Примечания

1 Горленко В. Художник В.Л.Боровиковский // Русский архив. 1891. Кн.2. №6. С.3.

2 Архангельская А.И. Боровиковский. М., 1946; Михайлова К.В. Боровиковский. Л.,1968; Боровиковский Альбом / Авт.-сост. И.М.Жаркова. М., 1977. (Серия «Образ и цвет»).

3 Алексеева Т.В. В.Л. Боровиковский и русская культура на рубеже XVIIIXIX веков. М., 1975.

4 Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т.1. СПб., 1998. С. 60-67; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века М., 1998. С. 57-93.

5 Чижова И.Б. Судьба придворного художника. В.Л.Боровиковский в Петербурге. СПб., 2001.

6 Маркина Л.А. Портреты из Парижа // Наше наследие. 1990. №6. С. 7-11; Она же. Новые приобретения произведений Левицкого и Боровиковского в Третьяковской галерее // Искусство. 1993. № 1. С.76; Она же. Владимир Боровиковский. М.; Белый город, 2001.

7 Львов Ф.П. Николай Александрович Львов // Сын Отечества. 1822. [Т.] XVII. С.110.

8 Екатерина II и Г.А.Потемкин. Личная переписка 1769–1791 / Подгот. изд. В.С.Лопатина. М., 1997. С. 521, 639.

9 Чижова И.Б. Указ. соч. С.135.

10 ОР ГТГ. Ф.1. Ед. хр.1541. Л.1.

11 Там же. Ед.хр. 1543. Л.1об.

12 Там же. Ед.хр. 1548. Л.3.

13 Там же. Ед.хр. 1547. Л.1об.

14 Bilder von alten Menschen in der niederländischen und deutschen Kunst 1550 1750. Ausstellung Herzog Anton Ulrich Museum. Bear. Von Jutta Desel u.a. Braunschweig, 1993.

15 Горленко В. Указ. соч. С.266.

16 Потькалова А.В. Религиозная живопись Владимира Лукича Боровиковского. М., 1996. С.36.

17 Екатерина Филипповна Татаринова (1783–1856) — дочь Ф.Буксгевдена, полковника и директора банка в Тюмени, и баронессы Мальтиц, придворной дамы императрицы Екатерины Великой. С 1790 г. — воспитанница Смольного Института благородных девиц. В 1812-м сочеталась браком с И.М.Татариновым (скончался в 1815 г. от ран, полученных в сражении под Лейпцигом). В 1815-м Е.Ф.Татаринова переселилась к матери в Михайловский замок (Петербург). В 1817 г. оставила лютеранскую веру и приняла православие. По ее собственному уверению, в ту же самую минуту она почувствовала в себе «дар пророчества». В 1821 г. в связи с размещением в Михайловском замке Главного Инженерного училища была вынуждена переехать в дом за городской чертой. В 1822 г. издан указ о «закрытии всех тайных обществ». В 1837-м сослана в город Кашин в Сретенский монастырь. В 1847-м дала письменное обязательство «не распространять прежних своих заблуждений». В 1848 г. поселилась в Москве, в доме генерала Головина (на Арбате), где жила до самой смерти. Похоронена на Пятницком кладбище.

18 Мартын Степанович Пилецкий-Урбанович (ок. 1780–18…) — из сербских переселенцев. С 1789 г. записан в Екатеринославское казачье войско, которое было упразднено при воцарении Павла I. C 1789 г. жил в Германии, учился в Геттингенском университете. По возвращении в Россию в 1806 г. состоял переводчиком при Академии наук. С 1809-го служил в Подольском Губернском приказе. В 1811-м в связи с учреждением Царскосельского Лицея был назначен «надзирателем по учебной и нравственной части». В 1813 г. оставил Лицей. Вышел в отставку в чине статского советника. Кавалер ордена св. Владимира. В 1837-м сослан в Суздаль в Спасо-Евфимиевский монастырь. В 1842 г. подписал обязательство не распространять учение Татариновой и переехал в Кострому. В 1846 г. последовал указ о разрешении ему проживать во всех городах империи. Последние годы провел в Петербурге, где и скончался.

19 Из записной книжки художника В.Л.Боровиковского // Девятнадцатый век. Исторический сборник, издаваемый Петром Бартеневым. Кн. 2. М., 1872. С.213.

20 Русский архив. 1861. Т.?. С.623.

21 О духовном Союзе Е.Ф.Татариновой // Девятнадцатый век. Кн. 1. М., 1872. С.223.

22 Из записной книжки художника В.Л.Боровиковского. С.215.

23 Там же. С.217.

24 Там же. С.218.

25 В своей записной книжке Боровиковский зафиксировал: «Августа 11-го. Понедельник. Пришли Мартын Степанович (Пилецкий-Урбанович. — Л.М.) и Алексей Григорьевич (Милорадович. — Л.М.). Подарил четыре экземпляра для них и для Екатерины Филипповны благовест<вование?> Четырех евангелистов». «18-го. Понедельник. Для Екатерины Филипповны писать картину: пророчествующего Никиту Ивановича (Федорова, музыканта 1-го кадетского корпуса. — Л.М.), а она с прочими, и я тут же, на коленях» (С.216).

26 «Мартын Степанович сказал вчера или прежде, что “Слуцкого нет лица в Соборе; очень жаль: крайне бы нужно, чтобы он тут был писан”. И сие сказал с негодованием; только что не выговорил, что твое тут не нужно, а его должно быть. И я рассматривал сие долго, и наконец решился, переписал для удовлетворения желания Мартына Степановича». «9-го. Вторник. Рано пришел Д. Иванович и взял картину Собор. Пришел с затруднением. Увиделся с Никитой Ивановичем: он ко мне с любовью, и я чувствовал к нему. Пришел в Новый Собор; началось уже пение. Мартын Степанович очень похвалил, что написал вместо себя Слуцкого, и Екатерина Филипповна также» (С.217).