1 De Stijl. «Manifest I» // Hrsg. von Charles Harrison und Paul Wood. Kunsttheorie im 20. Jahrhundert. Bd. I: 1895–1941. Ostfildern-Ruit: Hatje Cantz Verl., 2003. S. 375.

2 Ibid. S. 376.

3 Шкловский В. Гамбургский счет: Статьи — воспоминания — эссе. М.: Советский писатель, 1990. С.169.

4 См.: Лессинг Г. Э. Лаокоон // Готхольд Эфраим Лессинг. Избранное / Пер. с нем. М.: Художественная литература, 1980. С.392.

5 Greenberg C. Die Essenz der Moderne. Ausgewählte Essays und Kritiken. Amsterdam, Dresden: Verl. der Kunst, 1997. S. 46.

6 Bois Y.A. El Lisitzky: Radikale Reversibilität / Hrsg. von Gaßner H., Kopanski K. // Die Konstruktion der Utopie. Ästhetische Avantgarde und politische Utopie in den 20er Jahren. Marburg: documenta Archiv, Jonas Verl., 1992. S. 31-47.

7 Малевич К. От кубизма к супрематизму // Собр. соч. В 5 т. Т.1. М.: Гилея, 1995. С.28.

8 Родченко А. Предостережение // Новый ЛЕФ. 1928. №11. С.36.

9 Этот термин мы заимствуем у Родченко. «Подобные фигуры» — так называется серия его трехмерных конструкций начала 20-х годов, в основе которых лежит тот или иной стандартный геометрический модуль.

10 Третьяков С. Сквозь непротертые очки // Литература факта. Первый сборник материалов работников ЛЕФа. М.: Захаров, 2000. С.240.

11 См.: Третьяков С. Вызов: Колхозные очерки. М.: Федерация, 1932.

12 Юнгер Э. Рабочий. Господство и гештальт; Тотальная мобилизация; О боли. СПб.: Наука, 2000. С.200.

13 Там же. С.128.

14 Родченко А. Против суммированного портрета за моментальный снимок // Новый ЛЕФ. 1928. №4. С.14.

15 Там же. С.15.

16 Родченко А. Пути современной фотографии // Новый ЛЕФ. 1928. №9. С. 37-38.

17 Клуцис Г. Фотомонтаж как средство агитации и пропаганды // За большевистский плакат. Задачи изоискусства в связи с решением ЦК ВКП(б) о плакатной литературе. М.; Л.: ОГИЗ — ИЗОГИЗ, 1932. С.104.

18 Клуцис Г. Мировое достижение // Пролетарское фото. 1932. №6. С.14.

19 Арватов Б. Агит-кино и кино-глаз // Кино-журнал А.Р.К. 1925. №8. С.3.

20 Там же.

21 Третьяков С. Новый Лев Толстой // Новый ЛЕФ. 1927. №1. С. 36-37.

22 Третьяков С. Страна-перекресток: Документальная проза. М.: Советский писатель, 1991. С.315.

23 Бахтин М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. С. 225f.

24 Там же. С.215.

25 Цит. по: Лаврентьев А. Ракурсы Родченко. М.: Искусство, 1992. С.72.

26 Groys B. Logik der Sammlung. Am Ende des musealen Zeitalters. München, Wien: Carl Hanser Verl., 1997. S. 205f.

27 Так часто переводится на русский язык фрейдовский термин Unheimlichkeit, обозначающий психологический эффект, вызываемый столкновением с вытесненным травматическим опытом, избежавшим символизации и потому так и не ставшим личным опытом субъекта. Иначе говоря, ощущение «тревожной странности», или «чужести», вызывает нечто такое во мне, что мне не принадлежит, субъектом чего я не являюсь. Это понятие как нельзя лучше подходит к предмету настоящего разговора. Каждый советский человек знал о репрессиях, и в то же время их как бы не существовало — не только в поле официального языка, но и в пространстве индивидуального сознания. В произведениях современной литературы и кино, изображающих «преступления сталинского режима» и подходящих к этой теме по-позитивистски, эффект «тревожной странности» обычно теряется из виду. Редким — и выдающимся — примером его воссоздания служит фильм Алексея Германа «Хрусталев, машину!».

28 Шкловский В. Указ. соч. С.310.