал медали, а также на Всемирных выставках в 1867 и 1878 годах. В Париже оформил росписями особняк Furtago, часовни Богоматери, Св. Троицы и зал свадебных торжеств мерии VII округа.